К делу № 2а-4087/19
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
19 августа 2019 года г. Сочи
Центральный районный суд города Сочи Краснодарского края в составе:
председательствующего судьи Власенко В.А.,
при секретаре судебного заседания Росляковой К.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании в помещении Центрального районного суда г.Сочи административное дело по административному исковому заявлению Пужаева С. С.ича к администрации г.Сочи об обжаловании отказа в заключении соглашения о перераспределении земельного участка, находящегося в муниципальной собственности и земельного участка, находящегося в частной собственности,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец Пужаев С.С. обратился в суд с административным иском к ответчику, в котором просит признать незаконным изложенное в письменном сообщении Департамента архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации города Сочи от ДД.ММ.ГГГГ № решение об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка площадью 999 кв.м на кадастровом плане территории в связи с перераспределением земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>; считать схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории в связи с перераспределением земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, выполненную ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> утвержденной и согласованной; обязать администрацию г. Сочи в лице Департамента имущественных отношений администрации города Сочи заключить с Пужаевым С. С.ичем соглашение о перераспределении земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>; обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю осуществить постановку указанного земельного участка на кадастровый учет в соответствии с предоставленным межевым планом, подготовленным на основании судебного акта и схемы границ земельного участка, категория земель: земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования — индивидуальное жилищное строительство (отдельно стоящий дом на одну семью) на кадастровом плане территории в связи с перераспределением земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, подготовленной ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты>
В обоснование требований указал, что ему на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером №, площадью 702кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, что подтверждается выпиской из ЕГРН.
На имя Главы города Сочи было подано заявление с просьбой в порядке перераспределения утвердить схему расположения земельного участка общей площадью 999 кв.м. на кадастровом плане территории, расположенного по адресу: <адрес> вид разрешенного использования – «индивидуальное жилищное строительство (отдельно стоящий дом на одну семью)», категория земель – земли населенных пунктов.
Ответным письмом от ДД.ММ.ГГГГ № департамент архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации города Сочи отказал в утверждении схемы расположения и заключении соглашения о перераспределении земельного участка.
Считая отказ департамента архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации города Сочи незаконным, необоснованным, нарушающим права и законные интересы, Пужаев С.С. обратился в суд с настоящим административным иском.
Административный истец Пужаев С.С., надлежаще и своевременно извещенный о времени и месте судебного заседания не явился, представитель административного истца, по доверенности Юматова А.О. представила заявление о рассмотрении административного искового заявления в отсутствие административного истца и его представителя, просила административные требования удовлетворить в полном объеме.
Административный ответчик - представитель администрации г.Сочи в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения судебного заседания извещен надлежащим образом, о причинах неявки не сообщили, об отложении рассмотрения административного дела не ходатайствовал.
Заинтересованное лицо – представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю, надлежаще и своевременно извещенный о времени и месте судебного заседания не явился, представил заявление о рассмотрении дела без его участия.
Согласно ч. 6 ст. 226 КАС РФ неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.
Изучив материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении административного иска.
Согласно ч.1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Как установлено в судебном заседании и подтверждается соответствующими материалами дела, административный истец является собственником земельного участка с кадастровым номером №, площадью 702кв.м., расположенный по адресу: <адрес>
Пужаевым С.С. на имя Главы города Сочи было подано заявление с просьбой в порядке перераспределения утвердить схему расположения земельного участка общей площадью 999 кв.м. на кадастровом плане территории, расположенного по адресу: <адрес>, вид разрешенного использования – «индивидуальное жилищное строительство (отдельно стоящий дом на одну семью)», категория земель – земли населенных пунктов.
Ответным письмом от ДД.ММ.ГГГГ № департамент архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации города Сочи отказал в утверждении схемы расположения и заключении соглашения о перераспределении земельного участка.
В силу п. 3 ст. 3 ЗК РФ имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а так же по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами.
Согласно п. 3 ст. 11.7 ЗКРФ, перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой и таких земель и (или) земельных участков и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в случаях и порядке, предусмотренных ЗКРФ.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 39.28 ЗК РФ допускается перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и земельных участков, находящихся в собственности граждан и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, дачного хозяйства, индивидуального жилищного строительства, при условии, что площадь земельных участков, находящихся в собственности граждан, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков.
В силу п. 8 ст. 11.10 ЗК РФ в случае образования земельных участков путем перераспределения земельных участков, находящихся в собственности граждан и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, дачного хозяйства, индивидуального жилищного строительства, и земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, подготовка схем расположения земельных участков обеспечивается гражданами, являющимися собственниками таких земельных участков.
Согласно п. 13 ст. 11.10 ЗК РФ схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на распоряжение находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Предоставленная административным истцом на утверждение схема расположения земельного участка разработана в полном соответствии с нормами действующего законодательства РФ, с соблюдением требований Административного регламента «Заключение соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в муниципальной собственности и земельных участков, находящихся в частной собственности», утвержденного постановлением администрации города Сочи от ДД.ММ.ГГГГ №.
Административным ответчиком не предоставлены подтверждения того, что испрашиваемый земельный участок относится к землям общего пользования, как и отсутствуют подтверждения расположения на нем проезда, указание на нахождение данного участка на территории общего пользования не соответствует действительности и не могло быть положено в основу оспариваемого отказа.
Согласно ст.85 ЗК РФ земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.
Вместе с тем, границы земельного участка, по которому как утверждает административный ответчик осуществляется подъезд от земель общего пользования, в настоящее время не определены и сведения о характеристиках земельного участка не внесены в ЕГРН, что не позволяет определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, для того, чтобы участок являлся самостоятельным объектом земельных отношений.
Согласно п.19 ст.11.10 ЗК РФ не допускается требовать от заявителя согласования схемы расположения земельного участка, а также предоставления документов, непредусмотренных указанным Кодексом.
Представленная схема расположения земельного участка не нарушает требований ЗКРФ к перераспределяемым земельным участкам.
Согласно п.1 ст.11.9 ЗК РФ, предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, в отношении которых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности устанавливаются градостроительные регламенты, определяются такими градостроительными регламентами.
В соответствии с Главой 12 Правил землепользования и застройки на территории муниципального образования город-курорт Сочи, утвержденных Решением Городского Собрания Сочи от ДД.ММ.ГГГГ № предельные размеры земельных участков, предоставляемых из земель муниципальной собственности для ИЖС от 400 до 1000 кв.м.
Из разработанной схемы расположения перераспределяемого земельного участка на кадастровом плане территории следует, что общая площадь образуемого земельного участка составляет 999 кв.м., то есть не превышает предельный максимальный размер участка для индивидуального жилищного строительствасогласно указанных Правил землепользования и застройки.
Испрашиваемый истцом земельный участок сформирован за счет свободных земель муниципальной собственности находится в той же территориальной зоне, что и исходный, в той же категории: «земли населенных пунктов», не изъят, не зарезервирован, и не ограничен в обороте, не обременен правами третьих лиц, на нем отсутствуют здания, строения и сооружения. Не относится к перечню участков, образование которых допустимо только на основании проекта межевания. Имеет вид разрешенного использования, аналогичный исходному участку.
Испрашиваемый через процедуру перераспределения земельный участок находится в той же территориальной зоне, не изъят, не зарезервирован, и не ограничен в обороте, не обременен правами третьих лиц, на нем отсутствуют здания, строения и сооружения. Не относится к перечню участков, образование которых допустимо только на основании проекта межевания. Имеет вид разрешенного использования, аналогичный исходному участку.
На основании ст.11 Гражданского кодекса РФ судебная защита нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляется в судебном порядке.
Таким образом, в силу данных обстоятельств, с учетом вышеприведенных норм закона отказ администрации города Сочи создает препятствия к осуществлению прав на образование и возмездное приобретение земельного участка путем перераспределения земельного участка административного истца и земель государственной или муниципальной собственности, что свидетельствует о неправомерности отказа в перераспределении земельных участков и нарушении прав Пужаева С.С.
В соответствии со ст. 62 Кодекса административного судопроизводства РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
Обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений. По таким административным делам административный истец, прокурор, органы, организации и граждане, обратившиеся в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц, не обязаны доказывать незаконность оспариваемых ими нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия).
При этом, каких-либо доказательств, в опровержение доводов административного истца, представителем административного ответчика суду не представлено.
В настоящем случае административный иск является выбранным способом защиты нарушенного права, который предусмотрен законом (статья 12 ГК РФ, статья 11.2 Земельного Кодекса Российской Федерации).
В силу ст. 46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Пунктом 9 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства РФ установлено, что в случае признания решения, действия (бездействия) незаконными орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), обязаны устранить допущенные нарушения или препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов административного истца либо прав, свобод и законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление, и восстановить данные права, свободы и законные интересы указанным судом способом в установленный им срок, а также сообщить об этом в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд, гражданину, в организацию, иному лицу, в отношении которых соответственно допущены нарушения, созданы препятствия.
Руководствуясь ст.ст.175-180, 298 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░. ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░- ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ № ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ 999 ░░.░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ №, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ №, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░░░░░░░░░░░ ░░.░░.░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░. ░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░. ░.░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ №, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░: ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ — ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ (░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░) ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ №, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░.░░.░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░>
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░: ░.░. ░░░░░░░░
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░
«░░░░░░░░░░░»