Дело (УИД) №60RS0004-01-2023-000534-98
Производство №2а-285/2023
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
20 октября 2023 года рп.Бежаницы Псковской области
Бежаницкий районный суд Псковской области в составе
председательствующего судьи Понедельченко Е.А.,
при секретаре Малафеевой Е.В.,
с участием административного истца - заместителя прокурора Бежаницкого района Псковской области Васильева Г.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению заместителя прокурора Бежаницкого района, поданному в интересах неопределенного круга лиц, к Администрации сельского поселения «Полистовское» Бежаницкого района Псковской области о признании бездействия, выразившегося в непринятии мер по оборудованию пожарного водоема, незаконным и обязании устранить нарушения требований пожарной безопасности,
УСТАНОВИЛ:
Заместитель прокурора Бежаницкого района в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Администрации сельского поселения «Полистовское» Бежаницкого района Псковской области о признании бездействия, выразившегося в непринятии мер по оборудованию пожарного водоема, незаконным и обязании устранить нарушения требований пожарной безопасности.
В обоснование иска указал, что прокуратурой Бежаницкого района проведена проверка соблюдения законодательства о пожарной безопасности, соблюдения обязательных требований и мер пожарной безопасности в населенных пунктах, профилактики пожаров, в рамках которой установлено, что в нарушение норм Федерального закона №131-ФЗ от 06 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федерального закона №69-ФЗ от 21 декабря 1994 года «О пожарной безопасности», а также абз.3 п.48 Правил противопожарного режима в Российской Федерации,у пожарного водоема в рп.... (ул....) сельского поселения «Полистовское» Бежаницкого района отсутствует знак «Пожарный водоисточник» с четко нанесенными цифрами расстояния до их месторасположения с указателем направления движения к ним; а также данный пожарный водоем не оборудован подъездом с площадкой (пирсом) с твердым покрытием, размером не менее 12х12 метров для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года, что нарушает права граждан на защиту их жизни, здоровья, имущества в случае пожара.
В связи с указанным, заместитель прокурора Бежаницкого района просит суд признать незаконным бездействие Администрации сельского поселения «Полистовское» Бежаницкого района Псковской области, выразившееся в непринятии мер по оборудованию пожарного водоема в рп.... (ул....) ... района; обязать Администрацию сельского поселения «Полистовское» Бежаницкого района Псковской области в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу установить указатель направления движения к пожарному водоему, а также подъезд к пожарному водоему с площадкой (пирсом) с твердым покрытием, размером не менее 12х12 метров для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года в рп.... (ул....) ... района ... области.
В судебном заседании административный истец заместитель прокурора Бежаницкого района Васильев Г.С. исковые требования поддержал в полном объеме по изложенным в административном исковом заявлении основаниям.
Представитель административного ответчика - Администрации сельского поселения «Полистовское» Бежаницкого района Псковской области - Глава сельского поселения «Полистовское» Михайлов В.И. в судебное заседание не явился, предоставил в суд заявление о рассмотрении дела в его отсутствие; с исковыми требованиями согласен.
Представитель заинтересованного лица - ОНД и ПР по Бежаницкому, Локнянскому, Пушкиногорскому и Новоржевскому районам УНД и ПР Главного управления МЧС России по Псковской области Ершов А.Н. в судебное заседание не явился, предоставил в суд заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, поддерживает требования прокурора.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав предоставленные суду материалы, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей ответчика и заинтересованного лица, и приходит к следующему.
В силу ст.2 Конституции РФ человек, его права и свободы признаются в Российской Федерации высшей ценностью.
Согласно ч.2 ст.15 Конституции РФ органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
В силу ст.4 КАС РФ, каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
В соответствии с ч.1 ст.39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
В соответствии со ст.46 Конституции РФ решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Реализуя указанные конституционные предписания, ст.218 КАС РФ предоставляет гражданину, организации, иным лицам право обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
По смыслу положений ст.227 КАС РФ для признания решения, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
При отсутствии указанной выше совокупности условий для признания оспариваемых решения, действия (бездействие) незаконными, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Судом установлено и материалами дела подтверждено, что в границах территории сельского поселения «Полистовское» находится пожарный водоем в рп.... (ул....) ... района.
21 сентября 2023 года в адрес прокуратуры Бежаницкого района направлено сообщение начальника ОНД и ПР по Бежаницкому, Локнянскому, Пушкиногорскому и Новоржевскому районам УНД и ПР Главного управления МЧС России по Псковской области Ершова А.Н. о выявлении на территории сельского поселения «Полистовское» Бежаницкого района нарушения требований эксплуатации источников наружного противопожарного водоснабжения, а именно пожарных водоемов, установленных Правилами противопожарного режима в РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ №1479 от 16 сентября 2020 года.
В связи с поступившим сообщением 21 сентября 2023 года заместителем прокурора Бежаницкого района принято решение №107 о проведении проверки соблюдения Администрацией сельского поселения «Полистовское» требований пожарной безопасности в части эксплуатации источников наружного противопожарного водоснабжения, проведение которой поручено с участием специалиста ОНД и ПР по Бежаницкому, Локнянскому, Пушкиногорскому и Новоржевскому районам УНД и ПР Главного управления МЧС России по Псковской области. О проведении проверки Администрация сельского поселения «Полистовское» уведомлена.
По результатам проверки составлена справка, в которой отражено, что пожарный водоем в рп.... (ул....) сельского поселения «Полистовское» Бежаницкого района не оборудован знаком «пожарный водоисточник», чем нарушен п.48 Правил противопожарного режима в РФ, не оборудован пирсом размером 12х12 м для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года, чем нарушен п.75 Правил противопожарного режима в РФ.
22 сентября 2023 года заместителем прокурора Бежаницкого района в адрес Главы сельского поселения «Полистовское» внесено представление об устранении нарушений требований законодательства в сфере пожарной безопасности, согласно которому должностному лицу предложено принять конкретные меры, направленные на устранение допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих, а именно: установить указатели направления движения к пожарному водоему, а также оборудовать подъезды к пожарным водоемам с площадками (пирсами) с твердым покрытием, размером не менее 12х12 метров для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года.
Из представленного ответа Администрации сельского поселения «Полистовское» от 26 сентября 2023 года следует, что в связи с отсутствием денежных средств установка указателей направления движения к пожарному водоему, а также оборудование подъезда к пожарному водоему с площадкой (пирсом) с твердым покрытием, размером не менее 12х12 метров для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года в п... (ул....), в ближайшее время не представляется возможным.
В соответствии со ст.3Федерального закона от 21 декабря 1994 года №69-ФЗ «О пожарной безопасности», система обеспечения пожарной безопасности - совокупность сил и средств, а также мер правового, организационного, экономического, социального и научно-технического характера, направленных на профилактику пожаров, их тушение и проведение аварийно-спасательных работ.
Основными элементами системы обеспечения пожарной безопасности являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации, граждане, принимающие участие в обеспечении пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст.19Федерального закона от 21 декабря 1994 года №69-ФЗ «О пожарной безопасности» к полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов, внутригородских районов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относится, в том числе, создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях.
В силу ч.4 ст.6Федерального закона от 22 июля 2008 года №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» пожарная безопасность городских и сельских поселений, городских округов и закрытых административно-территориальных образований обеспечивается в рамках реализации мер пожарной безопасности соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления в соответствии с положениями статьи 63указанного Федерального закона.
В силу ч.1 ст.63 указанного закона первичные меры пожарной безопасности включают в себя в том числе, реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования (пункт 1); разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности (пункт 2).
Исходя из ч.1 и ч.2 ст.68 Федерального закона от 22 июля 2008 года №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» на территориях поселений и городских округов должны быть источники наружного противопожарного водоснабжения. К источникам наружного противопожарного водоснабжения относятся: наружные водопроводные сети с пожарными гидрантами; водные объекты, используемые для целей пожаротушения в соответствии с законодательством Российской Федерации; противопожарные резервуары.
Статьей 62 Федерального закона от 22 июля 2008 года №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» предусмотрено, что здания и сооружения, а также территории организаций и населенных пунктов должны иметь источники противопожарного водоснабжения для тушения пожаров. В качестве источников противопожарного водоснабжения могут использоваться естественные и искусственные водоемы, а также внутренний и наружный водопроводы (в том числе питьевые, хозяйственно-питьевые, хозяйственные и противопожарные). Необходимость устройства искусственных водоемов, использования естественных водоемов и устройства противопожарного водопровода, а также их параметры определяются настоящим Федеральным законом.
Требования пожарной безопасности, устанавливающие правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов защиты в целях обеспечения пожарной безопасности закреплены в «Правилах противопожарного режима в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16 сентября 2020 года №1479.
Пунктом 48 вышеуказанных правил на руководителя организации возложена обязанность по обеспечению исправности, своевременного обслуживания и ремонта наружных водопроводов противопожарного водоснабжения, находящихся на территории организации, и внутренних водопроводов противопожарного водоснабжения и организация проведения их проверок в части водоотдачи не реже 2 раз в год (весной и осенью) с внесением информации в журнал эксплуатации систем противопожарной защиты.
Направление движения к источникам противопожарного водоснабжения обозначается указателями со светоотражающей поверхностью либо световыми указателями, подключенными к сети электроснабжения и включенными в ночное время или постоянно, с четко нанесенными цифрами расстояния до их месторасположения.
В соответствии с п.75 Правил противопожарного режима в Российской Федерации органами местного самоуправления городских и сельских поселений, городских и муниципальных округов, внутригородских районов создаются для целей пожаротушения источники наружного противопожарного водоснабжения, а также условия для забора в любое время года воды из источников наружного противопожарного водоснабжения, расположенных в населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях, в соответствии со статьей 19 Федерального закона «О пожарной безопасности». При наличии на территориях населенных пунктов, территории садоводства или огородничества, а также на других объектах защиты или вблизи них (в радиусе 200 метров) естественных или искусственных водоисточников (река, озеро, бассейн, градирня и др.) к ним должны быть устроены подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размером не менее 12 x 12 метров для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года, за исключением случаев, когда территория населенного пункта, объекта защиты и находящиеся на них здания и сооружения обеспечены источниками противопожарного водоснабжения.
В силу п.9 ч.1, ч.3ст.14 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, в том числе обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.
Согласно п.10 ст.4 Устава муниципального образования «Полистовское» к вопросам местного значения сельского поселения относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения. Кроме того, Администрация поселения обеспечивает первичные меры пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения (п.15 ч.2 ст.31 Устава).
Таким образом, обязанность по организации обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов «Полистовское» возлагается на администрацию сельского поселения «Полистовское».
Доказательств того, что на территории рп.... (ул....) ... района ... области устранены выявленные нарушения пожарной безопасности и организовано противопожарное водоснабжение в соответствии с установленными требованиями законодательства, административным ответчиком в ходе рассмотрения дела представлено не было.
Разрешая заявленные административные исковые требования по существу, суд считает, что основанием к удовлетворению требований прокурора может быть наличие только двух условий в совокупности: оспариваемое действие (бездействие) не соответствуют закону и права либо свободы неопределенного круга лиц были нарушены.
Исходя из положений названных выше норм закона, в условиях нарушения администрацией сельского поселения «Полистовское» требований законодательства о пожарной безопасности, а также исходя из того, что несоблюдение органом местного самоуправления правил пожарной безопасности нарушает права неопределенного круга лиц - жителей сельского поселения и лиц, временно пребывающих в населенных пунктах данного сельского поселения, на безопасность жизни и здоровья, а в случае возникновения пожаров может повлечь за собой последствия в виде гибели граждан и причинения вреда их здоровью, суд считает необходимым признать бездействие администрации сельского поселения «Полистовское» Бежаницкого района Псковской области в непринятии мер по оборудованию пожарных водоемов незаконным, в связи с чем, нарушения пожарной безопасности должны быть устранены.
В соответствии с ч.3 ст.227 КАС РФ суд устанавливает административному ответчику срок для совершения действий по устранению выявленных нарушений, заявленный административным истцом, 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, находя его разумным для исполнения, а также указывает на необходимость сообщения административным ответчиком об исполнении решения по административному делу в суд и административному истцу в течение одного месяца со дня исполнения решения суда.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░, ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░.... (░░ ░░░░░ ...) ... ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ (...) ░ ░░░░░░░ 6 ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░.... (░░ ░░░░░ ...) ... ░░░░░░ ... ░░░░░░░, ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ (░░░░░░) ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ 12░12 ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ 20 ░░░░░░░ 2023 ░░░░.
...
...
░░░░░: ░.░.░░░░░░░░░░░░░