Дело № 3а-274/2019
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
31 августа 2019 года г.Санкт-Петербург
Санкт-Петербургский городской суд в составе:
председательствующего судьи Белоногого А.В.,
при секретаре Егоровой О.А.,
с участием прокурора Соловьевой В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №3а-274/2019 по административному исковому заявлению Уколова В.С. об отмене решения Санкт-Петербургской избирательной комиссии от 20 августа 2019 года № 133-11 «О жалобе Тютяева А.Н.»,
у с т а н о в и л:
решением муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципального округа посёлок Шушары от 19 июня 2019 года №17 назначены выборы депутатов данного представительного органа местного самоуправления шестого созыва на 8 сентября 2019 года (л.д.5).
Решением избирательной комиссии внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ посёлок Шушары от 20 июля 2019 года №13-14 Тютяеву А. Н. отказано в регистрации кандидатом в депутаты муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ посёлок Шушары шестого созыва по многомандатному избирательному округу №5.
Решением Санкт-Петербургской избирательной комиссии от 6 августа 2019 года №128-26 «О жалобе Тютяева А.Н. на решение избирательной комиссии внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ посёлок Шушары об отказе в регистрации кандидатом в депутаты муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ посёлок Шушары шестого созыва по многомандатному избирательному округу №5» отменено решение от 20 июля 2019 года №13-14; избирательная комиссия обязана повторно рассмотреть вопрос о регистрации кандидата в депутаты муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ посёлок Шушары шестого созыва не позднее чем через пять дней со дня принятия решения.
14 августа 2019 года повторно отказано Тютяеву А.Н. в регистрации кандидатом в депутаты муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ посёлок Шушары шестого созыва по многомандатному избирательному округу №5 (решение от 14 августа 2019 года №23-4).
Решением Санкт-Петербургской избирательной комиссии от 20 августа 2019 года №133-11 отменено решение избирательной комиссии внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ посёлок Шушары от 14 августа 2019 года №23-4 «Об отказе в регистрации Тютяеву А. Н. кандидатом в депутаты муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ посёлок Шушары шестого созыва по многомандатному избирательному округу №5» (пункт 1); Тютяев А. Н., выдвинутый в порядке самовыдвижения, зарегистрирован 20 августа 2019 года в 10 часов 17 минут кандидатом в депутаты муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ посёлок Шушары шестого созыва по многомандатному избирательному округу №5 (пункт 2) (л.д.8-12).
Уколов Н.Н., зарегистрированный кандидатом в депутаты муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ посёлок Шушары шестого созыва по тому же избирательному округу, что и Тютяев А.Н., обратился в Санкт-Петербургский городской суд с административным иском, просит отменить решение Санкт-Петербургской избирательной комиссии от 20 августа 2019 года №133-11, указывая, что оно принято с превышением полномочий. Так, по мнению истца, кандидат зарегистрирован не правомочным на то субъектом избирательного процесса; оснований для принятия оспариваемого решения не имелось, поскольку кандидатом представлены подписные листы, в которых не указано наименование избирательного округа.
Административный истец Уколов В.С. в судебное заседание не явился, извещён судом заблаговременно и надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства (л.д.28-31), об отложении судебного заседания не просил, доказательств уважительности причин неявки не представил.
Представитель административного ответчика, Санкт-Петербургской избирательной комиссии Зацепа О.О., действующий на основании доверенности от <дата>, в судебное заседание явился, просит производство по делу прекратить.
Заинтересованное лицо Тютяев А.Н. в судебное заседание явился, полагает производство по делу подлежащим прекращению.
Представитель заинтересованного лица, избирательной комиссии внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ посёлок Шушары, её председатель Бганцева Т.А., в судебное заседание явилась, не возражает против прекращения производства по делу.
С учётом надлежащего извещения участвующих в деле лиц, суд счёл возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося административного истца в порядке части 3 статьи 243 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Выслушав объяснения участников процесса, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего производство по делу подлежащим прекращению, суд считает, что производство по административному делу надлежит прекратить.
В соответствии с разъяснениями Пленума Верховного Суда Российской Федерации, содержащимися в пункте 12 Постановления от 31 марта 2011 года № 5 «О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», по отдельным требованиям, касающимся защиты избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, федеральными законами определены исчерпывающие перечни лиц, которые вправе обратиться в суд в связи с нарушениями, допущенными в отношении их или в отношении других лиц.
Такие перечни установлены, в частности, для обращения в суд с требованиями об отмене решения избирательной комиссии о регистрации кандидата.
Таким образом, в зависимости от статуса участника избирательного процесса, они обладают различным объёмом прав и обязанностей в период избирательной кампании и могут обращаться в суд за защитой своих прав, если считают их нарушенными.
Вместе с тем, в соответствии с пунктом 6 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» решение избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом, а решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) - также избирательной комиссией в порядке, предусмотренном статьей 75 настоящего Федерального закона, по заявлению зарегистрировавшей кандидата (список кандидатов) избирательной комиссии, кандидата, избирательного объединения, в отношении которых вынесено такое решение, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.
В силу части 10 статьи 239 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением об оспаривании решения избирательной комиссии о заверении списка кандидатов, об отказе в заверении списка кандидатов, о регистрации кандидата, списка кандидатов, об отказе в регистрации кандидата, списка кандидатов в суд могут обратиться избирательная комиссия, зарегистрировавшая кандидата, список кандидатов, кандидат, избирательное объединение, в отношении которых вынесено такое решение, кандидат, зарегистрированный по тому же избирательному округу, избирательное объединение, список кандидатов которого заверен или зарегистрирован по тому же избирательному округу.
Таким образом, положения статьи 239 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации во взаимосвязи с положениями статьи 76 Федерального закона от <дата> № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» определяют исчерпывающий перечень лиц, которые имеют право обращаться с таким заявлением (часть 11).
Тем самым действующее правовое регулирование дифференцирует порядок обращения в суд в части определения участников избирательных правоотношений, правомочных обращаться в суд с соответствующими заявлениями, с учётом характера их субъективных прав, что согласуется с позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 22 апреля 2013 года № 8-П, согласно которой федеральный законодатель обладает определённой свободой усмотрения при создании конкретных процессуальных механизмов судебной защиты избирательных прав (включая установление форм её реализации, круга субъектов и оснований для обращения в суд).
Из данных законоположений следует, что с административным иском об оспаривании решения избирательной комиссии о регистрации кандидата вправе обратиться не любой кандидат в депутаты представительного органа местного самоуправления, а лишь зарегистрированный по тому же избирательному округу, что и кандидат в депутаты, об отмене решения о регистрации которого просит истец.
Поскольку Уколов В.С. зарегистрирован кандидатом в депутаты по иному округу, нежели Тютяев А.Н., то он не наделён правом на обжалование такого решения.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 128 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судья отказывает в принятии административного искового заявления в случае, если административное исковое заявление подано в защиту прав, свобод и законных интересов другого лица гражданином, которым данным кодексом или другими федеральными законами не предоставлено такое право.
Из разъяснений, изложенных в пункте 20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 31 марта 2011 года № 5 «О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», следует, что, если заявление подано лицом, не имеющим права на такое обращение, то в принятии этого заявления должно быть отказано.
В соответствии с частью 3 статьи 194 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд прекращает производство по административному делу в иных предусмотренных данным Кодексом случаях.
Исходя из взаимосвязанных положений части 3 статьи 194, пункта 2 части 1 статьи 128 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, учитывая, что административный иск принят к производству, суд полагает производство по настоящему делу прекратить.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 128, 194 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
о п р е д е л и л :
░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ №3░-274/2019 ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░.░. ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░-░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ 20 ░░░░░░░ 2019 ░░░░ № 133-11 «░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░.░.» - ░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░-░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ 5 (░░░░) ░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░: