УИД 71RS0019-01-2022-001350-56
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
7 ноября 2022 г. г. Суворов Тульской области
Суворовский межрайонный суд Тульской области в составе:
председательствующего судьи Стукалова А.В.,
при секретаре Лобановой Л.В.,
с участием помощника прокурора Суворовского района Тульской области Апанасевича С.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №2а-850/2022 по административному исковому заявлению прокурора Суворовского района Тульской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Суворовский район о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер по паспортизации сооружения дорожного транспорта с кадастровым номером №, расположенного между <адрес> Суворовского района Тульской области и обязании принять меры по паспортизации данного сооружения,
установил:
прокурор Суворовского района Тульской области обратился с указанным административным исковым заявлением в защиту интересов неопределенного круга лиц, в порядке ст.39 КАС РФ, мотивируя свои требования следующим.
В ходе проведения проверки прокуратурой района установлено, что сооружение дорожного транспорта - автомобильная дорога с кадастровым номером № (<адрес>), протяженностью <данные изъяты> находится в собственности администрации МО Суворовский район. Право собственности на указанное сооружение дорожного транспорта зарегистрировано 27.12.2021. В связи с выявленными нарушениями 16.08.2022 прокуратурой района в адрес главы администрации МО Суворовский район внесено представление. Вместе с тем, до настоящего времени технический паспорт на указанную автодорогу не утвержден. На основании изложенного прокурор Суворовского района Тульской области просит: признать незаконным бездействие администрации муниципального образования Суворовский район, выразившееся в непринятии мер по паспортизации сооружения дорожного транспорта с кадастровым номером №, протяженностью <данные изъяты>, расположенного между <адрес>; обязать администрацию муниципального образования Суворовский район в срок до 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу принять меры по паспортизации сооружения дорожного транспорта.
В судебном заседании помощник прокурора Суворовского района Тульской области Апанасевич С.С. исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении, просил их удовлетворить.
Представитель административного ответчика администрации муниципального образования Суворовский район по доверенности Никольская Е.А. в судебном заседании не возражала против удовлетворения требований административного истца.
Заслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу положений ч.1 ст.39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Задачами Федерального закона от 10.12.1995 №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее – Федеральный закон от 10.12.1995 №196-ФЗ) являются: охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.
Согласно ст.12 Федеральный закон от 10.12.1995 №196-ФЗ, ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения.
В соответствии с п.6 ст.3 Федерального закона от 08.11.2007 г. №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 08.11.2007 года №257-ФЗ), дорожная деятельность – деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
Согласно частям 8 и 10 Федерального закона от 08.11.2007 года №257-ФЗ, к собственности поселения, если для сельского поселения иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.
К собственности муниципального района относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов сельского поселения, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, и автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах муниципального района, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, автомобильных дорог местного значения городских поселений, частных автомобильных дорог.
В соответствии с п.6 ст.13 Федерального закона от 08.11.2007 года №257-ФЗ, к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, городских округов в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится в том числе осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.
Дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации относится согласно п.5 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения.
Дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, организация дорожного движения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации, в соответствии с п.5 ч.1 ст.15 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» относится к вопросам местного значения муниципального района.
Согласно ч.1 ст.5 Федерального закона от 08.11.2007 года №257-ФЗ, автомобильные дороги в зависимости от их значения подразделяются на: автомобильные дороги федерального значения; автомобильные дороги регионального или межмуниципального значения; автомобильные дороги местного значения; частные автомобильные дороги.
Согласно ч.2 ст.5 Федерального закона от 08.11.2007 года №257-ФЗ, автомобильные дороги в зависимости от вида разрешенного использования подразделяются на автомобильные дороги общего пользования и автомобильные дороги необщего пользования.
Согласно ч.13 ст.5 Федерального закона от 08.11.2007 года №257-ФЗ, автомобильные дороги общего пользования в зависимости от условий проезда по ним и доступа на них транспортных средств подразделяются на автомагистрали, скоростные автомобильные дороги и обычные автомобильные дороги.
Согласно ч.18 ст.5 Федерального закона от 08.11.2007 года №257-ФЗ, классификация автомобильных дорог и их отнесение к категориям автомобильных дорог (первой, второй, третьей, четвертой, пятой категориям) осуществляются в зависимости от транспортно-эксплуатационных характеристик и потребительских свойств автомобильных дорог в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 28.09.2009 №767 утверждены Правила классификации автомобильных дорог в Российской Федерации и их отнесения к категориям автомобильных дорог (далее – Правила классификации).
В силу п.3 Правил классификации, отнесение автомобильной дороги к соответствующему классу осуществляется в соответствии с критериями, установленными ст.5 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Для автомобильной дороги класса «автомагистраль» устанавливается IА категория.
Для автомобильной дороги класса «скоростная автомобильная дорога» устанавливается IБ категория.
Для автомобильной дороги класса «обычная автомобильная дорога (нескоростная автомобильная дорога)» могут устанавливаться IВ, II, III, IV и V категории.
Согласно п.4 Правил классификации, автомобильные дороги по транспортно-эксплуатационным характеристикам и потребительским свойствам разделяют на категории в зависимости от: общего числа полос движения; ширины полосы движения; ширины обочины; наличия и ширины разделительной полосы; типа пересечения с автомобильной дорогой и доступа к автомобильной дороге.
Согласно п.6 Правил классификации, классификация и отнесение автомобильной дороги к категории автомобильной дороги осуществляется по результатам оценки технического состояния автомобильной дороги, проводимой в порядке, установленном Министерством транспорта Российской Федерации в отношении автомобильной дороги местного значения - органом местного самоуправления.
Приказом Росстандарта от 26.09.2017 №1245-ст утвержден ГОСТ Р 50597-2017 «Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля» (далее – ГОСТ Р 50597-2017).
Настоящий стандарт распространяется на существующие и проектируемые автомобильные дороги общего пользования и устанавливает их техническую классификацию.
Согласно ч.3 ст.15 Федерального закона от 08.11.2007 года №257-ФЗ, осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченным органом местного самоуправления.
Согласно ч.9 п.4 Приказа Минтранса РФ от 16.11.2012 №402 «Об утверждении классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог» в состав работ по содержанию автомобильных дорог входят паспортизация автомобильных дорог и искусственных сооружений.
Типовой инструкцией по техническому учету и паспортизации автомобильных дорог общего пользования (ВСН-1-83), определено, что технический учет и паспортизация автомобильных дорог производиться с целью получения данных о наличии дорог и дорожных сооружений, их протяженности, техническом состоянии для рационального планирования дорог по строительству, реконструкции, ремонту и содержанию дорог. Техническому учету и паспортизации подлежат все автомобильные дороги общего пользования. Учет и паспортизация проводят по каждой автомобильной дороге в отдельности.
В ходе проведенной прокуратурой Суворовского района проверки выявлено не соблюдение должным образом администрацией муниципального образования Суворовский район исполнения требований законодательства в деятельности о безопасности дорожного движения и дорожной деятельности.
Установлено, что сооружение дорожного транспорта - автомобильная дорога с кадастровым номером № <адрес>), протяженностью <данные изъяты> находится в собственности администрации МО Суворовский район. Право собственности на указанное сооружение дорожного транспорта зарегистрировано 27.12.2021.
Администрацией МО Северо-Западное Суворовского района в связи с осуществлением полномочий в части дорожной деятельности проводятся содержание и ремонт вышеуказанной дороги.
В нарушение положений ст.5 Федерального закона от 08.11.2007 года №257-ФЗ, ч.9 п.4 Приказа Минтранса РФ от 16.11.2012 №402 «Об утверждении классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог», паспортизация сооружения дорожного транспорта с кадастровым номером №, протяженностью <данные изъяты> м., не проведена. Проект организации дорожного движения и технический паспорт отсутствуют, в связи с чем, определить категорию данной автомобильной дороги и привести ее в соответствие установленным нормам не представляется возможным.
По данному факту в адрес главы администрации МО Суворовский район внесено представление от 16.08.2022, Вместе с тем, до настоящего времени технический паспорт на указанную автодорогу не утвержден.
На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что непринятие мер по надлежащему исполнению законодательства об автомобильных дорогах и дорожной деятельности, грубо нарушающим права и законные интересы граждан, ставит под угрозу жизнь и здоровье участников дорожного движения, нарушая их право на пользование автодорожной системой муниципального образования, отвечающих требованиям безопасности.
Таким образом, суд находит исковые требования прокурора Суворовского района Тульской области подлежащими удовлетворению, с возложением на администрацию МО Суворовский район, на основании п.1 ч.3 ст.227 КАС РФ, обязанности в принятии мер по паспортизации сооружения дорожного транспорта, в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд
решил:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ №, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ <░░░░░> ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ №, ░░░░░░░░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░>, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ <░░░░░>.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░ ░░ 6 ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ №, ░░░░░░░░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░>, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ <░░░░░>.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 17 ░░░░░░ 2022 ░.
░░░░░ | ░.░. ░░░░░░░░ |