УИД 76OS0000-01-2023-000031-86
Дело № 3а-82\2023
Принято в окончательной форме 21.11.2023г.
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
07 ноября 2023г. гор. Ярославль
Ярославский областной суд в составе судьи Преснова В.С., при ведении протокола судебного заседания секретарем Чистяковой А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Крылова Владимира Дмитриевича об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере рыночной стоимости,
Установил:
В административном исковом заявлении Крылов В.Д. просит восстановить срок на обращение в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером №; установить на период с 16.01.2020 по 31.12.2022 кадастровую стоимость земельного участка, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для ведения личного подсобного хозяйства, общая площадь <данные изъяты> кв.м., кадастровый номер: №, расположенный по адресу: <адрес>, в размере рыночной стоимости 587 945 рублей на дату 01.01.2019 г.
В обоснование заявленных требований указано, что административный истец являлся собственником указанного земельного участка, который 22.09.2020 г. был продан Мирзаханян Н.А. по цене ниже кадастровой. В связи с этим, налоговым органом Крылову В.Д. доначислен налог на доход физического лица, исходя из кадастровой стоимости земельного участка. Крылов В.Д. представил отчет о рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером № по состоянию на 01.01.2019 г., подготовленный <данные изъяты>.
Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером № по состоянию на 01.01.2019 г. определена в размере 1 562 137,65 рублей, в дальнейшем пересмотрена на основании решения ГБУ Ярославской области «Центр кадастровой оценки и рекламы» от 07.12.2022 г. по состоянию на дату 05.10.2022 г. в размере 379 950 рублей.
В судебном заседании 24.10.2023 г. административный истец Крылов В.Д. и представитель административного истца - Огарев И.В. административные исковые требования поддержали.
Представитель административного ответчика ГБУ Ярославской области «Центр кадастровой оценки и рекламы» на основании доверенности Ошмарина Е.Н. административные исковые требования не признала.
Административный ответчик министерство имущественных отношений Ярославской области (ранее - департамент имущественных и земельных отношений Ярославской области), заинтересованные лица ППК «Роскадастр», Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, администрация Дмитриевского сельского поселения Даниловского муниципального района Ярославской области, Мирзаханян Н.А., извещенные о времени и месте рассмотрения дела, представителей в судебное заседание не направили, ходатайств об отложении рассмотрения дела не представили.
ППК «Роскадастр» представил письменные объяснения, в которых изложили сведения о земельном участке административного истца.
Выслушав административного истца, представителя административного истца, представителя административного ответчика ГБУ Ярославской области «Центр кадастровой оценки и рекламы», исследовав письменные материалы дела, суд пришел к следующим выводам.
Крылов В.Д. до 02.10.2020г. являлся собственником земельного участка с кадастровым номером № общей площадью <данные изъяты> кв.м, категория земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование – для ведения личного подсобного хозяйства, расположенного по адресу: <адрес>. Соответственно, административный истец является плательщиком налога, который исчисляется из кадастровой стоимости данного объекта недвижимости.
Согласно части 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, включая оспаривание решений комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, с административным исковым заявлением об оспаривании действий (бездействия) такой комиссии (далее - административное исковое заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, включая оспаривание решений комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости), с административным исковым заявлением об оспаривании решений бюджетного учреждения в отношении заявления об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости либо по итогам рассмотрения заявления об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, а также действий (бездействия) бюджетного учреждения в отношении указанных заявлений (далее - административное исковое заявление об оспаривании решений и действий (бездействия) бюджетного учреждения), если кадастровая стоимость затрагивает права и обязанности этих лиц.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 248 КАС РФ основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Согласно пункту 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость), арендная плата, а также иная плата, предусмотренная настоящим Кодексом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 387 Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ) земельный налог (далее в настоящей главе - налог) устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
В силу пункта 1 статьи 388 НК РФ налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
Согласно пункту 1 статьи 390 НК РФ налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса.
Пунктом 1 статьи 391 НК РФ установлено, что налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.
В силу пункта 1 статьи 396 НК РФ сумма налога исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
В пункте 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации указано, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной кадастровой оценке.
Административный истец, оспаривая в настоящем деле кадастровую стоимость земельного участка по состоянию на 01.01.2019 г., представил отчет об оценке рыночной стоимости земельного участка, подготовленный оценщиком <данные изъяты> № 29/03/2023 от 22.03.2023 г. Согласно отчету рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером № составляет 587 945 рублей по состоянию на 01.01.2019 г.
Проанализировав данный отчет, суд считает что отчет отвечает требованиям относимости, допустимости, а определенная в нем рыночная стоимость земельного участка по состоянию 01.01.2019г. является достоверной.
Вместе с тем оснований для удовлетворения административных исковых требований не имеется.
Из материалов дела следует, что оспариваемая административным истцом кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером № является архивной и была установлена приказом департамента имущественных и земельных отношений Ярославской области от 21.10.2019 № 20-н «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, за исключением земельных участков, земельных участков категории земель "земли населенных пунктов", земельных участков категории земель "земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения", расположенных на территории Ярославской области", по состоянию на 01.01.2019 г. Дата начала применения кадастровой стоимости - 01.01.2020 г.
На основании решения ГБУ ЯО «Центр кадастровой оценки и рекламы» от 07.12.2022 г. установлена кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером № в размере 379 950 рублей по состоянию на 05.10.2022 г.
С 01 января 2023г. для целей налогообложения применяется кадастровая стоимость указанного земельного участка, утвержденная приказом департамента имущественных и земельных отношений ЯО от 23.11.2022 N 33-н "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков, расположенных на территории Ярославской области" по состоянию на 01.01.2022г.
В соответствии со статьей 22.1 Федерального закона «О государственной кадастровой оценке» кадастровая стоимость здания, помещения, сооружения, объекта незавершенного строительства, машино-места, земельного участка может быть установлена бюджетным учреждением в размере рыночной стоимости соответствующего объекта недвижимости по заявлению юридических и физических лиц, если кадастровая стоимость затрагивает права или обязанности этих лиц, а также органов государственной власти и органов местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев, установленных настоящей статьей).
Заявление об установлении рыночной стоимости подлежит рассмотрению в течение тридцати календарных дней со дня его поступления.
Бюджетное учреждение вправе принять следующие решения в отношении заявления об установлении рыночной стоимости:
1) об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости (далее - решение об установлении рыночной стоимости), указанной в отчете об оценке рыночной стоимости такого объекта недвижимости;
2) об отказе в установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости в связи с использованием неполных и (или) недостоверных сведений, расчетными или иными ошибками, повлиявшими на итоговый результат определения рыночной стоимости такого объекта недвижимости, нарушением требований законодательства об оценочной деятельности при составлении отчета об оценке рыночной стоимости такого объекта недвижимости (далее - решение об отказе в установлении рыночной стоимости).
Указанная норма введена Федеральным законом от 31.07.2020 года N 269-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Согласно пунктам 1 и 3 части 2 статьи 6 указанного Федерального закона до 1 января 2026 года устанавливается переходный период применения статей 22 и 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" с учетом следующих особенностей:
в течение переходного периода высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации может быть принято решение о дате перехода к применению положений статьи 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" для целей установления кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости (далее - решение);
с даты, указанной в решении, в субъекте Российской Федерации:
а) применяются положения статьи 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" в отношении всех объектов недвижимости, учтенных в Едином государственном реестре недвижимости;
б) не применяются положения статьи 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке";
в) рассмотрение споров о результатах определения кадастровой стоимости на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость, в соответствии со статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" не осуществляется.
Постановлением Правительства Ярославской области от 10 июня 2022 года № 459-п в качестве даты перехода к применению на территории Ярославской области положений статьи 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" для целей установления кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости установлено 01.07.2022 г.
Таким образом, на территории Ярославской области оспаривание кадастровой стоимости с 01.07.2022 г. осуществляется во внесудебном порядке на основании приведенных выше положений статьи 22.1 Федерального закона «О государственной кадастровой оценке».
С 01.07.2022 г. в судебном порядке может быть оспорено только решение Бюджетного учреждения в отношении заявления об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости.
Административный истец обратился в суд с заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка 23.03.2023 г., то есть после указанной даты. Содержащееся в материалах административного дела уведомление от 11.04.2023г. было оспорено административным истцом, вступившим в законную силу решением Ярославского областного суда от 19 июня 2023г. в удовлетворении административных исковых требований было отказано.
Доказательств обращения в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости до 01.07.2022г. административный истец не представил.
Таким образом, с 01.07.2022 г. кадастровая стоимость объектов недвижимости, расположенных на территории Ярославской области, могла быть пересмотрена и установлена в размере рыночной стоимости только на основании решения соответствующего учреждения, которым является ГБУ Ярославской области «Центр кадастровой оценки и рекламы».
В материалах дела имеется решение ГБУ ЯО «Центр кадастровой оценки и рекламы» от 07.12.2022 г., вынесенное по результатам рассмотрения заявления Крылова В.Д. от 14.11.2022 г. К заявлению был приложен отчет № 63/08/2022 от 07.10.2022, выполненный <данные изъяты>. Отчет об оценке рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером № определял размер рыночной стоимости объекта недвижимости по состоянию на 05.10.2022г.
В период обращения Крылова В.Д. с заявлением в ГБУ Ярославской области «Центр кадастровой оценки и рекламы» и принятия указанным бюджетным учреждением решения от 07.12..2022г. актуальной была кадастровая стоимость земельного участка по состоянию на 01.01.2019г., утвержденной приказом департамента имущественных и земельных отношений Ярославской области от 20.09.2020г. № 20-н.
Требования Крылова В.Д. о пересмотре архивной кадастровой стоимости обоснованы необходимостью уплаты налоговых платежей.
Поскольку с 01.07.2022 г. для целей установления кадастровой стоимости объектов недвижимости, расположенных на территории Ярославской области и учтенных в ЕГРН, в размере их рыночной стоимости, могли применяться только положения статьи 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке", оспорить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером №, установленную по состоянию на 01.01.2019 г. года в порядке, предусмотренном положениями статьи 22 Федерального закона N 237-ФЗ, или положениями статьи 24.18 Федерального закона N 135-ФЗ, административный истец мог только до 01.07.2022 г., что им не было сделано.
Обратившись с заявлением в Бюджетное учреждение в ноябре 2022 года путем подачи заявления об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости, административный истец ссылался на положения Федерального закона № 237-ФЗ. По результатам рассмотрения указанного заявления бюджетным учреждением принято решение об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером № в размере 379 950 рублей. Оспариваемая Крыловым В.Д. кадастровая стоимость земельного участка в размере 1 562 137,65 рублей по состоянию на 01.01.2019 г., была пересмотрена Бюджетным учреждением 07.12.2022 г., когда на территории Ярославской области действовал новый порядок пересмотра кадастровой стоимости.
Таким образом, Крылов В.Д. уже реализовал свое право на установление кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером № в размере рыночной стоимости равной 379 950 рублей.
Поскольку с 1 июля 2022 года на территории Ярославской области пересмотр кадастровой стоимости объектов недвижимости осуществляется исключительно Бюджетным учреждением, и в суд административный истец мог обратиться только одновременно с требованиями об оспаривании решения бюджетного учреждения и установлении рыночной стоимости объекта недвижимости в размере рыночной, требования административного истца об установлении кадастровой стоимости земельного участка, установленной по состоянию на 01.01.2019 г., в размере рыночной, были рассмотрены Бюджетным учреждением после 01.07.2022 г. и были удовлетворены, Крылов В.Д. не может повторно оспорить указанную кадастровую стоимость с использованием порядка, установленного положениями статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
После 01.07.2022 г. оспорить кадастровую стоимость земельного участка с использованием правового механизма, предусмотренного положениями статьи 22 Федерального закона N 237-ФЗ, или положениями статьи 24.18 Федерального закона N 135-ФЗ, административный истец мог только в случае, если указанная кадастровая стоимость стала архивной до 01.07.2022 г.
С учетом изложенного, оснований для удовлетворения требований Крылова В.Д. не имеется.
Руководствуясь статьями 175-180, 249 КАС РФ, суд
решил:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ № ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░ 01.01.2019 ░. ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░: ░.░. ░░░░░░░