УИД № 76RS0022-01-2022-001180-88
Дело № 2а-1215/2022
Изг. 03.12.2022 г.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
город Ярославль |
28 октября 2022 г. |
Заволжский районный суд города Ярославля в составе:
председательствующего судьи Ратехиной В.А.
при секретаре Егоровой А.О., Сизоненко Д.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Ярославле административное дело по административному исковому заявлению Камнева Дмитрия Васильевича к комитету по управлению муниципальным имуществом мэрии г. Ярославля, МКУ «Агентство по аренде земельных участков, организации торгов и приватизации муниципального жилищного фонда» города Ярославля об оспаривании приказа председателя комитета по управлению муниципальным имуществом мэрии г. Ярославля от 14.03.2022 г. № 900,
у с т а н о в и л:
Камнев Д.В. обратился в суд с административным исковым заявлением к КУМИ мэрии г. Ярославля, просил признать незаконным приказ председателя КУМИ мэрии г. Ярославля от 14.03.2022 № 900 «Об отказе в предоставлении земельного участка в аренду с кадастровым номером № площадью 594 кв.м из земель населенных пунктов по <адрес> в Заволжском районе, вид разрешенного использования - индивидуальный жилой дом»; обязать КУМИ мэрии г. Ярославля повторно рассмотреть заявление Камнева Д.В. о предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером № площадью 594 кв.м из земель населенных пунктов по <адрес>
В обоснование административного иска указано, что Камнев Д.В. является многодетным отцом и состоит на учете в качестве лица, имеющего право на бесплатное предоставление в собственность земельного участка на основании ч. 3 ст. 2 Закона Ярославской области от 27.04.2007 № 22-з «О бесплатном предоставлении в собственность граждан земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности». 14.02.2022 г. административным истцом было подано заявление о предоставлении в аренду без проведения торгов земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес> для индивидуального жилищного строительства.
Приказом председателя комитета по управлению муниципальным имуществом мэрии города Ярославля № 900 от 14.03.2022 г. Камневу Д.В. отказано в предоставлении в аренду земельного участка площадью 594 кв.м. с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, для индивидуального жилищного строительства на основании подп. 13 ст. 39.16 ЗК РФ в связи с тем, что в отношении земельного участка опубликовано и размещено в соответствии с подп. 1 п. 1 ст. 39.18 ЗК РФ извещение о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, согласно п. 7 ст. 39.18 ЗК РФ поступили заявления иных граждан о намерении участвовать в аукционе на право заключения договора аренды земельного участка.
Данный отказ административный истец считает незаконным, поскольку публикация извещения о проведении аукциона в отношении запрашиваемого земельного участка на дату обращения административного истца в КУМИ мэрии г. Ярославля и на дату принятия оспариваемого приказа на официальном портале отсутствовала, земельный участок предметом аукциона не является, никем не занят.
Протокольным определением суда МКУ «Агентство по аренде земельных участков, организации торгов и приватизации муниципального жилищного фонда» города Ярославля исключено из числа заинтересованных лиц и привлечено в качестве административного ответчика, в качестве заинтересованного лица привлечены мэрия г. Ярославля, департамент градостроительства мэрии г. Ярославля.
В судебном заседании представитель административного истца по ордеру адвокат Фомичева С.В. административные исковые требования поддержала, просила удовлетворить административный иск в полном объеме по доводам, изложенным в административном иске.
Административный ответчик КУМИ мэрии г. Ярославля направил в материалы дела письменный отзыв (л.д.27-29), в удовлетворении заявленных требований просил отказать, поскольку 27.06.2020 г. на официальном сайте мэрии г. Ярославля в соответствии с ч.2 ст. 39.18 ЗК РФ в сети «Интернет» (http://city-yaroslavl.ru) население было проинформировано о возможности предоставления спорного земельного участка для индивидуального жилищного строительства. Намерение о получении земельного участка изъявили граждане раньше, чем истец, что подтверждается соответствующими заявлениями. Ст. 39.11 ЗК РФ не содержит указания на сроки проведения аукциона, для соблюдения требований ст. 39.11 ЗК РФ необходимо провести мероприятия по сбору аукционной документации, на которые требуется длительное время.
В ранее предоставленном отзыве административный ответчик МКУ «Агентство по аренде земельных участков, организации торгов и приватизации муниципального жилищного фонда» города Ярославля возражало против удовлетворения иска, поддержало позицию КУМИ мэрии г. Ярославля (л.д. 21).
Выслушав объяснения представителя административного истца, исследовав письменные материалы административного дела, суд приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, Камнев Д.В. является многодетным отцом, на основании ч. 3 ст. 2 Закона Ярославской области от 27.04.2007 № 22-з «О бесплатном предоставлении в собственность граждан земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности», Приказа Департамента муниципального имущества Администрации Тутаевского муниципального района от 14.07.2021 г. состоит на учете в качестве имеющего право на бесплатное предоставление в собственность земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства в Тутаевском муниципальном районе (л.д. 11).
В силу ч. 1 ст. 3 Закона Ярославской области от 08.04.2015 г. №14-з «Об отдельных вопросах предоставления в аренду земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности», граждане, имеющие трех и более детей и принятые на учет в качестве имеющих право на бесплатное предоставление в собственность земельного участка на основании части 3 статьи 2 Закона Ярославской области от 27.04.2007 N 22-з «О бесплатном предоставлении в собственность граждан земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности», имеют право на первоочередное приобретение земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта в аренду без проведения торгов в порядке, установленном ЗК РФ.
Камнев Д.В. обратился в КУМИ мэрии г. Ярославля с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, для индивидуального жилищного строительства без проведения торгов (л.д. 10).
Приказом председателя комитета по управлению муниципальным имуществом мэрии города Ярославля № 900 от 14.03.2022 г. Камневу Д.В. отказано в предоставлении в аренду земельного участка площадью 594 кв.м. с кадастровым номером №, из земель населенных пунктов, расположенного по адресу: <адрес>, для индивидуального жилищного строительства на основании подп. 13 ст. 39.16 ЗК РФ в связи с тем, что в отношении земельного участка опубликовано и размещено в соответствии с подп. 1 п. 1 ст. 39.18 ЗК РФ извещение о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства; согласно п. 7 ст. 39.18 ЗК РФ поступили заявления иных граждан о намерении участвовать в аукционе по продаже права собственности на земельный участок. Кроме того, на испрашиваемом земельном участке расположены временные сооружения (л.д. 12).
Согласно выписке из ЕГРН земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: индивидуальные жилые дома, сформирован органом местного самоуправления площадью 594 кв.м.
27.06.2020 г. в газете «Городские новости» (№ 55) и на официальном сайте мэрии г. Ярославля в соответствии с ч.2 ст. 39.18 ЗК РФ в сети «Интернет» (http://city-yaroslavl.ru) было опубликовано извещение о возможном предоставлении земельного участка площадью 865 кв.м с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, для строительства индивидуального жилого дома, и приеме заявлений граждан по 27.07.2020 г. о намерении участвовать в аукционе по продаже права собственности на земельный участок (л.д. 31, 43).
20.07.2020 г. ФИО4 обратился в КУМИ мэрии <адрес> с заявлением о намерении участвовать в аукционе по продаже права собственности в отношении земельного участка площадью 865 кв.м с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>
Основанием для отказа Камневу Д.В. в предоставлении земельного участка в аренду, согласно обжалуемому приказу КУМИ мэрии г. Ярославля № 900 от 14.03.2022г., названо опубликование и размещение извещения о возможном предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства. Данное извещение было опубликовано 27.06.2020 г. в газете «Городские новости» (№ 55) и на официальном сайте мэрии г. Ярославля; в течение 30 дней со дня опубликования извещения поступило заявление ФИО5 о намерении участвовать в аукционе по продаже права собственности в отношении земельного участка площадью 865 кв.м с кадастровым номером №, расположенного по адресу: г№.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу ч. 2 ст. 227 КАС РФ суд удовлетворяет заявление полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Согласно ст. 11 ЗК РФ распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности и земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена и расположенных на территории городского округа, осуществляется органами местного самоуправления.
Порядок предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в том числе в аренду без проведения торгов, регламентирован статьями 39.14 - 39.18 ЗК РФ.
В соответствии с подп.14 п.2 ст.39.6 ЗК РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка гражданам, имеющим право на первоочередное или внеочередное приобретение земельных участков в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
Основанием для отказа Камневу Д.В. в предоставлении земельного участка без проведения торгов указан подп. 13 ст. 39.16 ЗК РФ.
Подп. 13 ст. 39.16 ЗК РФ предусмотрено, что уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, если в отношении земельного участка, указанного в заявлении о его предоставлении, опубликовано и размещено в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 39.18 настоящего Кодекса извещение о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства, садоводства или осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности.
В соответствии с п. 7 ст. 39.18 ЗК РФ в случае поступления в течение тридцати дней со дня опубликования извещения заявлений иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе уполномоченный орган в недельный срок со дня поступления этих заявлений принимает решение: 1) об отказе в предоставлении земельного участка без проведения аукциона лицу, обратившемуся с заявлением о предоставлении земельного участка, и о проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для целей, указанных в заявлении о предоставлении земельного участка; 2) об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка лицу, обратившемуся с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка. В этом случае уполномоченный орган обеспечивает образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ и принимает решение о проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для целей, указанных в заявлении о предварительном согласовании предоставления земельного участка.
Из материалов дела следует, что решений о предварительном согласовании предоставления земельного участка органом местного самоуправления не принималось, сведений о предоставлении земельного участка в собственность или в аренду в деле не имеется.
Судом установлено, что ДАЗО мэрии г. Ярославля обеспечивалось образование испрашиваемого земельного участка. 30.09.2019 г. земельному участку присвоен кадастровый № (л.д.18-20).
Решением Заволжского районного суда г. Ярославля от 13.07.2020 г. (вступило в законную силу 18.08.2020 г.) по делу № 2-556/2020, иск ФИО6, ФИО7, ФИО8 к мэрии г. Ярославля, КУМИ мэрии г. Ярославля об уточнении в связи с исправлением реестровой ошибки, местоположения границ и общей площади придомового земельного участка был удовлетворен. Одновременно судом постановлено уточнить границы и площадь земельного участка (кадастровый №), общей площадью 865 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов; вид разрешенного использования: для индивидуального жилищного строительства, согласно межевому плану, составленному 10.06.2020 кадастровым инженером, и считать размер общей площади 594 кв.м. в границах по точкам н1-17-18-19-20-21-22-н4-н3-н2-н1.
Согласно сведениям, предоставленным МКУ «Агентство по аренде земельных участков, организации торгов и приватизации муниципального жилищного фонда» города Ярославля, в период с 27.06.2020 г. по настоящее время проведены мероприятия по подготовке к проведению аукциона, в том числе получен градостроительный план земельного участка от 30.07.2020 г., с августа по сентябрь 2020 г. запрошены и получены технические условия об условиях подключения (технологического подключения) к сетям инженерно-технического обеспечения; запрошены и получены согласования служб города, земельному участку присвоен адрес, который внесен в федеральную информационную адресную систему (л.д. 61-73).
При этом изменения в градостроительный план земельного участка в части площади, границ земельного участка с учетом решения суда дот настоящего времени не внесены. Согласно информации департамента градостроительства мэрии г. Ярославля, согласно топографической съемке испрашиваемый земельный участок запользован, на земельном участке имеются одноэтажные нежилые постройки, ограждения, фруктово-ягодный сад, развалины, в связи с чем требуется проведение мероприятий по муниципальному земельному контролю. В соответствии с техническими условиями ДГХ мэрии г. Ярославля от 26.08.2020 г. необходимо осуществить устройство подъездных путей от земельного участка до существующего объекта улично-дорожной сети города правообладателем земельного участка; для выполнения работ по подготовке проектной документации на устройство примыкания к объекту улично-дорожной сети города необходимо получить соответствующие технические условия от ДГХ мэрии г. Ярославля. В соответствии с письмом ДГХ мэрии г. Ярославля от 28.08.2020 г. департамента выявлены зеленые насаждения (липа) в хорошем декоративном состоянии, в связи с чем при проектировании объекта капитального строительства необходимо предусмотреть размещение объектов с максимальным сохранением зеленых насаждений, их снос оформить соответствующим разрешением с предоставлением порубочного билета и (или) разрешением на пересадку деревьев и кустарников (л.д. 86-90).
Согласно письму АО «Газпром газораспределение Ярославль» от 24.09.2020 г. в предоставлении технических условий отказано, поскольку газотранспортная сеть ООО «Газпром трансгаз Ухта», технологически связанная с газораспределительной сетью АО «Газпром газораспределение Ярославль», в настоящее время исчерпала свой ресурс пропускной способности, информации о сроках ликвидации дефицита пропускной способности взаимосвязанной газотранспортной системы не имеется (л.д. 86-87).
Таким образом, уполномоченным органом было опубликовано и размещено в соответствии с подп. 1 п.1 ст. 39.18 ЗК РФ извещение о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, о чем указано в качестве основания для отказа административному истцу в обжалуемом в настоящем деле приказе.
Согласно материалам дела решений о предварительном согласовании предоставления земельного участка органом местного самоуправления не принималось. При этом уполномоченный орган приступил к обеспечению образования испрашиваемого земельного участка, уточнению его границ.
Тот факт, что на момент издания обжалуемого приказа № 900 от 14.03.2022 г. уполномоченным органом не было принято решение о проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, сам по себе не может свидетельствовать о незаконности приказа № 900, так как уполномоченным органом в спорный период проводились мероприятия по подготовке участка к аукциону, указанные мероприятия не завершены, технические условия получены не в полном объеме.
Без завершения предусмотренных законом мероприятий уполномоченный орган не имеет возможности принять решение о проведении аукциона.
Кроме этого, основание для отказа, указанное в приказе № 900 от 14.03.2022г. (в отношении спорного земельного участка опубликовано и размещено извещение о предоставлении), соответствует действительности и предусмотрено подп. 13 ст. 39.16 ЗК РФ.
При таких обстоятельствах довод представителя административного истца о том, что в связи с самовольным размещением третьими лицами на земельном участке объектов, не являющихся объектами капитального строительства, в предоставлении истцу земельного участка в аренду отказано необоснованно, сам по себе не может служить основанием для признания оспариваемого приказа незаконным. Кроме того, по данному основанию приказ КУМИ мэрии г. Ярославля в административном иске Камневым Д.В. не оспаривается.
Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу о том, что оспариваемый приказ председателя КУМИ мэрии г. Ярославля принят в пределах полномочий должностного лица, в рамках установленной процедуры, нормы материального права соблюдены, прав и законных интересов административного истца данный приказ не нарушает. Применительно к установленным обстоятельствам оснований для удовлетворения административных исковых требований административного истца не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 176-180, 227 КАС РФ, суд
р е ш и л:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░. ░░░░░░░░░, ░░░ «░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░» ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░. ░░░░░░░░░ ░░ 14.03.2022 ░. № 900 ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░