Дело № 2а-1356/2023
УИД 89RS0002-01-2023-001714-13
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
17 октября 2023 года г.Лабытнанги
Лабытнангский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:
председательствующего судьи Когаева Г.Ю.,
при секретере судебного заседания Шургановой Э.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Сокольникова Евгения Сергеевича о признании незаконным действий (бездействий) ФКУ ИК-18 УФСИН России по ЯНАО и взыскании компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении,
у с т а н о в и л:
Сокольников Е.С., осужденный к пожизненному лишению свободы, обратился в суд с административным иском к ФКУ ИК-18 УФСИН России по ЯНАО о признании незаконным действий (бездействий) исправительного учреждения, выразившихся в не предоставлении ему справки указанной в заявлении от 02.06.2023, и взыскании компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении в размере 20 000 руб.
В судебном заседании административный истец Сокольников Е.С. путем использования систем видеоконференц-связи, полностью поддержал заявленные им требования по доводам, изложенным в административном иске.
В судебном заседании представитель административного ответчика ФКУ ИК-18 УФСИН России по ЯНАО Малиновский Р.А., административные исковые требования Сокольникова Е.С. не признал, указав, что на заявление административного истца был дан ответ в установленные законом сроки и уполномоченным лицом.
Представитель административных ответчика ФСИН России Полянцева А.О., в судебном заседании, просила в иске отказать, указав, что для удовлетворения заявленных административных исковых требований Сокольникова Е.С. отсутствуют правовые основания, его заявление было рассмотрено в установленные законом сроки, уполномоченным должностным лицом, по существую поставленных вопросов, был дан ответ. Более того, ранее администрацией учреждения по аналогичным вопросам был дан ответ Сокольникову Е.С., в том числе по средствам выдачи соответствующих справок.
Изучив административный иск, информацию относительно иска, выслушав лиц, участвующих в рассмотрении дела, исследовав и оценив доказательства, имеющиеся в материалах административного дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В соответствии с ч.ч.1 и 2 ст.9 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (далее по тексту – УИК РФ) исправление осужденных – это формирование у них уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития и стимулирование правопослушного поведения. Основными средствами исправления осужденных являются: установленный порядок исполнения и отбывания наказания (режим), воспитательная работа, общественно полезный труд, получение общего образования, профессиональное обучение и общественное воздействие.
В соответствии со ст.10 УИК РФ при исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации. Права и обязанности осужденных определяются УИК РФ, исходя из порядка и условий отбывания конкретного вида наказания.
Частью 1 статьи 82 УИК РФ установлено, что режим в исправительных учреждениях – установленный законом и соответствующими закону нормативными правовыми актами порядок исполнения и отбывания лишения свободы, обеспечивающий охрану и изоляцию осужденных, постоянный надзор за ними, исполнение возложенных на них обязанностей, реализацию их прав и законных интересов, личную безопасность осужденных и персонала, раздельное содержание разных категорий осужденных, различные условия содержания в зависимости от вида исправительного учреждения, назначенного судом, изменение условий отбывания наказания.
Таким образом, государство берет на себя обязанность обеспечивать правовую защиту и личную безопасность осужденных наравне с другими гражданами и лицами, находящимися под его юрисдикцией.
В соответствии с пп.3 п.3 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 года №1314 (далее по тексту – Положение), одна из основных задач ФСИН России – обеспечение охраны прав, свобод и законных интересов осужденных и лиц, содержащихся под стражей.
Согласно пп.6 п.3 Положения задачей ФСИН России является создание осужденным и лицам, содержащимся под стражей, условий содержания, соответствующих нормам международного права, положениям международных договоров Российской Федерации и федеральных законов.
На основании ст.13 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 года № 5473-I «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» учреждения, исполняющие наказания, обязаны создавать условия для обеспечения правопорядка и законности, безопасности осужденных, а также персонала, должностных лиц и граждан, находящихся на их территориях, обеспечивать охрану здоровья осужденных, осуществлять деятельность по развитию своей материально-технической базы и социальной сферы.
В судебном заседании установлено, что Сокольников Е.С. отбывал наказание в виде пожизненного лишения свободы в период с 15.03.2008 по 01.09.2022 в ФКУ ИК-18 УФСИН России по ЯНАО.
В пункте 14 постановления Пленума от 25.12.2018 г. № 47 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания» Верховный Суд Российской Федерации указал, что условия содержания лишенных свободы лиц должны соответствовать требованиям, установленным законом, с учетом режима места принудительного содержания, поэтому существенные отклонения от таких требований могут рассматриваться в качестве нарушений указанных условий.
Так, судам необходимо учитывать, что о наличии нарушений условий содержания лишенных свободы лиц могут свидетельствовать, например, переполненность камер (помещений), невозможность свободного перемещения между предметами мебели, отсутствие индивидуального спального места, естественного освещения либо искусственного освещения, достаточного для чтения, отсутствие либо недостаточность вентиляции, отопления, отсутствие либо непредоставление возможности пребывания на открытом воздухе, затрудненный доступ к местам общего пользования, соответствующим режиму мест принудительного содержания, в том числе к санитарным помещениям, отсутствие достаточной приватности таких мест, не обусловленное целями безопасности, невозможность поддержания удовлетворительной степени личной гигиены, нарушение требований к микроклимату помещений, качеству воздуха, еды, питьевой воды, защиты лишенных свободы лиц от шума и вибрации (например, ст. 7 Федерального закона от 26.04.2013 г. N 67-ФЗ «О порядке отбывания административного ареста», статьи 16, 17, 19, 23 Федерального закона от 15.07.1995 г. N 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», ст. 99 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации).
В то же время, при разрешении административных дел суды могут принимать во внимание обстоятельства, соразмерно восполняющие допущенные нарушения и улучшающие положение лишенных свобод лиц (например, незначительное отклонение от установленной законом площади помещения в расчете на одного человека может быть восполнено созданием условий для полезной деятельности вне помещений, в частности для образования, спорта и досуга, труда, профессиональной деятельности).
При рассмотрении административного искового заявления, поданного в соответствии с частью 1 настоящей статьи, суд устанавливает, имело ли место нарушение предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, а также характер и продолжительность нарушения, обстоятельства, при которых нарушение допущено, его последствия (ч. 5 ст. 227.1 КАС РФ).
Согласно ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (далее - Федеральный закон N 59-ФЗ) настоящим федеральным законом регулируются правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации (далее также - гражданин) закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также устанавливается порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами.
Государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина, направившего обращение; дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона (п.п. 1, 4 ч. 1 ст. 10 Федерального закона N 59-ФЗ).
Положениями ч. 1 ст. 12 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (далее - УИК РФ) закреплено, что осужденные имеют право на получение информации о своих правах и обязанностях, о порядке и об условиях отбывания назначенного судом вида наказания. Администрация учреждения или органа, исполняющего наказания, обязана предоставить осужденным указанную информацию, а также знакомить их с изменениями порядка и условий отбывания наказаний.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Сокольников Е.С. обратился с заявлением от 02.06.2023 к начальнику ФКУ ИК-18 УФСИН России по ЯНАО содержащую просьбу, в том числе представить ему справку о том какие защитные средства (обувь, перчатки, костюм и т.п.) были выданы ему в период работы в учреждении с 2012 по 2018 годы и с 2021 по 2022 годы.
Указанное заявление 14.06.2023 поступило в ФКУ ИК-18 УФСИН России по ЯНАО и зарегистрировано за № ог-151.
12.07.2023 на вышеуказанное заявление дан ответ ФКУ ИК-18 УФСИН России по ЯНАО (исходящий №81/ТО/3/7-169).
В ответе в числе прочего указано, что предоставить информацию о выдаче СИЗ за период трудоустройства с 2012 по 2018 годы не представляется возможным в виду уничтожения документов по истечении сроков хранения в соответствии с требованиями приказа ФСИН России от 21.07.2014 № 373. За периоды трудоустройства в 2021 по 2022 годы, согласно карточки выдачи СИЗ, Сокольникову Е.С. выданы: костюм от общих производственных загрязнений – 1 комплект; перчатки с точечным покрытием – 1 пара; ботинки с защитным подноском – 1 пара. К ответу прилагалась копия Личной карточки учета выдачи СИЗ № 0003.
Из изложенного можно сделать вывод, что письменное заявление Сокольникова Е.С. от 02.06.2023, было рассмотрено соответствующим государственным органом, на указанное заявление был дан ответ уполномоченным органом в установленные законом сроки, что свидетельствует об отсутствии нарушений прав и законных интересов административного истца, вопреки доводам иска.
Доводы административного истца о нарушении государственным органом п.п. 1, 4 ч. 1 ст. 10 Федерального закона N 59-ФЗ не нашли своего подтверждения, поскольку письменный ответ был дан по существу поставленных в обращении вопросов с обеспечением объективного, всестороннего и своевременного рассмотрения заявления.
Более того, действующим уголовно-исполнительным законодательством не предусмотрена выдача администрацией исправительного учреждения, каких-либо справок по заявлениям осужденных, за исключением справок о предоставленном праве выхода за пределы ВК в порядке поощрения несовершеннолетнему осужденному.
Однако следует отметить, что ранее 28.02.2023 административному истцу Сокольникову Е.С., административным ответчиком ФКУ ИК-18 УФСИН России по ЯНАО предоставлялся ответ, по выдаче СИЗ за период трудоустройства с 2012 по 2018 годы и с 2021 по 2022 годы, в том числе с предоставлением копии Личной карточки учета выдачи СИЗ № 0003.
В связи с чем, нарушение условий содержания Сокольникова Е.С. в исправительном учреждении при указанных в иске обстоятельствах, не установлено, как и доказательств нарушения прав и/или охраняемых законом интересов Сокольникова Е.С. оспариваемыми действиями (бездействиями) государственного органа в соответствии со ст. 62 КАС РФ не представлено, в связи с чем, основания для удовлетворения заявленных требований у суда отсутствуют.
В силу ст. 180 КАС РФ в решении суда должно быть указано на распределение судебных расходов.
При подаче административного иска в суд Сокольникову Е.С. определением судьи от 27.09.2023 была предоставлена отсрочка уплаты государственной пошлины до вынесения решения по существу.
В силу ст. 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации при обращении в суд с административным иском размер государственной пошлины составляет 300 руб.
В связи с отказом в удовлетворении административного иска указанная сумма подлежит взысканию с Сокольникова Е.С. в доход соответствующего бюджета.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180, 219, 227.1 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░) ░░░ ░░-18 ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 300 ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░ ░░░░░-░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ...
...
...
... ░░░░░ ░░░░░░░ 18 ░░░░░░░ 2023 ░░░░.