Дело № 2а-758/2023
Уникальный идентификатор дела
44RS0004-01-2023-000792-15
Мотивированное решение
изготовлено 20 декабря 2023 года
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Мантурово 07 декабря 2023 года
Мантуровский районный суд Костромской области в составе:
председательствующего судьи Громовой С.А.,
при секретаре Смирновой А.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Мантуровского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации городского округа город Мантурово Костромской области о признании незаконным бездействия, возложении обязанности организовать проведение открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирными домами,
У С Т А Н О В И Л:
Мантуровский межрайонный прокурор обратился в Мантуровский районный суд с административным исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к администрации городского округа город Мантурово Костромской области (далее по тексту администрация г.о.г. Мантурово) о признании незаконным бездействия, возложении обязанности организовать проведение открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирными домами. Свои требования мотивировал тем, что Мантуровской межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения администрацией г.о.г. Мантурово требований жилищного законодательства, в ходе которой были выявлены нарушения закона. В ходе проверки установлено, что в нарушение требований законодательства в отношении многоквартирных домов, расположенных по адресам: Костромская область, г. Мантурово, ул. Октябрьская, д.25, ул. Юбилейная, д.8, способ управления которыми собственниками жилых помещений в многоквартирных домах не выбран, администрацией г.о.г. Мантурово конкурс по отбору управляющей организации для управления многоквартирными домами не проводился. 24.07.2023г. заместителем Мантуровского межрайонного прокурора в адрес исполняющего полномочия главы городского округа город Мантурово Костромской области внесено представление об устранении нарушений требования о проведении открытого конкурса по отбору управляющей организации, которое рассмотрено и удовлетворено администрацией г.о.г. Мантурово 08.09.2023г., однако мер к проведению конкурса до настоящего времени не принято. Бездействие администрации г.о.г. Мантурово в части непроведения открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирными домами незаконно, поскольку нарушает требования действующего законодательства.
В судебном заседании старший помощник Мантуровского межрайонного прокурора Ларионова Е.А. административные исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в иске.
Административный ответчик администрация г.о.г Мантурово, будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте судебного разбирательства, в суд своего представителя не направила. В адресованной суду телефонограмме просили рассмотреть дело без участия представителя ответчика, решение по делу оставили на усмотрение суда (л.д.19).
Выслушав прокурора, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту – КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу ст. 226 КАС РФ согласно ч.9 и ч.11 которой при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения. Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в п.1 и п.2 ч.9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в п.3 и п.4 ч.9 и в ч.10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
В порядке ст.39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
Жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав, а также на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями (ч.1 ст. 1 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Частью 7 ст.155 ЖК РФ предусмотрено, что собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации, за исключением случаев, предусмотренных ст.171 ЖК РФ.
Статьей 161 ЖК РФ на собственников помещений в многоквартирном доме возложена обязанность выбрать один из способов управления многоквартирным домом (ч. 2).
Если собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано орган местного самоуправления проводит открытый конкурс по отбору управляющей организации (ч.4 ст.161 ЖК РФ).
Согласно ч. 4.1 ст. 161 ЖК РФ информация о проведении открытого конкурса по отбору управляющей организации размещается на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о проведении торгов. Правительством Российской Федерации определяются официальный сайт в сети "Интернет" и уполномоченный на его ведение орган. До определения Правительством Российской Федерации официального сайта в сети "Интернет" извещение о проведении открытого конкурса размещается на официальном сайте муниципального образования в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также опубликовывается в официальном печатном издании, предназначенном для опубликования информации о размещении заказов для муниципальных нужд. Информация о проведении указанного конкурса должна быть доступна для ознакомления всем заинтересованным лицам без взимания платы. Информация о результатах открытого конкурса размещается на сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", на котором была размещена информация о его проведении, не позднее трех дней со дня определения таких результатов, а также опубликовывается в официальном печатном издании, в котором была опубликована информация о его проведении.
В силу ч.5 ст.161 ЖК РФ орган местного самоуправления в течение десяти дней со дня проведения открытого конкурса, предусмотренного ч.4 настоящей статьи, уведомляет всех собственников помещений в многоквартирном доме о результатах указанного конкурса и об условиях договора управления этим домом. Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны заключить договор управления этим домом с управляющей организацией, выбранной по результатам предусмотренного частью 4 настоящей статьи открытого конкурса, в порядке, установленном ст.445 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Порядок организации и проведения такого конкурса установлен Правилами проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 6 февраля 2006 года N 75 (далее по тексту – Правила).
Согласно пункту 3 Правил, конкурс проводится:
- если собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления этим домом, в том числе в случаях: если собственниками помещений в многоквартирном доме общее собрание по вопросу выбора способа управления многоквартирным домом не проводилось или решение о выборе способа управления многоквартирным домом не было принято; по истечении 2 месяцев после вступления в законную силу решения суда о признании несостоявшимся общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по вопросу выбора способа управления многоквартирным домом повторное общее собрание не проводилось или решение о выборе способа управления многоквартирным домом не было принято;
- принятое собственниками помещений в многоквартирном доме решение о выборе способа управления домом не реализовано в том числе в следующих случаях: большинство собственников помещений в многоквартирном доме не заключили договоры, предусмотренные ст.164 ЖК РФ; собственники помещений в многоквартирном доме не направили в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти документы, необходимые для государственной регистрации товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива; не заключены договоры управления многоквартирным домом, предусмотренные ст.162 ЖК РФ;
- до окончания срока действия договора управления многоквартирным домом, заключенного по результатам конкурса, не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано;
- в установленном законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности порядке выдано разрешение на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома.
Конкурс проводится на право заключения договоров управления многоквартирным домом либо на право заключения договоров управления несколькими многоквартирными домами (п.6 Правил).
Конкурс является открытым по составу участников и по форме подачи заявок (п. 12 Правил).
В соответствии с п. 32 Правил информация о проведении конкурса, размещается организатором конкурса или по его поручению специализированной организацией на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о проведении торгов по адресу www.torgi.gov.ru.
В случае если до дня проведения конкурса собственники помещений в многоквартирном доме выбрали способ управления многоквартирным домом или реализовали решение о выборе способа управления этим домом, конкурс не проводится. Отказ от проведения конкурса по иным основаниям не допускается (п.39 Правил).
Подпунктом "а" п. 40 Правил предусмотрено, что не позднее чем за 25 дней до даты начала процедуры вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе организатор конкурса обязан уведомить о дате проведения конкурса всех собственников помещений в многоквартирном доме (многоквартирных домах) путем размещения сообщения в местах, удобных для ознакомления собственниками помещений в многоквартирном доме, - на досках объявлений, размещенных во всех подъездах многоквартирного дома или в пределах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, а также путем размещения сообщения о проведении конкурса на официальном сайте.
Как следует из материалов дела 24.07.2023 года в адрес исполняющего полномочия главы администрации г.о.г. Мантурово Костромской области заместителем Мантуровского межрайонного прокурора было внесено представление с требованием о принятии мер к проведению открытого конкурса по выбору способа управления многоквартирными домами по адресам: г. Мантурово, ул. Юбилейная, д.8; г. Мантурово, ул. Октябрьская, д.25 (л.д.9-13).
Из ответа администрации г.о.г. Мантурово на представление прокурора от 06.09.2023 года № 3141 следует, что собрания по выбору способа управления собственниками помещений многоквартирных домов, расположенных по адресам: Костромская область, г. Мантурово, ул. Октябрьская, д.25; г. Мантурово, ул. Юбилейная, д.8 запланированы на 11.09.2023 года (л.д.14-15).
Неустранение выявленных нарушений явилось поводом для обращения прокурора с вышеназванными требованиями в суд.
В соответствии с п.6 ч.1 ст.16 Федерального закона Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится обеспечение проживающих в муниципальном, городском округе и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.
Непринятие мер к проведению открытого конкурса по отбору управляющей организации нарушает права неопределенного круга лиц, в том числе право на благоприятные и безопасные условия проживания, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирных домах.
Возложение на административного ответчика обязанности в виде проведения открытого конкурса по отбору управляющей организации или назначения временной управляющей организации обусловлено наличием установленного порядка действий органа местного управления в указанных законом случаях.
Административный ответчик, получив административное исковое заявление прокурора и определение суда от 21.11.2023 года о подготовке дела к судебному разбирательству в суд отзыв на исковое заявление не направил, доводы прокурора не опроверг, сведений о проведении открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирными домами суду не представил, решение по делу оставил на усмотрение суда.
Таким образом, суд находит законными и подлежащими удовлетворению требования прокурора о признании незаконным бездействия администрации г.о.г. Мантурово в части непринятия мер к организации проведения открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирными домами по адресу: Костромская область, г. Мантурово, ул. Октябрьская, д.25; г. Мантурово, ул. Юбилейная, д.8.
На основании п.1 ч.3 ст.227 КАС РФ в резолютивной части решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) должны содержаться указание на признание оспоренных решения, действия (бездействия) не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, на удовлетворение заявленного требования полностью или в части со ссылками на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями, принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), и на существо оспоренных решения, действия (бездействия). В случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений, а также на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180,227 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░: ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░. ░░░░░░░░░, ░░. ░░░░░░░░░░░, ░.25; ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░. ░░░░░░░░░, ░░. ░░░░░░░░░, ░.8.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░: ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░. ░░░░░░░░░, ░░. ░░░░░░░░░░░, ░.25; ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░. ░░░░░░░░░, ░░. ░░░░░░░░░, ░.8.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░: ░.░. ░░░░░░░