Дело 3а-17/2024
УИД 21OS0000-01-2023-000126-12
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
8 февраля 2024 года г. Чебоксары
Верховный Суд Чувашской Республики под председательством судьи Евлогиевой Т.Н.,
при секретаре судебного заседания Молоковой А.Г.,
с участием прокурора прокуратуры Чувашской Республики Овчинниковой Н.А.,
представителей административного истца Федорова М.В., действующего на основании доверенности и диплома о высшем юридическом образовании, и заместителя главного врача Мадеева Е.Г.,
представителя административных ответчиков - Чебоксарского городского Собрания депутатов и администрации г.Чебоксары Маркова А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Бюджетного учреждения «Республиканская детская клиническая больница» Минздрава Чувашии о признании недействующим в части решения Чебоксарского городского Собрания депутатов Чувашской Республики от 03.03.2016 № 187,
Руководствуясь статьями 175 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
у с т а н о в и л:
Решением Чебоксарского городского Собрания депутатов Чувашской Республики от 3 марта 2016 года № 187 утверждены Правила землепользования и застройки Чебоксарского городского округа, разработанные ОАО «РосНИПИУрбанистики в 2015 году» (далее также Правила землепользования и застройки).
В состав Правил землепользования входит карта зон с особыми условиями, в которой земельные участки с кадастровыми номерами 21:01:020702:72 и 21:01:020702:45 отнесены к санитарно-защитной зоне.
Бюджетное учреждение «Республиканская детская клиническая больница» Минздрава Чувашии обратилось в суд с административным исковым заявлением, уточненном в судебном заседании 21 декабря 2023 года (л.д.78-79 том 4), о признании решения Чебоксарского городского Собрания депутатов Чувашской Республики от 03.03.2016 года № 187 недействующим в следующей части:
признать недействующими Правила землепользования и застройки Чебоксарского городского округа, разработанных АО «РосНИПИУрбанистики в 2015 году», утвержденные решением Чебоксарского городского Собрания депутатов Чувашской Республики от 03.03.2016 года № 187, в части отображения на карте зон с особыми условиями использования территории зон с особыми условиями использования территории (санитарно-защитной зоны) установленные для земельных участков с кадастровыми номерами 21:01:020702:72 и 21:01:020702:45, а также просило возместить судебные расходы по уплате государственной пошлины.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что на указанных земельных участках, находящихся в собственности Чувашской Республики, находятся введенные в эксплуатацию корпуса БУ «Республиканская детская клиническая больница» Минздрава Чувашии - 7-ми этажный главный корпус на земельном участке с кадастровым номером 21:01:020702:72 (г.Чебоксары, ул.Ф.Гладкова, д.27) и 4-ех этажный корпус восстановительного лечения на земельном участке с кадастровым номером 21:01:0200702:45 (г.Чебоксары, ул.Осипова, д.5). В целях строительства нового корпуса больницы и реконструкции существующих корпусов по заключенному 12.04.2022 между Казенным учреждением Чувашской Республики «Республиканская служба единого заказчика» Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики (заказчик) и ООО «Абсолют проект» (исполнитель) государственному контракту последний обязан выполнить инженерные изыскания, а также осуществить подготовку проектной и рабочей документации. Однако в ходе выполнения государственного контракта выяснилось, что указанные земельные участки входят в санитарно-защитную зону, которая отображена на Генеральном плане Чебоксарского городского округа.
Так, земельный участок с кадастровым номером 21:01:0200702:45 частично находится в санитарно-защитной зоне группы промышленных объектов – промышленный узел Лапсарский, а земельный участок с кадастровым номером 21:01:020702:72 – в группе промышленных объектов – промышленный узел Лапсарский и ликвидированного к настоящему времени ООО «Экологическая компания «Дезинфекция, дератизация, стерилизация». Указанное обстоятельство препятствует прохождению государственной экспертизы проектно-сметной документации и строительству нового лечебного корпуса БУ «Республиканская детская клиническая больница» и реконструкции существующего. Между тем Управление Роспотребнадзора на запрос административного истца ответило, что санитарно-защитная зона для Лапсарского промышленного узла не устанавливалась и заявлений об установлении санитарно-защитной зоны или о несоответствии санитарным правилам и нормативам не поступало. По сообщению Управления архитектуры и градостроительства администрации г.Чебоксары объекты и санитарно-защитные зоны, препятствующие строительству и реконструкции корпусов медицинской организации на вышеуказанных земельных участках отсутствуют. По сообщению администрации г.Чебоксары Генеральным планом решений об установлении санитарно-защитных зон от каких-либо объектов не принималось. Согласно градостроительному плану земельного участка с кадастровым номером 21:01:0200702:45 вид разрешенного использования указан «2.6 высотная застройка», «3,4,2 стационарное медицинское обслуживание». Аналогичный вид разрешенного использования указан и в градостроительном плане земельного участка с кадастровым номером 21:01:020702:72.
Изложенное, по мнению административного истца, свидетельствует о том, что оспариваемым Решением Чебоксарского городского Собрания депутатов от 03.03.2016 № 187 санитарно-защитные зоны для названных земельных участков были установлены неверно, что требует признания их недействующими и исключению из указанного решения. Внесение данного изменения требуется в связи с необходимостью завершения государственного контракта и перехода к непосредственным работам по строительству на указанных земельных участках нового корпуса БУ «Республиканская детская клиническая больница» для стационарного медицинского обслуживания детского населения в соответствии с видом разрешенного использования земельных участков Градостроительного плана администрации г.Чебоксары.
В обоснование заявленных требований административный истец указывает на нарушение установленной процедуры установления санитарно-защитной зоны, указывает на их противоречие требованиям федерального законодательства, т.к. установленные с нарушением требований закона в оспариваемом нормативном правовом акте ограничения влекут нарушение прав административного истца.
Протокольным определением от 23 ноября 2023 года к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Чувашской Республике – Чувашии (л.д.39-40 т.4).
Протокольным определением от 21 декабря 2023 года к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Управление архитектуры и градостроительства администрации г.Чебоксары (л.д.218-222 т.4).
В ходе рассмотрения дела судом установлено, что к спорным земельным участкам примыкает Лапсарский промышленный узел, состоящий из групп промышленных объектов - множества баз, складов, автохозяйств и т.п., т.е. неопределенный круг юридических лиц. При этом в порядке абстрактного нормоконтроля, в котором рассматривается настоящее административное дело, суд разрешает вопросы права - соответствие оспоренного правового регулирования иным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, а вопросы о правах и обязанностях юридических лиц, входящих в указанные группы промышленных объектов, судом не разрешаются, в связи с чем судом вопрос о привлечении иных юридических лиц из числа указанных промышленных объектов, с учетом мнения сторон в судебном заседании 23.11.2023, не обсуждался.
В судебном заседании представитель административного истца Федоров М.В., действующий на основании доверенности и диплома о высшем юридическом образовании, и заместитель главного врача Бюджетного учреждения «Республиканская детская клиническая больница» Минздрава Чувашии Мадеев Е.Г. административные исковые требования, с учетом уточнений, поддержали в полном объеме и вновь привели их суду. При этом заместитель главного врача Бюджетного учреждения «Республиканская детская клиническая больница» Минздрава Чувашии Мадеев Е.Г., не имеющий юридического образования, допущен к участию в деле как руководитель бюджетного учреждения.
Представитель административного ответчика Чебоксарского городского собрания депутатов Чувашской Республики в судебное заседание не явился, о месте и времени слушания дела извещен надлежащим образом, в подтверждение чего в материалах дела имеется его расписка в получении судебного извещения.
Участвующий ранее в судебном заседании представитель Чебоксарского городского собрания депутатов Чувашской Республики Марков А.С. на основании доверенности от 01.12.2023 (л.д.76 т.4) административные исковые требования не признал.
Представитель заинтересованного лица администрации города Чебоксары Марков А.С. заявленные исковые требований не признал в полном объеме, просил в удовлетворении иска отказать. Также пояснил, что в данном судебном заседании не является представителем административного ответчика Чебоксарского городского собрания депутатов Чувашской Республики.
Представители привлеченных к участию в деле заинтересованных лиц - Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Чувашской Республике – Чувашии и Управления архитектуры и градостроительства администрации г.Чебоксары, извещённые о дате и времени судебного разбирательства, в подтверждение чего в материалах дела имеются расписки в получении ими судебных извещений, в судебное заседание не явились.
С учетом требований ст.213 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд полагает возможным рассмотреть административное дело в отсутствие неявившихся лиц.
Заслушав доводы и возражения участников процесса, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора прокуратуры Чувашской Республики Овчинниковой Н.А., полагавшей административные исковые требования подлежащими удовлетворению, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 208 Кодекса административного судопроизводства РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Согласно положениям ст. 215 Кодекса административного судопроизводства РФ нормативный акт, не соответствующий иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, может быть признан судом недействующим.
В соответствии с частями 7-9 ст. 213 Кодекса административного судопроизводства РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются. При проверке законности этих положений суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании нормативного правового акта недействующим, и выясняет обстоятельства, указанные в ч. 8 настоящей статьи, в полном объеме.
При рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление;
2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов;
б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты;
в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта;
г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу;
3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу (ч. 8).
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в п.п. 2 и 3 ч. 8 настоящей статьи, возлагается на орган, организацию, должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт, а нарушение этим актом прав, свобод и законных интересов - административного истца (ч. 9).
Проверяя право административного истца на оспаривание решения Чебоксарского городского собрания депутатов, суд исходит из следующего.
Из разъяснений, содержащихся в абзаце первом пункта 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 50, следует, что с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что оспариваемым актом нарушены, нарушаются или могут быть нарушены их права, свободы и законные интересы, в том числе лица, в отношении которых применен этот акт, а также иные лица, чьи права, свободы, законные интересы затрагиваются данным актом (пункт 3 части 1 статьи 128, часть 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Административный истец Бюджетное учреждение «Республиканская детская клиническая больница» Минздрава Чувашии зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц (л.д.14 т.4).
Как следует из выписок из ЕГРН БУ «Республиканская детская клиническая больница» является правообладателем на праве постоянного (бессрочного) пользования земельных участков с кадастровыми номерами 21:01:020702:72 площадью 44925 +/- 46 кв.м. с видом разрешенного использования «для эксплуатации зданий и сооружений» и 21:01:020702:45 площадью 25414 +/- 56 кв.м. с видом разрешенного использования «для строительства и эксплуатации республиканского центра восстановительного лечения (П очередь)», расположенных по адресам: Чувашская Республика г.Чебоксары, ул.Гладкова, д.27 и ул.Осипова д.5, соответственно (л.д.56-61 т.4).
Право собственности на указанные земельные участки зарегистрировано за Чувашской Республикой.
На данных земельных участках расположены лечебные корпуса административного истца.
Соответственно, административный истец как правообладатель на праве постоянного (бессрочного) пользования земельных участков, в отношении которых Правилами землепользования и застройки Чебоксарского городского округа, разработанными АО «РосНИПИУрбанистики» в 2015 году, утверждёнными решением Чебоксарского городского Собрания депутатов от 03 марта 2016 года № 187 отображены (установлены) зоны с особыми условиями использования территории (санитарно-защитной зоны), является участником правоотношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом и вправе обращаться в суд с настоящим административным иском.
Проверяя порядок принятия, публикации оспариваемого решения, суд исходит из следующего.
В соответствии со статьей 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно решают вопросы местного значения.
Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», как указано в преамбуле к данному нормативному акту, в соответствии с Конституцией Российской Федерации устанавливает общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, определяет государственные гарантии его осуществления.
Пунктом 26 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ к вопросам местного значения муниципального, городского округа отнесено утверждение генеральных планов городского округа.
Аналогичная по своему содержанию норма закреплена в пункте 26 части 1 статьи 10 Закона Чувашской Республики от 18.10.2004 №19 «Об организации местного самоуправления в Чувашской Республике», принятого Государственным Советом Чувашской Республики 05.10.2004.
Градостроительный кодекс Российской Федерации (далее ГрК РФ) в пункте 1 части 3 статьи 8 предусматривает в числе полномочий органов местного самоуправления городских округов в области градостроительной деятельности подготовку и утверждение документов территориального планирования городских округов.
Согласно статье 7 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ по вопросам местного значения органами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты (часть 1).
Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации (часть 4).
Частью 4 статьи 3 ГрК РФ предусмотрено, что по вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить настоящему Кодексу.
В соответствии с Законом Чувашской Республики от 24.11.2004 N 37 «Об установлении границ муниципальных образований Чувашской Республики и наделении их статусом городского, сельского поселения, муниципального района, муниципального округа и городского округа» муниципальное образование город Чебоксары наделено статусом городского округа.
Согласно статьи 23 Устава муниципального образования г. Чебоксары - столицы Чувашской Республики, принятого решением Чебоксарского городского Собрания депутатов ЧР от 30.11.2005 N 40, представительным органом города является Чебоксарское городское Собрание депутатов.
Согласно ст.30 Устава Чебоксарское городское Собрание депутатов обладает правом представлять интересы населения, принимать от его имени решения, действующие на территории города Чебоксары.
Согласно п. 26 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. 7 Устава муниципального образования города Чебоксары - столицы Чувашской Республики утверждение генеральных планов и правил землепользования и застройки относится к вопросам местного значения городского округа.
Таким образом, указанными нормами Градостроительного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в редакциях, действовавших на дату принятия оспариваемого решения, утверждение генерального плана города, который является документом территориального планирования муниципального образования, и правил землепользования и застройки относилось к вопросам местного значения городского округа. Генеральный план городского округа и правила землепользования и застройки утверждаются муниципальным правовым актом представительного органа местного самоуправления городского округа. Муниципальные правовые акты, принятые по вопросам градостроительной деятельности, не должны противоречить Градостроительному кодексу Российской Федерации.
Карта градостроительного зонирования, содержащая границы территориальных зон, является составной частью правил землепользования и застройки (п. 2 ч. 2 ст. 30 Градостроительного кодекса РФ).
Из части 5 статьи 30 ГрК РФ следует, что границы зон с особыми условиями использования территорий в обязательном порядке отображаются на карте градостроительного зонирования, входящей в состав правил землепользования и застройки, а также могут отображаться на отдельных картах.
Порядок подготовки и утверждения правил землепользования и застройки регламентирован статьями 30 - 32 Градостроительного кодекса РФ.
Подготовка правил землепользования городского округа предусматривает осуществление ряда последовательных процедур, к которым относятся рассмотрение комиссией предложений о внесении изменений в Правила землепользования с подготовкой заключения, принятие решения главой местной администрации городского округа о подготовке проекта внесения изменений в Правила землепользования, обязательное согласование проекта в случаях, предусмотренных ст. 31 ГрК РФ, обязательное рассмотрение проекта на публичных слушаниях, принятие решения представительным органом местного самоуправления городского округа с учетом протоколов публичных слушаний по проекту Правил землепользования и заключения о результатах таких публичных слушаний об утверждении Правил или об отклонении проекта Правил и о направлении его главе местной администрации городского округа на доработку в соответствии с указанными протоколами и заключением.
Судом установлено, что по проекту Правил землепользования и застройки проведены публичные слушания (03 августа 2015 года; 04 августа 2015 года; 05 августа 2015 года; 06 августа 2015 года; 07 августа 2015 года; 08 августа 2015 года), которые оформлены протоколами (л.д.92-107 т.4).
По результатам общественных обсуждений принят итоговый документ - заключение от 10 августа 2015 года № 1, которое опубликовано в газете «Чебоксарские новости» (л.д.107-110 т.4).
Муниципальные правовые акты, принятые по вопросам градостроительной деятельности, подлежат опубликованию и размещению на официальном сайте городского округа в сети «Интернет» (ч. 3 ст. 32 Градостроительного кодекса РФ, ст. 47 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).
Оспариваемая карта градостроительного зонирования в составе Правил землепользования и застройки Чебоксарского городского округа, разработанных АО «РосНИПИУрбанистики» в 2015 году, утверждена решением Чебоксарского городского Собрания депутатов от 3 марта 2016 года N 187, которое вместе с Правилами опубликовано 10 марта 2016 года в периодическом печатном издании «Вестник органов местного самоуправления города Чебоксары» № 4 (158) и на официальном сайте города Чебоксары в информационно-телекоммуникационной сети Интернет http://gcheb.cap.ru/ 11 марта 2016 года (л.д.46 т.5).
Таким образом, оспариваемыеПравилаземлепользования и застройки приняты уполномоченным органом в рамках предоставленной компетенции с соблюдением формы принятия нормативных правовых актов, а также официального опубликования и по этим обстоятельствам сторонами не оспариваются.
При рассмотрении вопроса о соответствии нормативного акта в оспариваемой части на предмет соответствия нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к следующему.
В силу требований пункта 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель и земельных участков определяется в соответствии с федеральными законами исходя из их принадлежности к той или иной категории земель и разрешенного использования.
В соответствии с пунктом 1 статьи 56 Земельного кодекса Российской Федерации права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным Земельным кодексом РФ, федеральными законами.
Одним из видов таких ограничений являются ограничения использования земельных участков в зонах с особыми условиями использования территорий (подпункт 1 пункта 2 статьи 56 Земельного кодекса РФ).
Как следует из выписки из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках объекта недвижимости от 05.12.2023 № КУВИ-001/2023-2723261884, земельный участок с кадастровым номером 21:01:020702:72 площадью 44925 кв.м., расположенный по адресу: г.Чебоксары, ул. Гладкова, 27, относится к категории земель: земли населенных пунктов, имеет вид разрешенного использования «для эксплуатации зданий и сооружений» (л.д.56-57 т.4).
Земельный участок с кадастровым номером 21:01:020702:45 площадью 25554 кв.м., расположенный по адресу: г.Чебоксары, ул. П.Н.Осипова, 5, площадью 25414 кв.м. относится к категории земель: земли населенных пунктов, имеет вид разрешенного использования «для строительства и эксплуатации республиканского восстановительного лечения (П очередь) (выписка из ЕГРН от -5.12.2023 № КУВИ-001/2023-273260068 л.д.59-60 т.4).
Как также следует из материалов дела, администрацией города Чебоксары на основании заявлений БУ «Республиканская детская клиническая больница» подготовлены Градостроительные планы земельных участков: № РФ-21-2-01-0-00-2022-0101, с кадастровым номером 21:01:020702:45 площадью 25554 кв.м., расположенного по адресу: г.Чебоксары, ул. П.Н.Осипова, 5 и № РФ-21-2-01-0-00-2022-0102, с кадастровым номером 21:01:020702:72 площадью 44925 кв.м., расположенного по адресу: г.Чебоксары, ул. Гладкова, 27 (л.д.36-66 т.1).
Согласно разделам 5 вышеуказанных Градостроительных планов, в соответствии с Правилами землепользования и застройки Чебоксарского городского округа, утвержденными решением Чебоксарского городского Собрания депутатов Чувашской Республики от 03.03.2016 года № 187, земельные участки частично расположены в санитарно-защитной зоне (п.5.1. гл.V СанПин 2.2.1/2.1.1.1200-03).
Как следует из ответов Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики, Управления Роспотребнадзора Чувашской Республики-Чувашии, Управления архитектуры и градостроительства администрации города Чебоксары, администрации города Чебоксары оба земельных участка находятся в санитарно-защитной зоне группы промышленных объектов Лапсарского промышленного узла и ООО «Экологическая компания «Дезинфекция, дератизация, стерилизация» (л.д.11, 13, 14, 19 т.1).
Между тем, согласно выписки из Единого государственного реестра юридических лиц 25 июня 2019 года в указанный реестр внесены сведения о прекращении юридического лица ООО «Экологическая компания «Дезинфекция, дератизация, стерилизация» в связи с ликвидацией (л.д.66-73 т.4).
Бюджетное учреждение «Республиканская детская клиническая больница» 7 июля 2023 года обратилось в Чебоксарского городское собрание депутатов Чувашской Республики с претензией о признании недействующей Карты зон с особыми условиями использования территории Правил землепользования и застройки Чебоксарского городского округа, разработанных АО «РусНИПИУрбанистики в 2015 году», утвержденных решением Чебоксарского городского собрания депутатов Чувашской Республики от 03.03.2016 года № 187, в части отображения на ней зон с особыми условиями использования территории (санитарно-защитной зоны), установленной для земельных участков с кадастровыми номерами № 21:01:020702:72 и №21:01:020702:45 (л.д.16 т.1).
Согласно письму Чебоксарского городского собрания депутатов от 10 августа 2023 года указанное обращение административного истца направлено для рассмотрения в администрацию города Чебоксары (л.д. 18 т.1).
Согласно письму администрации г.Чебоксары от 24 августа 2023 года земельный участок с кадастровым номером 21:01:020702:45 полностью находится в санитарно-защитной зоне промышленного узла «Лапсарский»; земельный участок с кадастровым номером 21:01:020702:72 частично находится в санитарно-защитной зоне промышленного узла «Лапсарский» на основании Правил землепользования и застройки Чебоксарского городского округа, разработанных АО «РусНИПИУрбанистики в 2015 году», утвержденных решением Чебоксарского городского собрания депутатов Чувашской Республики от 03.03.2016 года № 187. К указанным земельным участкам с востока примыкает много баз, складов, автохозяйств и т.п. (производственная зона).
В указанном письме сообщено, что генеральным планом и правилами землепользования и застройки решение об установлении санитарно-защитных зон от каких-либо объектов не принималось. Карты зон с особыми условиями использования территорий генерального плана и правил были отображены в момент подготовки градостроительной документации согласно сведениям, которые направлялись в администрацию г.Чебоксары управлением Роспотребнадзора по Чувашской Республике-Чувашии.
Также сообщено для сведения административного истца о том, что управлением архитектуры и градостроительства администрации города Чебоксары заключен контракт №2 на выполнение научно-исследовательской работы по подготовке проектов внесения изменений в генеральный план Чебоксарского городского округа и правил землепользования и застройки Чебоксарского городского округа от 21.04.2023. Общий срок исполнения контракта составляет 30 месяцев. В рамках выполнения указанного контракта предполагается приведение указанной документации в соответствие с требованиями действующего законодательства и с учетом поступивших предложений заинтересованных лиц (л.д.19-20 т.1).
Таким образом, администрация города Чебоксары при подготовке Градостроительного плана, ссылаясь на Правила землепользования и застройки, указывала на то, что земельные участки расположены в зоне с особыми условиями использования.
В соответствии со статьей 1 Градостроительного кодекса РФ зонами с особыми условиями использования территорий являются охранные, санитарно-защитные зоны, зоны охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - объекты культурного наследия), защитные зоны объектов культурного наследия, водоохранные зоны, зоны затопления, подтопления, зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, зоны охраняемых объектов, приаэродромная территория, иные зоны, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Генеральный план городского округа является документом территориального планирования муниципального образования, который, в частности, содержит положение о территориальном планировании. Материалы по обоснованию генерального плана в виде карт отображают зоны с особыми условиями использования территорий (пункт 3 части 1 статьи 18, часть 3, пункт 7 части 8 статьи 23 Градостроительного кодекса РФ).
Правила землепользования и застройки являются документом градостроительного зонирования, в котором устанавливаются территориальные зоны и градостроительные регламенты (пункт 8 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ).
Составной частью Правил землепользования и застройки является карта градостроительного зонирования (пункт 2 части 2 статьи 30 Градостроительного кодекса РФ), содержащая границы территориальных зон (часть 4 статьи 30 Градостроительного кодекса РФ), на которой отображаются и границы зон с особыми условиями использования территорий (часть 5 статьи 30 Градостроительного кодекса РФ).
При подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются, в том числе с учетом функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных документами территориального планирования муниципальных образований (пункт 2 части 1 статьи 34 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в редакции в ред. Федеральных законов от 20.03.2011 N 41-ФЗ)). Данная норма корреспондирует к общему правилу, установленному частью 3 статьи 9 Градостроительного кодекса РФ, об обязательности документов территориального планирования для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений.
Пунктами 1 и 2 статьи 12 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" установлено, что при планировке и застройке городских и сельских поселений должно предусматриваться создание благоприятных условий для жизни и здоровья населения путем комплексного благоустройства городских и сельских поселений и реализации иных мер по предупреждению и устранению вредного воздействия на человека факторов среды обитания. При разработке нормативов градостроительного проектирования, схем территориального планирования, генеральных планов городских и сельских поселений, решении вопросов размещения объектов гражданского, промышленного и сельскохозяйственного назначения и установления их санитарно-защитных зон должны соблюдаться санитарные правила.
Требования к размеру санитарно-защитных зон, методы и порядок их установления для отдельных промышленных объектов и производств и (или) их комплексов, ограничения на использование территории санитарно-защитной зоны, требования к их организации и благоустройству определены СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 марта 2018 г. N 222 утверждены Правила установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон (далее Правила № 222).
Согласно пункту 1 Правил № 222 санитарно-защитные зоны устанавливаются как в отношении планируемых к строительству и реконструируемых, так и в отношении действующих объектов капитального строительства, являющихся источниками химического, физического, биологического воздействия на среду обитания человека.
Исходя из фрагмента карты градостроительного зонирования Правил землепользования и застройки земельный участок с кадастровым номером № 21:01:020702:72 находится в территориальной зоне «О-2» - зона размещения объектов социального и коммунально-бытового назначения, а земельный участок с кадастровым номером № 21:01:020702:45 находится в территориальной зоне «О-1» - зона делового, общественного и коммерческого назначения (л.д.82-85 т.4).
До внесения изменений в Федеральный закон от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (Федеральным законом от 03 августа 2018 года N 342-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации») и до введения в действие Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 3 марта 2018 года N 222, порядок установления санитарно-защитных зон регулировался Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25 сентября 2007 года N 74.
Согласно пункту 5.1 Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 в редакции от 25 апреля 2014 года в санитарно-защитной зоне не допускается размещать: жилую застройку, включая отдельные жилые дома, ландшафтно-рекреационные зоны, зоны отдыха, территории курортов, санаториев и домов отдыха, территории садоводческих товариществ и коттеджной застройки, коллективных или индивидуальных дачных и садово-огородных участков, а также другие территории с нормируемыми показателями качества среды обитания; спортивные сооружения, детские площадки, образовательные и детские учреждения, лечебно-профилактические и оздоровительные учреждения общего пользования.
Согласно пункту 2.1 Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 в целях обеспечения безопасности населения и в соответствии с Федеральным законом «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 N 52-ФЗ вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, устанавливается специальная территория с особым режимом использования (далее - санитарно-защитная зона (СЗЗ)), размер которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух (химического, биологического, физического) до значений, установленных гигиеническими нормативами, а для предприятий I и II класса опасности - как до значений, установленных гигиеническими нормативами, так и до величин приемлемого риска для здоровья населения. По своему функциональному назначению санитарно-защитная зона является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме.
Установление, изменение размеров установленных санитарно-защитных зон для промышленных объектов и производств I и II класса опасности осуществляется Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации на основании предварительного заключения Управления Роспотребнадзора по субъекту Российской Федерации (пункт 4.2).
В редакции постановления Правительства Российской Федерации от 3 марта 2022 N 286 пунктом 3 Правил N 222 закреплено, что решения об установлении, изменении или о прекращении существования санитарно-защитных зон принимает Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека или ее территориальные органы по результатам рассмотрения заявлений об установлении, изменении или о прекращении существования санитарно-защитных зон. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека определяет предусмотренные классификацией, установленной санитарно-эпидемиологическими требованиями, виды объектов, в отношении которых решения об установлении, изменении или о прекращении существования санитарно-защитных зон принимаются ее территориальными органами.
Пунктом 25 Правил предусмотрено, что санитарно-защитная зона и ограничения использования земельных участков, расположенных в ее границах, считаются установленными со дня внесения сведений о такой зоне в Единый государственный реестр недвижимости.
В части 8 статьи 26 Федерального закона от 3 августа 2018 года N 342-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации» в отношении зоны с особыми условиями использования территорий, установленными до 1 января 2025 года, сформулировано переходное положение, в соответствии с которым до 1 января 2028 года данные зоны считаются установленными в случае отсутствия сведений о них в ЕГРН, если такие зоны установлены одним из следующих способов: решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, принятым в соответствии с законодательством, действовавшим на день принятия этого решения; согласованием уполномоченным органом исполнительной власти границ зоны с особыми условиями использования территории в соответствии с законодательством, действовавшим на день данного согласования, в случае, если порядок установления зоны был предусмотрен указанным законодательством; нормативным правовым актом, предусматривающим установление зон с особыми условиями использования территорий в границах, установленных указанным актом, без принятия решения исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления об установлении таких зон либо согласования уполномоченным органом исполнительной власти границ зоны с особыми условиями использования территории; решением суда.
До 01.01.2025 в целях установления, изменения, прекращения существования санитарно-защитных зон не требуются внесение сведений о таких зонах в ЕГРН. В этом случае санитарно-защитная зона считается установленной, измененной или прекратившей существование со дня принятия решения об установлении, изменении или прекращении существования санитарно-защитной зоны органом, уполномоченным на принятие данного решения (часть 16.1 статьи 26 Закона N 342-ФЗ).
Согласно сведениям Управления Роспотребнадзора по Чувашской Республике-Чувашии в Управление заявлений об установлении санитарно-защитной зоны и о выдаче санитарно-эпидемиологического заключения по проекту санитарно-защитных зон для Лапсарского промышленного узла не поступало; санитарно-защитная зона не устанавливалась (л.д.13 т.1, 74 т.4).
Из сообщения филиала Публично правовой компании «Роскадастр» и из материалов дела следует, что сведения о границах санитарно-защитной зоны земельных участков с кадастровыми номерами 21:01:020702:72 и 21:01:020702:45 в Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют (л.д.62 т.4).
Таким образом, в рассматриваемой спорной ситуации уполномоченным органом решение об установлении санитарно-защитной зоны для земельных участков с кадастровыми номерами 21:01:020702:72 и 21:01:020702:45 не принималось; сведений о регистрации названных зон в Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют.
С учетом изложенных обстоятельств суд приходит к выводу, что сам по себе факт наличия производственной зоны, в пределах которой находятся земельные участки, находящиеся на праве постоянного (бессрочного) пользования административного истца и на которых расположены его лечебные корпуса, не свидетельствует о наличии санитарно-защитной зоны, поскольку ее отображение в документах территориального планирования допускается только после установления ее уполномоченным органом. При этом Правила землепользования и застройки не устанавливают такие зоны, а только отображают их.
Как указывалось ранее, установление санитарно-защитных зон относилось к компетенции Главного государственного санитарного врача РФ и Главного государственного санитарного врача субъекта РФ или его заместителя, в настоящее время - к компетенции территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, которые по настоящее время решения об установлении санитарно-защитных зон не приняли.
Таким образом, административным ответчиком не представлены доказательства, подтверждающие установление спорной санитарно-защитной зоны в установленном законом порядке.
Помимо этого, судом в ходе рассмотрения настоящего административного дела были истребованы из КУ Чувашской Республики «Республиканская служба единого заказчика» Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики замеры факторов вредного воздействия на размещение лечебного корпуса в указанных зонах. Согласно сообщению указанного казенного учреждения, подтвержденного проведенными замерами факторов вредного воздействия на размещение лечебных корпусов в указанной зоне, отраженными в протоколах испытаний и заключениях ООО «Абсолют проект», Чувашского ЦГМС-филиала ФГБУ «Верхне-Волжское УГМС», ФГБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии №29» ФМБА России, проведенных в рамках исполнения государственного контракта от 12 апреля 2022 года на проведение инженерно-экологических изысканий, по результатам проведенных замеров установлено, что расположение объекта изысканий на выбранных земельных участках отвечают существующим требованиям и нормативам к размещению подобного рода объектов; современная экологическая ситуация в районе размещения объекта, т.е. на земельных участках размещения объекта строительства, благоприятная; фоновые концентрации по всем загрязняющим веществам не превышают предельно допустимых концентраций; радиационных аномалий не обнаружено; показатели уровней звука в дневное и ночное время соответствуют требованиям норм СН 2.2.4/2.1.8.562-96 «Шум на рабочих местах, в помещениях жилых, общественных зданий и на территории жилой застройки»; в соответствии с требованиями СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» по суммарному показателю степень загрязнения почвы «Допустимая» (л.д.3-10 т.5).
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что отображение на Карте градостроительного зонирования территориальной зоны с особыми условиями использования территории санитарно-защитной зоны, установленной для земельных участков с кадастровыми номерами 21:01:020702:72 и 21:01:020702:45, произведено с нарушением порядка их установления и отображения.
С учетом изложенного административное исковое заявление подлежит удовлетворению.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
Согласно статье 6 Устава муниципального образования города Чебоксары – столицы Чувашской Республики официальным опубликованием муниципальных правовых актов являются периодические печатные издания «Вестник органов местного самоуправления города Чебоксары» или газета «Чебоксарские новости», а также сетевое издание. В связи с чем принятое по настоящему административному делу решение подлежит опубликованию в указанных средствах массовой информации.
Из материалов дела следует, что оспариваемые нормативные акты до вынесения решения суда применялись, и на их основании реализовывались права граждан и организаций, порождая правовые последствия, что может повлечь нарушение прав и законных интересов участников регулируемых правоотношений.
В связи с приведенными обстоятельствами, оспариваемые положения нормативных актов подлежат признанию недействующими со дня вступления решения суда в законную силу.
Частью 1 статьи 111 КАС РФ предусмотрено, что стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
При подаче административного искового заявления Бюджетным учреждением «Республиканская детская клиническая больница» Минздрава Чувашии уплачена государственная пошлина в размере 4500 руб. согласно платежным поручениям от 28.09.2023 № 282251 и от 05.10.2023 № 290348 (л.д.6,7 т.1).
Чебоксарское городское Собрание депутатов Чувашской Республики зарегистрировано в качестве юридического лица, что подтверждается выпиской из ЕГРЮЛ (т. 5).
Исполнение расходных обязательств Чебоксарского городского Собрания депутатов Чувашской Республики осуществляется за счет средств бюджета города Чебоксары в соответствии с классификацией расходов бюджетов Российской Федерации (статья 30 Устава муниципального образования города Чебоксары – столицы Чувашской Республики).
Таким образом, судебные расходы подлежат взысканию с административного ответчика Чебоксарского городского Собрания депутатов Чувашской Республики за счет бюджета города Чебоксары Чувашской Республики. Исполнение требования исполнительных документов о взыскании судебных расходов следует произвести за счет средств бюджета города Чебоксары Чувашской Республики с расчетного счета администрации города Чебоксары Чувашской Республики.
Руководствуясь статьями 175 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ :
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ «░░░░░░░░░░░░░░░░░░» ░ 2015 ░░░░», ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ 03.03.2016 ░░░░ № 187 «░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ «░░░░░░░░░░░░░░░░░░» ░ 2015 ░░░░», ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ (░░░░░░░░░-░░░░░░░░ ░░░░), ░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ 21:01:020702:72 ░ 21:01:020702:45.
░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ http://chgcd.cap.ru ░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ «░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░» ░░░ ░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░».
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░» ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░.░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░.░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 4500 (░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░) ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ (603022, ░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░ 17 «░», ░░░. ░1) ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ 20.02.2024