Судебный акт #1 (Решения) по делу № 2а-1536/2024 (2а-12246/2023;) ~ М-11854/2023 от 04.12.2023

УИД 11RS0001-01-2023-016791-47

Дело № 2а-1536/2024

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Сыктывкарский городской суд Республики Коми

в составе председательствующего судьи Котова Р.В.,

при секретаре Мокиевой А.О.,

рассмотрев 13 мая 2024 года в открытом судебном заседании в городе Сыктывкаре административное дело по административному исковому заявлению Федорченко Вячеслава Юрьевича к ФКУ Управление по конвоированию УФСИН России по Республике Коми о признании незаконным действий (бездействия), выразившихся в не обеспечении надлежащих условий содержания при конвоировании, взыскании денежной компенсации,

установил:

Федорченко В.Ю. обратился в суд с административным иском к ФКУ Управление по конвоированию УФСИН России по Республике Коми о присуждении денежной компенсации за нарушение условий при конвоировании железнодорожным транспортом в период времени с ** ** ** по ** ** ** в сумме 25 000 рублей.

В обоснование заявленных требований указал, что в период с ** ** ** по ** ** **, а также с ** ** ** по ** ** ** был этапирован плановым конвоем посредством железнодорожного транспорта из ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Коми в ФБЛПУ Б-18 УФСИН России по Республике Коми, а также обратно. При конвоировании в спецвагоне имелись существенные нарушения его прав и законных интересов, в том числе загрузка камеры была более шести человек, было нарушено его право на восьмичасовой непрерывный сон, посещение туалета. Кроме того, медицинским работником ФБЛПУ Б-18 была выдана справка о том, что истец при этапировании нуждается в приеме ..., однако указанные медицинские препараты были изъяты у истца в обыскном помещении ФБЛПУ Б-18, а возвращены в ФКУ ИК-1, в пути следования не выдавались, в связи с чем истец не мог принимать назначенное лечение.

Судом к участию в деле в качестве административных соответчиков привлечены УФСИН России по Республике Коми, ФСИН России, в качестве заинтересованных лиц –ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Коми, ФБЛПУ Б-18 УФСИН России по Республике Коми, начальник ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Коми, начальник ФБЛПУ Б-18 УФСИН России по Республике Коми, ФКУ ИК-31 УФСИН России по Республике Коми, ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России.

Административный истец в судебном заседании участия не принял, извещен надлежащим образом.

Иные стороны участия в судебном заседании не приняли, извещены надлежащим образом, суд определил рассмотреть дело при имеющейся явке лиц.

Исследовав письменные материалы дела в их совокупности, суд приходит к следующему.

На основании ст. 218 КАС РФ гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии со статьей 227.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном настоящей главой, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении (часть 1).

При рассмотрении административного искового заявления, поданного в соответствии с частью 1 настоящей статьи, суд устанавливает, имело ли место нарушение предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, а также характер и продолжительность нарушения, обстоятельства, при которых нарушение допущено, его последствия (часть 5).

В силу статьи 21 Конституции РФ достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления (часть 1). Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию (часть 2).

Данным положениям Конституции Российской Федерации корреспондируют нормы статьи 3 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, согласно которым, никто не должен подвергаться ни пыткам, ни бесчеловечному или унижающему достоинство обращению или наказанию.

В соответствии с пунктами 2, 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 № 47 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания», под условиями содержания лишенных свободы лиц следует понимать условия, в которых с учетом установленной законом совокупности требований и ограничений (далее - режим мест принудительного содержания) реализуются закрепленные Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации права и обязанности указанных лиц.

Условия содержания лишенных свободы лиц должны соответствовать требованиям, установленным законом, с учетом режима места принудительного содержания, поэтому существенные отклонения от таких требований могут рассматриваться в качестве нарушений указанных условий.

На основании п. 18 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 № 47 при оспаривании условий перевозки лишенных свободы лиц судам необходимо иметь в виду, что она всегда должна осуществляться гуманным и безопасным способом. В связи с этим при оценке того, являются ли условия перевозки надлежащими, необходимо учитывать в том числе соблюдение требований по обеспечению безопасности перевозок соответствующим видом транспорта, пассажировместимость транспортного средства, длительность срока нахождения указанных лиц в транспортном средстве, площадь, приходящуюся на одного человека, высоту транспортного средства, его достаточные освещенность и проветриваемость, температуру воздуха, обеспеченность питьевой водой и горячим питанием при длительных перевозках, предоставление возможности перевозить с собой документы, необходимые для реализации установленных законом процессуальных прав и обязанностей, наличие возможности обращения к сопровождающим лицам, соответствие условий перевозки состоянию здоровья транспортируемого лица. Выводы суда о том, была ли перевозка гуманной и безопасной, должны быть сделаны на основании исследования всей совокупности указанных выше обстоятельств (часть 1 статьи 20, статья 21 Конституции Российской Федерации, статья 20 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»).

В соответствии с ч. 1 ст. 12.1 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (далее – УИК РФ) лицо, осужденное к лишению свободы и отбывающее наказание в исправительном учреждении, в случае нарушения условий его содержания в исправительном учреждении, предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации, имеет право обратиться в суд в порядке, установленном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, с административным исковым заявлением к Российской Федерации о присуждении за счет казны Российской Федерации компенсации за такое нарушение.

Частью 2 статьи 10 УИК РФ предусмотрено, что при исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации.

В соответствии с ч. 1 и 6 ст. 76 УИК РФ, осужденные к лишению свободы направляются к месту отбывания наказания и перемещаются из одного места отбывания наказания в другое под конвоем, порядок перемещения осужденных определяется нормативными правовыми актами, принимаемыми в соответствии с УИК РФ.

Статьей 12 Закона Российской Федерации от 21.07.1993 № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишении свободы» закреплено, что порядок конвоирования лиц, заключенных под стражу, устанавливается законодательством Российской Федерации и совместными нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, и федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.

Такими федеральными органами, в соответствии с Положением о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 № 1313 и Положением о Министерстве внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 01.03.2011 № 248, являются Министерство юстиции Российской Федерации и Министерство внутренних дел Российской Федерации, которые своим приказом от 24.05.2006 № 199дсп/369дсп утвердили Инструкцию (далее - Инструкция).

Инструкция определяет порядок организации конвоирования осужденных и лиц, содержащихся под стражей, по установленным маршрутам конвоирования, конвоирования граждан Российской Федерации и лиц без гражданства на территорию Российской Федерации, а также иностранных граждан и лиц без гражданства в случаях их экстрадиции, а также порядок действий караулов и должностных лиц при происшествиях (пункт 1).

Установлено, что Федорченко В.Ю. в период времени с ** ** ** до ** ** ** содержался в различных учреждениях УИС на территории Республики Коми.

Согласно материалам дела, конвоирование Федорченко В.Ю. железнодорожным транспортом в период времени, заявленный им в административном исковом заявлении, осуществлялось:

- в период с ** ** ** по ** ** ** от железнодорожной станции ... до железнодорожной станции ..., плановым караулом по железнодорожному маршруту «...-...», назначенным от ФКУ УК УФСИН России по Республике Коми, в специальном вагоне, где он размещался в большой камере №..., на участке маршрута ...-... совместно с 5 осужденными, на участке маршрута ...-... совместно с 6 осужденными;

- ** ** ** от железнодорожной станции ... до железнодорожной станции ..., плановым караулом по железнодорожному маршруту «...-...», назначенным от ФКУ УК УФСИН России по Республике Коми, в специальном вагоне, где он размещался в большой камере №..., совместно с 4 осужденными.

Для перевозки осужденных и лиц, содержащихся под стражей, по железнодорожным маршрутам используются вагоны, которые представляют собой модификацию стандартного пассажирского вагона.

Согласно приказу Минюста России и МВД России от 09.02.2018 № 2бдсп/85дсп «О внесении изменений в приказ, Министерства юстиции Российской Федерации и Министерства внутренних дел Российской Федерации от 24.05.2006 № 199дсп/369дсп «Об утверждении Инструкции по служебной деятельности специальных подразделений уголовно-исполнительной системы по конвоированию» нормы размещения конвоируемых лиц в больших камерах специальных вагонов определены до 10 человек в большие камеры и до 4 человек в малые.

Конструкция специальных вагонов, в которых перевозился Федорченко В.Ю., а именно внутреннее оборудование и оснащение помещений, а также системы жизнеобеспечения вагонов соответствовали требованиям, установленным Санитарными правилами по организации пассажирских перевозок на железнодорожном транспорте СП 2.5.1198-03, утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 04.03.2003 № 12.

Большие камеры специальных вагонов оборудованы 6 полками, рассчитанными на 4 места для лежания и 6 мест для сидения (по 3 человека на каждую из 2 нижних полок), нижние полки могут быть использованы как спальные места. Малые камеры специальных вагонов оборудованы 3 полками, рассчитанными на 2 места для лежания и 2 места для сидения, нижняя полка может быть использована как спальное место.

В камерах спецвагонов в период конвоирования истца общее количество осужденных не превышало установленных норм.

Нормативными документами, регламентирующими службу конвоировании, предоставление индивидуального спального места конвоируемым лицам в камере специального вагона не предусмотрено, также специальные вагоны типа «СТ» относятся к классу жестких вагонов с местами для сидении (общий вагон), соответственно нижние места в камере предназначены для сидения, а на верхних и средних полках осужденным и лицам, содержащимся под стражей, разрешается лежать.

Предоставление 8-ми часового непрерывного сна конвоируемым лицам при конвоировании в специальном вагоне нормативными документами не регламентировано в связи с проведением плановым караулом обменов в пути следования, согласно маршрутного расписания, в том числе в ночное время, а также проведением обыска принятого спецконтингента, размещением осужденных по камерам, согласно режимов и категорий, и вывода в туалет.

В период конвоирования у истца имелась возможность для отдыха в ночное время на одной из полок камеры специального вагона. Все системы жизнеобеспечения специальных вагонов, в которых следовал Федорченко В.Ю., а именно отопление, освещение, вентиляция, водоснабжение были в исправном состоянии, что подтверждается отметками начальников караулов и записями проверяющих должностных лиц в путевых ведомостях караулов.

Спецвагон является прототипом стандартного пассажирского вагона, в котором имеется два места (в начале и в конце вагона) для отправления естественных надобностей - туалет, и система водоснабжения, также предусмотрен нагрев воды.

Фактов отказа в выводе в туалет в период конвоирования Федорченко В.Ю. в специальных вагонах не установлено.

Оборудование туалета специальных вагонов полностью соответствует оборудованию туалета пассажирского вагона, состоящего из унитаза, умывальника с раковиной, которые позволяют отправлять конвоируемым лицам естественные надобности и совершать гигиенические процедуры.

Вывод конвоируемых лиц в туалет в пути следования осуществлялся согласно
п. 229 Инструкции по первому требованию, в порядке очередности по одному человеку.

При нахождении осужденных и лиц, содержащихся под стражей в туалете, им предоставлялось достаточно времени для удовлетворения естественных надобностей, а также для обеспечения санитарно-гигиенических потребностей (мытья рук, производства смыва в унитаз). Общее освещение для специального вагона состоит из 10 ламп накаливания, мощностью 40 ватт. Лампы расположены в коридоре специального вагона напротив каждой камеры. Количество осветительных приборов позволяет конвоируемым лицам беспрепятственно читать литературу и писать письма, в том числе и в темное время суток.

Специальный вагон оборудован системой принудительной вентиляции, аналогичная система установлена в стандартных пассажирских вагонах, что обеспечивает достаточный приток воздуха в камеры. Кроме того, для дополнительного притока воздуха во время движения поезда на всем пути следования административного истца, в коридоре специального вагона периодически открывались окна, для проветривания, за исключением времени нахождения специального вагона на обменных пунктах.

Выдача питьевой воды осуществлялась по требованию административного истца без ограничений. Горячая вода для гидратации индивидуального рациона питания предоставлялась согласно графику (не менее трех раз в день). Поддержание температурного режима в специальном вагоне входит в обязанности проводника.

Конструктивной особенностью специальных вагонов не предусмотрено оборудование столов для приема пищи и мягких полок в камерах с конвоируемыми лицами.

Таким образом, доводы Федорченко В.Ю., изложенные в административном иске своего подтверждения в ходе рассмотрения дела не нашли, исходя из следующего.

Спецвагон оснащен приточной принудительной и вытяжной вентиляцией, освещением, отоплением, туалетом, все окна в спецвагоне снабжены решетками, конструкция которых позволяет открывать окна для проветривания вагона сдвиганием рамы окна вниз. При этом в камерах непосредственно окон не имеется, однако от общего коридора спецвагона они отделены не стеной, а решеткой с решетчатой дверью, образуя с коридором единое пространство. Специальные отсеки для перевозки багажа не предусмотрены конструктивной особенностью спецвагона. Личные вещи осужденных на период конвоирования в спецвагоне размещались в свободном пространстве под нижними полками с левой и правой сторон. Специальный вагон оборудован системой принудительной вентиляции, что обеспечивает достаточный приток воздуха в камеры. Кроме того, для дополнительного притока воздуха во время движения поезда на всем пути следования административного истца, в коридоре специального вагона периодически открывались окна, для проветривания, за исключением времени нахождения специального вагона на обменных пунктах (п. 214 Инструкции). Освещение помещения общих и одиночных) осуществляется в соответствии с нормативными актами.

Таким образом, конструкция специальных вагонов, в которых конвоировался Федорченко В.Ю., внутреннее оборудование и оснащение помещений, а также системы жизнеобеспечения вагона соответствуют требованиям, установленным Санитарными правилами по организации пассажирских перевозок на железнодорожном транспорте СП 2.5.1198-03, утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 04.03.2003 № 12, что также подтверждается представленными письменными доказательствами.

Осуществление вывода осужденного в туалет и осуществление за ним наблюдения прямо предусмотрено Инструкцией. Согласно пункту 229 Инструкции вывод в туалет производится по просьбе конвоируемых и только по одному, и не осуществляется - в санитарных зонах, при приеме (сдаче) поста часовым, при осуществлении приема (сдачи) осужденных и лиц, содержащихся под стражей, на обменных пунктах, при проведении обыска осужденных и лиц, содержащихся под стражей.

Также установлено, что в связи с имеющимися у Федорченко В.Ю. заболеваниями последнему в период нахождения в ФБЛПУ Б-18 назначено лечение, рекомендовано продолжить ..., согласно журналу выдачи лекарственных препаратов административному истцу ** ** ** выданы лекарственные препараты, в том числе для приема в пути следования из ФБЛПУ Б-18 в ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Коми.

При этом суд принимает во внимание, что вопреки изложенным в исковом заявлении доводам, жалоб и претензий в течение всего пути следования к плановым караулам, а также при его сдаче, в том числе в части изъятия и последующей невыдачи рекомендованных медицинских препаратов (АРВТ), административный истец не высказывал, за медицинской помощью не обращался.

Согласно пункту 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 № 47 условия содержания лишенных свободы лиц должны соответствовать требованиям, установленным законом, с учетом режима места принудительного содержания, поэтому существенные отклонения от таких требований могут рассматриваться в качестве нарушений указанных условий. Так, судам необходимо учитывать, что о наличии нарушений условий содержания лишенных свободы лиц могут свидетельствовать, в том числе отсутствие индивидуального спального места.

Действующими нормативными правовыми актами не предусмотрено предоставление конвоируемым лицам индивидуальных спальных мест и выдача им постельных принадлежностей, при этом пользоваться личными спальными принадлежностями не запрещается.

Материалами дела достоверно установлено, что требованиями действовавшего в оспариваемый период законодательства, регулирующие стандарты перевозки осужденных железнодорожным транспортом, в отношении Федорченко В.Ю. соблюдались и в периоды его перевозки в отношении административного истца применены лишь те ограничения и лишения, которые являются неизбежными при применении мер, связанных с лишением свободы.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 12.04.1995 № 2-П Конституция Российской Федерации презюмирует добросовестное выполнение органами государственной власти возлагаемых на них Конституцией и федеральными законами обязанностей и прямо закрепляет их самостоятельность в осуществлении своих функций и полномочий (статья 10).

С учетом приведенного правового подхода Конституционного Суда Российской Федерации, суд принимает во внимание, что в Конституции Российской Федерации действует общая презумпция добросовестности в поведении органов государственной власти и государственных служащих.

Поскольку государственные служащие лишены какого-либо скрытого умысла в правоотношениях, участником которых являются, следовательно, лишены целесообразности умышленные и целенаправленные ограничения прав граждан. Преодоление действия данной презумпции в каждом конкретном случае не исключено, но допустимо только при представлении веских и убедительных доказательств тому, что действия органа государственной власти (должностного лица) расходятся с понимаемым добросовестным поведением.

В рамках настоящего административного дела административным истцом не представлено доказательств, которые бы свидетельствовали о недобросовестности действий должностных лиц при подготовке представленных в дело доказательств.

Доказательств, свидетельствующих об ухудшении состояния здоровья истца в связи с ненадлежащими условиями конвоирования, не имеется.

Исходя из положений п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ, суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права, свободы и законные интересы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.

Указанная совокупность оснований, влекущая удовлетворение иска, по делу не установлена.

В связи с тем, что по настоящему административному делу совокупности таких правовых условий, позволяющих принять решение об удовлетворении заявленных требований, не установлено, суд полагает, что требования о признании незаконными действий, присуждении компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении, удовлетворению не подлежат.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. ст. ст. 175 - 180, 227.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░), ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░      ░.░. ░░░░░

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 15.05.2024.

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

2а-1536/2024 (2а-12246/2023;) ~ М-11854/2023

Категория:
Административные
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Федорченко Вячеслав Юрьевич
Ответчики
ФСИН России
УФСИН России по Республике Коми
ФКУ Управление по конвоированию УФСИН России по Республике Коми
Другие
начальник ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Коми Глеб Сергей Владимирович
ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Коми
ФКУ ИК-31 УФСИН России по Республике Коми
начальник ФКЛПУ Б-18 УФСИН России по РК
ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России
ФБЛПУ Б-18 УФСИН России по Республике Коми
Суд
Сыктывкарский городской суд Республики Коми
Судья
Котов Роман Владимирович
Дело на сайте суда
syktsud--komi.sudrf.ru
04.12.2023Регистрация административного искового заявления
05.12.2023Передача материалов судье
05.12.2023Решение вопроса о принятии к производству
05.12.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
05.12.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
27.12.2023Судебное заседание
25.01.2024Судебное заседание
21.02.2024Судебное заседание
19.03.2024Судебное заседание
12.04.2024Судебное заседание
13.05.2024Судебное заседание
15.05.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
15.05.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решения)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее