№ 2а-10432/19
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
11 декабря 2019 года город Краснодар
Первомайский районный суд г. Краснодара в составе:
председательствующего Подгорновой Е.С.
при секретаре Цыганеш О.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Государственной жилищной инспекции Краснодарского края к Товариществу собственников жилья «Зеленая крона» о ликвидации Товарищества собственников жилья «Зеленая крона»,
УСТАНОВИЛ:
Государственная жилищная инспекция Краснодарского края обратилась в суд с административным иском к ТСЖ «Зеленая крона» о ликвидации товарищества. В обоснование требования указано, что по результатам проведенной проверки на основании распоряжения органа государственного контроля (надзора), о проведении внеплановой, документарной проверки юридического лица от 29.03.2018 № в отношении ТСЖ «Зеленая крона» выявлены нарушения обязательных требований, о чем составлен акт проверки 25.04.2018 №. При изучении Устава ТСЖ «Зеленая крона», утвержденного на общем собрании членов данного ТСЖ протоколом № от 06.04.2009, были выявлены нарушения ст. ст. 45, 143.1, 145, 146, 147, 148, 152, 155, 156, 157 Жилищного кодекса РФ. Для устранения выявленных проверкой несоответствий Устава ТСЖ «Зеленая крона» обязательным требованиям законодательства РФ ТСЖ «Зеленая крона» выдано предписание от 25.04.2018 №, срок исполнения предписания – 25.10.2018. На основании распоряжения от 19.12.2018 № инспекцией в отношении товарищества проведена внеплановая проверка с целью установления факта выполнения или невыполнения названного предписания. Предписание в установленный срок выполнено не было. 06.12.2018 на сайте информации о договорах управления и уставах размещенный устав содержит нарушения. Государственная жилищная инспекция Краснодарского края считает, что ТСЖ «Зеленая крона» на протяжении длительного времени уклоняется от выполнения предписания, вынесенного в рамках полномочий, предоставленных Жилищным кодексом РФ, Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», осуществляет свою деятельность с грубым нарушением закона, не предпринимает никаких мер для устранения нарушений требований Жилищного кодекса РФ. Бездействие ТСЖ «Зеленая крона» по невыполнению предписания является незаконным, что является основанием для ликвидации ТСЖ «Зеленая крона». В связи с этим просит ликвидировать ТСЖ «Зеленая крона».
В судебном заседании представитель Государственной жилищной инспекции Краснодарского края Зеленская Т.В., действующая по доверенности, заявленное требование поддержала, просила его удовлетворить.
Представитель ТСЖ «Зеленая крона» Битюцкий А.А., действующий по доверенности, и председатель правления ТСЖ «Зеленая крона» Пашков В.И. в судебном заседании иск не признали, просят отказать в его удовлетворении.
Третье лицо ФИО6 в судебном заседании просила заявленный административный иск удовлетворить.
Третье лицо ФИО7 в судебное заседание не явилась, в поступившем от нее заявлении просила рассмотреть дело в ее отсутствии, заявленные требования удовлетворить.
Третье лицо – представитель Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 16 по Краснодарскому краю в судебное заседание не явился, был надлежащим образом извещен, письменный отзыв на административное исковое заявление ранее был приобщен к материалам дела.
Выслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с п. 8 ст. 218 КАС РФ административное исковое заявление о приостановлении деятельности или ликвидации политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения, другого общественного объединения, религиозной и иной некоммерческой организации, либо о запрете деятельности общественного объединения или религиозной организации, не являющихся юридическими лицами, либо о прекращении деятельности средств массовой информации, либо об ограничении доступа к аудиовизуальному сервису (далее - административное исковое заявление о приостановлении деятельности) может быть подано органами и должностными лицами, уполномоченными федеральным законом на осуществление контроля за деятельностью указанных организации, объединения, средства массовой информации или аудиовизуального сервиса, а также иными лицами, наделенными федеральным законом правом на обращение в суд с таким заявлением.
Судом установлено, что в соответствии с решением общего собрания собственников помещений многоквартирного дома по адресу: г. Краснодар, ул. Московская, д. 59, оформленным протоколом № 1 от 06.04.2009 г., выбран способ управления многоквартирным домом в форме ТСЖ, создано товарищество собственников жилья «Зеленая крона», утвержден его Устав, избрано правление Товарищества.
Согласно Выписке из ЕГРЮЛ от 07.09.2019 ТСЖ «Зеленая Крона» зарегистрировано в качестве юридического Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 16 по Краснодарскому краю 19.05.2009 и действует на основании Устава, утвержденного общим собранием собственников в многоквартирном доме по созданию ТСЖ «Зеленая крона».
ТСЖ «Зеленая крона» является действующей организацией, осуществляющей в соответствии с Уставом надлежащее содержание общего имущества в многоквартирных домах и предоставление коммунальных услуг.
В соответствии с п. 1.1 Положения о государственной жилищной инспекции Краснодарского края, утвержденного постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 05.10.2006 № 861, государственная жилищная инспекция Краснодарского края является органом исполнительной власти Краснодарского края, уполномоченным осуществлять региональный государственный жилищный надзор, направленный на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами установленных в соответствии с жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности требований к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности, в том числе требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию, использованию и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, созданию и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих управление многоквартирными домами, оказывающих услуги и (или) выполняющих работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, требований энергетической эффективности и оснащенности помещений многоквартирных домов и жилых домов приборами учета используемых энергетических ресурсов, посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений, и деятельность по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности.
Согласно п. 3.1 указанного Положения государственная жилищная инспекция Краснодарского края осуществляет контроль за соблюдением органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований, в том числе требований к созданию и деятельности юридических лиц, осуществляющих управление многоквартирными домами.
На основании распоряжения Государственной жилищной инспекции Краснодарского края № от 29.03.2018 была проведена внеплановая, документарная проверка ТСЖ «Зеленая крона».
Результаты проверки отражены в акте от 25.04.2018 №.
В ходе выявлены нарушения обязательных требований, а именно: в Уставе ТСЖ «Зеленая крона», утвержденном на общем собрании членов данного ТСЖ протоколом № 1 от 06.04.2009, были выявлены нарушения ст. ст. 45, 143.1, 145, 146, 147, 148, 152, 155, 156, 157 Жилищного кодекса РФ.
Для устранения выявленных проверкой несоответствий устава ТСЖ «Зеленая крона» обязательным требованиям законодательства РФ ТСЖ «Зеленая крона» выдано предписание от 25.04.2018 №.
Срок исполнения предписания – до 25.10.2018.
Нарушения выражаются в следующем:
- пп. 12 пункта 15.7 устава не соответствует ст. 145, ст. 148 Жилищного кодекса РФ;
- пункт 16.12 устава не соответствует ст. 45 и ст. 146 Жилищного кодекса РФ;
- пункт 17.3 устава не соответствует требованиям ст. 147 Жилищного кодекса РФ;
- пп. 2 пункта 22.2 не соответствует требованиям ст. 152 Жилищного кодекса РФ;
- пункт 24.7 не соответствует требованиям ст. 143.1 Жилищного кодекса РФ
- разделы 34-36 не соответствуют требованиям ст. 155, ст. 156 и ст. 157 Жилищного кодекса РФ.
Мероприятия (работы), подлежащие исполнению в целях устранения причин и последствий допущенных нарушений:
- пп. 12 пункта 15.7 исключить;
- пункт 16.12 устава привести в соответствие с требованиями ст. 45 и ст. 146 Жилищного кодекса РФ;
- пункт 17.3 устава привести в соответствие с требованиями ст. 147 Жилищного кодекса РФ;
- пп. 2 пункта 22.2 исключить;
- пункт 24.7 устава привести в соответствие с требованиями с ст. 143.1 Жилищного кодекса РФ;
- разделы 34-36 привести в соответствие с требованиями ст. ст. 155, 156, 157 Жилищного кодекса РФ;
На основании распоряжения о проведении внеплановой, документарной проверки юридического лица от 19.12.2018 № Государственной жилищная инспекция Краснодарского края в отношении ТСЖ «Зеленая крона» проведена проверка с целью установления факта выполнения или невыполнения предписания от 25.04.2018 № об устранении нарушений, срок для исполнения которых истек.
По результатам проверки установлено, что ТСЖ «Зеленая крона» предписание от 25.04.2018 № в установленный срок не исполнило.
В соответствии с ч.2 ст.25 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» юридические лица, их руководители, иные должностные лица или уполномоченные представители юридических лиц, индивидуальные предприниматели, их уполномоченные представители, не исполняющие в установленный срок предписаний органов государственного контроля (надзора) об устранении выявленных нарушений обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно ч. 6 ст. 20 Жилищного кодекса РФ орган государственного жилищного надзора вправе обратиться в суд с заявлением о ликвидации товарищества собственников жилья в случае неисполнения в установленный срок предписания об устранении несоответствия устава такого товарищества.
В силу ч. 3 ст. 1 Кодекса административного судопроизводства РФ суды в порядке, предусмотренном Кодексом административного судопроизводства РФ, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела, связанные с осуществлением обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прав организаций при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям, в том числе административные дела о ликвидации некоммерческой организации.
В соответствии с ч. 1 ст. 262 Кодекса административного судопроизводства РФ предъявление требований о ликвидации некоммерческой организации может быть подано органами и должностными лицами, уполномоченными федеральным законом на осуществление контроля за деятельностью указанных организации.
Как установлено судом, ТСЖ «Зеленая крона» предпринимало возможные действия по устранению указанных нарушений.
Устав товарищества собственников жилья принимается на общем собрании, которое проводится в порядке, установленном ст. ст. 45 - 48 Жилищного кодекса РФ, большинством голосов от общего числа голосов собственников помещений - членов товарищества в многоквартирном доме.
По факту проведенной внеплановой проверки специалистами Государственной жилищной инспекции Краснодарского края и на основании выданного предписания, Протоколом № от 22.10.2018 общего собрания собственников ТСЖ «Зеленая крона» внесены необходимые изменения в Устав товарищества.
23.10.2018 инспектору Государственной жилищной инспекции по электронной почте было направлено письмо с уведомлением об исполнении предписания № от 23.10.2018.
Кроме того, 24.10.2018 в Государственную жилищную инспекцию поступило уведомление от 23.10.2018 за № ТСЖ «Зеленая крона», согласно которому товарищество выполнило предписание инспекции от 25.04.2018 №. В период с 25.09.2018 по 18.10.2018 было проведено внеочередное Общее собрание товарищества, на котором были утверждены поправки к Уставу ТСЖ в соответствии с требованиями Предписания.
Изменения в Устав, утвержденные протоколом Общего собрания собственников от 22.10.2018, зарегистрированы в Уставе новой редакции, что подтверждается Выпиской из ЕГРЮЛ, имеющейся в материалах дела.
29.12.2018 ТСЖ «Зеленая крона» получило из налоговой инспекции зарегистрированный Устав, а 18.01.2019 передало его заверенную копию в канцелярию Государственной жилищной инспекции Краснодарского края.
Таким образом, в настоящее время ТСЖ «Зеленая крона» устранило все нарушения, указанные в предписании № от 25.04.2018.
При таких обстоятельствах вина и умышленное бездействие административного ответчика отсутствуют.
Кроме того, мировым судьей судебного участка № 63 Центрального внутригородского округа г. Краснодара от 23.01.2019 производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ, в отношении ТСЖ «Зеленая крона», то есть невыполнение в установленный срок законного предписания Государственной жилой инспекции от 25.04.2018 № прекращено в связи с отсутствием события административного правонарушения.
За невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль, об устранении нарушений законодательства ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Исходя из положений п. 2 ч. 6 ст. 20 Жилищного кодекса РФ, орган государственного жилищного надзора вправе обратиться в суд с заявлением о ликвидации товарищества собственников жилья в случае неисполнения в установленный срок предписания об устранении несоответствия устава такого товарищества или такого кооператива, внесенных в устав такого товарищества или такого кооператива изменений требованиям Жилищного кодекса РФ либо в случае выявления нарушений порядка создания такого товарищества или такого кооператива, если эти нарушения носят неустранимый характер.
Вместе с тем, в силу ч. 1 ст. 141 Жилищного кодекса РФ ликвидация товарищества собственников жилья осуществляется на основании и в порядке, которые установлены гражданским законодательством.
В соответствии с пп. 3 ч. 2 ст. 61 Гражданского кодекса РФ юридическое лицо ликвидируется по решению суда по иску государственного органа, которому право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае осуществления юридическим лицом деятельности с неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов.
Как указано с Постановлении Конституционного Суда РФ от 18.07.2003 г. №14-П «По делу о проверке конституционности положений статьи 35 Федерального закона «Об акционерных обществах», статей 61 и 99 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 31 Налогового кодекса Российской Федерации и статьи 14 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобами гражданина Б.А.Б., ЗАО «Медиа-Мост» и ЗАО «Московская Независимая Вещательная Корпорация», ликвидация юридического лица не может быть назначена по одному лишь формальному основанию неоднократности нарушений законодательства, а должна применяться в соответствии с общеправовыми принципами юридической ответственности и быть соразмерной допущенным юридическим лицом нарушениям и вызванным ими последствиям.
Исходя из общеправовых принципов юридической ответственности (в том числе наличия вины) и установленных ч. 3 ст. 55 Конституции РФ критериев ограничения прав и свобод, соблюдение которых обязательно не только для законодателя, но и для правоприменителя, оспариваемая норма предполагает, что неоднократные нарушения закона в совокупности должны быть столь существенными, чтобы позволить суду - с учетом всех обстоятельств дела, включая оценку характера допущенных юридическим лицом нарушений и вызванных им последствий, - принять решение о ликвидации юридического лица в качестве меры, необходимой для защиты прав и законных интересов других лиц.
Согласно ч. ч. 3, 4 ст. 8 Федерального закона от 04.06.2011 № 123-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс РФ и отдельные законодательные акты Российской Федерации» до 01.03.2012 товарищества собственников жилья обязаны представить в уполномоченные органы исполнительной власти субъектов РФ, указанные в ч. 2 ст. 20 Жилищного кодекса РФ, заверенные председателями товариществ собственников жилья копии решений о создании таких товариществ, уставов товариществ, изменений, внесенных в уставы товариществ.
Уполномоченные органы исполнительной власти субъектов РФ обязаны проверить правомерность принятия указанных решений товариществ. В случае выявления нарушений требований законодательства РФ указанные органы исполнительной власти субъектов РФ вправе обратиться в суд с иском о признании недействительными решений, принятых общими собраниями собственников помещений в многоквартирных домах с нарушением требований Жилищного кодекса РФ.
Таким образом, товарищество собственников жилья может быть ликвидировано в случае, когда оно занимается деятельностью, не предусмотренной уставом товарищества, либо деятельностью, которой некоммерческая организация заниматься не вправе; характер допущенных юридическим лицом нарушений, а также вызванные ими последствия должны быть настолько существенными и неустранимыми, чтобы восстановление законности было возможно только путем его ликвидации.
Ликвидация юридического лица как мера реагирования на нарушения действующего законодательства должна применяться в соответствии с общеправовыми принципами юридической ответственности и быть соразмерной допущенным юридическим лицом нарушениям и вызванным ими последствиям.
Оценив в совокупности все представленные по делу доказательства, учитывая то, что все выявленные нарушения были устранены в срок, установленный в предписании жилищной инспекции, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленного требования.
Доказательств того, что невыполнение предписания повлекло какие-либо существенные последствия, которые нарушили права и интересы собственников помещений многоквартирного дома либо иных лиц, материалы дела не содержат.
Согласно ч.2 ст. 176 КАС РФ суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.
Суд оценивает доказательства, в силу ст. 84 КАС РФ, по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 174-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ «░░░░░░░ ░░░░░» ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ «░░░░░░░ ░░░░░», ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: ░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░░░, 59, ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 11.12.2019.