РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
город Домодедово 27 сентября 2023 года
Домодедовский городской суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Захарова Р.П.,
при секретаре Чуловой О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №а-4180/2023 по административному исковому заявлению ФИО1 к судебному приставу-исполнителю Домодедовского ГОСП ГУ ФССП России по <адрес> ФИО6, заместителю начальника – заместителю старшего судебного пристава Домодедовского ГОСП ГУ ФССП России по <адрес> ФИО7, Домодедовскому ГОСП ГУ ФССП России по <адрес>, ГУ ФССП России по <адрес> о признании незаконными постановление о возбуждении исполнительного производства, постановление об отказе в удовлетворении ходатайства, обязании судебного пристава-исполнителя прекратить исполнительное производство,
установил:
ФИО1 обратилась в суд с административным исковым заявлением к судебному приставу-исполнителю Домодедовского ГОСП ГУ ФССП России по <адрес> ФИО6, заместителю начальника – заместителю старшего судебного пристава Домодедовского ГОСП ГУ ФССП России по <адрес> ФИО7, Домодедовскому ГОСП ГУ ФССП России по <адрес>, ГУ ФССП России по <адрес> с требованиями о признании незаконными постановление от ДД.ММ.ГГГГ о возбуждении исполнительного производства №-ИП, постановление от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в удовлетворении ходатайства, обязании судебного пристава-исполнителя прекратить исполнительное производство №-ИП и вынести соответствующее постановление.
В обоснование заявленных требований указано следующее. ДД.ММ.ГГГГ судебный пристав-исполнитель Домодедовского ГОСП ГУ ФССП России по <адрес> ФИО6 вынес постановление о возбуждении исполнительного производства №-ИП в отношении ФИО1 на основании судебного приказа по делу №, вынесенный мировым судьей судебного участка № Домодедовского судебного района <адрес>. Дело № в рамках которого был выдан судебный приказ было рассмотрено ДД.ММ.ГГГГ. Согласно информации с сайта судебного участка № Домодедовского судебного района судебный приказ выдан ДД.ММ.ГГГГ. В соответствии с ч. 3 ст. 21 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - ФЗ "Об исполнительном производстве") судебные приказы могут быть предъявлены к исполнению в течение трех лет со дня их выдачи. Исполнительное производство №-ИП было возбуждено лишь ДД.ММ.ГГГГ, то есть по истечении трех лет с даты выдачи судебного приказа, что нарушает права административного истца. ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратилась в порядке подчиненности к старшему судебному приставу Домодедовского ГОСП с жалобой и требованием об отмене постановления о возбуждении исполнительного производства. Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ заместитель начальника отдела – заместитель старшего судебного пристава ФИО7 отказа в удовлетворении жалобы. В рассматриваемой ситуации судебный пристав-исполнитель обязан был отказать в возбуждении исполнительного производства. Данные обстоятельства послужили основанием для обращения в суд с административным иском.
Административный истец ФИО1 в судебное заседание не явилась, судебная повестка, направленная в её адрес была возвращена в суд по причине истечения срока хранения почтового отправления.
Административные ответчики судебный пристав-исполнитель Домодедовского ГОСП ГУ ФССП России по <адрес> ФИО6, заместитель начальника – заместитель старшего судебного пристава Домодедовского ГОСП ГУ ФССП России по <адрес> ФИО7, представители Домодедовского ГОСП и ГУ ФССП России по <адрес>, а также заинтересованное лицо начальник Домодедовского ГОСП ГУ ФССП России по <адрес> ФИО3, представитель заинтересованного лица ООО «Сентинел Кредит Менеджмент» в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом о дате, времени и месте его проведения.
Дело рассмотрено в отсутствие не явившихся лиц с учетом положений ст. 150 КАС РФ, ст. 165.1 ГК РФ.
Исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с ч. 9 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
В силу ч. 2 ст. 227 КАС РФ суд удовлетворяет заявление полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Согласно ст. 360 КАС РФ постановления главного судебного пристава Российской Федерации, главного судебного пристава субъекта (главного судебного пристава субъектов) Российской Федерации, старшего судебного пристава, их заместителей, судебного пристава-исполнителя, их действия (бездействие) могут быть оспорены в суде в порядке, установленном главой 22 настоящего Кодекса.
В силу положений ст. 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 118-ФЗ "Об органах принудительного исполнения Российской Федерации" в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных федеральным законом об исполнительном производстве, судебный пристав-исполнитель принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов.
В силу ч. 1 ст. 121 ФЗ "Об исполнительном производстве" постановления судебного пристава-исполнителя и других должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие) по исполнению исполнительного документа могут быть обжалованы сторонами исполнительного производства, иными лицами, чьи права и интересы нарушены такими действиями (бездействием), в порядке подчиненности и оспорены в суде.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ судебный пристав-исполнитель Домодедовского ГОСП ГУ ФССП России по <адрес> ФИО6 вынес постановление о возбуждении исполнительного производства №-ИП в отношении ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на основании судебного приказа по делу №, вынесенный мировым судьей судебного участка № Домодедовского судебного района <адрес> о взыскании задолженности по кредитным платежам на сумму 48596,76 руб. Данный судебный приказ датирован ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ в рамках исполнительного производства №-ИП заместителем начальника отдела – заместителем старшего судебного пристава Домодедовского ГОСП ГУ ФССП России по <адрес> ФИО7 была рассмотрена жалоба (№) ФИО1 на постановление, действия судебного пристава-исполнителя Домодедовского ГОСП ГУ ФССП России по <адрес> ФИО6 В удовлетворении жалобы было отказано, поскольку постановление, действия судебного пристава-исполнителя признаны правомерными.
Также, установлено, что в производстве Домодедовского ГОСП ГУ ФССП России по <адрес> находилось исполнительное производство №-ИП от ДД.ММ.ГГГГ, возбужденное на основании судебного приказа №, выданного судебным участком № Домодедовского судебного района <адрес>, в отношении ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, которое ДД.ММ.ГГГГ было окончено постановлением № судебного пристава-исполнителя Домодедовского ГОСП ГУ ФССП России по <адрес> ФИО4 на основании п. 3 ч. 1 ст. 46 ФЗ "Об исполнительном производстве" и согласно данному постановлению исполнительный документ был возвращен взыскателю.
В представленных в ответ на судебный запрос материалах исполнительного производства №-ИП имеется копия судебного приказа от ДД.ММ.ГГГГ, выданного мировым судьей судебного участка № Домодедовского судебного района <адрес>, и.о. мирового судьи судебного участка № Домодедовского судебного района <адрес> по делу №. Дата выдачи данного судебная приказа указана как ДД.ММ.ГГГГ, выдан дубликат.
Разрешая данный спор, суд не может согласиться с доводами административного истца.
Согласно ч. 1 ст. 30 ФЗ "Об исполнительном производстве" судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Согласно ч. 3 данной статьи закона судебные приказы могут быть предъявлены к исполнению в течение трех лет со дня их выдачи, а на основании ч. 8 ст. 30 ФЗ "Об исполнительном производстве" судебный пристав-исполнитель в трехдневный срок со дня поступления к нему исполнительного документа выносит постановление о возбуждении исполнительного производства либо об отказе в возбуждении исполнительного производства.
Перечень оснований для отказа в возбуждении исполнительного производства установлен ст. 31 ФЗ "Об исполнительном производстве"
Согласно ч. 1 ст. 21 Закона об исполнительном производстве исполнительный лист может быть предъявлен к исполнению в течение трех лет со дня вступления судебного акта в законную силу.
Частями 1 и 2 статьи 22 ФЗ "Об исполнительном производстве" предусмотрено, что срок предъявления исполнительного листа к исполнению прерывается предъявлением его к исполнению, частичным исполнением исполнительного документа должником. После перерыва течение срока предъявления исполнительного документа к исполнению возобновляется. Время, истекшее до прерывания срока, в новый срок не засчитывается.
В силу ч. 4 ст. 46 ФЗ "Об исполнительном производстве" возвращение взыскателю исполнительного документа не является препятствием для повторного предъявления исполнительного документа к исполнению в пределах срока, установленного статьей 21 данного Федерального закона.
В соответствии с ч. 3 ст. 22 ФЗ "Об исполнительном производстве" в случае возвращения исполнительного листа взыскателю в связи с невозможностью его исполнения новый срок для предъявления исполнительного листа к исполнению исчисляется со дня его возвращения.
Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от ДД.ММ.ГГГГ N 7-П указал следующее.
В случаях, когда возвращение исполнительного документа взыскателю после возбуждения исполнительного производства вызвано обстоятельствами, имеющими отношение к должнику, законодательное регулирование исполнительного производства в части сроков предъявления исполнительных документов к исполнению не может рассматриваться как нарушение конституционного баланса интересов взыскателя и должника в исполнительном производстве, поскольку иное позволяло бы должнику препятствовать его осуществлению, с тем чтобы вследствие истечения срока предъявления исполнительного документа к исполнению избавиться от возможности быть принужденным службой судебных приставов к исполнению вынесенного в отношении него судебного акта, а взыскателя лишало бы средств борьбы с неправомерным поведением должника и тем самым препятствовало бы надлежащему исполнению судебного акта.
Взаимосвязанные положения ч. 1 ст. 21, ч. 2 ст. 22 и ч. 4 статьи 46 ФЗ "Об исполнительном производстве" позволяют сделать вывод, что в случае возвращения исполнительного документа взыскателю в связи с невозможностью его исполнения, в том числе частичного, по обстоятельствам, имеющим отношение к должнику (пункты 2 - 4 части 1 статьи 46 указанного Закона), течение этого срока исчисляется заново с момента возвращения исполнительного документа.
Как усматривается из материалов дела, исполнительный документ – судебный приказ по делу №, вынесенный мировым судьей судебного участка № Домодедовского судебного района <адрес> о взыскании с ФИО1 задолженности по кредитным платежам на сумму 48596,76 руб. ранее предъявлялся в Домодедовский ГОСП и было возбуждено исполнительное производство, которое ДД.ММ.ГГГГ было окончено с возвращением исполнительного документа взыскателю в связи с невозможностью его исполнения.
Таким образом, течение срока для предъявления спорного исполнительного документа к исполнению, следует исчислять с ДД.ММ.ГГГГ, а значит, на дату предъявления дубликата исполнительного листа в Домодедовский ГОСП ДД.ММ.ГГГГ (дата рег. вх. №) срок его предъявления не пропущен, так как поступил в службу судебных приставов в течение трех лет со дня возвращения исполнительного документа взыскателю.
В соответствии со ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
По данной категории административных дел на административного истца возложена обязанность доказывания нарушения своих прав, свобод и законных интересов, а обязанность по доказыванию соответствия оспариваемых постановлений должностных лиц службы судебных приставов, их действий (бездействия) нормативным правовым актам - на должностных лиц службы судебных приставов, принявших оспариваемые постановления либо совершивших оспариваемые действия (бездействие).
При таких обстоятельствах, оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для признания незаконным постановление от ДД.ММ.ГГГГ о возбуждении исполнительного производства №-ИП, вынесенное судебным приставом-исполнителем Домодедовского ГОСП ГУ ФССП России по <адрес> ФИО6, а равно как отсутствии оснований для признания незаконным постановление от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в удовлетворении ходатайства, которое было принято заместителем начальника отдела – заместителем старшего судебного пристава Домодедовского ГОСП ГУ ФССП России по <адрес> ФИО7 в рамках предоставленных законом полномочий данному должностному лицу.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 175-180 КАС РФ, суд
решил:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░1 ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░ <░░░░░> ░░░6, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░ <░░░░░> ░░░7, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░ <░░░░░>, ░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░ <░░░░░> ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ №-░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ №-░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░.░. ░░░░░░░