Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-132/2024 (2а-1469/2023;) ~ М-1397/2023 от 19.12.2023

Дело № 2а-132/2024 <данные изъяты>

УИД 81RS0006-01-2023-002692-74

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

18 января 2024 года        

Кудымкарский городской суд Пермского края в составе:

председательствующего судьи Чащиной Ю.А., при секретаре Засухиной Т.В.,

с участием прокурора Савельевой Н.А., представителя административного ответчика Мошегова А.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Кудымкаре административное дело по административному иску прокурора Юрлинского района в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Юрлинского муниципального округа Пермского края об оспаривании бездействия органа местного самоуправления в связи с непроведением работ по устройству улично-дорожной сети в микрорайоне «Саранинский-2» с. Юрла,

у с т а н о в и л:

Прокурор Юрлинского района обратился в суд с административным иском к Администрации Юрлинского муниципального округа Пермского края об оспаривании бездействия органа местного самоуправления в связи с непроведением работ по устройству улично-дорожной сети в микрорайоне «Саранинский-2» с. Юрла. В обоснование иска указывает, что в целях реализации Закона Пермского края от 01.12.2011 № 871-ПК «О бесплатном предоставлении земельных участков многодетным семьям в Пермском крае» Администрацией Юрлинского муниципального округа был сформирован перечень земельных участков, предназначенных для предоставления многодетным семьям бесплатно для индивидуального жилищного строительства в микрорайоне «Саранинский-2» с. Юрла. В соответствии со статьей 3 Закона Пермского края от 01.12.2011 № 871-ПК «О бесплатном предоставлении земельных участков многодетным семьям в Пермском крае» земельные участки для индивидуального жилищного строительства должны иметь инженерную инфраструктуру применительно к условиям соответствующего муниципального образования. В ходе осмотра земельного участка, расположенного в микрорайоне «Саранинский-2» по <адрес>, включенного в перечень земельных участков, предназначенных для предоставления многодетным семьям, установлено, что улица в целом не обеспечена дорожным полотном, дорожное покрытие, другие элементы обустройства автомобильной дороги отсутствуют, проезд по улице обеспечивается по естественному грунту, заросшему травой. Таким образом, автомобильная дорога по <адрес> не соответствует требованиям «ГОСТ Р 50597-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля». Аналогичные нарушения допущены также в отношении других улиц микрорайона «Саранинский-2» (<адрес> земельные участки на которых также сформированы и предоставлены гражданам, в том числе многодетным семьям. Мероприятия по обустройству улично-дорожной сети микрорайона «Саранинский-2» с. Юрла включены в Программу комплексного развития транспортной инфраструктуры Юрлинского муниципального округа Пермского края на период до 2040 года, утвержденную Постановлением Администрации Юрлинского муниципального округа от ДД.ММ.ГГГГ №. Однако на ближайшие 3 года проведение каких-либо работ по устройству дорожного полотна на <адрес> не предусмотрено, конкретные сроки не определены. В целях устранения нарушений требований законодательства при предоставлении земельных участков многодетным семьям и законодательства о дорожной деятельности прокурором Юрлинского района в ДД.ММ.ГГГГ года в адрес органа местного самоуправления было внесено представление с требованием об устранении выявленных нарушений законондательства. По результатам рассмотрения представления Администрацией Юрлинского муниципального округа указано, что в Правительство Пермского края направлена заявка на предоставление субсидии в целях реализации мероприятий по реконструкции улично-дорожной сети в микрорайоне «Саранинский-2», однако результата ее рассмотрения нет. Прокурор полагает, что имеет место бездействие административного ответчика, которое приводит к нарушению прав граждан на благоприятные условия проживания, ограничивает возможность использования земельных участков по целевому назначению для индивидуального жилищного строительства. Отсутствие дорог может повлечь за собой угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан, возникновения дорожно-транспортных происшествий, невозможность своевременного прибытия экстренных служб скорой медицинской помощи и пожарной службы.

С учетом изложенного, уточнив заявленный административный иск, прокурор Юрлинского района просит признать бездействие Администрации Юрлинского муниципального округа Пермского края в связи с непринятием мер по обустройству автомобильной дороги общего пользования по <адрес> в микрорайоне «Саранинский-2» с. Юрла Пермского края незаконным и обязать административного ответчика в срок до ДД.ММ.ГГГГ провести работы по обустройству автомобильной дороги общего пользования по <адрес>.

Прокурор Савельева Н.А. в судебном заседании на административном иске, поданном прокурором в защиту неопределенного круга лиц, настаивала.

Представитель Администрации Юрлинского муниципального округа Пермского края Мошегов А.И. в судебном заседании заявленный иск признал.

Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, приходит к следующему выводу.

Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу части 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения.

Статей 12 названного Федерального закона устанавливается, что ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения.

Согласно статье 3 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог; автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.

Согласно части 10.1 статьи 5 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» автомобильными дорогами общего пользования местного значения муниципального округа являются автомобильные дороги общего пользования в границах муниципального округа, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения муниципального округа может утверждаться органом местного самоуправления муниципального округа.

В соответствии с частью 3 статьи 15 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления.

Дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения осуществляется за счет средств местных бюджетов, иных предусмотренных законодательством Российской Федерации источников финансирования, а также средств физических или юридических лиц, в том числе средств, привлеченных в порядке и на условиях, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях (статья 34 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»).

Частью 1 статьи 17 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» закреплено, что содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.

Требования к параметрам и характеристикам эксплуатационного состояния (транспортно-эксплуатационным показателям) автомобильных дорог общего пользования, улиц и дорог городов и сельских поселений установлены «ГОСТ Р 50597-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля», утвержденным Приказом Росстандарта от 26.09.2017 № 1245-ст (далее ГОСТ Р 50597-2017). Все требования стандарта являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды.

Согласно пунктам 5.1.1, 5.2.1, 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017 проезжая часть дорог и улиц, тротуары, пешеходные и велосипедные дорожки, посадочные площадки остановочных пунктов, разделительные полосы и обочины должны быть без посторонних предметов, в том числе предметов, не относящихся к элементам обустройства (массивные предметы по 4.4 и т.п.), за исключением рекламных конструкций и наружной рекламы, размещенных на улицах населенных пунктов. Продольная ровность покрытия по полосам движения проезжей части при измерении по ГОСТ 33101 должна соответствовать значениям, указанным в таблице 5.1, при измерении трехметровой рейкой по 9.2.1 и 9.2.2 - в таблице 5.2. Покрытие проезжей части не должно иметь дефектов в виде выбоин, просадок, проломов, колей и иных повреждений (таблица А.1 приложения А), устранение которых осуществляют в сроки, приведенные в таблице 5.3.

Согласно пункту 5 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального, городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве в границах муниципального, городского округа, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно пункту 5 части 1 статьи 3, части 1 статьи 24 Устава Юрлинского муниципального округа Пермского края Администрация Юрлинского муниципального округа, являясь исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления, наделена полномочиями по решению вопросов местного значения, в том числе по осуществлению дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального округа и обеспечению безопасности дорожного движения на них.

В судебном заседании на основе материалов дела установлено, что автомобильная дорога «<адрес>» протяженностью 0,177 км включена в Перечень автомобильных дорог местного значения, находящихся на территории муниципального образований «Юрлинский муниципальный округ Пермского края», утвержденный Постановлением Администрации Юрлинского муниципального округа Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ №.

Согласно техническому паспорту автомобильной дороги «<адрес>» дорога имеет низший тип покрытия – грунтовое, естественное; прилегающие территории – жилая застройка.

Земельные участки по <адрес> в <адрес> с кадастровыми номерами № включены в перечень земельных участков, предназначенных для предоставления многодетным семьям.

Судом также установлено, что прокуратурой Юрлинского района в ходе осуществления надзора за исполнением административным ответчиком требований законодательства при предоставлении земельных участков многодетным семьям и в области обеспечения безопасности дорожного движения в отношении автомобильных дорог общего пользования местного значения установлено бездействие органа местного самоуправления в связи с непринятием мер, направленных на приведение автомобильной дороги по <адрес> в <адрес> в соответствие с требованиями ГОСТ Р 50597-2017.

Так, согласно справке помощника прокурора района Савельевой Н.А. от ДД.ММ.ГГГГ с фототаблицей, а также справке начальника ПП № 2 (дислокация с. Юрла) Межмуниципального отдела МВД России «Кочевский» от ДД.ММ.ГГГГ в ходе обследования <адрес> установлено, что на автомобильной дороге дорожное полотно отсутствует, проезд по улице осуществляется по естественному грунту.

ДД.ММ.ГГГГ прокурором Юрлинского района в адрес Администрации Юрлинского муниципального округа внесено представление об устранении выявленных нарушений законодательства с требованием принять конкретные меры к устранению нарушений законодательства о дорожной деятельности в отношении автомобильной дороги по <адрес>.

На момент рассмотрения дела факт приведения автомобильной дороги по <адрес> в нормативное состояние, соответствующее требованиям ГОСТ Р 50597-2017, материалами дела не подтвержден.

Оценив установленные по делу обстоятельства в совокупности с представленными доказательствами, суд приходит к выводу о том, что Администрация Юрлинского муниципального округа Пермского края, осуществляя полномочия собственника в отношении спорной автомобильной дороги, не выполняет возложенные на нее обязанности в сфере дорожной деятельности в целях своевременного устранения дефектов дорожного покрытия.

Обязанность административного ответчика как органа местного самоуправления по осуществлению дорожной деятельности предусмотрена законом, указанные полномочия являются расходными обязательствами муниципального образования. Административный ответчик возложенную на него публично-правовую обязанность не исполняет в отсутствие уважительных причин, тем самым допуская незаконное бездействие.

Таким образом, со стороны административного ответчика допущено незаконное бездействие, которое не способствует безопасному движению по автомобильной дороге общего пользования для всех участников дорожного движения, то есть неопределенного круга лиц. Выявленные недостатки в отношении автомобильной дороги могут послужить причиной и условием для наступления дорожно-транспортных происшествий с причинением вреда жизни, здоровью и имуществу неопределенного круга лиц.

При таких обстоятельствах, заявленное прокурором требование о признании незаконным бездействия Администрации Юрлинского муниципального округа в связи с непринятием мер по обустройству автомобильной дороги общего пользования по <адрес> в микрорайоне «Саранинский-2» <адрес> края является обоснованным.

Суд в целях восстановления нарушенного права полагает необходимым обязать Администрацию Юрлинского муниципального округа Пермского края в срок до ДД.ММ.ГГГГ обеспечить в установленном порядке проведение работ по обустройству автомобильной дороги общего пользования «<адрес>» протяженностью 0,177 км в соответствии с требованиями «ГОСТ Р 50597-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля».

Заявленный административный иск подлежит удовлетворению.

Срок для исполнения административным ответчиком возложенной на него обязанности, о котором требует прокурор, суд находит разумным и достаточным для надлежащего исполнения решения суда в целях соблюдения требований статей 16, 17 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», требований бюджетного процесса и обеспечения баланса интересов всех сторон.

Руководствуясь статьями 175 – 179, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

р е ш и л:

░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ <░░░░░> ░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░-2» <░░░░░>.

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «<░░░░░>» ░░░░░░░░░░░░░░ 0,177 ░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ «░░░░ ░ 50597-2017. ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░. ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░. ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░. ░░░░░░ ░░░░░░░░».

░ ░░░░░, ░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░ – ░░░░░░░

<░░░░░░ ░░░░░░>

<░░░░░░ ░░░░░░>

░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░.░░.░░░░.

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

2а-132/2024 (2а-1469/2023;) ~ М-1397/2023

Категория:
Административные
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
прокуратура Юрлинского района
Ответчики
Администрация Юрлинского муниципального округа
Суд
Кудымкарский городской суд Пермского края
Судья
Чащина Юлиана Александровна
Дело на сайте суда
kudimkarsky--perm.sudrf.ru
19.12.2023Регистрация административного искового заявления
19.12.2023Передача материалов судье
22.12.2023Решение вопроса о принятии к производству
22.12.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
22.12.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
10.01.2024Судебное заседание
18.01.2024Судебное заседание
24.01.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
01.02.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
07.03.2024Дело оформлено
07.03.2024Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее