Дело №2а-292/2023
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
10 апреля 2023 г. г.Северобайкальск
Северобайкальский городской суд Республики Бурятия в составе председательствующего судьи Казаковой Е.Н., при секретаре Дмитриевой А.А.,
С участием представителя административного истца ГЖВ, представителя административного ответчика МСВ,
рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Администрации муниципального образования «Северо – Байкальский район» к Северобайкальскому межрайонному отделу контроля, надзора и рыбоохраны Ангаро – Байкальского территориального управления Федерального агентства по рыболовству, Ангаро – Байкальскому территориальному управлению Федерального агентства по рыболовству об оспаривании представления № от ДД.ММ.ГГГГ,
УСТАНОВИЛ:
Обращаясь в суд, Администрация МО "Северо-Байкальский район" просила суд признать незаконным представление Главного государственного инспектора Северобайкальского межрайонного отдела контроля, надзора и рыбоохраны Ангаро – Байкальского территориального управления Федерального агентства по рыболовству, № от ДД.ММ.ГГГГ. Требования мотивированы тем, что ДД.ММ.ГГГГ Главным государственным инспектором Северобайкальского межрайонного отдела контроля, надзора и рыбоохраны вынесено представление об устранении причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения №, согласно которому было предложено администрации МО «Северо-Байкальский район» организовать автодорожные съезды с твердым покрытием на ледовый покров оз. Байкал и ледовые переправы. С данным представлением не согласны, т.к. считают, что в соответствии с Федеральным Законом Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в полномочия истца не входит обязанность по организации съездов и переправ. Данное представление нарушает права истца, т.к. возлагает на него выполнение обязанностей, не предусмотренных законом.
Определением суда к участию в деле привлечено в качестве соответчика Ангаро – Байкальское территориальное управление Федерального агентства по рыболовству.
В судебном заседании представитель Администрации муниципального образования «Северо – Байкальский район» по доверенности ГЖВ исковые требования поддержала по доводам, изложенным в иске, суду показала, что представление ответчика незаконно, возлагает на административного истца выполнить обязательства, которые не предусмотрены требованиями закона. Согласно представлению, было установлено, что в рамках производства по делу об административном правонарушении гражданин использовал береговую полосу для съезда и выезда на лед оз. Байкал. Однако в месте съезда установлены знаки о том, что выезд на лед запрещен, установленное администрацией МО ГП «Нижнеангарск». При таких обстоятельствах, решение вопроса об организации твердого покрытия и переправы, в месте, где выезд запрещен, невозможно.
Представитель административного ответчика по доверенности МСВ иск признал.
Суд, изучив материалы дела, выслушав стороны, приходит к выводу об удовлетворении заявленных административных исковых требований по следующим основаниям.
Согласно статье 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Исходя из содержания пункта 1 части 2 статьи 227 КАС Российской Федерации, условиями для принятия судом решения об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, являются признание таковых судом не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.
Таким образом, предполагается, что для удовлетворения требования о признании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, незаконным, необходимо установление его противоправности и одновременно факта нарушения прав административного истца или незаконного привлечения его к ответственности в результате такого решения.
Согласно пункту 1 части 9 статьи 226 КАС Российской Федерации, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд, в том числе выясняет, нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление.
При этом, обязанность доказывания соответствующих обстоятельств в силу ч. 11 ст. 226 КАС Российской Федерации возложена на административного истца.
Согласно части 1 статьи 8.42 КоАП РФ за использование прибрежной защитной полосы водного объекта, водоохраной зоны водного объекта с нарушением ограничений хозяйственной и иной деятельности предусмотрено привлечение к административной ответственности.
В силу пункта 4 части 15 статьи 65 Водного кодекса РФ в границах водоохранных зон запрещается движение и стоянка транспортных средств (кроме специальных транспортных средств), за исключением их движения по дорогам и стоянки на дорогах и в специально оборудованных местах, имеющих твердое покрытие.
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ Главным государственным инспектором Северобайкальского межрайонного отдела контроля, надзора и рыбоохраны Ангаро-Байкальского территориального управления Федерального агентства по рыболовству вынесено представление в адрес Администрации муниципального образования «Северо – Байкальский район» об устранении причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения №.
Согласно данному представлению, Северобайкальский межрайонный отдел контроля, надзора и рыбоохраны Ангаро-Байкальского территориального управления Федерального агентства по рыболовству в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении №, возбужденного ДД.ММ.ГГГГ по признакам состава правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.42 КоАП РФ по факту того, что гражданин Р., ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты> ч. <данные изъяты> мин., находясь в пределах водоохранной зоны оз. Байкал, управляя автомобилем марки <данные изъяты>, гос. номер***, осуществлял движение по берегу оз. Байкал, вне дорог и специально оборудованных мест, имеющих твердое покрытие, и установил, что причинами и условиями, способствовавшими совершению административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.42 КоАП РФ, явилось отсутствие организации автодорожного съезда с твердым покрытием на ледовый покров оз. Байкал и ледовых переправ. Было предложено Администрации муниципального образования «Северо – Байкальский район» в срок 1 месяц принять меры по устранению указанных причин административного правонарушения и условий, способствовавших его совершению.
Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" ( далее по тексту Закон №131-ФЗ) в соответствии с Конституцией Российской Федерации устанавливает общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, определяет государственные гарантии его осуществления.
Статьей 2 Закона №131 – ФЗ предусмотрено, что муниципальный район - несколько поселений или поселений и межселенных территорий, объединенных общей территорией, в границах которой местное самоуправление осуществляется в целях решения вопросов местного значения межпоселенческого характера населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления, которые могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации; вопросы местного значения - вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.
К вопросам местного значения органов местного самоуправления муниципального района отнесены положения, закрепленные в статье 15 Закона № 131-ФЗ, из анализа которых не следует, что администрация района, как органа местного самоуправления обязана принимать меры по организации автодорожных съездов с твердым покрытием на ледовых покров оз. Байкал и ледовых переправ.
В частности, к вопросам местного значения муниципального района согласно п. 24 и 28 ч. 1 ст. 15 Закона № 131-ФЗ относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья и осуществление в пределах, установленных водным законодательством Российской Федерации, полномочий собственника водных объектов, установление правил использования водных объектов общего пользования для личных и бытовых нужд, включая обеспечение свободного доступа граждан к водным объектам общего пользования и их береговым полосам.
Частью 4 статьи 27 Водного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что к полномочиям органов местного самоуправления муниципального района в области водных отношений, кроме полномочий собственника водных объектов, предусмотренных частью 1 статьи 27 Водного кодекса РФ, относятся установление правил использования водных объектов общего пользования, расположенных на территории муниципального района, для личных и бытовых нужд, включая обеспечение свободного доступа граждан к водным объектам общего пользования и их береговым полосам, и информирование населения об ограничениях водопользования на водных объектах общего пользования, расположенных на межселенных территориях в границах муниципального района.
Судом принимаются доводы представителя истца о том, что в целях обеспечения безопасности людей, охране их жизни и здоровья, в связи с минимальной толщиной льда на оз. Байкал, рядом с местом совершения административного правонарушения установлен запрещающий знак: «Выезд на лед запрещен!!!», а также о том, что органом местного самоуправления утверждены Правила использования водных объектов общего пользования, расположенных на территории МО «Северо-Байкальский район» для личных и бытовых нужд утверждены постановлением администрации МО «Северо-Байкальский район» от ДД.ММ.ГГГГ №, которые устанавливают условия и обязательные требования, предъявляемые к использованию водных объектов для личных и бытовых нужд, обеспечению свободного доступа граждан к водным объектам общего пользования и их береговым полосам, информированию населения об ограничениях водопользования на водных объектах общего пользования.
Постановлением Правительства Республики Бурятия от 31.07.2007 № 251 утверждены Правила охраны жизни людей на водных объектах в Республике Бурятия (далее - Правила).
Пунктом 6.1. Правил установлено, что выход и выезд на лед в местах, где выставлены запрещающие знаки, не допускается.
В силу этого, при наличии запрещающего знака: «Выезд на лед запрещен!!!», должностным лицам, принявшим представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, необходимо было решить, возможна ли была организация в этом месте автодорожного съезда с твердым покрытием на ледовый покров оз. Байкал и организация ледовой переправы.
Таким образом, оснований возлагать на администрацию МО «Северо-Байкальского района обязанность по принятию мер по устранению указанных причин административного правонарушения и условий, способствовавших его совершению, в частности, по организации автодорожного съезда с твердым покрытием на ледовый покров оз. Байкал и ледовых переправ, у должностных лиц Северобайкальского межрайонного отдела контроля, надзора и рыбоохраны, не имелось.
Также судом принимаются во внимание, что в статье 15.1 Закона №131-ФЗ органы местного самоуправления муниципального района имеют право на создание условий для развития туризма.
Соответственно, администрация МО «Северо-Байкальский район» в рамках вопросов по развитию туризма, имеет право принять меры по организации автодорожного съезда с твердым покрытием на ледовый покров оз. Байкал и ледовых переправ.
В силу статьи 19.6 КоАП РФ непринятие по постановлению (представлению) органа (должностного лица), рассмотревшего дело об административном правонарушении, мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, влечет административную ответственность в виде наложения административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей.
Из положений статьи 17.7 КоАП РФ следует, что за умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом, а равно законных требований следователя, дознавателя или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении, предусмотрена административная ответственность для граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до трех тысяч рублей либо дисквалификацию на срок от шести месяцев до одного года; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Соответственно, для исполнения требований государственного органа, должностное лицо, а также юридическое лицо, в данном случае орган местного самоуправления, обязаны будут в силу своих должностных полномочий исполнить принятое государственным органом предписание, а в случае, если предписание не будет исполнено могут быть подвергнуты мерам административного характера - привлечены к ответственности за неисполнение предписания в виде административного штрафа либо административного приостановления деятельности на срок до девяноста суток.
Таким образом, суд установил, что вынесенное представление главного государственного инспектора Северобайкальского межрайонного отдела контроля, надзора и рыбоохраны Ангаро – Байкальского территориального управления Федерального агентства по рыболовству, № от ДД.ММ.ГГГГ, в адрес Администрации МО «Северо – Байкальский район», нарушает требования закона и влечет нарушение прав и законных интересов административного истца, в силу чего данное представление является незаконным.
руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ «░░░░░░ – ░░░░░░░░░░░ ░░░░░» (░░░░ №, ░░░ №, ░░░ №) ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ – ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ( №, ░░░ №, ░░░ №) № ░░ ░░.░░.░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ 17.04.2023 ░░░░
░░░░░: ░.░.░░░░░░░░
░░░: №