Дело №2а-368/2023
76RS0008-01-2023-000026-40
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
22 февраля 2023г. г. Переславль-Залесский
Переславский районный суд Ярославской области в составе
председательствующего судьи Ивановой Ю.И.,
при ведении протокола секретарем судебного заседание Кузьминой О.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску администрации г.о. г. Переславль-Залесский к начальнику отделения-старшему судебному приставу Переславского РОСП УФССП России по Ярославской области Абрамовой А.С., Переславскому РОСП, УФССП России по Ярославкой области об освобождении от взыскания исполнительского сбора, об уменьшении исполнительского сбора,
УСТАНОВИЛ:
11.01.2023г. представитель администрации г.о. г. Переславль-Залесский обратился в суд с административным иском к Переславскому РОСП, начальнику отделения - старшему судебному приставу Переславского РОСП УФССП России по Ярославской области Абрамовой А.С., просит освободить от взыскания исполнительного сбора, установленного постановлением административного ответчика от <дата скрыта> либо уменьшить его размер на 12 500 рублей.
Требование мотивировано тем, что администрация г.о. г. Переславль-Залесский является должником по исполнительному производству <номер скрыт>-ИП от <дата скрыта>., возбужденному на основании исполнительного листа, выданного Переславским районным судом по делу №2-660/2021 от 28.10.2021г. об обязании администрации г.о. г. Переславль-Залесский осуществить постановку земельного участка, занятого общественным кладбищем в д. Хмельники, на учет в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу.
08.02.2022г. Управлением муниципальной собственности администрации города Переславля-Залесского в Переславский районный суд был подан иск к Департаменту лесного хозяйства Ярославской области об установлении границ земельного участка, занятого общественным кладбищем в д. Хмельники и об исключении из ЕГРН сведений о местоположении границ земельного участка с кадастровым номером <номер скрыт> в части пересечения с границами земельного участка, занятого общественными кладбищами. Данное пересечение препятствовало исполнению решения суда по делу №2-660/2021. В соответствии с решением суда от 08.09.2022г. исковые требования УМС были удовлетворены.
В настоящее время подготовлен пакет документов для постановки земельного участка на государственный кадастровый учет. Однако, в связи с неисполнением решения суда от 28.10.2021г. по делу №2-660/2021 в установленный срок, постановлением начальника отделения - старшего судебного пристава Переславского РОСП Абрамовой А.С. от 27.12.2022г. с администрации взыскан исполнительский сбор в размере 50 000 рублей. В тот же день постановление поступило должнику.
По мнению административного истца, администрация городского округа города Переславля-Залесского не бездействовала, земельный участок, занятый общественным кладбищем, был сформирован, местоположение границ установлено. Неисполнение решения суда вызвано объективными причинами.
Судом к участию в деле в качестве административного соответчика привлечено УФССП России по Ярославской области, в качестве заинтересованного лица – Переславская межрайонная прокуратура (л.д. 34).
В судебное заседание представители административного истца, административных ответчиков, заинтересованного лица не явились, извещены надлежаще.
Исследовав письменные материалы дела, суд пришел к следующим выводам.
Решением Переславского районного суда Ярославской области от 20.09.2021г. по гражданскому делу №2-660/2021 на администрацию г.о. г. Переславль-Залесский Ярославской области возложена обязанность осуществить постановку земельного участка, занятого общественным кладбищем в д. Хмельники городского округа город Переславль-Залесский Ярославской области, на учет в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу.
Мотивированное решение было изготовлено 027.09.2021г., не обжаловалось, вступило в законную силу 28.10.2021г.
Исполнительный лист по делу выдан 23.11.2021г.
Из материалов дела судом установлено, что на основании исполнительного листа, выданного Переславским районным судом по гражданскому делу №2-660/2021, судебным приставом-исполнителем возбуждено исполнительное производство <номер скрыт>-ИП от <дата скрыта>. В постановлении должнику установлен срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, с момента получения должником копии постановления.
Постановлением начальника отделения – старшего судебного пристава Переславского РОСП Абрамовой А.С. от <дата скрыта> с должника администрации г.о. г. Переславль-Залесский Ярославской области взыскан исполнительский сбор в размере 50 000 рублей, поскольку исполнительный документ должником в срок, установленный для добровольного исполнения, не исполнен (л.д.6).
В силу ч. 2 ст. 13 ГПК РФ, вступившие в законную силу судебные постановления, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
По общему правилу ч. 12 ст. 30 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Одно из таких изъятий предусмотрено непосредственно в ч. 13 ст. 30 данного Федерального закона для случаев предъявления к исполнению исполнительных документов, в которых установлен срок исполнения: срок для добровольного исполнения определяется в соответствии со сроком, указанным в таком исполнительном документе; если же исполнительный документ предъявлен к исполнению по истечении срока исполнения, указанного в нем, то устанавливаемый срок для добровольного исполнения не может превышать 5 дней со дня возбуждения исполнительного производства.
Согласно ч. 1 ст. 112 указанного Федерального закона исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет.
Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 данной статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (ч. 2 ст. 112 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ).
Согласно пункту 2.1 Методических рекомендаций по порядку взыскания исполнительского сбора, утвержденных Федеральной службой судебных приставов Российской Федерации от 23.12.2010 N 01-8, для принятия решения о вынесении постановления о взыскании исполнительского сбора судебный пристав-исполнитель устанавливает наличие следующих обстоятельств: истечение срока, установленного должнику для добровольного исполнения требований исполнительного документа; документальное подтверждение факта получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства либо отказа от его получения, за исключением случаев, указанных в части 13 статьи 30 Закона; требования исполнительного документа должником не исполнены; должником не представлены доказательства того, что исполнение было невозможно вследствие непреодолимой силы, т.е. чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Административный истец не оспаривает факт получения постановления от <номер скрыт>. о возбуждении исполнительного производства <номер скрыт>-ИП, признает, что в установленный пятидневный срок решение суда исполнено не было. Однако, ссылается на объективные обстоятельства, ставшие препятствием к этому.
В подтверждение таких обстоятельств, представляет суду документы, из которых следует, что <дата скрыта> в Переславский районный суд поступи иск Управления муниципальной собственности администрации г. Переславля-Залесского с требованием установить местоположение границ земельного участка, занятого общественным кладбищем в д. Хмельники г.о. г. Переславль-Залесский Ярославской области согласно межевому плану кадастрового инженера <#>4 от 19.07.2022г.; исключить из ЕГРН сведения о местоположении границ земельного участка с КН <номер скрыт> в части пересечения с границами земельного участка, занятого общественным кладбищем в д. Хмельники г.о. г. Переславль-Залесский Ярославской области, в координатах согласно межевому плану кадастрового инженера <#>4 от 19.07.2022г.
Решением Переславского районного суда от 09.09.2022г. по гражданскому делу №2-531/2020 исковые требования были удовлетворены. В соответствии с апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Ярославского областного суда от 01.12.2022г. апелляционная жалоба Межрегионального территориального управления Росимущества во Владимирской, Ивановской, Костромской, Ярославской областях оставлена без удовлетворения.
В настоящее время гражданское дело №2-531/2020 направлено во Второй кассационный суд общей юрисдикции с кассационной жалобой.
Указанные обстоятельства послужили основанием для предоставления администрации г. Переславля-Залесского отсрочки исполнения решения суда сроком до 01.05.2023г. (определение от 06.02.2023г.)
В силу ч. 7 ст. 112 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ, суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.
Согласно п. 1 ст. 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (п. 2 ст. 401 ГК РФ).
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 30 июля 2001 г. N 13-П, в качестве штрафной санкции административного характера исполнительский сбор должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям, предъявляемым к такого рода мерам юридической ответственности, одним из принципов которой является наличие вины как элемента субъективной стороны правонарушения.
Приведенная правовая позиция получила свое развитие в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 19 января 2017 г. N 1-П, в котором отмечено, что исполнительский сбор является административной санкцией, к которой в полной мере применимы требования соразмерности (пропорциональности) и справедливости.
При рассмотрении заявленного требования суд принимает во внимание то обстоятельство, что на момент получения органом местного самоуправления постановления о возбуждении исполнительного производства <номер скрыт>-ИП им уже принимались меры к исполнению требования исполнительного документа.
При рассмотрении заявления Администрации городского округа г. Переславля-Залесского о предоставлении отсрочки исполнения решения суда, Переславский районный суд в своих определениях указал, что неисполнение должником решения суда в срок связано с объективными причинами.
Учитывая установленные в судебном заседании обстоятельства, суд полагает возможным освободить администрацию городского округа г. Переславль-Залесский от уплаты исполнительского сбора в сумме 50 000 рублей, взысканного на основании постановления начальника отделения – старшего судебного пристава Переславского РОСП УФССП России по Ярославской области Абрамовой А.С. от <дата скрыта>, в рамках исполнительного производства <номер скрыт>-ИП <дата скрыта>
Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░. ░░░░░░░░░░-░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░ 50 000 ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░░ <░░░░ ░░░░░░>, ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ <░░░░░ ░░░░░>-░░ <░░░░ ░░░░░░>
░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░ ░.░.