Дело № 2а-2455/2023
24RS0013-01-2022-001086-29
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
21 августа 2023 года п. Емельяново
Емельяновский районный суд Красноярского края в составе:
председательствующего Демидовой В.В.
при секретаре Щеткиной В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению администрации Емельяновского района Красноярского края к МОСП по ИНХ по г. Красноярску ГУФССП России по Красноярскому краю,ГУФССП России по Красноярскому краю, судебному приставу – исполнителю Маркевич Галине Александровне МОСП по ИНХ по г. Красноярску об освобождении от взыскания исполнительского сбора по материалам исполнительного производства № 21168/4097-ИП,
УСТАНОВИЛ:
Администрация Емельяновского района Красноярского края обратилась в суд с административным иском к МОСП по ИНХ по г. Красноярску ГУФССП России по Красноярскому краю с требованиями об освобождении от уплаты исполнительского сбора. Требования мотивировало тем, что 15.12.2020 судебным приставом-исполнителем МОСП по ИНХ по г. Красноярску ГУФССП России по Красноярскому краю вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в сумме 50000 рублей с административного истца по исполнительному производству от 24.11.2020 № №, возбужденному на основании исполнительного листа № ФС № от 7.05.2020, выданного Емельяновским районным судом по делу № предмет исполнения: предоставить Ассыловой Д.В. благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения. Ежегодно администрацией Емельяновского района до 31.12.2021 заключались соглашения с министерством образования Красноярского края, а с 01.01.2022- соглашения заключаются с министерством строительства Красноярского края района по реализации государственных полномочий (выделению субвенций) по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Министерство образования Красноярского края формирует списки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями. Эти списки ежегодно предоставляются органам опеки и попечительства муниципальных образований Красноярского края. Ежегодно комиссией администрации Емельяновского района Красноярского края по распределению жилых помещений муниципального жилищного фонда утверждаются списки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которым будут предоставлены жилые помещения. Администрация Емельяновского района 21.05.2020 письмом № 1971 обращалась в министерство образования Красноярского края о выделении дополнительных субвенций в рамках исполнения решения Емельяновского суда от 10.02.2020 для приобретения жилья Ассыловой Д.В. Из ответа министерства образования Красноярского края № 75-8134 от 10.06.2020 следует, что денежные средства, выделенные в 2020 на приобретение жилых помещений детям-сиротам по решениям суда, распределены Министерством в полном объеме, дополнительное финансирование для этих целей запрошено в министерстве финансов Красноярского края. 15.09.2020 администрация Емельяновского района Красноярского края обращалась в Емельяновский районный суд с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения суда в связи с невозможностью его исполнения из-за отсутствия целевых субвенций на приобретение жилого помещения для Булатова Н.О. Таким образом, администрацией Емельяновского района предприняты все возможные действия, направленные на исполнение решения суда, связанные с предоставлением Ассыловой Д.В. жилого помещения по договору специализированного найма.
В судебном заседании представитель административного истца Меньшиков В.Л. (доверенность, диплом) заявленные требования поддержал. Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, извещены своевременно и надлежащим образом.
Исследовав материалы дела, выслушав объяснения представителя административного истца, взыскателя суд полагает требования подлежащими удовлетворению.
Согласно п. 3 ст. 62 КАС РФ обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения административного дела, определяются судом в соответствии с нормами материального права, подлежащими применению к спорным публичным правоотношениям, исходя из требований и возражений лиц, участвующих в деле. При этом суд не связан основаниями и доводами заявленных требований по административным делам об оспаривании нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия), соответственно принятых или совершенных органами государственной власти, органами местного самоуправления, иными органами и организациями, наделенными отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностными лицами, государственными или муниципальными служащими, а также по административным делам о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации.
Статьей 112 Федерального закона от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» определено, что исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет (часть 1).
Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом - исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 названной статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (часть 2).
Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника- организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей (часть 3).
Суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 поименованной статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора (часть 7).
Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 30 июля 2001 г. № 13-П, исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства. Из этого следует, что в качестве штрафной санкции исполнительский сбор должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям, предъявляемым к такого рода мерам юридической ответственности, одним из принципов которой является наличие вины как элемента субъективной стороны правонарушения (статьи 49, 50, 52 - 54, 55 Конституции Российской Федерации).
В силу пункта 74 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015 года № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, иных существенных обстоятельств уменьшить размер исполнительского сбора не более чем на одну четверть от размера, установленного частью 3 статьи 112 Закона об исполнительном производстве, либо освободить должника от его взыскания не только при разрешении требований об уменьшении размера исполнительского сбора или освобождении от его взыскания, но и при разрешении требований об оспаривании постановления судебного пристава- исполнителя о взыскании исполнительского сбора.
Согласно пункту 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысле, или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (пункт 2 статьи 401 ГК РФ).
По смыслу приведенных норм освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с отсутствием его вины в нарушении установленных сроков для добровольного исполнения требований исполнительного документа.
Следовательно, вопросы о степени вины должника в неисполнении исполнительного документа в течение срока, предоставленного судебным приставом-исполнителем для добровольного исполнения, наличия или отсутствия оснований для ответственности за нарушение обязательства подлежат выяснению при рассмотрении судом требований должника об освобождении его от взыскания исполнительского сбора.
Как следует из материалов дела, 15.12.2020 судебным приставом-исполнителем МОСП по ИНХ по г. Красноярску ГУФССП России по Красноярскому краю Маркевич Г.А. вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в сумме 50000 рублей с административного истца по исполнительному производству от 24.11.2020 № № возбужденному на основании исполнительного листа № ФС № от 7.05.2020, выданного Емельяновским районным судом по делу №, предмет исполнения: предоставить Ассыловой Д.В. благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения в черте населенного пункта Емельяновского района, общей площадью не менее 33 квадратных метра, с учетом допущений, предусмотренных ст. 17 Закона Красноярского края от 02.11.2000 №12-961 «О защите прав ребенка» о конструктивных особенностях жилых помещений.
21.05.2020 письмом № 1971 административный истец обращался в министерство образования Красноярского края о выделении дополнительных субвенций в рамках исполнения решения Емельяновского суда от 10.02.2020 для приобретения жилья Ассыловой Д.В.
Согласно ответу министерства образования Красноярского края № 75-8134 от 10.06.2020 денежные средства, выделенные в 2020 на приобретение жилых помещений детям-сиротам по решениям суда, распределены Министерством в полном объеме, дополнительное финансирование для этих целей запрошено в министерстве финансов Красноярского края.
15.09.2020 администрация Емельяновского района Красноярского края обращалась в Емельяновский районный суд с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения суда в связи с невозможностью его исполнения из-за отсутствия целевых субвенций на приобретение жилого помещения для Ассыловой Д.В.
28.07.2020, 27.04.2021 административный истец обращался к министру образования Красноярского края о предоставлении дополнительных субвенций для исполнения решения суда, в том числе, в отношении Ассыловой Д.В.
21.11.2022 с Ассыловой Д.В. заключен договор найма специализированного жилого помещения №406.
Оценив представленные по делу доказательства, по смыслу приведенных норм, освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с отсутствием его вины в нарушении установленных сроков исполнения требований исполнительного документа.
Суд приходит к выводу о том, что с учетом изложенных обстоятельств, связанных с невозможностью исполнения решения суда по причинам особенностей бюджетного регулирования муниципального образования, особенностей предмета исполнения, имеются основания для освобождения администрации Емельяновского района от оплаты исполнительского сбора в размере 50000 рублей, взысканного постановлением от 15 декабря 2020 года судебного пристава -исполнителя МОСП по ИНХ по г. Красноярску ГУФССП России по Красноярскому краю по исполнительному производству от 24.11.2020 № № в размере 50000 рублей, поскольку вины администрации Емельяновского района в нарушении сроков, установленных для добровольного исполнения требований исполнительного документа, судом не установлено. Поскольку действия судебного пристава-исполнителя должником не оспаривались, применение восстановительной меры по данной категории спора КАС РФ не предусмотрено, оснований для прекращения исполнительного производства суд не усматривает.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░ ░. ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░,░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░ ░. ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ № № ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ 15 ░░░░░░░ 2020 ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ -░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░ ░. ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ 24.11.2020 № № ░ ░░░░░░░ 50000 ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 21.08.2023