Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-148/2024 (2а-2745/2023;) ~ М-2457/2023 от 13.11.2023

***         дело № 2а-148/2024

***

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

03 июня 2024 года                   город Кола, Мурманской области

Кольский районный суд Мурманской области в составе председательствующего судьи Кочешева Н.Д.

при секретаре судебного заседания Васьковой А.В.,

с участием представителя административного истца – старшего помощника прокурора района Бугайчука И.И.,

представителя административного соответчика ООО «ТопРесурс» Молякова А.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора Кольского района Мурманской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования поселок городского типа Кильдинстрой о признании бездействия незаконным и возложении обязанности совершить определенные действия,

установил:

Прокурор Кольского района Мурманской области в защиту интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с административным иском к администрации муниципального образования поселок городского типа Кильдинстрой о признании бездействия незаконным и возложении обязанности совершить определенные действия. В обоснование иска указал, что прокуратурой района *** проведена проверка исполнения администрацией муниципального образования городское поселение Кильдинстрой законодательства об охране окружающей среды, об отходах производства и потребления, по результатам которой выявлены нарушения требований федерального законодательства.

Так установлено, что в границах территории муниципального образования городское поселение Кильдинстрой на земельном участке с координатами: адрес***, имеется свалка, содержащая в себе различные отходы, в том числе шины, пластик, стекло, различные виды металлов.

По данному факту прокуратурой района *** в адрес главы администрации городского поселения Кильдинстрой внесено представление об устранении нарушений федерального законодательства, которой рассмотрено и удовлетворено, но до настоящего времени указанная свалка не устранена.

*** прокуратурой района совместно со специалистами Министерства природных ресурсов, экологии и рыбного хозяйства Мурманской области проведены обследования несанкционированных свалок отходов производства и потребления по результатам которой выявлена несанкционированная свалка на земельном участке без кадастрового номера, расположенная по адрес***, на почве которой имеются отходы производства и потребления в составе строительных отходов, крупногабаритных отходов, деревянных конструкций от разборки зданий. Ориентировочная площадь захламления 300 кв.м., объемом не менее 50 куб.м.

Полагает, что в нарушение требований, установленных Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», Федеральным законом от 10.01.202002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ГОСТом 30772-2001. «Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения», Федеральным законом от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» администрация городского поселения Кильдинстрой допустила бездействие в части возложенных на нее полномочий в области обращения с отходами. Просит признать бездействие администрации городского поселения Кильдинстрой незаконным, обязать в срок до *** ликвидировать несанкционированную свалку на земельном участке без кадастрового номера, расположенного по адрес***

Протокольным определением от *** к участию в деле в качестве административного соответчика привлечено общество с ограниченной ответственностью «Север».

Протокольным определением от *** к участию в деле в качестве административного соответчика привлечено Министерство финансов Мурманской области.

Определением суда (протокольным) от *** ненадлежащий административный ответчик ООО «Север» заменен на административного ответчика ООО «ТопРесурс».

Протокольным определением от *** к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено ООО «Юлма-2001».

Протокольным определением от *** к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено ООО «Север».

Определением суда (протокольным) от *** к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен Департамент лесного хозяйства по Северо-Западному Федеральному округу Федерального агентства лесного хозяйства.

В судебном заседании представитель административного истца поддержал исковые требования по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.

Представитель административного ответчика администрации пгт. Кильдинстрой в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом, ранее направил в адрес суда письменный отзыв на административное исковое заявление, в котором указал, что муниципальному образованию городское поселение Кильдинстрой Кольского района Мурманской области на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером №, площадью 168000 кв.м.

Администрацией г.п. Кильдинстрой *** выдано ООО «Север» разрешение № на размещение объектов: спортивная площадка (стрельбище), в том числе защитные сооружения – валы и внутриплощадочные проезды, для размещение которых не требуется разрешение на строительство, на земельном участке с условным номером №, площадью 94920 кв.м., из земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, сроком до ***.

В адрес администрации городского поселения *** внесено представление прокуратуры Кольского района об устранении нарушений федерального законодательства. В ходе его рассмотрения администрация г.п. Кильдинстрой проинформировала прокуратуру района о том, что земельный участок с кадастровым номером №, расположенный в районе муниципального образования г.п. Кильдинстрой в соответствии с разрешением на размещение объекта № от *** передан ООО «Север» *** для размещения спортивной площадки (стрельбища), в том числе защитных сооружений – валов и внутриплощадочных проездов, для размещения которых не требуется разрешение на строительство. Принято решение реализовать меры, направленные на ликвидацию несанкционированного складирования строительных отходов в объеме не менее 200 кв.м. на земельном участке с кадастровым номером № и направить в адрес землепользователя – ООО «Север» требование об устранении нарушений федерального законодательства в срок до *** (исх. № от ***). В последующем в адрес администрации поступило предостережение Министерства природных ресурсов, экологии и рыбного хозяйства Мурманской области от *** о недопустимости нарушения обязательных требований.

Администрация г.п. Кильдинстрой направила в адрес Министерства природных ресурсов, экологии и рыбного хозяйства результаты рассмотрения предостережения с информацией о выдаче ООО «Север» разрешения № от *** на использование названного земельного участка и о направлении в адрес Общества требования об устранении нарушений федерального законодательства.

С учетом приведенных обстоятельств, ссылаясь на нормы земельного законодательства, представитель административного ответчика просит в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме.

Представитель административного ответчика Министерства финансов Мурманской области в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие. Представил суду письменные возражения на административное исковое заявление, в котором полагал исковые требования прокурора к Администрации г.п. Кильдинстрой обоснованными, просил отказать в удовлетворении требований к Министерству финансов Мурманской области.

Представитель административного ответчика ООО «ТопРесурс» в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований к ООО «ТопРесурс», пояснил, что свалка расположена на указанном земельном участке еще с *** года, у Общества земельный участок с кадастровым номером № находился в пользовании с *** по *** гг., при этом Общество деятельность не осуществляло, мусор не завозило. В каком виде земельный участок был передан ООО «ТопРесурс», в таком виде и возвращен администрации г.п. Кильдинстрой. Указанные обстоятельства подтверждаются письмом администрации муниципального образования г.п. Кильдинстрой от ***.

Представитель заинтересованного лица ООО «Север» в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом, ранее представил суду письменные возражения на административное исковое заявление, в которых указано, что *** администрацией г.п. Кильдинстрой Обществу выдано разрешение № на размещение объекта – «Спортивная площадка (стрельбище), в т.ч. защитные сооружения – валы и внутриплощадочные проезды, для размещения которых не требуется разрешение на строительство», площадью 94920 кв.м., на земельном участке категории земель промышленности с разрешенным видом использования отдых (рекреация) с кадастровым номером №, согласно прилагаемой схеме, разрешение выдано сроком по ***.

Специфика использования названного земельного участка состоит в том, что Обществу предоставлена часть участка – контур на схеме из 12-ти точек, а оставшаяся часть, включая въезд на участок, остается в ведении администрации.

В рамках разрешения ООО «Север» осуществляло работы в целях ограничения доступа посторонних лиц на участок, установило шлагбаум с замком и бетонные блоки, ограничивающие проход и проезд (в месте примыкания участка к трассе Мурманск-Санкт-Петербург). Вместе с тем, поскольку место установки шлагбаума не передано в пользование ООО «Север», администрация требовала обеспечить свободный доступ на территорию, оставшуюся в ведении администрации, обосновывая это муниципальными нуждами, несколько раз шлагбаум ломали, общество восстанавливало его, предлагало к передаче ключи, но согласие не было достигнуто, в результате контроль над въездом-выездом на указанный участок со стороны ООО «Север» был утрачен еще в *** году.

В течение срока действия разрешения Общество использовало земельный участок в зоне размещения объекта в соответствии с видом разрешенного использования, соблюдало ограничения, установленные разрешением №, не захламляло участок, содержало территорию в надлежащем виде. В период с *** года и после истечения срока действия разрешения общество не осуществляло деятельность на участке, поскольку не могло обеспечить работу техники по экономическим причинам.

Согласно административному заявлению свалка обнаружена на территории, находящейся в зоне ответственности администрации в координатах адрес***. Граница участка ООО «Север» со стороны ручья обозначена точками 6,5,4, где свалок не зафиксировано. В связи с чем ООО «Север» не может отвечать за содержание территории, не отнесенной к ее зоне ответственности. Рассмотрение иска в части требований к администрации г.п. Кильдинстрой оставил на усмотрение суда.

Представитель заинтересованного лица Департамента лесного хозяйства по Северо-Западному Федеральному округу Федерального агентства лесного хозяйства в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие, оставил разрешение спора на усмотрение суда.

Представитель заинтересованного лица Министерства природных ресурсов, экологии и рыбного хозяйства Мурманской области в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд находит административный иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В силу положений части 1 статьи 9 Конституции Российской Федерации, земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

В соответствии с частями 2, 3 статьи 36 Конституции Российской Федерации установлено, что владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законны интересов иных лиц; условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона.

Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в статье 42 Конституции Российской Федерации и статье 11 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

Статьей 3 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» определено, что основными принципами охраны окружающей среды являются соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; в том числе, обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности: ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях.

В соответствии со ст. 8 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.

Согласно ч. 1 ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическое благополучии населения», отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

Статьей 4 Федерального закона «Об охране окружающей среды» закреплено, что объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются: земли, недра, почвы; поверхностные и подземные воды; леса и иная растительность, животные и другие организмы и их генетический фонд; атмосферный воздух, озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство.

В силу ст. 13 Федерального закона № 89-ФЗ территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.

В соответствии с абзацами четвертым и восьмым статьи 42 Земельного кодекса РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны осуществлять мероприятия по охране земель, не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель, почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.

Подпунктом 2 пункта 2 статьи 13 Земельного кодекса РФ в целях охраны земель на собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков возложена обязанность по проведению мероприятий по защите земель, в том числе от загрязнения отходами производства и потребления.

Понятие отходов содержится в статье 1 Федерального закона № 89-ФЗ, в соответствии с данной статьей отходы производства и потребления - вещества или предметы, образованные в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с названным законом.

Право собственности на отходы определяется в соответствии с гражданским законодательством (статья 4 названного Федерального закона).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 года № 1156 утверждены Правила обращения с твердыми коммунальными отходами, в соответствии с пунктом 18 которых собственник земельного участка обязан самостоятельно обеспечить ликвидацию места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов или заключить договор на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов с региональным оператором.

Судом установлено следующее. Из документов, представленных административным соответчиком – администрацией г.п. Кильдинстрой Кольского района, следует, что *** администрацией г.п. Кильдинстрой Кольского района выдано разрешение ООО «ТопРесурс» на размещение объекта «проезды, в том числе вдольтрассовые, и подъездные дороги, для размещения которых не требуется разрешения на строительство (проезд к стрельбищу) на земельном участке с условным номером №, площадью 66861 кв.м., из земельного участка, находящегося в собственности муниципального образования городское поселение Кильдинстрой Кольского района Мурманской области с кадастровым номером №. Разрешение выдано на срок 1 год (по ***).

Ранее *** администрацией г.п. Кильдинстрой Кольского района ООО «Север» выдано разрешение № на размещение объекта «спортивная площадка (стрельбище), в т.ч. защитные сооружения – валы и внутриплощадочные проезды, для размещения которых не требуется разрешение на строительство, на земельном участке с условным номером №, площадью 94920 кв.м., из земельного участка, находящегося в собственности муниципального образования городское поселение Кильдинстрой Кольского района Мурманской области с кадастровым номером №. Разрешение выдано на срок по ***.

*** прокуратурой Кольского района внесено представление главе администрации г.п. Кильдинстрой Кольского района об устранении нарушений требований законодательства об охране окружающей среды. Из представления следует, что Департаментом лесного хозяйства по Северо-Западному федеральному округу *** проведено патрулирование лесов на земельном участке с кадастровым номером №, переданном в соответствии с п.1 приказа заместителя Министра обороны Российской Федерации от *** № «О передаче объектов недвижимого имущества в собственность муниципального образования городское поселение Кильдинстрой Кольского района Мурманской области» из федеральной собственности в собственность муниципального образования г.п. Кильдинстрой, в ходе которого выявлен факт несанкционированного складирования строительных отходов в объеме не менее 200 кв.м.

По результатам рассмотрения указанного представления прокуратуры района администрация муниципального образования городское поселение Кильдинстрой, ошибочно полагая, что несанкционированное складирование отходов расположено на части названного земельного участка, переданной в пользование ООО «Север», направила в адрес последнего требование об устранении нарушений федерального законодательства.

*** Министерством природных ресурсов, экологии и рыбного хозяйства Мурманской области в адрес администрации г.п. Кильдинстрой направлено предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований, в котором указано, что в Министерство поступило обращение о складировании отходов производства и потребления (строительные отходы, твердые коммунальные отходы и т.д.) на территории земельного участка №, расположенного в районе муниципального образования г.п. Кильдинстрой Кольского района.

    Письмом от *** № администрация г.п. Кильдинстрой Кольского района уведомила Министерство природных ресурсов, экологии и рыбного хозяйства Мурманской области о рассмотрении предостережения. Из содержания указанного письма следует, что администрацией г.п. Кильдинстрой в соответствии с разрешением на размещение объекта № от *** земельный участок с кадастровым номером № передан ООО «Север». В соответствии с п.1 ст.13, ст.42 Земельного кодекса РФ в адрес Общества направлено требование об устранении нарушения федерального законодательства, а именно складирования строительных отходов в объеме 200 кв.м. на земельном участке.

Прокуратурой района совместно со специалистами Министерства природных ресурсов, экологии и рыбного хозяйства Мурманской области *** проведены обследования несанкционированных свалок отходов производства и потребления по результатам которой выявлена несанкционированная свалка на земельном участке без кадастрового номера, расположенная по адрес*** на почве которой имеются строительные отходы от разработки зданий. Ориентировочная площадь захламления 5 кв.м., объемом не менее 4 куб.м., что подтверждается справкой начальника отдела государственного экологического надзора МПР МО ФИО1 от *** с приложением фототаблицы.

В ответ на запрос суда Министерством природных ресурсов, экологии и рыбного хозяйства Мурманской области представлена информация о том, что точка с координатами адрес*** не входит в границы земельного участка, обозначенного на схеме 12-ю точками, что также подтверждается ранее проведенными сотрудниками Министерства контрольно-надзорными мероприятиями без взаимодействия с контролируемым лицом на данном территории.

Филиалом ППК «Роскадастр» по Мурманской области в ответ на запрос суда представлена информация о том, что точка с координатами адрес*** не входит в границы земельного участка, обозначенного в приложенной «Схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории» 12-ю точками с условным номером №, площадью 94920 кв.м.

Административным ответчиком – администрацией г.п. Кильдинстрой представлена информация о том, что администрацией *** выдано разрешение № ООО «ТопРесурс» на размещение объекта «проезды, в том числе вдольтрассовые, и подъездные дороги, для размещения которых не требуется разрешения на строительство (проезд к стрельбищу), на земельном участке с условным номером №, площадью 66861 кв.м., из земельного участка, находящегося в собственности муниципального образования г.п. Кильдинстрой с кадастровым номером № Разрешение выдано сроком на 1 год.

Согласно акту Департамента лесного хозяйства по Северо-Западному Федеральному округу Федерального агентства лесного хозяйства от *** № должностными лицами отдела ФГЛН, ФГПН в лесах с участием участкового лесничего Северного участкового лесничества Хвойного лесничества Минобороны России – филиала ФГКУ «УЛХиП» Минобороны России проведено пешее и автомобильное патрулирование лесных участков в кварталах 63, 64 Северного участкового лесничества Хвойного лесничества Минобороны России – Филиала ФГКУ «УЛХиП» Минобороны России, Кольский район.

В ходе патрулирования установлено, что на лесном участке в выделе 74 (75-?) квартала 63 Северного участкового лесничества Хвойного лесничества Минобороны России – филиала ФГКУ «УЛХиП» Минобороны России осуществляет работу автотракторная техника: экскаватор, погрузчик, камнедробильная установка. Вся обнаруженная техника принадлежит юридическому лицу ООО «ТопРесурс». Операторы автотракторной техники пояснили, что работы проводятся с разрешения администрации Кольского района в административных границах муниципального образования г.п. Кильдинстрой. Правоустанавливающие документы на производство работ не представлены. Согласно выписке из ЕГРН от *** № правообладателем земельного участка с кадастровым номером № является муниципальное образование городское поседение Кильдинстрой Кольского района Мурманской области. В соответствии с п.1 приказа заместителя министра обороны Российской Федерации от 29.11.2013 № 1077 «О передаче объектов недвижимого имущества в собственность муниципального образования городское поселение Кильдинстрой Кольского района Мурманской области» из федеральной собственности в муниципальную собственность передан земельный участок с кадастровым номером №, находящийся в границах военного городка №, расположенного по адрес***, за исключением площади, занятой лесными насаждениями, и объекты недвижимого имущества военного городка №.

Как установлено в ходе патрулирования в процессе добычи общераспространенных полезных ископаемых юридическим лицом ООО «ТопРесурс» самовольно без разрешительных документов используется лесной участок в в выделе 74 (75-?) квартала 63 Северного участкового лесничества Хвойного лесничества Минобороны России – филиала ФГКУ «УЛХиП» Минобороны России. В результате противоправной деятельности поврежден напочвенный покров на площади не менее 200 кв.м., уничтожены и повреждены до степени прекращения роста деревья породы береза и сосна на указанной площади.

Кроме того, на земельном участке с кадастровым номером №, перемыкающем к лесному участку в выделе адрес*** обнаружено несанкционированное складирование строительных отходов и других вредных веществ на площади 0,5 га. Исходя из следов тяжелой грузовой техники (не менее трех машин) на свежевыпавшем снегу, часть строительных отходов в объеме 20-30 куб.м. завезена в период с *** по ***. Остальная (большая) часть отходов была складирована в период *** гг.

При использовании земельного участка, прилегающего к лесам, расположенным на землях обороны и безопасности, администрация МО г.п. Кильдинстрой является ответственным лицом за соблюдение обязательных требований лесного хозяйства, в т.ч. за соблюдение Правил пожарной безопасности в лесах, и несет ответственность в рамках действующего законодательства Российской Федерации.

Представителем административного истца представлена справка от *** №, подписанная ведущим специалистом-экспертом отдела государственного земельного надзора Управления Росреестра по Мурманской области, из которой следует, что сотрудниками прокуратуры Кольского района с привлечением специалиста проведено выездное обследование с целью определения координат незаконно размещенных ТКО на территории муниципального образования п.г.т. Кильдинстрой Кольского района Мурманской области. По результатам выездного обследования определены координаты двух объектов в местной системе координат МСК-51 (зона 1). Объект 1 – площадка, занятая ТКО, объект 2 – могильный памятник расположены в пределах земельного участка с кадастровым номером № согласно описанию местоположения земельного участка, сведения о котором содержатся в Федеральной государственной информационной системе ведения Единого государственного реестра недвижимости.

Из письма администрации муниципального образования городское поселение Кильдинстрой от ***, адресованного ООО «ТопРесурс», следует, что администрация МО г.п. Кильдинстрой в связи со сложившейся неблагоприятной ситуацией по выявлению строительного мусора на муниципальных землях после таяния снега, просит по возможности оказать содействие по сбору и складированию мусора для подготовки к централизованному вывозу на территории бывшей войсковой части в пгт. Кильдинстрой (участок №) в период с *** по ***, предлагает вывезти с территории строительный мусор, пригодный для вторичного использования для нужд ООО «ТопРесурс».

Оценив все собранные по делу доказательства в их совокупности, исходя из вышеизложенного, суд считает подтвержденными факты необеспечения соблюдений требований законодательства в области обращения с твердыми коммунальными отходами на территории муниципального образования городское поселение Кильдинстрой Кольского района на протяжении длительного времени, в связи с чем на указанном земельном участке образован свалочный очаг твердых коммунальных отходами отходов. Данная свалка находится в кадастровых кварталах на землях из неразграниченной государственной собственности.

На момент рассмотрения дела, выявленные нарушения действующего законодательства не устранены, лица, производящие отходы не установлены, при этом непринятие административным ответчиком - администрацией городского поселения Кильдинстрой мер по удалению указанных несанкционированно размещенных отходов с территории муниципального образования городское поселение Кильдинстрой Кольского района приводит к загрязнению окружающей среды, что влечет за собой реальную угрозу экологической безопасности.

Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу об удовлетворении требований прокурора о возложении на административного ответчика - администрацией городского поселения Кильдинстрой обязанности ликвидировать несанкционированную свалку на указанном земельном участке на землях из неразграниченной государственной собственности.

Анализируя доводы администрации городского поселения Кильдинстрой Кольского района о необходимости указания в решении суда на условия финансового обеспечения, а именно объем софинансирования из федерального бюджета и бюджета Российской Федерации (в равных долях) согласно резолютивной части Постановления Конституционного суда Российской Федерации от 30.05.2023 № 27-П, суд приходит к следующему.

В указанном Постановлении Конституционный суд Российской Федерации установил, что до внесения соответствующих изменений в правовое регулирование допускается принятие судебных решений, возлагающих на органы местного самоуправления муниципальных образований обязанность по ликвидации за счет средств местного бюджета мест несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов либо предусматривающих взыскание с муниципального образования расходов, понесенных региональным оператором в связи с ликвидацией таких мест в случае, когда орган местного самоуправления не обеспечил такую ликвидацию самостоятельно или не заключил соответствующий договор с региональным оператором, если такие места находятся в границах муниципального образования на земельных участках, находящихся в государственной собственности, или на землях и земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена. В таком судебном решении должно быть указано на условия финансового обеспечения в соответствии с пунктом 1 резолютивной части настоящего Постановления, в том числе на минимально допустимый, исходя из обстоятельств конкретного дела, объем софинансирования из федерального бюджета или бюджета субъекта Российской Федерации, если необходимым является справедливое гарантированное софинансирование. При этом органы местного самоуправления, полностью исполнившие за счет бюджетов муниципальных образований после вынесения настоящего Постановления соответствующие судебные решения, имеют право на возмещение части расходов, фактически понесенных ими на ликвидацию мест несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов (в том числе расходов на оплату соответствующих услуг регионального оператора на основании заключенного с ним договора):

из федерального бюджета - если такие места находятся на расположенных в границах муниципальных образований земельных участках, находящихся в федеральной собственности;

из бюджета субъекта Российской Федерации - если такие места находятся на расположенных в границах муниципальных образований земельных участках, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации;

из федерального бюджета и бюджета субъекта Российской Федерации (в равных долях) - если такие места находятся на расположенных в границах муниципальных образований землях или земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена.

Конституционный суд Российской Федерации также постановил, что органы местного самоуправления не могут и не должны нести всю полноту ответственности за ликвидацию мест несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов, собственник которых (разместившее их лицо) не установлен, если такие места обнаружены на расположенных в границах соответствующих муниципальных образований земельных участках, находящихся в государственной собственности, и при этом не установлено, что возникновение или продолжение функционирования конкретного места размещения отходов вызвано умышленными неправомерными действиями органа местного самоуправления или должностного лица данного муниципального образования.

Таким образом, из приведенных положений следует, что наличие умышленных неправомерных действий органа местного самоуправления исключает возможность софинансирования расходов на ликвидацию несанкционированной свалки на расположенных в границах муниципальных образований землях или земельных участках, государственная собственность на которые не разграничен, из федерального бюджета и бюджета субъекта Российской Федерации (в равных долях).

По мнению суда, в рамках рассматриваемого дела такие факты нашли свое подтверждение, при этом, принята во внимание повторность совершения неправомерных действий по допущению образования несанкционированной свалки на территории муниципального образования городское поселение Кильдинстрой Кольского района, тогда как ранее прокуратурой района в адрес администрации вносилось соответствующее представление, что свидетельствует о ненадлежащем исполнении органом местного самоуправления муниципального образования возложенных на него полномочий в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами.

Как установлено судом, администрацией муниципального образования городское поселение Кильдинстрой Кольского района не оборудованы места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов по адресу размещения несанкционированной свалки, не предпринято действий по установлению лиц, в результате деятельности которых данные отходы образуются и размещаются на не предназначенной для этого территории, соответствующие заявления в правоохранительные органы не подавались, не проводились в достаточном объеме профилактические мероприятия, направленные на недопустимость возникновения или продолжение функционирования мест размещения отходов, формирования экологической культуры у населения города. Надлежащих доказательств обратного административным ответчиком суду представлено не было.

Таким образом, вопреки доводам административного ответчика оснований для софинансирования расходов по ликвидации спорной несанкционированной свалки в рассматриваемом случае не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, - ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░ *** ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░***

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.

***

*** ░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

2а-148/2024 (2а-2745/2023;) ~ М-2457/2023

Категория:
Административные
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокуратура Кольского района Мурманской области
Ответчики
Администрация муниципального образования п.г.т. Кильдинстрой Кольского района Мурманской области
ООО "ТопРесурс"
Министерство финансов Мурманской области
ООО "Север"
Другие
Департамент лесного хозяйства по Северо-Западному Федеральному округу Федерального агенства лесного хозяйства
ООО "Юлма-2001"
Министерство природных ресурсов, экологии и рыбного хозяйства Мурманской области
Суд
Кольский районный суд Мурманской области
Судья
Кочешева Нина Дмитриевна
Дело на сайте суда
kola--mrm.sudrf.ru
13.11.2023Регистрация административного искового заявления
13.11.2023Передача материалов судье
16.11.2023Решение вопроса о принятии к производству
16.11.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
16.11.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
07.12.2023Судебное заседание
09.01.2024Судебное заседание
06.02.2024Судебное заседание
09.02.2024Судебное заседание
11.03.2024Судебное заседание
27.03.2024Судебное заседание
11.04.2024Судебное заседание
02.05.2024Судебное заседание
30.05.2024Судебное заседание
03.06.2024Судебное заседание
18.06.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
09.07.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее