К делу № 2а-2128/2023
23RS0012-01-2023-002504-24
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Горячий Ключ 21 декабря 2023 года
Горячеключевской городской суд Краснодарского края
в составе:
председательствующего Попова В.А.,
при секретаре Шнайдер Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Танцюра Д. Н. к призывной комиссии Военного комиссариата г.Горячий Ключ об оспаривании действий призывной комиссии,
УСТАНОВИЛ:
Танцюра Д.Н. обратился в суд с административным исковым заявлением к призывной комиссии Военного комиссариата г.Горячий Ключ об оспаривании действий призывной комиссии.
В обоснование заявленных требований указал, что 23 октября 2023 г. он подал заявление в военный комиссариат города Горячий Ключ с требованием к призывной комиссии заменить военную службу на альтернативную гражданскую службу по своим убеждениям совести, после чего явился по повестке на заседание призывной комиссии. При проведении заседания призывной комиссии должностными лицами, входящими в состав призывной комиссии г. Горячий Ключ были совершены следующие действия: отказ в замене военной службы на альтернативную службу, ссылаясь на то, что он якобы является уклонистом, что не соответствует действительности; отказ выдавать копию решения призывной комиссии об отказе в замене военной службы на альтернативную гражданскую службу. С указанными действиями он не согласен, поскольку они нарушают его право на свободу совести, закрепленное в 18 статье международного пакта о гражданских и политических правах и в 28 статье Конституции РФ и право на замену военной службы на альтернативную гражданскую службу, закрепленное в части 3 статьи 59 Конституции РФ, а так же нарушают п.п. 3,7 ст. 12 ФЗ от 25.07.2002 г. № 113-ФЗ «Об альтернативной гражданской службе» (заключение (решение) большинством голосов при участии в заседании не менее двух третей членов призывной комиссии и объявляется гражданину, в отношении которого оно принято, с выдачей ему копии заключения (решения). По своему содержанию право на свободу совести относится к личным правам и свободам, поскольку оно представляет собой гарантированную возможность человека независимо думать и действовать в соответствии со своими внутренними убеждениями. Указанные действия должностных лиц вышестоящему руководителю, не обжаловались. Просил признать действие должностных лиц (отказ в замене военной службы на альтернативную гражданскую службу) незаконным.
Определением Горячеключевского городского суда от 16.11.2023 г., к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен Военный комиссариат г.Горячий Ключ Краснодарского края.
Административный истец Танцюра Д.Н. в судебном заседании на удовлетворении административных исковых требований, настаивал в полном объёме, по основаниям и доводам, изложенным в них.
Представитель административного ответчика по доверенности Терпецкий Ю.В. просил в удовлетворении административных исковых требований отказать в полном объеме, ссылаясь на письменные возражения.
Выслушав явившихся участников процесса, изучив письменные материалы дела, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении административных требований Танцюра Д.Н. в полном объёме, по следующим основаниям.
В силу части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, должностного лица, государственного служащего, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.
Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации. Гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом (часть 1 и 2 статьи 59 Конституции Российской Федерации).
Правовое регулирование в области воинской обязанности и военной службы в целях реализации гражданами Российской Федерации конституционного долга и обязанности по защите Отечества осуществляет Федеральный закон от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (далее - Закон о воинской обязанности).
Так, в соответствии с ч. 5 ст. 1 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" граждане имеют право на замену военной службы альтернативной гражданской службой в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральным законом.
В силу п. 1 ст. 1 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 113-ФЗ "Об альтернативной гражданской службе" альтернативная гражданская служба - особый вид трудовой деятельности в интересах общества и государства, осуществляемой гражданами взамен военной службы по призыву.
Согласно п. 2 ст. 12 указанного Федерального закона призывная комиссия рассматривает доводы гражданина о том, что несение военной службы противоречит его убеждениям или вероисповеданию, на основании: выступлений на заседании призывной комиссии гражданина, а также лиц, которые согласились подтвердить достоверность его доводов о том, что несение военной службы противоречит его убеждениям или вероисповеданию; анализа документов, представленных гражданином; анализа дополнительных материалов, полученных призывной комиссией.
Основания для отказа гражданину в замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой согласно п. 4 ст. 12 указанного Федерального закона является то, что характеризующие его документы и другие данные не соответствуют доводам гражданина о том, что несение военной службы противоречит его убеждениям или вероисповеданию.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 24 июня 2014 года N 1470-О, Конституция Российской Федерации, гарантируя каждому свободу совести, свободу вероисповедания, включая право свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними, а также устанавливая запрет на принуждение человека к отказу от его мнений и убеждений, закрепляет, что в случае если убеждениям или вероисповеданию гражданина противоречит несение военной службы, он имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой (статья 28; статья 29 часть 3; статья 59 часть 3).
По смыслу данных конституционных положений, право на замену военной службы альтернативной гражданской службой не означает, что гражданину предоставлено ничем не обусловленное право выбора между военной службой и альтернативной гражданской службой и что само по себе отрицательное представление гражданина о военной службе и его нежелание в связи с этим проходить военную службу дают ему право на ее замену альтернативной гражданской службой.
Суд считает, что для реализации права гражданина на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой не является достаточным просто заявить о том, что несение военной службы противоречит его убеждениям.
Именно гражданин должен обосновать данное утверждение, указать причины и обстоятельства, побудившие его ходатайствовать о замене службы по призыву альтернативной гражданской службой, привести какие-то объективные факты, которые свидетельствовали бы о прочно сформировавшихся убеждениях лица неприятия военной службы, а также представить доказательства своих доводов.
Как установлено судом и следует из материалов личного дела призывника, с февраля 2018 г. Танцюра Д.Н. состоит на воинском учете в военном комиссариате г. Горячий Ключ Краснодарского края. При первоначальной постановке на воинский учет медицинской комиссией, Танцюра Д.Н. был признан годным к военной службе с незначительными ограничениями (категория годности Б 3), т.к. у него было выявлено двустороннее плоскостопие II степени.
Впоследствии на основании протокола заседания №30, решением муниципальной призывной комиссии 06 июля 2021 г. Танцюра Д.Н. был призван на военную службу, однако, данное решение было отменено краевой призывной комиссией на основании протокола заседания краевой призывной комиссии от 15 июля 2021 г., в связи с выполнением наряда (плана-задания) на призыв.
Начиная с осени 2021 года, Танцюра Д.Н. стал уклоняться от явки в военный комиссариат по повесткам и вызовам.
Так, 11 ноября 2021 года в адрес Танцюры Д.Н. было направлено письменное персональное обращение с предложением явиться 16 ноября 2021 г. для участия в мероприятиях, связанных с призывом на военную службу (сдача медицинских анализов, прохождение медицинской комиссии, представление характеризующих материалов) и т.п. В том же обращении было указано, что он объявлен в розыск.
Аналогичное обращение в тот же день было направлено его матери - ФИО2, было разъяснено о возможных неблагоприятных последствиях для призывника, в случае неявки последнего без уважительных причин в военный комиссариат.
Однако на указанные обращения Танцюра Д.Н. и его мать никак не отреагировали, Танцюра Д.Н. в военный комиссариат не прибыл, чем уклонился от призыва во время осенней призывной кампании 2021 года.
Персональное обращение аналогичного содержания Танцюре Д.Н. было направлено 15 сентября 2022 года с предложением прибыть в военный комиссариат 1 октября 2022 года, а также его матери. Указанные обращения также были проигнорированы. Кроме того, на повестке, военного комиссариата Танцюре Д.Н., с вызовом его 08 декабря 2022 года, которую пытались ему вручить сотрудники Саратовского сельского поселения имеется надпись, исполненная указанной администрации: «Отказ категорический. Мать отказывается говорить, где сын». Таким образом, Танцюра Д.Н. вновь уклонился от призыва на военную службу во время осенней призывной кампании 2022 года.
Военным комиссариатом также направлялись обращения в адрес начальника отдела полиции по г. Горячий Ключ (21.03.2023 г., 25.09.2023 года) с целью установления местонахождения Танцюры Д.Н. Согласно рапорту сотрудника полиции майора Сумца А.Е. местонахождение Танцюры Д.Н. установить не удалось, так как его мать отказывается об этом говорить.
24.10.2023 года в военный комиссариат г. Горячий Ключ поступило Танцюры Д.Н. о замене ему военной службы на альтернативную службу.
Основными причинами отказа от прохождения военной службы Танцюра Д.Н. считает: «неприемлемым любые проявления физического насилия (в том числе решение конфликтов путем применения физической силы или путем, применение любого вида оружия и подготовка к военным действиям) в сторону живых существ» и т.п.
Письмом от 24.10.1023 г. за № 1/1770 Танцюре Д.Н. был дан ответ о том, что в соответствии с действующим законодательством подобные заявления подлежат рассмотрению коллегиально составом призывной комиссии и в присутствии заявителя. Одновременно Танцюре Д.Н. была выслана повестка для явки на заседание призывной комиссии на 13 ноября 2023 года к 15 часам. Выслушав доводы заявителя и, признав их неубедительными, призывная комиссия единогласно отказала Танцюре Д.Н. в удовлетворении его заявления.
На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу о том, что административный истец не обосновал с достаточной полнотой и достоверностью наличие серьезного и непреодолимого конфликта между обязанностью служить в армии и его убеждениями, который вызвал бы неприятие им военной службы, а также, что неприятие военной службы, на которое ссылается административный истец, является именно его убеждением, которое прочно сформировалось.
Таким образом, оспариваемые действия приняты уполномоченным органом в рамках его компетенции в соответствии с требованиями закона и соблюдением процедуры принятия таких решений (действий).
Согласно ч. 2 ст. 227 КАС РФ, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений: 1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление; 2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.
В связи с чем, требования административного истца удовлетворению не подлежат в полном объёме.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227-228 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░. ░. ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░.░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, - ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ 29 ░░░░░░░ 2023 ░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░-░░░░░░░