10RS0№-45
Дело №а-708/2023
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
14 августа 2023 года пос. Калевала
Костомукшский городской суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Бакулина И.В.,
при секретаре Филипповской Е.А.,
с участием прокурора Изосина А.А.,
представителя административного истца Копнина Г.В.,
представителя административного ответчика Карху Т.Н.,
представителя заинтересованного лица - администрации Калевальского муниципального района Ермаковой М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление К. к Территориальной избирательной комиссии Калевальского района об оспаривании решения территориальной избирательной комиссии,
установил:
К. обратился в суд с административным исковым заявлением об отмене решения территориальной избирательной комиссии. В обоснование административного иска указал, что решением территориальной избирательной комиссии <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № кандидатом в депутаты Совета Юшкозерского сельского поселения по одномандатному избирательному округу № зарегистрирован Б., выдвинувший свою кандидатуру в порядке самовыдвижения. Полагает, что в связи с нарушением положений пунктов «в», «г», «д», «ж» части 14 статьи 26 Закона Республики Карелия от ДД.ММ.ГГГГ №-ЗРК «О муниципальных выборах в <адрес>» указанное решение является незаконным и подлежит отмене. В связи с чем, на основании ст. 244 КАС РФ просил отменить решение территориальной избирательной комиссии <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О регистрации кандидата в депутаты Совета Юшкозерского сельского поселения пятого созыва по одномандатному избирательному округу № Б.».
В судебном заседании представитель административного истца ФИО7 заявленные требования поддержал. Полагал, что срок обращения с административным исковым заявлением в суд не пропущен в связи с тем, что административное исковое заявление сдано в организацию почтовой связи ДД.ММ.ГГГГ.
Представитель административного ответчика ФИО5 административный иск не признала, поддержав позицию, изложенную в возражениях на административный иск, полагала, что административным истцом пропущен срок на обращение с указанным иском в суд.
Представитель заинтересованного лица Избирательной комиссии Республики Карелия (далее - Комиссия) Бахилин А.Е. извещен о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, в письменном заключении указал, что оспариваемое решение от ДД.ММ.ГГГГ № является законным и обоснованным, заявленные требования удовлетворению не подлежат, просил рассмотреть дело в отсутствие представителя Комиссии, в дополнениях к заключению указал на пропуск срока обращения с иском в суд, а также на указание в сведениях о кандидате Б. адреса его проживания, не соответствующего действительности.
Заинтересованные лица - Б., региональное отделение политической партии «Российская партия пенсионеров за социальную справедливость» в <адрес> извещены о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом.
Заслушав объяснения представителя административного истца, представителя административного ответчика, исследовав письменные материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего, что иск не подлежит удовлетворению, суд приходит к следующему.
В силу части 10 статьи 239 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением об оспаривании решения избирательной комиссии о регистрации кандидата в суд может обратиться кандидат, зарегистрированный по тому же избирательному округу.
В судебном заседании установлено, что Решением Совета Юшкозерского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ № XXXXVI-IV-165 назначены выборы депутатов Совета Юшкозерского сельского поселения пятого созыва на ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ Б. представил в ТИК <адрес> документы для выдвижения кандидатом в депутаты Совета Юшкозерского сельского поселения пятого созыва по одномандатному избирательному округу № в порядке самовыдвижения.
ДД.ММ.ГГГГ для регистрации в качестве кандидата в депутаты Б. представил в территориальную избирательную комиссию два подписных листа с 10 подписями избирателей, протокол об итогах сбора подписей избирателей в поддержку его выдвижения в Совет Юшкозерского сельского поселения пятого созыва по одномандатному избирательному округу №, сведения об отсутствии изменений в данных о кандидате, первый финансовый отчет, уведомление о создании избирательного фонда без открытия специального избирательного счета, выписку из лицевого счета об остатках денежных средств на избирательном счете.
Как следует из итогового протокола проверки подписных листов, представленных кандидатом от ДД.ММ.ГГГГ и ведомости проверки подписных листов ДД.ММ.ГГГГ, рабочей группой Комиссии была проведена проверка представленных кандидатом подписных листов, по результатам которой все подписи признаны достоверными.
Решением территориальной избирательной комиссии <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № кандидатом в депутаты Совета Юшкозерского сельского поселения пятого созыва по одномандатному избирательному округу № зарегистрирован Б., выдвинувший свою кандидатуру в порядке самовыдвижения.
Административный истец в обоснование заявленных требований ссылается на нарушение административным ответчиком положений пунктов «в», «г», «д», «ж» части 14 статьи 26 Закона Республики Карелия от 27.06.2003 № 683-ЗРК «О муниципальных выборах в Республике Карелия» при вынесении решения от ДД.ММ.ГГГГ № «О регистрации кандидата в депутаты Совета Юшкозерского сельского поселения пятого созыва по одномандатному избирательному округу № Б.», а именно в связи с отсутствием среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с указанным Законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата; наличием на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, оформленных с нарушением требований настоящего Закона; отсутствием на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, в документах, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, каких-либо сведений, предусмотренных статьей 20 настоящего Закона; недостаточным количеством достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата.
Суд считает, что оснований для удовлетворения административного иска не имеется в силу следующего.
Конституция Российской Федерации гарантирует гражданам Российской Федерации право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления (часть 2 статьи 32).
Правовой основой регулирования отношений, связанных с осуществлением конституционного права граждан избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, является Федеральный закон от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 67-ФЗ), имеющий прямое действие и подлежащий применению на всей территории Российской Федерации (пункты 1 и 2 статьи 1).
Частью 1 ст. 1, ст. 2 Закона Республики Карелия от 27.06.2003 № 683-ЗРК «О муниципальных выборах в Республике Карелия" (далее - Закон Республики Карелия № 683-ЗРК) закреплено, что указанный Закон устанавливает порядок назначения, подготовки, проведения и подведения итогов муниципальных выборов, гарантии избирательных прав граждан при проведении муниципальных выборов, которые организуются и проводятся на основе Конституции Российской Федерации, Закона № 67-ФЗ, Закона № 131-ФЗ, Конституции Республики Карелия, настоящего Закона, иных законов Республики Карелия, уставов муниципальных образований.
В соответствии с положениями ч.1 ст.20 Закона Республики Карелия №-ЗРК самовыдвижение кандидатов в депутаты представительного органа и на должность главы муниципального образования производится путем уведомления об этом избирательных комиссий, в которых будет осуществляться регистрация кандидатов, с последующим сбором подписей в поддержку самовыдвижения кандидатов.
Частью 1 статьи 22 данного Закона предусмотрено, что для регистрации кандидатов в депутаты представительного органа муниципального образования, выдвинутых в порядке самовыдвижения, необходимо собрать подписи избирателей в количестве 0,5 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего избирательного округа, но не менее 10 подписей.
Решением территориальной избирательной комиссии <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № установлено количество подписей, необходимых для регистрации кандидата в депутаты Совета Юшкозерского сельского поселения пятого созыва по одномандатному избирательному округу № подписей, а также максимальное количество подписей, которое может быть представлено кандидатом в комиссию - 14.
Согласно заключению Избирательной комиссии Республики Карелия от ДД.ММ.ГГГГ № по результатам проверки документов, за исключением подписных листов, на предмет их содержания и соответствия нормам избирательного законодательства, нарушений территориальной избирательной комиссии <адрес> не установлено.
В соответствии с п.17 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.06.2023 № 24 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами административных дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» решения, принятые избирательной комиссией, комиссией референдума, могут быть отменены по основаниям и в порядке, которые предусмотрены законом. Суд может отменить решение избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), если при рассмотрении дела будет установлено, что оно принято избирательной комиссией в нарушение требований закона, в том числе при наличии оснований для отказа в регистрации кандидата (списка кандидатов) либо оснований для исключения кандидата из заверенного списка кандидатов (пункты 24 - 26 статьи 38, пункт 6 статьи 76 Закона об основных гарантиях избирательных прав, часть 3 статьи 50, часть 7 статьи 51 Закона о выборах депутатов Государственной Думы, пункт 2 статьи 39 Закона о выборах Президента Российской Федерации). Суд может отменить регистрацию кандидата (списка кандидатов) за нарушения законодательства о выборах, допущенные после принятия решения о регистрации кандидата (списка кандидатов), либо за существенные нарушения законодательства, которые имелись на момент рассмотрения избирательной комиссией вопроса о регистрации кандидата (списка кандидатов) и препятствовали принятию решения о регистрации кандидата (списка кандидатов), но о них не было и не могло быть известно избирательной комиссии, например, в связи с сокрытием кандидатом сведений о своей судимости (пункты 7 - 9 статьи 76 Закона об основных гарантиях избирательных прав).
Доказательств нарушения положений пунктов «в», «г», «д», «ж» части 14 статьи 26 Закона Республики Карелия от 27.06.2003 № 683-ЗРК «О муниципальных выборах в <адрес>» при вынесении решения от ДД.ММ.ГГГГ № «О регистрации кандидата в депутаты Совета Юшкозерского сельского поселения пятого созыва по одномандатному избирательному округу № Б.» стороной административного истца не представлено. Напротив, Б. предоставил заявление, предусмотренное ч.2 ст.20 Закона Республики Карелия от ДД.ММ.ГГГГ №-ЗРК (ред.от ДД.ММ.ГГГГ) «О муниципальных выборах в <адрес>», а также документы согласно п. 2.2 ч. 2 ст.20 указанного закона, постановления Избирательной комиссии Республики Карелия от ДД.ММ.ГГГГ №. В связи с чем суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении административного искового заявления.
Довод представителя административного ответчика об обращении истца К. в суд с административным исковым заявлением с пропуском срока заслуживает своего внимания.
Согласно части 4 статьи 240 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, административное исковое заявление, касающееся решения избирательной комиссии о регистрации кандидата, об отказе в такой регистрации, может быть подано в суд в течение десяти дней со дня принятия избирательной комиссией обжалуемого решения. Указанный срок не подлежит восстановлению независимо от причин его пропуска (часть 7 статьи 240 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации). Аналогичные положения содержатся в пункте 2 статьи 78 Федерального закона № 67-ФЗ. Из материалов дела следует, что оспариваемое решение № принято ДД.ММ.ГГГГ. Административный иск направлен в суд посредством почтовой связи ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается оттиском печати на почтовом конверте, поступил в суд ДД.ММ.ГГГГ. Установленное частью 4 статьи 93 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации правило, в соответствии с которым в случае, если жалоба, документы или денежные суммы были сданы в организацию почтовой связи до двадцати четырех часов последнего дня установленного процессуального срока, срок не считается пропущенным, не распространяется на процессуальные сроки, установленные статьей 240, частями 3 и 3.1 статьи 298, частью 2 статьи 314 настоящего Кодекса. В соответствии с п.38 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.06.2023 № 24 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами административных дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» исходя из положений части 2 статьи 92 КАС РФ сроки совершения процессуальных действий лицами, участвующими в деле о защите избирательных прав, исчисляются в календарных днях. С учетом этого административный иск, апелляционные (частная) жалоба, представление по названным выше делам считаются поданными в срок при условии их поступления в соответствующий суд не позднее последнего календарного дня его истечения, независимо от того, выпадает он на выходной или нерабочий день, а также вне зависимости от времени подачи документов через организацию почтовой связи. С учетом изложенного, в рассматриваемом случае административным истцом пропущен установленный законом срок для обращения в суд.
Данное обстоятельство в силу действующего законодательства является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении требований К.
Довод представителя административного истца о том, что в подписном листе кандидата Б. в сведениях о кандидате указан адрес его проживания, не соответствующий действительности, является несостоятельным, поскольку указанные кандидатом адреса соответствуют адресам его регистрации по месту жительства и пребывания.
Руководствуясь ст. ст. 174-180, 244 КАС РФ, суд
решил:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░. ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░.
░░░░░ ░░░░░░░ ░.░.
░░░░░░░: ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ 177 ░░░ ░░
░░░░░░░░░░░ 14 ░░░░░░░ 2023 ░░░░.
.