<номер>а-444/2023
25RS0<номер>-33
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
29 марта 2023 года <адрес> края
Артемовский городской суд <адрес> в составе председательствующего судьи Кургак О.В.,
при секретаре ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению ФИО7 ФИО1 к администрации Артемовского городского округа о признании решения незаконным, возложении обязанности,
установил:
ФИО2 ФИО1 обратился в суд с иском к администрации Артемовского городского округа о признании незаконным решения администрации Артемовского городского округа об отказе в продлении договора аренды земельного участка и о возложении обязанности. В обоснование требования указал, что <дата> между ним и администрацией Артемовского ГО был заключен договор аренды земельного участка с кадастровым номером <номер>, площадью 2510 кв.м., расположенный в <адрес>, примерно в 5 м. от ориентира по направлению на восток. Почтовый адрес ориентира: <адрес>. Разрешенное использование участка - под огородничество. Срок действия договора 3 года с момента подписания. Данный договор был сдан на регистрацию <дата> <номер>. <дата> (до срока окончания договора аренды <номер>) истец обратился в администрацию Артемовского городского округа с заявлением о продлении указанного договора. Письмом от <дата>, за № у-01-2567/14 администрация Артемовского городского округа в лице УМС отказала в связи с истечением срока действия договора аренды <номер> от <дата>, который заключался ранее на указанный земельный участок. Кроме того, было указано, что земельный участок с кадастровым номером <номер> расположен в границах населенных пунктов в зоне застройки индивидуальными жилыми домами (Ж-1), в которой отсутствует вид разрешенного использования «ведение огородничества». Учитывая, что администрация не рассмотрела по существу заявление о продлении договора аренды: <номер> от <дата>, а руководствовалась иным договором аренды <номер> и более того, рассматривала иной участок <номер>, истцом было направлено повторное заявление от <дата> с просьбой рассмотреть заявление о продлении договора аренды <номер> от <дата>. Письмом от <дата> за № У-01-38-82/14 администрация Артемовского ГО отказала в рассмотрении заявления от <дата> по существу. Просил суд признать незаконным решение Администрации Артемовского городского округа, оформленное письмом от <дата> № У-01-2567/14 об отказе в продлении договора аренды <номер> от <дата> земельного участка с кадастровым номером <номер>, площадью 2510 кв.м., расположенного в <адрес>ёме, примерно в 5 м от ориентира по направлению на восток. Почтовый адрес ориентира: <адрес>. Разрешенное использование участка - под огородничество. Возложить обязанность на администрацию Артемовского ГО в течение 5 рабочих дней с даты вступления решения в законную силу заключить дополнительное соглашение о продлении договора аренды <номер> от <дата> земельного участка с кадастровым номером <номер>, площадью 2510 кв.м., расположенного в <адрес>, примерно в 5 м от ориентира по направлению на восток. Почтовый адрес ориентира: <адрес>, сроком <дата>.
В судебное заседание административный истец ФИО2 ФИО1, надлежащим образом извещенный о месте и времени судебного заседания не явился.
В судебном заседании представитель административного ответчика администрации Артемовского ГО ФИО5 возражала против требований истца, пояснила, что отказ администрации в продлении договора аренды земельного участка является законным и обоснованным. Предоставила возражения, согласно которым, земельный участок с кадастровым номером <номер> был предоставлен административному истцу на праве аренды с разрешенным использованием под огород без права возведения капитальных построек и посадки многолетних насаждений (договор аренды <номер> от <дата>). В соответствии с договором аренды <номер> от <дата> - срок аренды установлен с <дата> по <дата>. Согласно пункту 6.2. договора аренды <номер> от <дата> действие договора прекращается с истечением срока аренды земельного участка, определенного условиями данного договора. Срок действия договора аренды земельного участка <номер> от <дата> истек. Также, письмом от <дата> № У-01-2567/14 административный истец был уведомлен от отказе арендодателя от договора аренды <номер> от <дата> земельного участка с кадастровым номером <номер>, местоположение которого установлено относительно ориентира расположенного за пределами участка. Ориентир северо-восточный угол жилого дома. Участок находится примерно 5 метров от ориентира по направлению на восток. Почтовый адрес ориентира: <адрес>. Согласно Правилам землепользования и застройки Артемовского городского округа, утвержденными решением Думы Артемовского городского округа от <дата> N 497 "Об утверждении Правил землепользования и застройки Артемовского городского округа" (в ред. Распоряжения департамента градостроительства <адрес> от <дата> <номер>), испрашиваемый заявителем земельный участок расположен в границах населенных пунктов в зоне застройки индивидуальными жилыми домами (Ж1). Требования действующих градостроительных регламентов, утвержденных Правилами землепользования и застройки Артемовского городского округа, исключают вид разрешенного использования «ведение огородничества» в городской черте, предусматривают данный вид разрешенного использования только в селах Артемовского городского округа. В градостроительном регламенте зоны Ж1 (зона застройки индивидуальными жилыми домами) отсутствует вид разрешенного использования «ведение огородничества», в связи с чем, основания для предоставления в аренду земельного участка с кадастровым номером <номер> отсутствуют. Кроме того, согласно выписки из ЕГРН об объекте недвижимости с кадастровым номером <номер>, имеется запись <номер> о регистрации договора аренды <номер> от <дата>. Договор зарегистрирован <дата>. Сведения о регистрации каких-либо иных договоров аренды на испрашиваемый земельный участок в регистрирующем органе отсутствуют. В части указания в отказе на кадастровый номер земельного участка <номер>, указала, что в данном случае имеет место техническая описка.
Выслушав пояснения представителя административного ответчика, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства РФ (далее КАС РФ), гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с частью 11 статьи 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи (нарушения оспариваемым решением прав, свобод и законных интересов административного истца, соблюдение сроков обращения в суд), возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 настоящей статьи (законности вынесенного решения), - на орган, принявший оспариваемое решение.
По смыслу положений статьи 227 КАС РФ основанием к удовлетворению требований административного истца может служить нарушение требований законодательства относительно полномочий на принятие решения или совершение действия, соблюдения порядка принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.), несоответствие содержания оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения. Суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
В силу подпункта 1 пункта 3 статьи 39.6 Земельного кодекса РФ граждане и юридические лица, являющиеся арендаторами находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, имеют право на заключение нового договора аренды таких земельных участков без проведения торгов в случае, если земельный участок предоставлен гражданину или юридическому лицу в аренду без проведения торгов (за исключением случаев, предусмотренных пунктом 13, 14 или 20 статьи 39.12 названного Кодекса).
При этом пунктом 4 статьи 39.6 Земельного кодекса РФ установлено, что гражданин или юридическое лицо, являющиеся арендаторами земельного участка, имеют право на заключение нового договора аренды такого земельного участка в указанных в пункте 3 настоящей статьи случаях при наличии в совокупности следующих условий:
1) заявление о заключении нового договора аренды такого земельного участка подано этим гражданином или этим юридическим лицом до дня истечения срока действия ранее заключенного договора аренды земельного участка;
2) исключительным правом на приобретение такого земельного участка в случаях, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами, не обладает иное лицо;
3) ранее заключенный договор аренды такого земельного участка не был расторгнут с этим гражданином или этим юридическим лицом по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2 статьи 46 данного Кодекса;
4) на момент заключения нового договора аренды такого земельного участка имеются предусмотренные подпунктами 1 - 30 пункта 2 настоящей статьи основания для предоставления без проведения торгов земельного участка, договор аренды которого был заключен без проведения торгов.
В соответствии со статьей 39.16 Земельного кодекса РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов при наличии хотя бы одного из перечисленных в данной статье оснований.
Из материалов дела следует и судом установлено, что <дата> между администрацией АГО и ФИО6 ФИО1 был заключен договор аренды <номер> земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, с кадастровым номером <номер>, площадью 2510 кв.м. срок аренды с <дата> по <дата>. Целевое назначение участка: под огород без права возведения капитальных построек и посадки многолетних насаждений. Указанный договор был зарегистрирован в Управлении Федеральной регистрационной службы по <адрес> <дата>, номер регистрации <номер>.
Соглашением о передаче прав и обязанностей по договору аренды земельного участка от <дата> ФИО6 ФИО1 передал свои прав и обязанности по договору аренды <номер> от <дата> земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, с кадастровым номером <номер>, площадью 2510 кв.м. – ФИО2 ФИО1.
<дата> между ФИО2 ФИО1 и администрацией АГО был заключен договор аренды <номер> земельного участка, с кадастровым номером <номер>, площадью 2510 кв.м., расположенного в <адрес>ёме, примерно в 5 м от ориентира по направлению на восток. Почтовый адрес., ориентира: <адрес>. Срок аренды с <дата> по <дата>. Целевое назначение участка: под огород без права возведения капитальных построек и посадки многолетних насаждений. Указанный договор был зарегистрирован в Управлении Федеральной регистрационной службы по <адрес> <дата>, номер регистрации <номер>.
Письмом администрации Артемовского городского округа <номер>-Б от <дата> ФИО2 ФИО1 направлены три экземпляра проекта договора аренды земельного участка <номер>, площадью 2510 кв.м., в котором указано, что подписанные проекты договоров аренды земельного участка необходимо предоставить в течении 30 дней в управление муниципальной собственности администрации Артемовского городского округа.
Истцом суду предоставлена копия договора аренды <номер> от <дата> земельного участка с кадастровым номером <номер>, площадью 2510 кв.м., расположенного в <адрес>ёме, примерно в 5 м от ориентира по направлению на восток. Почтовый адрес., ориентира: <адрес>, который подписан сторонами, акт приема-передачи спорного земельного участка и соглашение о расторжении договора аренды земельного участка <номер> от <дата>.
В силу п. 4.4.5 Договора аренды от <дата>, арендатор обязан осуществить государственную регистрацию договора в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес>, вместе с тем, сведений о регистрации указанного договора в Управлении Федеральной регистрационной службы не содержится.
<дата> истец обратился в администрацию Артемовского городского округа с заявлением о продлении договора аренды спорного земельного участка от <дата> <номер> с кадастровым номером <номер>.
Письмом администрации Артемовского городского округа № У-01-2567/14 от <дата> Багирову И.Ф. оглы отказано в продлении договора аренды № 135 от 23.04.2019 земельного участка с кадастровым номером <номер>, площадью 2510 кв.м., расположенный в <адрес>ёме, примерно в 5 м от ориентира по направлению на восток. Почтовый адрес., ориентира: <адрес>.
Основанием для отказа в продлении договора аренды указано на истечение срока аренды земельного участка, а также на то, что согласно Правилам землепользования и застройки Артемовского городского округа, утвержденным решением Думы Артемовского городского округа <номер> от <дата>, земельный участок с кадастровым номером <номер>, расположен в границах населенных пунктов в зоне застройки индивидуальными жилыми домами (Ж1).
Письмом администрации Артемовского городского округа <дата> за № У-01-38-82/14 отказано в повторном рассмотрении заявлении от <дата> ФИО2 ФИО1.
Пунктом 3 ст.1 Федерального закона от <дата> № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» предусмотрена государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (далее - государственная регистрация прав).
Как установлено выше и следует из материалов реестрового дела на спорный земельный участок, договор аренды <номер> от <дата> земельного участка с кадастровым номером <номер>, площадью 2510 кв.м., расположенный в <адрес>ёме, примерно в 5 м от ориентира по направлению на восток. Почтовый адрес., ориентира: <адрес>, не зарегистрирован в порядке, установленным законодательством РФ.
Кроме того, подпункт 8 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации устанавливает принцип деления земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
В силу пункта 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
В пункте 1 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к следующим территориальным зонам: жилым; общественно-деловым; производственным; инженерных и транспортных инфраструктур; рекреационным; сельскохозяйственного использования; специального назначения; военных объектов; иным территориальным зонам.
Градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков) в силу абзаца 2 пункта 2 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации устанавливается правилами землепользования и застройки.
Согласно пункту 3 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки. Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования.
Градостроительный кодекс Российской Федерации определяет градостроительное зонирование как зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов, которые включаются в правила землепользования и застройки и определяют правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства. В данных регламентах указываются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны (пункты 6, 8, 9 статьи 1).
Градостроительные регламенты устанавливаются с учетом фактического использования земельных участков и объектов капитального строительства в границах территориальной зоны; возможности сочетания в пределах одной территориальной зоны различных видов существующего и планируемого использования земельных участков и объектов капитального строительства; функциональных зон и характеристик их планируемого развития, определенных документами территориального планирования муниципальных образований; видов территориальных зон; требований охраны объектов культурного наследия, а также особо охраняемых природных территорий, иных природных объектов (часть 2 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
В силу ч. 3 ст. 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации действие градостроительного регламента распространяется в равной мере на все земельные участки и объекты капитального строительства, расположенные в пределах границ территориальной зоны, обозначенной на карте градостроительного зонирования.
В соответствии с разделом 3.1 главы III (Градостроительные регламенты) Правил землепользования и застройки на территории Артемовского городского округа, утвержденных решением Думы Артемовского городского округа от <дата> N 497 (в редакции, действовавшей на дату принятия оспариваемого решения), для территориальной зоны Ж 1 (зона застройки индивидуальными жилыми домами) такой вид разрешенного использования как «ведения огородничества» не предусмотрен.
При таких обстоятельствах, отказ в продлении договора аренды <номер> от <дата> земельного участка с кадастровым номером <номер>, площадью 2510 кв.м., расположенный в <адрес>ёме, примерно в 5 м от ориентира по направлению на восток. Почтовый адрес., ориентира: <адрес>., выраженный в письме администрации Артемовского городского округа № У-01-2567/14 от <дата>, является законным и обоснованным.
На основании изложенного, руководствуясь ст.226-227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░7 ░░░1 ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ <░░░░░>░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ <░░░░░>.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ <░░░░>.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░