Дело №а-535/2022
УИД 44RS0023-01-2022-000735-36
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
06 декабря 2022 г. г. Макарьев
Макарьевский районный суд Костромской области в составе:
председательствующего судьи Чистяковой Ю.П.,
при секретаре Малушковой Т.В.,
с участием представителя административного истца - адвоката Разина А.К., представившего удостоверение № 330 и ордер № 255231,
представителя административного ответчика администрации Кадыйского муниципального района Костромской области Амахина Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Минеева Михаила Сергеевича к администрации Кадыйского муниципального района о признании бездействия административного ответчика незаконным и обязании выдать заключение о возможности и целесообразности или невозможности и нецелесообразности заключения в границы населенного пункта Неверовка Кадыйского муниципального района Костромской области, а также о возможности или невозможности установления или изменения вида разрешенного использования земельных участков,
установил:
Минеев М.С. обратился в суд с вышеуказанным административным исковым заявлением в обосновании которого указал следующее. Он является собственником земельных участком с категорией – земли сельскохозяйственного назначения, вид использования – для ведения личного подсобного хозяйства, общей площадью 256001,9 кв.м с кадастровыми номерами: № Данные земельные участки находятся в непосредственной близости с населенным пунктом д. Неверовка Чернышевского сельского поселения Кадыйского муниципального района Костромской области. Так как данные земельные участки не используются по их назначению в силу не рентабельности и не целесообразности, собственником было принято решение использовать их по другому назначению с изменением категории и видом разрешенного использования.
ДД.ММ.ГГГГ Минеевым М.С. в адрес главы администрации Кадыйского муниципального района Костромской области было направлено заявление о внесении изменений в генеральный план Чернышевского сельского поселения в части включения принадлежащих истцу на праве собственности земельных участков в категорию «Земли насаленных пунктов» с видом разрешенного использования «Индивидуальное жилищное строительство». Данное заявление было зарегистрировано в администрации Кадыйского муниципального района ДД.ММ.ГГГГ под №. Заявление мотивировал тем, что земельные участки примыкают к населенному пункту Неверовка и, в силу не использования их по назначению, целесообразно данные земельные участки включить в земли населенных пунктов с видом разрешенного использования ИЖС., что повлечет за собой увеличение объемов жилищного строительства и развития инфраструктуры населенного пункта Неверовка. Все расходы, связанные с работами по внесению изменений в генеральный план Чернышевского сельского поселения административный истец гарантировал взять на себя. Также было сообщено о намерениях построить объекты инженерно-транспортной и коммунальной инфраструктуры в связи с включением земельных участков в границы населенного пункта.
ДД.ММ.ГГГГ административный ответчик на запрос административного истца о ходе рассмотрения заявление ответил, что в соответствии с п. 10 ст. 24 ГрК РФ заявка административного истца будет учтена при подготовке проекта по внесению изменений в генеральный план Чернышевского сельского поселения. Ориентировочный срок внесения изменений в генеральный план Чернышевского сельского поселения 1-3 квартал 2022 года.
ДД.ММ.ГГГГ в адрес административного истца поступило письмо, в котором указано, что заявка рассмотрена на заседании комиссии по подготовке проектов генеральных планов, правил землепользования и застройки и внесению их изменений, а также проектов планировки и межевания территории сельских поселений Кадыйского муниципального района Костромской области, состоявшемся ДД.ММ.ГГГГ. По результатам заседания комиссии принято решение об отклонении предложения по внесению изменений в генеральный план Чернышевского сельского поселения. Комиссии рекомендовала использовать земельные участки по целевому назначению.
Считает, что ответ административного ответчика не мотивирован и по своей сути не является Заключением о целесообразности и возможности включения земельного участка в границы населенного пункта, а также о возможности установления или изменения вида разрешенного использования земельного участка. Не соответствие ответа административного ответчика закону на заявление административного истца, расценивает как бездействие, которое просит признать незаконным и просит суд обязать администрацию Кадыйского муниципального района Костромской области в установленный законом срок в ответ на заявление административного истца от ДД.ММ.ГГГГ подготовить мотивированное заключение о возможности и целесообразности или в невозможности и нецелесообразности включения в границы населенного пункта Неверовка Чернышевского сельского поселения Кадыйского муниципального района Костромской области, а также о возможности или невозможности установления или изменения вида разрешенного использования земельных участков с вышеуказанными кадастровыми номерами.
Представитель административного истца Разин А.К. административные исковые требования Минеева М.С. поддержал по доводам, изложенным в исковом заявлении.
Представитель административного ответчика Администрации Кадыйского муниципального района Костромской области Амахин Е.А. согласился с доводами административного истца, поскольку считает, что ответ, направленный Минееву М.С. на его заявление не содержит мотивированного заключения о невозможности и нецелесообразности включения его земельных участков в границы населенного пункта и невозможности установления или изменения вида разрешенного использования земельных участков.
Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Как установлено в судебном заседании и подтверждено материалами дела, ДД.ММ.ГГГГ Минеев М.С. обратился к главе администрации Кадыйского муниципального района Костромской области с заявлением о внесении изменений в генеральный план Чернышевского сельского поселения Кадыйского муниципального района Костромской области в части включения принадлежащих ему на праве собственности земельных участков общей площадью 256001,9 кв. м с кадастровыми номерами № в границы населенного пункта деревня Неверовка Чернышевского сельского поселения Кадыйского муниципального района для последующего перевода их из земель категории Земли сельскохозяйственного назначения с видом разрешенного использования для ведения личного подсобного хозяйства в категорию Земли населенных пунктов с видом разрешенного использования индивидуальное жилищное строительство (л.д.89).
Администрацией Кадыйского муниципального района Костромской области Минееву М.С. ДД.ММ.ГГГГ дан ответ, в котором указано, что по результатам заседания комиссии принято решение об отклонении предложения по внесению изменений в генеральный план Чернышевского сельского поселения и рекомендовано использовать земельные участки по целевому назначению (л.д. 94).
Принадлежащие Минееву М.С. земельные участки, о которых идет речь, относится к землям сельскохозяйственного назначения и имеет разрешенное использование: для ведения личного подсобного хозяйства (л.д. 16-88).
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Как следует из ч. 9 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено названным Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
В силу ч. 11 ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 ч. 9 данной статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 ч. 9 - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
В силу ст. 130, ст. 131 Конституции РФ, местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью. Изменение границ территорий, в которых осуществляется местное самоуправление, допускается с учетом мнения населения соответствующих территорий.
Подпункт 8 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации устанавливает принцип деления земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
Категории земельных участков в зависимости от их целевого назначения перечислены в пункте 1 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации, в том числе: земли сельскохозяйственного назначения, земли населенных пунктов. Земли в Российской Федерации, обозначенные в пункте 1 указанной статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением.
Землями населенных пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов. Границы городских, сельских населенных пунктов отделяют земли населенных пунктов от земель иных категорий (ст. 83 ЗК РФ).
Согласно ст. 77 ЗК РФ, землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.
Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов (пункт 2 статьи 7 ЗК РФ).
Пунктом 1 статьи 8 ЗК РФ предусмотрено, что перевод земель населенных пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населенных пунктов независимо от их форм собственности осуществляется путем установления или изменения границ населенных пунктов в порядке, установленном настоящим Кодексом и законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности. Порядок перевода земель из одной категории в другую устанавливается федеральными законами.
Правовое регулирование отношений, возникающих в связи с переводом земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую, осуществляется в соответствии с Федеральный закон от 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» (далее - Закон № 172-ФЗ).
Как следует из пункта 3 части 1 статьи 7 Закона № 172-ФЗ, перевод земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию допускается в исключительных случаях, связанных с установлением или изменением черты населенных пунктов. При этом установление или изменение границ населенных пунктов, а также включение земельных участков в границы населенных пунктов либо исключение земельных участков из границ населенных пунктов является переводом земель населенных пунктов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов (ч. 1 ст. 8 Закона № 172-ФЗ).
Порядок разрешения вопроса о включении земельного участка в границы населенного пункта предусмотрен статьей 4.1 Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 191-ФЗ «О введение в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации».
Согласно части 1.1 статьи 4.1 Федерального закона № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации», при наличии генеральных планов поселений, схем территориального планирования муниципальных районов изменение границ населенных пунктов до 31.12.2012 г. может осуществляться путем внесения изменений в указанные генеральные планы, схемы территориального планирования в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, либо путем включения земельных участков в границы населенных пунктов или исключения земельных участков из границ населенных пунктов исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном настоящей статьей.
В силу установленного названной нормой порядка лицо, заинтересованные во включении земельного участка в границы населенного пункта либо в исключении земельного участка из границ населенного пункта, направляет в орган местного самоуправления городского округа или поселения, на территориях которых находится населенный пункт, а в случае, если земельный участок расположен на межселенной территории, в орган местного самоуправления муниципального района мотивированное заявление о включении земельного участка в границы населенного пункта либо об исключении земельного участка из границ населенного пункта и об установлении или об изменении вида разрешенного использования земельного участка (ч. 4).
Орган местного самоуправления в течение сорока пяти дней с даты поступления указанного заявления: подготавливает заключение о возможности и целесообразности включения земельного участка в границы населенного пункта либо исключения земельного участка из границ населенного пункта, а также о возможности установления или изменения вида разрешенного использования земельного участка в случае, если это указано в данном заявлении (часть 5).
Заключение органа местного самоуправления, городского округа или поселения, на территориях которых находится населенный пункт, о невозможности и целесообразности включения земельного участка в границу населенного пункта может являться основанием для принятия решения об отказе во включении земельного участка в границы населенного пункта (часть 20).
Отказ в принятии решения о включении земельного участка в границу населенного пункта либо об исключении земельного участка из границы населенного пункта наряду с предусмотренными частями 19 и 20 настоящей статьи основаниями допускается по решению высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) с указанием причин такого отказа (часть 21).
Отказ в принятии решения о включении земельного участка в границы населенного пункта либо об исключении земельного участка из границ населенного пункта и об установлении или об изменении вида разрешенного использования земельного участка может быть обжалован в суд (часть 22).
Из указанной нормы следует, что изменение границ населенных пунктов осуществляется путем внесения изменений в генеральные планы, схемы территориального планирования в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации.
Установлением и изменением границ населенных пунктов являются: 1) утверждение или изменение генерального плана городского округа, поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования; 2) утверждение или изменение схемы территориального планирования муниципального района, отображающей границы сельских населенных пунктов, расположенных за пределами границ поселений (на межселенных территориях) (пункт 1 ст. 84 ЗК РФ).
Согласно ч. 2 ст. 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации решение о подготовке проекта генерального плана, а также решения о подготовке предложений о внесении в генеральный план изменений принимаются соответственно главой местной администрации поселения, главой местной администрации городского округа.
Органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, заинтересованные физические и юридические лица вправе обращаться к главе местной администрации поселения, главе местной администрации городского округа с предложениями о внесении изменений в генеральный план (ч. 16).
Таким образом, перевод земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения в земли населенного пункта допускается при наличии соответствующего заключения органа местного самоуправления городского округа или поселения, на территориях которых находится населенный пункт.
В соответствии с ч. 3 и ч. 4 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации, ст. 24 ГрК РФ утверждение генерального плана сельского поселения относится к вопросам местного значения муниципального района.
Таким образом, органы местного самоуправления в данной процедуре наделены полномочиями по подготовке заключения о возможности и целесообразности или невозможности и нецелесообразности включения земельного участка в границы населенного пункта.
Вместе с тем, проанализировав содержание направленного администрацией Кадыйского муниципального района Костромской области ответа Минееву М.С. на его заявление в совокупности с указанными нормами законодательства, суд приходит к выводу о том, что письменный ответ по сути не является заключением о возможности и целесообразности или невозможности или нецелесообразности включения земельных участков в границы населенного пункта. Данный ответ не мотивирован, не содержит соответствующие нормативные акты, которые регулируют спорные отношения, не указаны причины и основания отказа, выводы принятия такого решения.
Кроме того, установленный статьей 4.1 Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 191-ФЗ «О введение в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» срок составления заключения, не соблюден.
При таких обстоятельствах административный ответчик по существу нарушил вышеуказанный порядок рассмотрения подобного рода заявлений, в связи с чем, суд приходит к выводу об обоснованности доводов административного истца по заявленным требованиям и удовлетворению административного искового заявления Минеева М.С.
Руководствуясь ст. ст. 175 - 180, 226 - 227 КАС РФ, суд
решил:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ №
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ № ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░: ░░░░░░░
░░░░░ ░░░░░.░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ 06.12.2022 ░.