24OS0000-01-2023-000685-06
3а-96/2024
121а
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
12 марта 2024 г. г. Красноярск
Красноярский краевой суд в составе:
председательствующего судьи Славкина М.М.,
при ведении протокола помощником судьи Калининой У.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Вольхина ОВ об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости нежилого здания,
установил:
ФИО2 обратилась в суд с административным иском об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости нежилого здания, в котором просила суд (с учетом уточнений), установить кадастровую стоимость нежилого здания с кадастровым номером № площадью 768,1 кв.м., назначение: нежилое, наименование: нежилое здание, местоположение: <адрес>, в размере его рыночной стоимости – 4 410 745 рублей, определенной по состоянию на 01.06.2011.
Требования мотивированы тем, что согласно выписке из ЕГРН кадастровая стоимость нежилого здания с кадастровым номером №, составляет 10 839 104,6 руб., тогда как согласно отчету ООО «Информационно-правовое бюро «ЮРИСЪ» от 06.10.2023 № 168/2023, рыночная стоимость нежилого здания составляет 3 923 096 рублей.
Установлением кадастровой стоимости выше рыночной нарушаются права административного истца, поскольку она является плательщиком налога, размер которого определяется исходя из кадастровой стоимости нежилых зданий.
Представитель Правительства Красноярского края – Исакова Н.В. возражала против удовлетворения заявленных требований.
Административный истец, ППК «Роскадастр», Управление Росреестра по Красноярскому краю, надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела, своих представителей в судебное заседание не направили. Управление Росреестра по Красноярскому краю представило письменные пояснения, в которых просило о рассмотрении дела в отсутствие его представителя.
Суд полагает возможным в соответствии с частью 2 статьи 150, частью 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участвующих в деле лиц, своевременно и надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.
Заслушав участников процесса, исследовав представленные в материалы дела доказательства, суд полагает административный иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 4 КАС РФ, каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность.
Как разъяснено в ч. 1 ст. 245 КАС РФ, юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, включая оспаривание решений комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, с административным исковым заявлением об оспаривании действий (бездействия) такой комиссии (далее - административное исковое заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, включая оспаривание решений комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости), с административным исковым заявлением об оспаривании решений бюджетного учреждения в отношении заявления об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости либо по итогам рассмотрения заявления об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, а также действий (бездействия) бюджетного учреждения в отношении указанных заявлений (далее - административное исковое заявление об оспаривании решений и действий (бездействия) бюджетного учреждения), если кадастровая стоимость затрагивает права и обязанности этих лиц.
В соответствии с ч. 1 ст. 248 КАС РФ основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является: 1) недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости; 2) установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость; 3) установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую проведена рыночная оценка объекта недвижимости и которая указана в отчете об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости, приложенном к заявлению об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости, подававшемуся в бюджетное учреждение (в течение шести месяцев с даты, по состоянию на которую проведена рыночная оценка объекта недвижимости).
Право на оспаривание в суде результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности собственника объекта недвижимости, закреплено в ст. 24.18 Закона об оценочной деятельности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 401 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество: жилой дом (подпункт 1); квартира, комната (подпункт 2); гараж, машино-место (подпункт 3); единый недвижимый комплекс (подпункт 4); объект незавершенного строительства (подпункт 5); иные здание, строение, сооружение, помещение (подпункт 6).
Согласно пункту 1 статьи 403 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его кадастровая стоимость, указанная в Едином государственном реестре недвижимости по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
В соответствии со ст. 24.18 Закона об оценочной деятельности в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является, в частности, установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Установление рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объекта, и внесение ее в качестве кадастровой стоимости направлено, прежде всего, на уточнение результатов массовой оценки, полученной без учета уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости. В связи с этим рыночная стоимость, которая подлежит внесению в государственный кадастр недвижимости в качестве кадастровой, должна быть сопоставима с результатами массовой оценки и не может быть определена произвольно, на произвольную дату.
В соответствии с п. 1,2 ст. 209 ГК РФ, собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам.
Исходя из положений ч. 2 ст. 22.1 "Основ законодательства Российской Федерации о нотариате" при удостоверении сделок, предметом которых является отчуждение или залог недвижимого имущества, имеющего кадастровую стоимость, если оценка, данная этому недвижимому имуществу участниками (сторонами) сделки, ниже его кадастровой стоимости, для исчисления тарифа используется кадастровая стоимость этого недвижимого имущества.
Судом установлено, что Вольхина О.В. является собственником нежилого здания с кадастровым номером №, площадью 768,1 кв.м., назначение: нежилое, наименование: нежилое здание, местоположение: <адрес>, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости.
Согласно выписке из ЕГРН о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 23.11.2023, кадастровая стоимость нежилого здания с кадастровым номером № составляет 10 839 104,6 руб.
Оспаривая указанную кадастровую стоимость, административный истец представила в суд отчет об оценке ООО «Информационно-правовое бюро «ЮРИСЪ» от 06.10.2023 № 168/2023, согласно которому по состоянию на 01.06.2011 рыночная стоимость нежилого здания с кадастровым номером № составляет 3 923 096 рублей.
Согласно статье 3 ФЗ от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства.
В связи с возражениями представитель Правительства Красноярского края относительно допустимости вышеуказанных отчетов об оценке в качестве доказательства по административному делу, административный истец обратился к оценщику ООО «Информационно-правовое бюро «ЮРИСЪ» для исправления отчета. В исправленном отчете № 168/23 рыночная стоимость нежилого здания с кадастровым номером № составила 4 410 745 руб., исправленный отчет послужил основанием для уточнения иска административным истцом. Уточненный иск принят судом. Исправленный отчет об оценке рыночной стоимости земельного участка увеличил его рыночную стоимость по сравнению с первоначальными требованиями.
При таких обстоятельствах, у суда нет оснований ставить под сомнение отчет об оценке ООО «Информационно-правовое бюро «ЮРИСЪ» от 06.10.2023 № 168/2023 о рыночной стоимости нежилого здания с кадастровым номером №
Суд принимает отчет об оценке ООО «Информационно-правовое бюро «ЮРИСЪ» от 06.10.2023 № 168/2023 о рыночной стоимости нежилого здания с кадастровым номером № в качестве надлежащего доказательства, доказательств недопустимости, недостоверности представленного истцом отчета стороной административного ответчика не представлено, ходатайства о назначении по делу оценочной экспертизы, сторонами, при рассмотрении дела не заявлено.
Таким образом, заявленный административным истцом размер рыночной стоимости принадлежащего ему нежилого здания с кадастровым номером № подтверждается совокупностью достоверных, допустимых и достаточных доказательств.
Поскольку в соответствии пунктом 1 статьи 403 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база в отношении каждого объекта налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, то внесённые в государственный кадастр недвижимости сведения о кадастровой стоимости объектов, не соответствующие действительной рыночной стоимости этих объектов, будут затрагивать права административного истца, которые подлежат восстановлению путём установления кадастровой стоимости каждого объекта в размере их рыночной стоимости.
С учетом изложенного, поскольку, внесённые в государственный кадастр недвижимости сведения о кадастровой стоимости спорного нежилого здания не соответствуют действительной рыночной стоимости этого объекта, затрагивают права административного истца, рыночная стоимость нежилого здания с кадастровым номером № должна быть установлена в размере его рыночной стоимости – 4 410 745 рублей, определенной по состоянию на 01.06.2011.
Датой обращения с заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости нежилых зданий с кадастровыми номерами 24:23:4501005:413 считать 18.12.2023.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175 – 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ – ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ №, ░░░░░░░░ 768,1 ░░.░., ░░░░░░░░░░: ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░: ░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░: ░░░░░░░░░░░░ <░░░░░>, ░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ – 4 410 745 ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░ 01.06.2011.
░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ 24:23:4501005:413 ░░░░░░░ 18.12.2023.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ 18.03.2024