Дело №2а-4729/2023
УИД 50RS0044-01-2023-006670-93
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
14 ноября 2023 года г.Пущино Московской области
Серпуховский городской суд Московской области в составе: председательствующего судьи Мусатовой С.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Кремнёвой Н.А.,
с участием:
представителя административного ответчика Территориальной избирательной комиссии г.Серпухова по доверенности Ефимовой Е.А.,
старшего помощника Серпуховского городского прокурора Волковой Ю.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Черепенникова Андрея Владимировича об оспаривании решения Территориальной избирательной комиссии города Серпухова Московской области от 05.11.2023 №599 об отказе в регистрации кандидатом в депутаты Совета депутатов городского округа Серпухов Московской области по пятимандатному избирательному округу №1 на выборах депутатов Совета депутатов городского округа Серпухов Московской области, назначенных на 10 декабря 2023 года,
У С Т А Н О В И Л :
Административный истец Черепенников А.В. обратился в суд с иском о признании незаконным и отмене решения Территориальной избирательной комиссии г.Серпухова от 05.11.2023 №599 «Об отказе в регистрации Черепенникова Андрея Владимировича кандидатом в депутаты Совета депутатов Городского округа Серпухов Московской области по пятимандатному избирательному округу №1 на выборах депутатов Совета депутатов Городского округа Серпухов Московской области, назначенных на 10 декабря 2023 года»; обязании Территориальной избирательной комиссии г.Серпухова повторно рассмотреть вопрос о регистрации Черепенникова Андрея Владимировича кандидатом в депутаты Совета депутатов Городского округа Серпухов Московской области по пятимандатному избирательному округу №1.
Свои требования административный истец основывает на том, что 30.09.2023 решением №440 ТИК г.Серпухова были назначены выборы депутатов Совета депутатов городского округа Серпухов Московской области на 10 декабря 2023 года.
В соответствии с решением ТИК г.Серпухова от 02.10.2023 №442 полномочия окружных избирательных комиссий пятимандатных избирательных округов №1, №2. №3, №4 при проведении выборов депутатов Совета депутатов городского округа Серпухов Московской области, назначенных на 10 декабря 2023 года, возложены на ТИК г.Серпухова.
25.10.2023 в ТИК г.Серпухова административным истцом были сданы документы, необходимые для выдвижения кандидатом в депутаты Совета депутатов г.о.Серпухов Московской области по пятимандатному избирательному округу №1.
28.10.2023 в ТИК г.Серпухова административным истцом были сданы все необходимые документы на регистрацию кандидатом в депутаты, в том числе первый финансовый отчет, уведомление об открытии специального избирательного счета, подписные листы, содержащие подписи избирателей, собранные в поддержку его выдвижения, протокол об итогах сбора подписей.
02.11.2023 ТИК г.Серпухова осуществлялась проверка подписных листов, содержащих подписи избирателей, собранных в поддержку выдвижения Черепенникова А.В. кандидатом в депутаты Совета депутатов г.о.Серпухов Московской области по пятимандатному избирательному округу № 1.
По результатам проверки подписей избирателей было признано недействительными 20 подписей избирателей, признано действительными 29 подписей избирателей.
В соответствии с ч.1 ст.29 Закона Московской области от 04.06.2013 №46/2013-ОЗ «О муниципальных выборах в Московской области» и решением ТИК г.Серпухова от 02.10.2023 №444 определено количество подписей, необходимое для регистрации кандидатов, выдвинутых на выборах депутатов Совета депутатов г.о.Серпухов Московской области пятимандатному избирательному округу №1, которое составляет 45 подписей, максимальное количество подписей избирателей, представляемых для регистрации, составляет 49 подписи.
05.11.2023 решением ТИК г.Серпухов №599 административному истцу было отказано в регистрации кандидатом на основании п.8 ч.24 ст.30 Закона Московской области от 04.06.2013 №46/2013-ОЗ.
Административный истец считает указанное решение незаконным и нарушает его права на участие в выборах, указывая при этом, что из 20 подписей избирателей, признанных недействительными:
- 3 подписи (лист 6 строка 5, лист 7 строка 5, лист 7 строка 1) признаны недействительными на основании п.3 ч.14 ст.30 Закона Московской области от 04.06.2013 № 46/2013-ОЗ согласно справке органа, осуществляющего регистрацию граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, поскольку место жительство избирателей, указанное в подписных листах не соответствует адресу постоянной регистрации;
- 2 подписи (лист 5 строка 4, лист 9 строка 4) признаны недействительными на основании п.4 ч.14 ст.30 Закона Московской области от 04.06.2013 №46/2013-ОЗ, поскольку не указан год внесения подписей избирателем;
- 3 подписи (лист 8 строка 1, лист 3 строка 1, лист 4 строка 3) признаны недействительными на основании п.6 ч.14 ст.30 Закона Московской области от 04.06.2013 №46/2013-03 в связи с наличием неоговоренных исправлениях в датах внесения подписей избирателей;
- 1 подпись (лист 2 строка 4) признана недействительной на основании п.6 ч.14 ст.30 Закона Московской области от 04.06.2013 №46/2013-ОЗ, поскольку согласно заключению эксперта (лист 2 строка 4, лист 2 строка 3) дата внесения подписи выполнена одним лицом, также рукописные записи в графах «Фамилия, имя, отчество», «Год рождения», «Адрес места жительства», «Серия и номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина» выполнены одним лицом;
- 3 подписи (лист 5 строка 4, лист 10 строка 1, лист 12 строка 1) признаны недействительными на основании п.7 ч.14 ст.30 Закона Московской области от 04.06.2013 №46/2013-ОЗ в связи с наличием неоговоренных исправлений в сведениях об избирателях на основании заключения эксперта;
- 8 подписей (лист 6 строки 1, 2, 5 лист 11 строки 1-5) признаны недействительными на основании п.8 ч.14 ст.30 Закона Московской области от 04.06.2013 №46/2013-ОЗ в связи с неоговоренными исправлениями в строке «Подписной лист удостоверяю» на основании заключения эксперта.
- 1 подпись (лист 2 строка 5) признана недействительной на основании пункта 10 части 14 статьи 30 Закона Московской области от 04.06.2013 №46/2013-ОЗ в связи с нарушением требований ч.3 ст.29 Закона Московской области от 04.06.2013 №46/2013-ОЗ.
По мнению административного истца законные основания для признания 16 подписей избирателей недействительными отсутствуют по следующим основаниям.
Относительно 2 подписей (лист 5 строка 4, лист 9 строка 4), признанных недействительными, поскольку не указан год внесения подписей избирателем, нет оснований сомневаться, что подписи были внесены именно в 2023 году, поскольку выборы назначены в 2023 году, образец заполнения подписного листа утвержден ТИК г.Серпухова в 2023 году. Кроме того, все остальные подписи в подписных листах 5 и 9 датированы 2023 годом. Какие-либо основания предполагать, что данные подписи были внесены в ином нежели 2023 год, отсутствуют. При этом как эти, так и иные подписи были внесены 27 октября, что очевидно свидетельствует о том, что все подписи внесены в один день 27 октября 2023 года.
Что касается подписей избирателей, признанных недействительными в связи с наличием неоговоренных исправлений:
В листе 8 строке 1 согласно заключению эксперта в графе «Дата внесения подписи» имеется письмо поверх существующей записи. Данное «письмо» имеется в буке «О» и является помаркой, не препятствующей однозначному толкованию сведений. При этом какое-либо исправление, изменяющее смысл написанного слова в данном случае отсутствует. Какое-либо неоднозначное или иное толкование слова «октября» в данном случае также исключается.
В листе 3 строка 1 и листе 4 строке 3 согласно ведомости проверки подписных листов также якобы имеются исправления в графе «Дата внесения подписи». Однако какие-либо исправления в датах внесения подписей избирателей в данном случае отсутствуют, какое-либо неоднозначное или иное толкование даты внесения подписи в данном случае также исключается.
В листе 5 строке 4 согласно заключению эксперта в графе «Адрес места жительства» имеется письмо поверх существующей записи. Данное «письмо» имеется в слове «Оболенск», в котором обведена буква «О», которое является помаркой, не препятствующей однозначному толкованию сведений. В данном случае иное толкование символов и слова «Оболенск» в целом исключается. При этом какое-либо исправление, изменяющее смысл написанного слова, отсутствует.
В листе 10 строке 1 согласно заключению эксперта в графе «Серия и номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина» имеется дорисовка. Однако предполагаемая дорисовка не является исправлением и не изменяет смысл символов в серии и номере паспорта избирателей. Также в данном случае исключается какое-либо неоднозначное или иное толкование серии и номера паспорта гражданина, также не усматривается, что изначально была указана какая либо иная цифра, которая была бы исправлена в результате дорисовки.
В листе 12 строке 1 согласно заключению эксперта в графе «Адрес места жительства» имеется дорисовка. Однако предполагаемая дорисовка, является помаркой, а не исправлением, не препятствующей однозначному толкованию сведений об адресе места жительства избирателя, также не усматривается, что изначально была указана какая-либо иная буква или цифра, которые были бы исправлены в результате дорисовки
В листе 6 в строке «Подписной лист удостоверяю» согласно заключению эксперта в записи «27 октября» имеется дописка, в связи с чем все подписи в данном листе (строки 1, 2, 5) были признаны недействительными. Однако данная дописка, не является исправлением, поскольку отсутствует изменение смысла в слове «октября», а является помаркой, не препятствующей однозначному толкованию сведений о дате заверения подписного листа кандидатом, осуществлявшем сбор подписей избирателей.
В листе 11 в строке «Подписной лист удостоверяю» согласно заключению эксперта в записи «Андрей» имеется письмо поверх существующей записи, в связи с чем все подписи в данном листе (строки 1-5) были признаны недействительными. Однако замена строчной «а» на заглавную «А» не является исправлением, а является помаркой, не препятствующей однозначному толкованию сведений. В данном случае иное толкование символов исключается. Более того, непосредственно эксперт прямо указывает на запись «Андрей», что подтверждает однозначное восприятие указанного имени кандидата. При этом все подписные листы заверены кандидатом как сборщиком подписей избирателей, содержат одинаковый объем сведений, которые однозначно толкуются. Также экспертом установлено, что, что все записи от имени сборщика подписей выполнены одним лицом.
По мнению административного истца в представленных им подписных листах отсутствуют исправления, которые изменяли бы или искажали бы смысл информации, содержащейся в подписных листах, или изменяли конкретные слова, буквы, цифры с их первоначального смысла или исключали возможность однозначного толкования информации, соответственно, в подписных листах отсутствуют и неоговоренные исправления. Заключение эксперта также не содержит сведений об изменении какой-либо изначальной информации на иную или о невозможности однозначно толковать конкретные слова, буквы, цифры.
Административный истец ссылается на п.3.2.3.8. Методических рекомендаций по приему и проверке подписных листов с подписями избирателей в поддержку выдвижения списков кандидатов, выдвижения (самовыдвижения) кандидатов на выборах, проводимых в субъектах Российской Федерации, утвержденных Постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 9 июня 2021 года №9/75-8, в соответствии с которым не могут считаться исправлениями помарки, не препятствующие однозначному толкованию сведений и указывает, что подписные листы, содержащие подписи избирателей, собранные в поддержку его выдвижения, по смыслу избирательного законодательства, а также с учетом судебной практики не содержат ни одного неоговоренного исправления ни в одной записи.
Поэтому признание всех вышеуказанных подписей в связи с наличием неоговоренных исправлений по утверждению административного истца является надуманным и незаконным.
Относительно подписи в листе 2 строке 5, признанной недействительной на основании пункта 10 части 14 статьи 30 Закона Московской области от 04.06.2013 №46/2013-ОЗ в связи с нарушением требований части 3 статьи 29 Закона Московской области от 04.06.2013 №46/2013-ОЗ: избиратель проживает на территории соответствующего избирательного округа, какие-либо иные нарушения при сборе данной подписи отсутствовали.
В связи с вышеизложенным административный истец указывает, что им представлено 45 действительных и достоверных подписей избирателей, которых достаточно для регистрации его кандидатом.
В судебное заседание административный истец, представители заинтересованных лиц избирательной комиссии Московской области, Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, Администрации г.о.Серпухов Московской области не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежаще.
Представитель административного ответчика ТИК г.Серпухова Ефимова Е.А. с административным исковым заявлением не согласилась, полагала доводы административного истца основанными на неверной трактовке норм действующего законодательства, заявленные требования не подлежащими удовлетворению по основаниям, изложенным в письменных возражениях (л.д.117-120, 147-151).
При изложенных обстоятельствах суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц в соответствии с ч.3 ст.243 КАС РФ.
Выслушав участников процесса, заслушав заключение прокурора, полагавшего административный иск не подлежащим удовлетворению, исследовав представленные, суд приходит к следующим выводам.
Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме (ч.2 ст.32 Конституции Российской Федерации).
Основные гарантии реализации этого конституционного права установлены Федеральным законом от 12 июня 2002 года №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Порядок проведения выборов в органы местного самоуправления на территории Московской области регулируется также Законом Московской области от 04.06.2013 №46/2013-ОЗ «О муниципальных выборах в Московской области».
В соответствии с ч.2 ст.239 КАС РФ, п.6 ст.76 Федерального закона от 12.06.2002 №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» кандидаты вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействие) избирательной комиссии, нарушающие их права, свободы и законные интересы.
В силу п.6 ст.76 Федерального закона от 12.06.2002 №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом по заявлению зарегистрировавшей кандидата (список кандидатов) избирательной комиссии, кандидата, избирательного объединения, в отношении которых вынесено такое решение, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных казанным Федеральным законом, иным законом.
Совокупность таких обстоятельств в ходе судебного разбирательства не установлена.
Положениями п.1 ст.38 Федерального закона от 12.06.2002 №67-ФЗ установлено, что регистрация кандидата, списка кандидатов осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2, 2.2 и 3 (при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, выборов глав муниципальных районов и глав городских округов также документов, указанных в пункте 3.1 статьи 33 настоящего Федерального закона, иных предусмотренных законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, списка кандидатов, а также при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата.
Решением Избирательной комиссии Московской области от 01.04.2021 №198/1893-6 сформирована территориальная избирательная комиссия г.Серпухова в количестве 12 членов комиссии с правом решающего голоса сроком полномочий на 5 лет (л.д.39-41). Председателем Территориальной избирательной комиссии г.Серпухов решением Избирательной комиссии Московской области от 13.04.2023 №38/293-7 назначена Сирченко Ю.Е. (л.д.42).
Решением Территориальной избирательной комиссии г.Серпухов от 27.03.2023 №179 определена схема пятимандатных избирательных округов для проведения выборов депутатов Совета депутатов г.о.Серпухов (л.д.121-139).
Решением Территориальной избирательной комиссии г.Серпухов от 30.09.2023 №440 «О назначении выборов депутатов Совета депутатов городского округа Серпухов Московской области» выборы депутатов Совета депутатов городского округа Серпухов Московской области назначены на 10.12.2023 (л.д.43). Данное решение в установленном порядке опубликовано 02.10.2023 в средствах массовой информации – газетах «Серпуховские вести», «Пущинская среда», «Протвино сегодня» (л.д.44-59).
Статьей 24 Закона Московской области №46/2013-ОЗ предусмотрено выдвижение кандидата путем уведомления об этом соответствующих избирательных комиссий, в которых будет осуществляться регистрация кандидатов, с последующим сбором подписей в поддержку самовыдвижения кандидатов (часть 1).
В соответствии с ч.1 ст.29 Закона Московской области №46/2013-ОЗ количество подписей, которое необходимо для регистрации кандидатов в многомандатном избирательном округе, составляет 0,5 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего избирательного округа, указанного в схеме многомандатных избирательных округов, поделенного на число депутатских мандатов, но не может составлять менее 10 подписей.
В соответствии с ч.3 ст.30 Закона Московской области №46/2013-ОЗ количество представляемых для регистрации кандидата подписей может превышать количество подписей, необходимое для регистрации кандидата, не более чем на 10 процентов. Если для регистрации кандидата требуется представить менее 40 подписей, количество представляемых подписей может превышать количество подписей, необходимое для регистрации кандидата не более чем на 4 подписи.
Решением Территориальной избирательной комиссии г.Серпухов от 02.10.2023 №444 «О количестве подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидатов/списка кандидатов, необходимых для регистрации кандидата/списка кандидатов, и числе подписей избирателей, подлежащих проверке, на выборах депутатов Совета депутатов городского округа Серпухов Московской области, назначенных на 10 декабря 2023 года» количество подписей избирателей по пятимандатному избирательному округу №1 необходимое для регистрации кандидата составляет 45, максимальное количество подписей, представляемых в территориальную избирательную комиссию для регистрации кандидата составляет 49 (л.д.140-142).
Требования к порядку сбора подписей, оформления подписных листов установлены ст.37 Федерального закона № 67-ФЗ, ст. 29 Закона Московской области №46/2013-ОЗ.
Избирательная комиссия проводит проверку оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях, поставивших подписи в поддержку выдвижения кандидата, руководствуясь правовыми установлениями положений ст.38 Федерального закона №67-ФЗ, ст.30 Закона Московской области №46/2013-ОЗ, а также Методическими рекомендациями по приему и проверке подписных листов с подписями избирателей в поддержку выдвижения списков кандидатов, выдвижения (самовыдвижения) кандидатов на выборах, проводимых в субъектах Российской Федерации, утвержденных Постановлением Центральной избирательной комиссией РФ от 09.06.2021 №9/75-8.
Согласно п.3 ст.38 Федерального закона №67-ФЗ к проверке могут привлекаться члены нижестоящих комиссий, эксперты из числа специалистов органов внутренних дел, учреждений юстиции, военных комиссариатов, органов регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, а также иных государственных органов. Заключения экспертов могут служить основанием для признания недостоверными и (или) недействительными содержащихся в подписных листах сведений об избирателях, участниках референдума и их подписей. Заключения экспертов излагаются в письменной форме в ведомостях проверки подписных листов или ином документе.
В силу положений п.6.1 ст.38 Федерального закона №67-ФЗ по результатам проверки подписей избирателей и соответствующих им сведений об избирателях, содержащихся в подписных листах, подпись избирателя, может быть признана достоверной либо недостоверной и (или) недействительной.
Решением Территориальной избирательной комиссии г.Серпухов от 02.10.2023 №447 создана рабочая группа по проверке подписей избирателей, оформления подписных листов. Данным решением в состав рабочей группы наряду с членами Территориальной избирательной комиссии г.Серпухов включен эксперт отдела МУ МВД России «Серпуховское», ЭКЦ ГУ МВД России по Московской области (по согласованию) (л.д.143-144).
Основания признания подписей недействительными и недостоверными закреплены в пунктах 6.2 - 6.4 ст.38 Федерального закона №67-ФЗ (аналогичные в частях 12-14 ст.30 Закона Московской области №46/2013-ОЗ) и являются исчерпывающими.
В силу п.6.4 ст.38 Федерального закона N 67-ФЗ недействительными признаются, в частности:
подписи избирателей, участников референдума, указавших в подписном листе сведения, не соответствующие действительности. В этом случае подпись признается недействительной только при наличии официальной справки органа, осуществляющего регистрацию граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, либо на основании заключения эксперта, привлеченного к проверке в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи (подпункт «в»);
подписи избирателей, участников референдума без указания каких-либо из сведений, требуемых в соответствии с настоящим Федеральным законом, и (или) без указания даты собственноручного внесения избирателем, участником референдума своей подписи в подписной лист (подпункт «г»);
подписи избирателей, участников референдума с исправлениями в датах их внесения в подписной лист, если эти исправления специально не оговорены избирателями, участниками референдума, а также подписи избирателей, участников референдума, даты внесения которых проставлены избирателями, участниками референдума несобственноручно, - на основании заключения эксперта, привлеченного к проверке в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи (подпункт «е»);
подписи избирателей, участников референдума с исправлениями в соответствующих этим подписям сведениях об избирателях, участниках референдума, если эти исправления специально не оговорены избирателями, участниками референдума или лицами, осуществляющими сбор подписей избирателей, участников референдума (подпункт «ж»);
все подписи избирателей, участников референдума в подписном листе в случае, если подписной лист не заверен собственноручно подписями лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей, участников референдума, и (или) кандидата, уполномоченного представителя избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, уполномоченного представителя инициативной группы по проведению референдума, либо если хотя бы одна из этих подписей недостоверна, либо если подписной лист заверен лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, участников референдума, не достигшим к моменту сбора подписей возраста 18 лет, и (или) указанное лицо признано судом недееспособным, либо если не указана или не внесена собственноручно хотя бы одна из дат заверения подписного листа, либо если в сведениях о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, участников референдума, и (или) в дате внесения подписи указанным лицом, кандидатом, уполномоченным представителем избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, уполномоченным представителем инициативной группы по проведению референдума имеются исправления, специально не оговоренные соответственно лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, участников референдума, кандидатом, уполномоченным представителем избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, уполномоченным представителем инициативной группы по проведению референдума, либо если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, участников референдума, о кандидате, об уполномоченном представителе избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, уполномоченном представителе инициативной группы по проведению референдума указаны в подписном листе не в полном объеме или не соответствуют действительности, либо если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, участников референдума, не внесены им собственноручно либо внесены нерукописным способом или карандашом (подпункт «з»);
все подписи избирателей, участников референдума в подписном листе, форма которого не соответствует требованиям, установленным приложениями 4.1, 5, 6, 7.1, 8, 9, 10 к настоящему Федеральному закону, и (или) в который не внесены сведения, предусмотренные пунктами 9 и 10 статьи 37 настоящего Федерального закона, и (или) который изготовлен с несоблюдением требований, предусмотренных пунктом 5 статьи 37 настоящего Федерального закона. Неточное указание в подписном листе наименования должности выборного должностного лица, наименования законодательного органа субъекта Российской Федерации, представительного органа муниципального образования, наименования субъекта Российской Федерации, муниципального образования, наименования и (или) номера избирательного округа, если оно соответствует образцу, утвержденному в соответствии с пунктом 8.1 статьи 37 настоящего Федерального закона, не может служить основанием для признания подписей избирателей, участников референдума недействительными (подпункт «и»);
к) подписи избирателей, участников референдума, собранные с нарушением требований, предусмотренных пунктом 6 статьи 37 настоящего Федерального закона (подпункт «к»);
подписи избирателей, участников референдума, если сведения о них внесены в подписной лист не самими избирателями, участниками референдума, ставящими подписи, и не лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, участников референдума, внесенных в этот подписной лист, а также если фамилия, имя, отчество указаны избирателями, участниками референдума несобственноручно, - на основании заключения эксперта, привлеченного к проверке в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи (подпункт «л»).
Кандидат Черепенников А.В. 25.10.2023 уведомил Территориальную избирательную комиссию г.Серпухова о своем самовыдвижении (л.д.80-102).
28.10.2023 Черепенников А.В. представил в Территориальную избирательную комиссию г.Серпухова документы для регистрации, в том числе подписные листы в количестве 12 листов, содержащие 49 подписей избирателей (73-79, 152-165).
По результатам проверки, проведенной 02.10.2023 рабочей группой Территориальной избирательной комиссии г.Серпухов с участием Черепенникова А.В., на основании сведений из органа, осуществляющего регистрацию граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, а также на основании заключения эксперта ЭКО МУ МВД России «Серпуховское» ЭКЦ ГУ МВД России по Московской области №488-489 от 02.11.2023 признаны недействительными 20 подписей, что составляет 40,81% от количества подписей, отобранных для проверки, что отражено в ведомости проверки подписных листов в поддержку выдвижения кандидатов в депутаты Совета депутатов г.о.Серпухов Московской области, представленных Черепенниковым А.В. на выборах депутатов Совета депутатов г.о.Серпухов, назначенных на 10.12.2023, и в итоговом протоколе рабочей группы от 02.10.2023 (л.д.60-72), а именно:
- лист 6 строка 5 на основании п.3 ч.14 ст.30 Закона Московской области №46/2013-ОЗ подпись избирателя, указавшего в подписном листе сведения, не соответствующие действительности) (выполнивший подпись избиратель указал в подписном листе сведения, не соответствующие действительности (сведения из МУ МВД России «Серпуховское» ГУ МВД России по Московской области о месте регистрации избирателя по месту жительства);
- лист 7 строка 5 на основании п.3 ч.14 ст.30 Закона Московской области №46/2013-ОЗ подпись избирателя, указавшего в подписном листе сведения, не соответствующие действительности) (выполнивший подпись избиратель указал в подписном листе сведения, не соответствующие действительности (сведения из МУ МВД России «Серпуховское» ГУ МВД России по Московской области о месте регистрации избирателя по месту жительства);
- лист 7 строка 1 на основании п.3 ч.14 ст.30 Закона Московской области №46/2013-ОЗ подпись избирателя, указавшего в подписном листе сведения, не соответствующие действительности) (выполнивший подпись избиратель указал в подписном листе сведения, не соответствующие действительности (сведения из МУ МВД России «Серпуховское» ГУ МВД России по Московской области о месте регистрации избирателя по месту жительства);
- лист 5 строка 4 на основании п.4 ч.14 ст.30 Закона Московской области №46/2013-ОЗ подпись избирателя без указания каких-либо из сведений, требуемых в соответствии с настоящим Законом, и (или) без указания даты собственноручного внесения избирателем своей подписи в подписной лист;
- лист 9 строка 4 на основании п.4 ч.14 ст.30 Закона Московской области №46/2013-ОЗ подпись избирателя без указания каких-либо из сведений, требуемых в соответствии с настоящим Законом, и (или) без указания даты собственноручного внесения избирателем своей подписи в подписной лист;
- лист 8 строка 1 на основании п.6 ч.14 ст.30 Закона Московской области №46/2013-ОЗ подпись избирателя с исправлениями в датах их внесения в подписной лист, если эти исправления не оговорены избирателем (на основании заключения эксперта);
- лист 3 строка 1 на основании п.6 ч.14 ст.30 Закона Московской области №46/2013-ОЗ подпись избирателя с исправлениями в датах их внесения в подписной лист, если эти исправления не оговорены избирателем (на основании заключения эксперта);
- лист 2 строка 4 на основании п.6 ч.14 ст.30 Закона Московской области №46/2013-ОЗ подпись избирателя, дата внесения которых проставлены несобственноручно (на основании заключения эксперта);
- лист 5 строка 4 на основании п.7 ч.14 ст.30 Закона Московской области №46/2013-ОЗ подпись избирателя с исправлениями в соответствующих им сведениях об избирателе, если эти исправления специально не оговорены избирателем или лицом, осуществляющим сбор подписей избирателей (на основании заключения эксперта);
- лист 10 строка 1 на основании п.7 ч.14 ст.30 Закона Московской области №46/2013-ОЗ подпись избирателя с исправлениями в соответствующих им сведениях об избирателе, если эти исправления специально не оговорены избирателем или лицом, осуществляющим сбор подписей избирателей (на основании заключения эксперта);
- лист 12 строка 1 на основании п.7 ч.14 ст.30 Закона Московской области №46/2013-ОЗ подпись избирателя с исправлениями в соответствующих им сведениях об избирателе, если эти исправления специально не оговорены избирателем или лицом, осуществляющим сбор подписей избирателей (на основании заключения эксперта);
- лист 6 строки 1, 2, 5 на основании п.8 ч.14 ст.30 Закона Московской области №46/2013-ОЗ все подписи избирателей в подписном листе, если в сведениях о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, и (или) в дате внесения подписи указанным лицом, кандидатом, уполномоченным представителем избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, имеются исправления, специально не оговоренные соответственно лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, кандидатом, уполномоченным представителем избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов (на основании заключения эксперта);
- лист 11 строки 1 - 5 на основании п.8 ч.14 ст.30 Закона Московской области №46/2013-ОЗ все подписи избирателей в подписном листе, если в сведениях о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, и (или) в дате внесения подписи указанным лицом, кандидатом, уполномоченным представителем избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, имеются исправления, специально не оговоренные соответственно лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, кандидатом, уполномоченным представителем избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов (на основании заключения эксперта);
- лист 2 строка 5 на основании п.10 ч.14 ст.30 Закона Московской области №46/2013-ОЗ подпись избирателя, собранная с нарушением требований, предусмотренных ч.3 ст.29 Закона Московской области №46/2013-ОЗ.
Решением Территориальной избирательной комиссии г.Серпухов от 05.11.2023 отказано Черепенникову А.В., выдвинутому в порядке самовыдвижения кандидатом в депутаты Совета депутатов г.о.Серпухов по пятимандатному избирательному округу №1 на выборах депутатов г.о.Серпухов, назначенных на 10.12.2023. Основанием для вынесения данного решения послужило недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата (л.д.145-146).
Федеральный законодатель предусмотрел в определенных законом случаях обязательность сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидата как необходимое условие для его регистрации в целях исключения в интересах избирателей из избирательного процесса тех участников, которые не имеют достаточной поддержки избирателей, установив определенные механизмы, обеспечивающие реализацию такой цели.
Так, п.7 ст.38 вышеуказанного Федерального закона №67-ФЗ наделил суд правом провести в соответствии с пунктом 6 статьи 76 названного федерального закона повторную проверку подписных листов после принятия комиссией решения об отказе в регистрации кандидата в пределах подписей, подлежавших проверке.
В материалах настоящего административного дела имеются копии предсталенных административным истцом в Территориальную избирательную комиссию г.Серпухова подписных листов, оригиналы которых были исследованы в судебном заседании (л.д.152-165).
Проверяя подписи, признанные избирательной комиссией недействительными суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с п.6 ч.14 ст.30 Закона Московской области №46/2013-ОЗ недействительными признаются подписи избирателей, даты внесения которых проставлены избирателями, несобственноручно.
Согласно заключению эксперта рукописные записи в графах «Фамилия, имя, отчество», «Год рождения (в возрасте 18 лет – дополнительно число и месяц рождения)», «Адрес места жительства» и «серия и номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина», расположенные в строке №3 подписного листа №2 и в строке №4 подписного листа №2 выполнены одним лицом.
Таким образом, у Территориальной избирательной комиссии имелись законные основания для признания недействительной подписи избирателя, содержащейся в подписном листе №2 в строке 4.
Пунктом 10 ч.14 ст.30 Закона Московской области №46/2013-ОЗ предусмотрено, что недействительными признаются подписи избирателей, собранные с нарушением требований, предусмотренных частью 3 статьи 29 настоящего Закона.
Согласно ч.3 ст.29 указанного Закона Московской области подписи могут собираться только среди избирателей, обладающих активным избирательным правом в том избирательном округе, в котором выдвинут кандидат, список кандидатов.
В подписном листе №2 строке 5 указано место жительства избирателя Московская область, г.Протино (либо г.Прошино), при этом в схеме пятимандатных избирательных округов для проведения выборов депутатов Совета депутатов г.о.Серпухов, определенной решением ТИК Г.Серпухов от 27.03.2023 №179, отсутствует такой населенный пункт. В связи с указанным обстоятельством суд полагает, что данная подпись избирателя, правомерно признана недействительной.
В соответствии с п.7 ч.14 ст.30 Закона Московской области №46/2013-ОЗ предусмотрено, что недействительными признаются подписи избирателей с исправлениями в соответствующих этим подписям сведениях об избирателях, если эти исправления специально не оговорены избирателями или лицами, осуществляющими сбор подписей избирателей.
В подписном листе №3 в строке 1 имеется исправление в наименовании населенного пункта при указании места жительства избирателя; в подписном листе №4 строке 3 имеется исправление номера квартиры при указании адреса места жительства избирателя; в подписном листе №5 строке 4 имеется исправление в указании населенного пункта в графе адрес места жительства; в подписном листе №10 строке 1 имеется исправление цифры 8 в номере паспорта избирателя; в подписном листе №12 строке 1 в графе адрес места жительства имеется дорисовка. Указанные исправления специально не оговорены, в связи с чем у административного ответчика имелись основания для признания указанных подписей недействительными.
Согласно п.6.6 Федерального закона №67-ФЗ специально оговоренные избирателем, участником референдума или лицом, заверяющим подписной лист, при составлении подписного листа исправления и помарки не могут служить основанием для признания подписи избирателя, участника референдума недействительной, если не установлена ее недостоверность или недействительность в соответствии с подпунктами «з», «и», «м» и «о» пункта 6.4 настоящей статьи.
Таким образом, действующее законодательство предполагает, что любые исправления, в том числе и помарки подлежат заверению соответствующим лицом (либо избирателем либо сборщиком в определенных случаях).
В соответствии с п.3.2.3.8. Методических рекомендаций по приему и проверке подписных листов с подписями избирателей в поддержку выдвижения списков кандидатов, выдвижения (самовыдвижения) кандидатов на выборах, проводимых в субъектах Российской Федерации (утвержденных постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 09 июня 2021 г. № 9/75-8), если осуществлена помарка, которая заверена и данная помарка однозначно может быть прочитана, то комиссия не может на данном основании признавать подпись недействительной.
Довод административного истца о том, что указанные исправления являются помарками и не влияют на однозначное их прочтение, судом отклоняется, поскольку вышеуказанные подписи избирателей имеют исправления, которые не оговорены, а соответственно административным ответчиком правомерно признаны недействительными.
Согласно п.4 ч.14 ст.30 Закона Московской области №46/2013-ОЗ недействительными признаются подписи избирателей без указания каких-либо из сведений, требуемых в соответствии с настоящим Законом, и (или) без указания даты собственноручного внесения избирателем своей подписи в подписной лист.
В подписном листе №5 строке 4, в подписном листе №9 строке 4 при указании даты внесения подписи не указан год.
Согласно разъяснениям, изложенным в п.69 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.06.2023 №24 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами административных дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», подпись избирателя, участника референдума без указания каких-либо сведений о нем из предусмотренных пунктом 11 статьи 37 Федерального закона № 67-ФЗ и (или) без указания даты собственноручного внесения избирателем, участником референдума своей подписи в подписной лист признается недействительной.
Сокращение слов и дат в сведениях об избирателях, участниках референдума, препятствующее их однозначному восприятию, либо их указание не в полном объеме (например, неуказание избирателем, участником референдума, достигающим восемнадцати лет на день (последний день) голосования, дополнительных данных о числе и месяце рождения, неуказание избирателем, участником референдума даты собственноручного внесения подписи в подписной лист) не допускается (пункт 5, подпункт "г" пункта 6.4, пункт 6.5 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ).
Таким образом, внесение в подписной лист даты не в полном объеме не допускается действующим законодательством, а соответственно у административного ответчика имелись законные основания для признания данных подписей недействительными.
В соответствии с п.8 ч.14 ст.30 Закона Московской области №46/2013-ОЗ недействительными признаются все подписи избирателей в подписном листе в случае, если в сведениях о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей имеются исправления, специально не оговоренные соответственно лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей; если в дате внесения подписи лицом осуществлявшем сбор подписей избирателей имеются исправления, специально не оговоренные соответственно лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей.
На подписном листе №6 имеется исправление в дате внесения подписи лицом, осуществлявшим сбор подписи, а именно в наименовании месяца имеется неоговоренное исправление; в подписном листе №11 имеется не оговоренное исправление в имени лица, осуществлявшего сбор подписей.
Таким образом, суд приходит к выводу о правомерности признания административным ответчиком недействительными подписей избирателей, содержащихся в указанных подписных листах №6 и №11.
В соответствии с п.3 ч.14 ст.30 Закона Московской области №46/2013-ОЗ недействительными признаются подписи избирателей, указавших в подписном листе сведения, не соответствующие действительности. В этом случае подпись признается недействительной только при наличии официальной справки органа, осуществляющего регистрацию граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
В подписном листе №6 в строке 5, в подписном листе №7 строках 1 и 5 содержатся подписи избирателей, при этом место их регистрации, согласно информации, представленной МУ МВД России «Серпуховское», не совпадает с адресами, указанными в подписных листах в качестве места жительства.
Признание административным ответчиком указанных подписей недействительными не оспаривалось административным истцом. Исходя из указанных обстоятельств суд не находит оснований для признания незаконными выводов административного ответчика в данной части, поскольку материалами дела подтверждается недостоверность внесенных в подписные листы сведений.
В соответствии с п.6 ч.14 ст.30 Закона Московской области №46/2013-ОЗ недействительными признаются подписи избирателей с исправлениями в датах их внесения в подписной лист, если эти исправления специально не оговорены избирателями.
В подписном листе №8 строке 1 имеется неоговоренное исправление при указании месяца внесения подписи избирателем.
Суд полагает, что данная подпись правомерно признана недействительной, поскольку, как указано выше отсутствие специальной оговорки, является законным основанием для признания подписи недействительной.
Действительно, при сборе большого количества подписей неизбежны ошибки и неточности в сведениях об избирателях, вносимых в подписные листы. Вместе с тем, законодатель предусмотрел возможность преодоления данного обстоятельства путем внесения оговорки о допущенном исправлении. Для этого лицам, заверявшим исправления, необходимо сделать соответствующие отметки напротив таких исправлений, например, написать «исправленному верить» и поставить собственную заверяющую подпись.
В рассматриваемом случае все выявленные исправления не были специально оговорены сборщиком подписей, которым являлся сам кандидат.
Не могут быть приняты во внимание и доводы о том, что допущенные нарушения не являются существенными и позволяют идентифицировать избирателей, поскольку избирательное законодательство формально и не допускает произвольного толкования, и потому допущенные нарушения сами по себе достаточны для принятия оспариваемого решения.
Таким образом при рассмотрении настоящего административного дела суд находит, что, поскольку количества достоверных подписей является недостаточным для регистрации Черепенникова А.В. в качестве кандидата в депутаты на выборах в Совет депутатов г.о.Серпухов, оспариваемое решение Территориальной избирательной комиссии г.Серпухова от 05.11.2023 №599 отмене не подлежит, а соответственно не имеется правовых оснований для возложения на административного ответчика обязанности совершить какие-либо действия, направленные на восстановление нарушенного права административного истца.
Анализ норм избирательного законодательства, содержащих требования к кандидату, предусматривающих основания для отказа в его регистрации, а также отмены решения о регистрации кандидата или отмены его регистрации, свидетельствует о том, что к лицам, претендующим на занятие выборной государственной должности либо на вхождение в состав выборных органов местного самоуправления, законодатель предъявляет повышенные требования, поскольку реализация права избирать (активное избирательное право) имеет публичный интерес в объективных итогах выборов и формировании на этой основе самостоятельных и независимых органов публичной власти, призванных в своей деятельности гарантировать права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации, осуществляя эффективное и ответственное управление делами государства и общества.
При этом следует также иметь в виду, что право быть избранным в органы государственной власти и органы местного самоуправления неразрывно связано с правом занимать публичную должность и тем самым осуществлять политическую власть, в том числе принимать нормативные правовые и правоприменительные акты, обязательные для других лиц.
Согласно ч.2 ст.244 КАС РФ суд отказывает в удовлетворении административного иска о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, если установит, что оспариваемые решение, действие (бездействие) являются законными.
Исходя из вышеизложенного суд находит заявленные административным истцом требования не подлежащими удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст.175-180, 244 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░░░░░░░░░ ░░ 05.11.2023 №599 «░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ №1 ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░ 10 ░░░░░░░ 2023 ░░░░»; ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ №1 – ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░: ░.░.░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 14.11.2023.