Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-3516/2023 ~ М-3220/2023 от 18.05.2023

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г.Сочи.

30.06.2023.

Центральный районный суд г.Сочи Краснодарского края в составе

председательствующего судьи Качур С.В.,

при секретаре судебного заседания Волошиной Л.Е.,

с участием представителя административного истца помощника прокурора Центрального района г.Сочи – Ильиной О.О.,

представителя администрации г.Сочи Кифниди Н.Р.,

рассмотрев в судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Центрального района г. Сочи в интересах несовершеннолетней Б к администрации муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края о признании бездействия незаконным,

установил:

Прокурор г.Сочи обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края, в котором просит суд:

признать незаконным бездействие администрации муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края, выразившееся в необеспечении Б, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, местом на полный день в муниципальной образовательной организации, реализующей основную образовательную программу дошкольного образования в Хостинском районе г.Сочи приближенной к месту проживания ребенка;

обязать администрацию муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края предоставить Б, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, место на полный день в муниципальной образовательной организации, реализующей основную образовательную программу дошкольного образования в Хостинском районе г. Сочи приближенной к месту проживания ребенка.

Административный иск мотивирован тем, что прокуратурой г.Сочи проведена проверка по обращению Бондаренко Т.В. о соблюдении прав её малолетней дочери - Б, 2019 года рождения, на доступное дошкольное образование.

Установлено, что Б состоит на учете для получения места в муниципальной дошкольной образовательной организации с 25.04.2022. До настоящего времени её право на получение общедоступного, бесплатного дошкольного образования не реализовано в связи с отсутствием мест, возможных к предоставлению дочери заявителя в муниципальных дошкольных образовательных организациях города Сочи, расположенных вблизи проживания семьи на полный день.

По результатам рассмотрения заявления Бондаренко Т.В. о предоставлении места в муниципальном дошкольном образовательном учреждении Б от 28.11.2022 управлением по образованию и науке администрации муниципального образования городской округ город-курорт Сочи 22.12.2022 отказано в обеспечении ребенка местом на полный день в детском саду, расположенном вблизи проживания семьи, несмотря на соблюдение условий получения такого места (наличие возраста ребенка - более двух месяцев, заявление законных представителей).

Законный представитель Б настаивает на предоставлении ее дочери места в муниципальной дошкольной образовательной организации, расположенной вблизи проживания семьи, в группе полного дня с учетом требований, установленных ст.67 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".

Непредоставление Б такого места свидетельствует о ненадлежащем исполнении административным ответчиком полномочий, возложенных на него законом, и о нарушении конституционного права ребенка на доступное, бесплатное дошкольное образование.

Кроме того, непредоставление малолетней Б места в детском саду на полный день лишает её мать права на труд, что существенно ухудшает уровень жизни семьи, так как Бондаренко Т.В. является матерью-одиночкой.

В соответствии с ч.1 ст.39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, муниципального образования. Административное исковое заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина, являющегося субъектом административных и иных публичных правоотношений, может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.

Указанные ограничения не распространяются на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах.

В судебном заседании участвующий помощник прокурор Центрального района г.Сочи Ильина О.О. по поручению прокурора г.Сочи просила административные исковые требования удовлетворить, по основаниям, изложенным в административном иске.

В судебное заседание законный представитель Б – Бондаренко Т.В. не явилась, о месте и времени уведомлена надлежащим образом, причины неявки суду не известны.

В судебное заседание представитель администрации г.Сочи ссылался на обоснованность действий администрации г.Сочи.

В соответствии с требованиями ст.150 КАС РФ, суд считает возможным рассмотреть административное дело при данной явке.

Изучив материалы дела, представленные процессуальные доказательства, суд приходит к выводу о том, что заявленные требования подлежат удовлетворению.

Судом установлено и следует из материалов дела, прокуратурой г.Сочи проведена проверка по обращению Бондаренко Т.В. о соблюдении прав её малолетней дочери - Б, 2019 года рождения, на доступное дошкольное образование.

Установлено, что Б состоит на учете для получения места в муниципальной дошкольной образовательной организации с 25.04.2022. До настоящего времени её право на получение общедоступного, бесплатного дошкольного образования не реализовано в связи с отсутствием мест, возможных к предоставлению дочери заявителя в муниципальных дошкольных образовательных организациях города Сочи, расположенных вблизи проживания семьи на полный день.

В соответствии со ст.43 Конституции РФ каждому гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.

Согласно постановлению Конституционного Суда РФ от 15.05.2006 № 5-П каждый ребенок имеет равную с другими, не зависящую от социального происхождения, места жительства, а также иных обстоятельств, возможность развития личности, а равенство возможностей при получении образования предполагает равный доступ в существующие государственные или муниципальные образовательные учреждения.

Положения ст.43 Конституции РФ, гарантирующей право на дошкольное образование, находятся во взаимосвязи с положениями ст.38 Конституции РФ, согласно которым материнство и детство, семья находятся под защитой государства, а забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей. Эти предписания, адресованные одновременно родителям и государству, предопределяют многоплановую роль публичной власти в этой сфере, исходя из того, что естественное право и обязанность родителей воспитывать и содержать детей не исключает конституционную обязанность государства заботиться о воспитании детей.

Таким образом, важнейшей функцией Российской Федерации как социального государства является обеспечение права каждого на образование, в том числе дошкольное.

Закрепляя право на общедоступное, бесплатное дошкольное образование в государственных или муниципальных учреждениях, Конституция Российской Федерации определяет обязанность государства и муниципальных образований предоставлять место в дошкольном детском учреждении, сохранять в достаточном количестве имеющиеся дошкольные образовательные учреждения и при необходимости расширять их.

В соответствии с ч.1 ст.4 Федерального закона от 24.07.1998 № 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в РФ" целями государственной политики в интересах детей в том числе является осуществление прав детей, предусмотренных Конституцией РФ, недопущение их дискриминации, упрочение основных гарантий прав и законных интересов детей, а также восстановление их прав в случаях нарушений.

На основании п.2 ч.1 ст.3 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в РФ" государственная политика и правовое регулирование отношений в сфере образования основываются на принципе обеспечения права каждого человека на образование, недопустимости дискриминации в сфере образования.

Согласно п.1 ст.64 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в РФ" дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста.

Обеспечение детского населения местами в дошкольных образовательных организациях города является исключительной компетенцией органов местного самоуправления.

Так, г.Сочи наделен Законом Краснодарского края от 03.04.2020 №4268-КЗ "Об установлении границ муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края и о наделении его статусом городского округа" статусом городского округа.

В силу п.13 ч.1 ст.16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" организация предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования относится к вопросам местного значения городских округов.

В соответствии с ч.1 ст.9 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся, в том числе: организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами) (п.1); создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях (п.3).

Аналогичные нормы закреплены в п.17 ст.9 Устава муниципального образования городской округ город-курорт Сочи.

Согласно общим положениям Методических рекомендаций по реализации полномочий органов государственной власти субъектов России по финансовому обеспечению оказания государственных и муниципальных услуг в сфере дошкольного образования, направленных письмом Минобрнауки России от 31.07.2014 № 08-1002, с 01.01.2014 вступивший в силу п.1 ч.1 ст.9 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в РФ" закрепил новое распределение полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по обеспечению государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях и иных образовательных организациях и организации его предоставления. В соответствии с указанным распределением полномочий расходы на организацию предоставления дошкольного образования в муниципальных образовательных организациях (в том числе в части расходов на содержание зданий и приобретение коммунальных услуг) отнесены к муниципальным полномочиям и осуществляются за счет местных бюджетов.

Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в РФ" закрепляет право получения дошкольного образования в образовательных организациях по достижении детьми возраста двух месяцев и определяет, что правила приема на обучение по основным общеобразовательным программам должны обеспечивать прием всех граждан, которые имеют право на получение общего образования соответствующего уровня (ч.1 и ч.2 ст.67).

В силу п.6 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования, утвержденного приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31.07.2020 № 373, образовательная организация обеспечивает получение дошкольного образования, присмотр и уход за воспитанниками в возрасте от двух месяцев до прекращения образовательных отношений.

Из анализа приведенных законоположений в их системном единстве следует, что закрепляя право на общедоступное и бесплатное дошкольное образование в государственных или муниципальных учреждениях, федеральный законодатель устанавливает обязанность в том числе муниципальных образований обеспечивать прием на обучение по основным общеобразовательным программам всех граждан, имеющих право на получение образования соответствующего уровня, в избранных родителями вариативно-организационных формах-режимах пребывания в образовательном учреждении.

При достижении несовершеннолетним соответствующего возраста и наличии заявления родителей, поданного в установленном порядке, ребенок должен быть обеспечен местом в детском дошкольном учреждении.

Следовательно, организация предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории города Сочи относится к компетенции администрации муниципального образования город Сочи, которая является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления города, наделенным полномочиями по решению вопросов местного значения.

Указанные полномочия исполняются органами местного самоуправления самостоятельно за счет средств местного бюджета (ст.ст.9, 15, 86 Бюджетного кодекса РФ).

Из этого следует вывод о том, что орган местного самоуправления должен предвидеть соответствующую потребность в местах в дошкольных образовательных учреждениях, своевременно принимать меры к увеличению числа либо вместимости существующих образовательных учреждений и их финансированию для создания всех необходимых санитарных и иных условий по осуществлению ими образовательной деятельности.

Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989, вступила в силу для СССР 15.09.1990) предписывает уделять первоочередное внимание наилучшему обеспечению интересов ребенка во всех действиях в отношении детей независимо от того, предпринимаются они государственными или частными учреждениями, занимающимися вопросами социального обеспечения, судами, административными или законодательными органами, устанавливает обязанность государств-участников обеспечить ребенку такую защиту и заботу, которые необходимы для его благополучия, принимая во внимание права и обязанности его родителей, опекунов или других лиц, несущих за него ответственность по закону, и с этой целью принимать все соответствующие законодательные и административные меры.

По результатам рассмотрения заявления Бондаренко Т.В. о предоставлении места в муниципальном дошкольном образовательном учреждении Б от ДД.ММ.ГГГГ управлением по образованию и науке администрации муниципального образования городской округ город-курорт Сочи 22.12.2022 отказано в обеспечении ребенка местом на полный день в детском саду, расположенном вблизи проживания семьи, несмотря на соблюдение условий получения такого места (наличие возраста ребенка - более двух месяцев, заявление законных представителей).

Законный представитель Б настаивает на предоставлении ее дочери места в муниципальной дошкольной образовательной организации, расположенной вблизи проживания семьи, в группе полного дня с учетом требований, установленных ст.67 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в РФ".

Непредоставление Б такого места свидетельствует о ненадлежащем исполнении административным ответчиком полномочий, возложенных на него законом, и о нарушении конституционного права ребенка на доступное, бесплатное дошкольное образование.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, выраженной в постановлении от 15.05.2006 № 5-П, Конституция РФ, закрепляя право на общедоступное, бесплатное дошкольное образование в государственных или муниципальных учреждениях, определяет обязанность государства и муниципальных образований предоставлять место в дошкольном детском учреждении, сохранять в достаточном количестве имеющиеся дошкольные образовательные учреждения и при необходимости расширять их сеть. Государство и муниципальные образования, исходя из конституционного требования общедоступности дошкольного образования независимо от места жительства, обязаны сохранять в достаточном количестве имеющиеся дошкольные образовательные учреждения и при необходимости расширять их сеть. Недостаточность собственных доходных источников на уровне субъектов России или муниципальных образований обеспечивается посредством оказания финансовой помощи из федерального бюджета бюджетам субъектов России в целях надлежащего исполнения ими установленных федеральным законодательством расходных обязательств. Органы местного самоуправления в случае недостаточности собственных денежных средств для возмещения расходов, связанных с содержанием детей в детских дошкольных учреждениях, вправе требовать    возмещения соответствующих расходов за счет бюджета другого уровня.

Следовательно, возможность реализации детьми права на получение дошкольного образования не должна ставиться в зависимость от каких-либо дополнительных обстоятельств, не предусмотренных федеральным законодательством, нарушающих принцип равенства права на получение образования и носящих дискриминационный характер по отношению к тем или иным категориям субъектов этого права.

Равенство возможностей при получении образования предполагает равный доступ в существующие государственные или муниципальные образовательные учреждения.

Аналогичная позиция изложена в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 13.08.2014    №36-КГ14-2 и от 12.02.2019 №33-КГ18-13.

Учет детей, нуждающихся в получении места в детском саду, ведется администрацией г.Сочи в базе "Информика". Согласно указанной базе в городе-курорте Сочи отсутствуют дети, не обеспеченные местом в дошкольных организациях города при наличии заявления родителей об их обеспечении.

Кроме того, непредоставление малолетней Б места в детском саду на полный день лишает её мать права на труд, что существенно ухудшает уровень жизни семьи, так как Бондаренко Т.В. является матерью-одиночкой.

При установленных судом обстоятельствах суд находит законными и обоснованными заявленные административные исковые требования прокурора.

Руководствуясь статьями 175-180 КАС РФ, суд

решил:

░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░-░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░, ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░.░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░;

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░-░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░, ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░.░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░.░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 07.07.2023.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

2а-3516/2023 ~ М-3220/2023

Категория:
Административные
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Заместитель прокурора края - прокурор г. Сочи в интересах несовершеннолетней Бондаренко Варвары Алексеевны
Ответчики
Администрация г. Сочи
Другие
Бондаренко Татьяна Владимировна
Суд
Центральный районный суд г. Сочи Краснодарского края
Судья
Качур Сергей Вячеславович
Дело на сайте суда
sochi-centralny--krd.sudrf.ru
18.05.2023Регистрация административного искового заявления
18.05.2023Передача материалов судье
19.05.2023Решение вопроса о принятии к производству
19.05.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
20.06.2023Подготовка дела (собеседование)
20.06.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
30.06.2023Судебное заседание
07.07.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
20.07.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее