УИД 66RS0006-01-2024-002379-46 Дело № 2а-3018/2024
Мотивированное решение изготовлено 05 июля 2024 года
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
26 июня 2024 года город Екатеринбург
Орджоникидзевский районный суд города Екатеринбурга в составе:
председательствующего судьи Ушаковой Е.В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Соколенко А.Е.,
с участием административного истца Иванова В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Иванова В. В. к Отделению фонда пенсионного и социального страхования по Саратовской области, начальнику управления организации работы клиентских служб Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Саратовской области Шитяковой Н. В. о признании незаконными действий, возложении обязанности,
установил:
Иванов В.В. обратился в Орджоникидзевский районный суд города Екатеринбурга с административным исковым заявлением, в котором с учетом принятых судом уточнений административных исковых требований, просит:
признать незаконными действия ответчика, выраженные письмом от 15.03.2024 < № > об отказе в предоставлении выплатных дел в отношении П.Л.А. и П.Г.П., а также обязать ответчика предоставить данные выплатные дела.
В обосновании требований Иванов В.В. указывает, что обращался к административному ответчику с заявлением о предоставлении копий архивных выплатных дел в отношении П.Л.А., П.Г.П., предоставив свидетельства о рождении, браке, смерти, доказывающие родство с ними, однако, согласно ответа < № > ОСФР по Саратовской области в предоставлении запрашиваемых документов было отказано, чем и были нарушены права и свободы административного истца на получение информации о родственниках.
В судебном заседании административный истец требования административного искового заявления поддержал, настаивая на его удовлетворении.
Представитель административного ответчика ОСФР по Саратовской области Рослова В.В., участвующая в судебном заседании посредством ВСК-связи, просила в удовлетворении заявленных административным истцом требований административного искового заявления отказать по доводам представленных возражений. В представленных суду возражениях указали на то, что Ивановым В.В. не представлены документы, подтверждающие право на обращение за государственной услугой.
Административный ответчик начальник управления организации работы клиентских служб Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Саратовской области Шитякова Н.В. в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом, в связи с чем суд рассмотрел дело в ее отсутствие.
Заслушав административного истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Исходя из положений части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд удовлетворяет заявленные требования об оспаривании решения, действия (бездействия) должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействия) нарушает права и свободы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
Как установлено в судебном заседании и следует из материалов дела, Иванов В.В. 22.02.2024 обратился в ОСФР по Саратовской области с заявлением о предоставлении цветной скан копии закрытого выплатного дела в отношении П.Л.А. годы жизни 1918-2006 (прабабушки истца), П.Г.П. годы жизни 1918-2006 (брата бабушки истца) с приложением документов, подтверждающих родство (л.д. 81, 82-88).
Так, согласно свидетельству о рождении ХII-МЮ < № > административный истец Иванов В. В., < дд.мм.гггг > года рождения является сыном И.В.Д., < дд.мм.гггг > года рождения и И.О.А., < дд.мм.гггг > года рождения (л.д. 82).
В соответствии со свидетельством о рождении V-AИ < № > И.В.Д., < дд.мм.гггг > года рождения, является сыном И.Д.Ф. и И.Т.П. (л.д. 83)
В свою очередь, И.Д.Ф., < дд.мм.гггг > года рождения, является сыном И.Ф.М. и И.С.П., что подтверждается свидетельством о рождении VI-АИ < № > (л.д.110).
Согласно архивной справке И. Пр. (отчество отсутствует) родился 21.07.1923 года, отец – Ф., мать – С., 2-й ребенок.
В соответствии со свидетельством о смерти И.П.Ф., < дд.мм.гггг > года рождения умер 15.06.2012.
П. Т., < дд.мм.гггг > года рождения является дочерью П.П.Е. и П.Л.А., что подтверждается свидетельством о рождении VI-АИ < № > (л.д.113).
П.Г., < дд.мм.гггг > года рождения является сыном П.П.Е. и П.Л.А., ХН-МЮ < № > (л.д.115).
В соответствии со свидетельством о смерти П.Л.А., < дд.мм.гггг > года рождения умерла 19.06.2006, что подтверждается свидетельством о смерти Х-МЮ < № > (л.д.120).
Согласно свидетельству о смерти П.Г.П., < дд.мм.гггг > года рождения умер 18.07.1998, что подтверждается свидетельством о смерти Х-МЮ < № > (л.д.116).
В соответствии со свидетельством о смерти П.П.Е., < дд.мм.гггг > года рождения умер 28.07.1996, что подтверждается свидетельством о смерти Х-МЮ < № > (л.д.119).
Указанное заявление со свидетельствами и справкой в тот же день приняты ОСФР по Саратовской области за < № > (л.д. 81).
По результатам рассмотрения данного заявления начальником управления Шитяковой Н.В. подготовлен ответ < № > от 15.03.2024 об отказе в выдаче испрашиваемых документов в связи с тем, что свидетельство о праве на наследство не представлено, а потому выдать копии документов из архивного выплатного (пенсионного) дела П.Л.А., умершей 19.06.2006 года не представляется возможным; в соответствии с Положением о сроках хранения выплатных дел и документов о выплате и доставке страховой пенсии, накопительной пенсии и пенсий по государственному пенсионному обеспечению, утвержденным приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 03.09.2014 < № >, выплатные дела получателей страховой пенсии по старости, накопительной пенсии и пенсий по государственному пенсионному обеспечению хранятся 20 лет, начиная с даты прекращения выплаты соответствующей пенсии, в связи с чем направить копии документов из выплатного (пенсионного) дела П.Г.П., умершего 18.07.1998, не представляется возможным (л.д. 79).
Указанный отказ в предоставлении выплатных дел в отношении П.Л.А. и П.Г.П., выраженный в ответе < № > от 15.03.2024, является предметом оспаривания и судебной проверки по настоящему делу.
Согласно п. 3 ч. 9 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет, в том числе, соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; а также согласно п. 4 ст. 9 КАС РФ - соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
В силу части 2 статьи 24 Конституции Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.
Правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами регулируется Федеральным законом от 02.05.2006 N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».
В соответствии с положениями указанного Закона граждане имеют право обращаться лично в государственные органы (статья 2); при рассмотрении обращения государственным органом гражданин имеет право получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов; обращаться с жалобой на принятое по обращению решение или на действие (бездействие) в связи с рассмотрением обращения в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации (статья 5); обращение, поступившее в государственный орган в соответствии с компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению (статья 9); государственный орган дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона (статья 10); письменное обращение, поступившее в государственный орган рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения; срок может быть продлен (статья 12).
Оспариваемый административным истцом ответ на его обращение от 22.0.2.2024 подготовлен административным ответчиком 15.03.2024 и последним получен, в связи с чем установленный Федеральным законом № 59-ФЗ срок рассмотрения обращения соблюден.
В соответствии с п. 19 ст. 3 Федерального закона N 125-ФЗ от 22.10.2004 «Об архивном деле в Российской Федерации», регулирующего отношения в сфере организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов независимо от их форм собственности, а также отношения в сфере управления архивным делом в Российской Федерации в интересах граждан, общества и государства, пользователь архивными документами - государственный орган, орган местного самоуправления либо юридическое или физическое лицо, обращающиеся на законных основаниях к архивным документам для получения и использования необходимой информации.
Таким образом, пользователем архивными документами, который в установленном законом порядке имеет право свободно искать и получать для изучения архивные документы, является лицо, обращающееся к архивным документам для получения и использования необходимой информации не иначе как на законных основаниях.
В соответствии с ч. ч. 1, 1.1 ст. 24, ч. 1 ст. 25, ч. 1 ст. 26 Федерального закона N 125-ФЗ, пользователь архивными документами имеет право свободно искать и получать для изучения архивные документы. Доступ к архивным документам обеспечивается: путем предоставления пользователю архивными документами справочно-поисковых средств и информации об этих средствах, в том числе в форме электронного документа; путем предоставления подлинников и (или) копий необходимых ему документов, в том числе в форме электронных документов; путем использования информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, с возможностью их копирования. Доступ к архивным документам может быть ограничен в соответствии с международным договором Российской Федерации, законодательством Российской Федерации, а также в соответствии с распоряжением собственника или владельца архивных документов, находящихся в частной собственности. Пользователь архивными документами имеет право использовать, передавать, распространять информацию, содержащуюся в предоставленных ему архивных документах, а также копии архивных документов для любых законных целей и любым законным способом,
Пунктом 1 части 3 статьи 6 Федерального закона от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» предусмотрено, что обладатель информации, если иное не предусмотрено федеральными законами, вправе разрешать или ограничивать доступ к информации, определять порядок и условия такого доступа.
В соответствии с пунктом 8 статьи 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ «О страховых пенсиях», выплатное дело - это комплект соответствующих установленным требованиям документов в подлиннике и (или) в копии на бумажном носителе или в электронной форме, на основании которых гражданину установлены и выплачиваются пенсия (пенсии), дополнительное материальное обеспечение и иные выплаты в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 55 Правил выплаты пенсий, осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, начисления за текущий месяц сумм пенсии в случае назначения пенсии другого вида либо в случае назначения другой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, определения излишне выплаченных сумм пенсии, утвержденных Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 05 августа 2021 года N 545н, выплатное дело, сформированное на каждого пенсионера, хранится в территориальном органе Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по месту получения пенсии.
Статьей 16 Федерального закона «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования», предусмотрены обязанности органов Пенсионного фонда Российской Федерации, в том числе предоставлять бесплатно зарегистрированному лицу по его обращению сведения о состоянии его индивидуального лицевого счета, частей индивидуального лицевого счета, включая информацию о результатах инвестирования средств пенсионных накоплений, о сумме средств пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета или на пенсионном счете накопительной пенсии зарегистрированного лица, включая информацию о сумме дохода от инвестирования средств пенсионных накоплений, не подлежащего передаче в случае удовлетворения заявления зарегистрированного лица о досрочном переходе, или сумме убытка, не подлежащего гарантийному восполнению в случае удовлетворения заявления зарегистрированного лица о досрочном переходе, а также раздела «Сведения о трудовой деятельности» по формам, утверждаемым уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, при личном обращении зарегистрированного лица в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации или в форме электронного документа, порядок оформления которого устанавливается Правительством Российской Федерации, с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг.
Материалы выплатного дела не относятся к исходящим документам пенсионного органа, а являются сформированным в дело комплектом документов в подлиннике и (или) в копии на бумажном носителе или в электронной форме, на основании которых гражданину установлены и выплачивается пенсия.
Из названных нормативных правовых актов следует, что пользователь архивным делом вправе ознакомиться с документами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, в том числе с материалами выплатного дела, однако пенсионным и иным законодательством не предусмотрено право указанного лица получить копию всего выплатного дела и соответственно обязанность пенсионного органа по выдаче ему копии пенсионного дела.
Более того, в силу части 4 статьи 29 Конституции Российской Федерации каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом.
Согласно части 1 и 2 статьи 8 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» граждане (физические лица) и организации (юридические лица) вправе осуществлять поиск и получение любой информации в любых формах и из любых источников при условии соблюдения требований, установленных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.
Гражданин (физическое лицо) имеет право на получение от государственных органов, органов местного самоуправления, их должностных лиц в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, информации, непосредственно затрагивающей его права и свободы.
В соответствии с частью 1 статьи 9 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В силу ч. 7 ст. 9 Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных" в случае смерти субъекта персональных данных согласие на обработку его персональных данных дают наследники субъекта персональных данных, если такое согласие не было дано субъектом персональных данных при его жизни.
В судебном заседании установлено, что в подтверждение родственных отношений с П. административным истцом представлены копии свидетельств о рождении, заключении брака, смерти. Однако доказательств, подтверждающих, что Иванов В.В. является наследником лиц, в отношении которых просит предоставить информацию, либо им получено согласие от наследников указанных лиц на предоставление такой информации, не приведено.
Само по себе предоставление Ивановым В.В. административному ответчику документов, подтверждающих родство заявителя с П.Л.А. и П.Г.П., не свидетельствует о подтверждении им полномочий на получение копий выплатных дел в отношении указанных лиц, поскольку в силу императивного требования ч. 7 ст. 9 Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ согласие на обработку персональных данных дают наследники умершего субъекта персональных данных, если такое согласие не было дано субъектом персональных данных при его жизни. По этим же основаниям является несостоятельной ссылка административного истца о том, что для получения информации об умерших родственниках, которая по своей сути является неимущественным правом, не требуется свидетельства о праве на наследство и разрешение наследников.
Аналогичная правовая позиция изложена в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 30.05.2024 об отказе в принятии к рассмотрению жалобы Иванова В.В., согласно которой установленные гражданским законодательством правила наследования предполагают ограничение круга лиц, правомочных давать согласие на обработку персональных данных в случае смерти субъекта персональных данных только его наследниками, имея в виду, что призвание к наследованию осуществляется с учетом очередности, предусмотренной ст.ст. 1142-1145 и 1148 Гражданского кодекса Российской Федерации, и наследники каждой последующей очереди наследуют, если нет наследников предшествующих очередей. Такое регулирование направлено на внесение определенности в правоотношения, связанные с обработкой персональных данных, в случае смерти субъекта персональных данных и на защиту прав и законных интересов субъекта персональных данных и его наследников.
С учетом изложенного, оспариваемый Ивановым В.В. отказ принят уполномоченным должностным лицом ОСФР по Саратовской области в установленном порядке и в предусмотренный срок, в нем содержится указание на основание принятого решения, которое соответствует требованиям вышеприведенных нормативных правовых актов.
По смыслу ч. 2 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства необходимым условием признания незаконными действий (бездействия) должностных лиц является наличие совокупности двух условий: несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца. В случае отсутствия указанной совокупности суд отказывает в удовлетворении заявления о признании решения, действия (бездействия) незаконными.
Лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом (ч. 1 ст. 62 КАС РФ).
Между тем, административным истцом не представлено каких-либо доказательств, подтверждающих нарушение его прав оспариваемым отказом.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу об отсутствии установленных законом оснований для удовлетворения заявленных административным истцом требований.
Руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░. ░. ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░. ░. ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 15.03.2024 < № > ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░.░.░. ░ ░.░.░., ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ - ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░ (░░░░░░░) ░.░. ░░░░░░░