Дело №
14RS0№
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
<адрес> ДД.ММ.ГГГГ
Верхневилюйский районный суд Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Никифорова А.А., при секретаре судебного заседания Егоровой Н.Е., с участием,
представителя административного истца - старшего помощника прокурора Верхневилюйского района Макаровой И.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Верхневилюйского района РС (Я) Слепцова П.Н. в интересах неопределенного круга лиц к администрации сельского поселения «Намский наслег» Верхневилюйского района РС (Я) о признании незаконным бездействие, выражавшегося в необеспечении пожарной безопасности и возложении обязанности по устранению нарушений законодательства в сфере пожарной безопасности,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Верхневилюйского района РС (Я) Слепцов П.Н. в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с вышеуказанным административным иском к администрации СП «Намский наслег» <адрес>. В обоснование административных исковых требований указал, что прокуратурой района с участием ОНДиПР по <адрес> ГУ УНД МЧС России по РС (Я) проведена проверка соблюдения требований о защите населений и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, по результатам которой установлено, что вокруг населенного пункта села <адрес> отсутствует защитная минерализованная полоса, а также противопожарный разрыв от границ лесного массива до жилых построек не соответствует требованиям пожарной безопасности. Указанные обстоятельства нарушают права неопределенного круга лиц, так как создают реальную угрозу незаблаговременного проведения мероприятий, направленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций, а также на максимально возможное снижение размера ущерба и потерь, в случае их возникновения, а также мероприятий, направленных на планирование и осуществление мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе по обеспечению безопасности людей.
Административный ответчик, будучи надлежаще извещенным о времени и месте судебного заседания явку своего представителя не обеспечил, об уважительности причин не явки представителя суд не известил. Отзыв на исковое заявление прокурора, а возражения по нему не внес.
При указанных обстоятельствах суд, с учетом мнения представителя административного истца, руководствуясь ст. 150 КАС РФ, определил рассмотреть дело в отсутствие представителя административного ответчика.
В судебном заседании представитель административного истца Макарова И.М. исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.
Выслушав доводы представителя административного истца, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Пунктом 4 указанной статьи предусмотрено право обращения в суд прокурора.
В соответствии с п.п. 8, 9 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения и обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.
В силу ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» органы местного самоуправления являются основными элементами системы обеспечения пожарной безопасности, одной из функций которой является разработка и осуществление мер пожарной безопасности.
Финансовое обеспечение мер первичной пожарной безопасности в границах муниципального образования является расходным обязательством муниципального образования (ст. 10 ФЗ № 69-ФЗ).
Согласно п. 4 ст. 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», пожарная безопасность городских и сельских поселений, городских округов и закрытых административно-территориальных образований обеспечивается в рамках реализации мер пожарной безопасности соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления в соответствии со ст. 63 данного Федерального закона.
В силу п. 1 ст. 63 ФЗ № 123-ФЗ первичные меры пожарной безопасности включают в себя, в том числе, реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования.
В соответствии п.36 ст.2, ч.2 ст.69 ФЗ № 123-ФЗ противопожарный разрыв (противопожарное расстояние) это нормированное расстояние между зданиями, строениями, устанавливаемое для предотвращения распространения пожара.
Противопожарные расстояния должны обеспечивать нераспространение пожара:
- от лесных насаждений в лесничествах до зданий и сооружений, расположенных вне территорий лесничеств; на территориях лесничеств; от лесных насаждений вне лесничеств до зданий и сооружений.
Пунктом 4.14 Свода правил СП 4.13130.2013 «Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям», утвержденного Приказом МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ № определено, что противопожарные расстояния от зданий, сооружений на территориях городских населенных пунктов до границ лесных насаждений в лесах хвойных или смешанных пород должны составлять не менее 50 м., лиственных пород не менее 30 м.
Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № утверждены Правила противопожарного режима в Российской Федерации. Настоящие правила устанавливают требования пожарной безопасности, определяющие порядок поведения, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов защиты в целях обеспечения пожарной безопасности.
В целях исключения возможного перехода природных пожаров на территории населенных пунктов создаются (обновляются) до начала пожароопасного периода вокруг населенных пунктов противопожарные минерализованные полосы шириной не менее 10 метров (абз.7 п. 63 Правил).
Согласно ч. 1 ст. 53.1 Лесного кодекса РФ предупреждение лесных пожаров включает в себя противопожарное обустройство лесов и обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров.
В соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 53.1 Лесного кодекса РФ меры противопожарного обустройства лесов включает в себя прокладку просек, противопожарных разрывов, устройство противопожарных минерализованных полос.
В связи с увеличением количества и площади лесных пожаров на территориях западных, северо-восточных и центральных улусов (районов) Республики Саха (Якутия) У. Г. РС (Я) от ДД.ММ.ГГГГ № на территории Республики Саха (Якутия) с ДД.ММ.ГГГГ введен режим чрезвычайной ситуации в лесах регионального характера, возникшей вследствие лесных пожаров на территории Республики Саха (Якутия).
В судебном заседании установлено, что прокуратурой района с участием ОНДиПР по <адрес> ГУ УНД МЧС России по РС (Я) проведена проверка соблюдения требований о защите населений и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Согласно акту выездной (внеплановой) проверки № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что вокруг населенного пункта села <адрес> отсутствует защитная минерализованная полоса, а также противопожарный разрыв от границ лесного массива до жилых построек не соответствует требованиям пожарной безопасности.
Между тем, согласно решению Комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности муниципального района «Верхневилюйский улус (район)» № от ДД.ММ.ГГГГ <адрес> <адрес> является населенным пунктом, примыкающим к лесному массиву и потенциально подверженным угрозе природных пожаров на территории МР «Верхневилюйский улус (район)» на 2022 г..
Начало пожароопасного сезона на территории Верхневилюйского лесничества приказом Министерства экологии, природопользования и лесного хозяйства Республики Саха (Якутия) № от ДД.ММ.ГГГГ установлено с ДД.ММ.ГГГГ.
Доказательств того, что в настоящее время административным ответчиком предприняты меры по устранению выявленных нарушений, в суд не представлены.
Выявленные в ходе проверки нарушения, создающие угрозу нарушения прав граждан на охрану жизни и здоровья, суд признает как неисполнение органом местного самоуправления требований закона в области пожарной безопасности. Бездействие администрации СП «Намский наслег» в решении вопросов местного значения нашло подтверждение в части не приведения в соответствие защитной минерализованной полосы вокруг населенного пункта <адрес>, а также противопожарного разрыва от границ лесного массива до жилых построек.
Таким образом, из положений Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», Правила противопожарного режима в РФ, утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № следует, обеспечение первичных мер пожарной безопасности населенных пунктов до начала пожароопасного сезона, является публично-правовой обязанностью соответствующих органов местного самоуправления.
Анализируя вышеизложенное, суд полагает административное исковое заявление прокурора <адрес> подлежащим удовлетворению.
Определяя в соответствии с ч. 2 ст. 178 КАС РФ срок исполнения решения, суд учитывает следующее.
В соответствии с ч. 1 ст. 188 КАС РФ решения суда подлежат немедленному исполнению в случаях, прямо предусмотренных настоящим Кодексом, а также в случае обращения судом принятого им решения к немедленному исполнению.
Частью 2 ст. 188 КАС РФ предусмотрено, что в случае отсутствия в настоящем Кодексе прямого запрета на немедленное исполнение решений по административным делам определенной категории суд по просьбе административного истца может обратить решение по административному делу к немедленному исполнению, если вследствие особых обстоятельств замедление исполнения этого решения может нанести значительный ущерб публичным или частным интересам. Вопрос о немедленном исполнении решения суда может быть рассмотрен одновременно с его принятием.
Административный истец просит решение суда обратить к немедленному исполнению, поскольку необеспечение мер пожарной безопасности в условиях особого противопожарного режима нарушает право граждан на безопасное проживание.
При таких обстоятельствах, суд соглашается с требованием административного истца об обращении решения суда в соответствии со ст. 188 КАС РФ к немедленному исполнению. Поскольку несоблюдение указанных требований, отсутствие в полном объеме готовности к пожароопасному периоду может повлечь возникновение пожара, что также ведет к причинению имущественного ущерба, к возникновению угрозы жизни и здоровью людей.
В соответствии с п.п. 9 и 19 пункта 1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации прокурор при обращении в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц освобождается от уплаты государственной пошлины.
Согласно подп. 19 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации, от уплаты государственной пошлины освобождаются также органы местного самоуправления, выступающие в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков).
На основании изложенного, руководствуясь ст. 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ (░░░░░░) - ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ «░░░░░░░ ░░░░░░» ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ (░░░░░░) ░░░░░░░░░░ ░░░░ (░░░░░░), ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ <░░░░░>
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ <░░░░░>) ░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░:
- ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ <░░░░░> ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░;
- ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ <░░░░░>» ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ (░░░░░░) ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░ (░).
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░: ░/░ ░.░. ░░░░░░░░░
░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░
░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ (░): ░.░. ░░░░░░░░░
░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░.░░.░░░░ ░ 17 ░░░. 48 ░░░.