Дело № 2а-1699/2023
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
05 сентября 2023 года г. Чайковский
Чайковский городской суд Пермского края в составе:
председательствующего судьи Грибановой А.А.,
при секретаре судебного заседания Бурнышевой Д.Г.,
с участием прокурора Мыц Ю.Б.,
административного истца Новоселова А.В.,
представителя административного ответчика Девятова М.Н. – Кузьменка А.А.,
представителя административного ответчика Территориальной избирательной комиссии Чайковского городского округа Шамовой Н.Н.,
рассмотрел в открытом судебном заседании в городе Чайковском административное дело по административному иску Новоселова А.В. к Девятову М.Н., Территориальной избирательной комиссии Чайковского городского округа об отмене регистрации кандидата в связи с нарушением правил агитации,
УСТАНОВИЛ:
Новоселов А.В. обратился в суд с административным иском к Девятову М.Н. об отмене регистрации кандидата в связи с нарушением правил агитации.
В обосновании иска административный истец указывает, что административным ответчиком, как кандидатом в депутаты Думы Чайковского городского округа второго созыва, выдвинутым по одномандатному избирательному округу №, в агитационном материале «информационный бюллетень А3» от ДД.ММ.ГГГГ использовано изображение детей, играющих с футбольным мячом.
Указывая на нарушение требований ст. 47 Закона Пермского края № 525-ПК, предусматривающих запрет на действия по привлечению к предвыборной агитации лиц, не достигших на день голосования 18 лет, в том числе использованию изображений и высказываний таких лиц, просит об отмене регистрации кандидата Девятова М.Н. в связи с нарушением прав агитации.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве административного соответчика привлечена Территориальная избирательная комиссия Чайковского городского округа Чайковского городского округа.
Административный истец Новоселов А.В. просил об удовлетворении административного иска, приводил доводы, изложенные в заявлении.
Административный ответчик Девятов М.Н. просил о рассмотрении дела без его участия, представил письменные возражения, в которых указал, что агитационный материал содержит художественные объекты, содержит изображение вымышленных персонажей - играющих детей, не является реальной фотографией конкретных лиц. Масштаб и качество художественного изображения, силуэты лиц, использованные в агитационном материале, не позволяют утверждать, что данные лица несовершеннолетние. Доводы иска считает надуманными, связанными с злоупотреблением правом административным истцом. Ссылаясь на подачу административного иска с нарушением сроков, установленных законом, просил об отказе в удовлетворении требований (л.д. 25).
Представитель административного ответчика Девятова М.Н. по доверенности Кузьменок А.А. поддержал позицию доверителя, требования иска не признал, полагал отсутствующими основания для отмены регистрации кандидата Девятова М.Н., ввиду отсутствия допуска нарушений прав агитации. Агитационный материал является обезличенным, не содержит изображения несовершеннолетних. Масштаб и качество изображения, силуэты не дают возможность достоверно определить возраст изображенных лиц. Мнение Новоселова А.В. является субъективным. Заявление подано с нарушением сроков, установленных законом (л.д. 27-28).
Представитель административного ответчика Территориальной избирательной комиссии Чайковского городского округа Чайковского городского округа Шамова Н.Н. не согласна с требованиями административного истца, представила письменные возражения. Указала, что оспариваемый агитационный печатный материал изготовлен с соблюдением требований ст. 53 Закона Пермского края от 09.11.2009 № 525-ПК «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Пермском крае». До начала распространения представлен в ТИК и зарегистрирован. Основания для отмены регистрации кандидата, предусмотренные ч. 7 ст. 83 Закона 525-ПК отсутствуют. Данный перечень является исчерпывающим. Срок для подачи иска в суд об отмене регистрации кандидата пропущен и не подлежит восстановлению независимо от причин их пропуска. В удовлетворении требований должно быть отказано.
Заинтересованные лица Пермское краевое отделение Политической партии «ЛДПР», Местное отделение Политической партии «ЛДПР», Пермское краевое отделение Политической партии «КП РФ», Местный городской комитет Пермского краевого отделения КП РФ извещены, мнение по заявлению не представили.
Исследовав материалы дела, выслушав пояснения сторон, заключение прокурора, полагавшего административный иск необоснованным и не подлежащим удовлетворению в силу пропуска Новоселовым А.В. срока подачи административного иска о защите избирательных прав, отсутствии нарушений правил агитации, суд приходит к следующему.
В силу положений статьи 46 Конституции Российской Федерации заинтересованным лицам гарантировано право судебной защиты нарушенных или оспариваемых прав и (или) законных интересов их прав и свобод.
Часть 2 статьи 32 Конституции Российской Федерации гарантирует гражданам Российской Федерации право избирать и быть избранными в органы государственной власти.
Основные гарантии реализации этого конституционного права установлены Федеральным законом от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
В силу части 2 статьи 239 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, пункта 6 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" кандидаты вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействие) избирательной комиссии, нарушающие их права, свободы и законные интересы.
Пунктом 7 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 67-ФЗ) определено, что регистрация кандидата может быть отменена судом по заявлению зарегистрировавшей кандидата избирательной комиссии, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу.
Основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах и референдумах, проводимых на территории Российской Федерации, определяются Федеральным законом от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований.
Из содержания п.п. 1,4 ст. 2 Федерального закона № 67-ФЗ следует, что отличительным признаком агитационных материалов является содержание в них признаков предвыборной агитации, а также их предназначение для массового распространения в период избирательной кампании. Предвыборная агитация представляет собой деятельность, осуществляемую в период избирательной кампании и имеющую цель побудить или побуждающую избирателей к голосованию за кандидата (кандидатов) или против него (них).
В п. 4 ст. 48 Федерального закона № 67-ФЗ закреплено, что граждане вправе в допускаемых законом формах и законными методами проводить предвыборную агитацию. Кандидат самостоятельно определяет содержание, формы и методы своей агитации, самостоятельно проводит ее, а также вправе в установленном законодательством порядке привлекать для ее проведения иных лиц.
Согласно ч. 7 ст. 47 Закона Пермского края от 09.11.2009 № 525-ПК «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Пермском крае» (далее- Закон Пермского края № 525-ПК), имеющего прямое действие и применение на территории Пермского края, запрещается привлекать к предвыборной агитации лиц, не достигших на день голосования возраста 18 лет, в том числе использовать изображения и высказывания таких лиц в агитационных материалах.
Постановлением Избирательной комиссии Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ № полномочия по подготовке и проведению выборов в органы местного самоуправления, местного референдума возложена на территориальные избирательные комиссии, в числе которых Территориальная избирательная комиссия Чайковского городского округа.
Территориальная избирательная комиссия Чайковского городского округа сформирована на основании постановления Избирательной комиссии Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ №.
Председателем Территориальной избирательной комиссии Чайковского городского округа назначена Шамова Н.Н..
Решением Думы Чайковского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ №, опубликованным в газете местного издания «Огни Камы» № от ДД.ММ.ГГГГ, назначены выборы депутатов Думы Чайковского городского округа второго созыва на ДД.ММ.ГГГГ.
Девятов М.Н. выдвинут в качестве кандидата в депутаты по одномандатному избирательному округу № на выборах депутатов Думы Чайковского городского округа второго созыва избирательным объединением (Пермское краевое отделение Политической партии «ЛДПР»).
Решением Территориальной избирательной комиссии Чайковского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ № Девятов М.Н. зарегистрирован в качестве кандидата в депутаты Думы Чайковского городского округа второго созыва, выдвинутого по одномандатному избирательному округу №.
№ городского округа от ДД.ММ.ГГГГ № Новоселов А.В. зарегистрирован в качестве кандидата в депутаты Думы Чайковского городского округа второго созыва, выдвинутого по одномандатному избирательному округу №.
Новоселов А.В., обращаясь за судебной защитой, указывает на нарушение административным ответчиком Девятовым М.Н. требований ст. 47 Закона Пермского края от 09.11.2009 № 525-ПК, влекущих отмену регистрации данного кандидата в связи с нарушением правил агитации.
Разрешая требования административного истца, суд исходит из следующего.
С административным исковым заявлением об отмене регистрации кандидата, списка кандидатов в суд могут обратиться избирательная комиссия, зарегистрировавшая кандидата, список кандидатов, кандидат, зарегистрированный по тому же избирательному округу, избирательное объединение, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, а также в установленных законом случаях прокурор (ч. 11 ст. 239 КАС РФ).
В силу ч. 5 ст. 240 КАС РФ административное исковое заявление об отмене регистрации кандидата, списка кандидатов может быть подано в суд не позднее чем за восемь дней до дня голосования (в случае проведения голосования в течение нескольких дней подряд - не позднее чем за восемь дней до первого дня голосования).
Сроки, указанные в ч.ч. 2-6 названной статьи, не подлежат восстановлению независимо от причин их пропуска (ст. 7).
Пропуск срока обращения в суд с административным исковым заявлением о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации без уважительных причин, а также невозможность восстановления пропущенного срока является основанием для отказа в удовлетворении указанного заявления (ч. 10 ст. 240 КАС РФ).
Разрешая спор, суд исходит из тех обстоятельств, что решением Думы Чайковского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ № выборы депутатов Думы Чайковского городского округа второго созыва назначены на ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно Постановлению Избирательной комиссии Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ № голосование на выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Пермском крае, назначенных на ДД.ММ.ГГГГ, будет проходить в течение нескольких дней подряд – ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с пунктом 2 статьи 11.1 Федерального закона N 67-ФЗ если какое-либо действие может (должно) осуществляться не позднее чем за определенное количество дней или за определенное количество дней до дня наступления какого-либо события, то соответственно последним днем или днем, когда данное действие может (должно) быть осуществлено, является день, после которого остается указанное в данном Федеральном законе количество дней до дня наступления соответствующего события.
Таким образом, восемь дней до первого дня голосования должны предшествовать ДД.ММ.ГГГГ. При подаче иска 1-7 сентября, 31 августа в 2023 году, установленный срок, будет считаться пропущенным. Последним днем реализации права на обращение в суд с иском об отмене регистрации кандидата, являлось ДД.ММ.ГГГГ.
С административным исковым заявлением Новоселов А.В. обратился в суд ДД.ММ.ГГГГ, то есть за пропуском установленного процессуальным законом срока, не подлежащего восстановлению.
Установив факт пропуска административным истцом срока обращения в суд, не подлежащего восстановлению в силу ч. 7 ст. 240 КАС РФ, суд отказывает в удовлетворении административного иска.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 244 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. - ░░░░░░░░.
░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░:░░░░░░░ ░.░.░░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 04.09.2023.
«░░░░░ ░░░░░» ░░░░░░░ ░░░░░ _____________________________________ (░.░. ░░░░░░░░░) ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ _____________________ (░.░.░░░░░░░░) «_____» _____________ 20__ ░ |
░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░) ___ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░ № 2░- 1699 /2023
░░░ 59RS0040-01-2023-001928-47
░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░