Административное дело № 2а-155/2024
65RS0013-01-2024-000186-71
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
пгт. Смирных 25 марта 2024 года
Смирныховский районный суд Сахалинской области в составе:
председательствующего судьи Михайловой ФИО5
при секретаре судебного заседания Гнутовой ФИО6
с участием
помощника прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Сахалинской области ФИО3
административного ответчика Куренева ФИО7
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Федерального Казенного Учреждения «Исправительной колонии №2 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Сахалинской области» об установлении административного надзора в отношении Куренева ФИО8
установил:
Федеральное казенное учреждение «Исправительная колония № 2 Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Сахалинской области» (далее ФКУ ИК-2) обратилось в суд с административным исковым заявлением об установлении административного надзора в отношении Куренева ФИО9 отбывающего наказание в ФКУ ИК-2 УФСИН России по Сахалинской области, сроком на 3 года с установлением административных ограничений в виде обязательной явки четыре раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации; запрета пребывания в местах общественного питания, где осуществляется продажа спиртных напитков, запрета на пребывание вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания с 22.00 часов до 06.00 часов, запрета на выезд за пределы территории Охинского городского округа Сахалинской области.
В обоснование иска указано, что ответчик подлежит освобождению из ФКУ ИК-2 УФСИН России по Сахалинской области ДД.ММ.ГГГГ, где отбывает наказание в виде реального лишения свободы за совершение преступления в период ранее установленного решением Смирныховского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ административного надзора, подлежит освобождению, имея судимость за совершение преступления средней тяжести в ночное время суток и в состоянии опьянения. Административный ответчик в период отбывания наказания признан злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания. В связи с тем, что Куренев ФИО10 в заявлении о выбранном месте жительства после освобождения адрес не указал, в отношении него подлежит установлению административное ограничение в виде запрета на выезд за пределы территории Охинского городского округа Сахалинской области.
В судебное заседание представитель административного истца не явился, о времени и месте судебного заседания извещен в установленном законом порядке, об отложении судебного заседания не просил, об уважительных причинах неявки не извещал, в связи с чем административное дело рассмотрено в его отсутствии.
Административный ответчик в судебном заседании административные исковые требования признал в полном объеме. Пояснил, что после освобождения намерен проживать в <адрес>, в жилом помещении в котором зарегистрирован по месту жительства, и правом пользования которым обладает на основании договора социального найма. Полагал, что основания для установления административного надзора сроком на 8 лет отсутствуют.
В судебном заседании прокурор полагал заявление подлежащим удовлетворению, при этом срок административного надзора должен быть установлен в 8 лет после отбывания наказания по приговору Охинского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ, которым Куренев ФИО11 судим за совершение тяжкого преступления.
Выслушав лиц участвующих в деле, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с п. 5 ч. 3 ст. 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела, в том числе административные дела об установлении, о продлении, досрочном прекращении административного надзора, а также о частичной отмене или дополнении ранее установленных поднадзорному лицу административных ограничений.
В соответствии со ст. 2 Федерального Закона РФ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», административный надзор устанавливается для предупреждения совершения лицами, указанными в ст. 3 Федерального закона, преступлений и других правонарушений, оказания на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов.
В соответствии с п. 2 ч.1 ст. 3 Федерального закона РФ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» административный надзор устанавливается в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение преступления при рецидиве преступлений, при наличии условий предусмотренных ч.3 данного федерального закона.
Однако, согласно п. 4 ч. 2 ст. 3 Федерального закона РФ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» административный надзор устанавливается независимо от наличия оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение в период нахождения под административным надзором преступления, за которое это лицо осуждено к лишению свободы и направлено к месту отбывания наказания (за исключением лица, указанного в части 2.1 настоящей статьи).
В соответствии с п. 1 ч. 3 ст. 3 Федерального Закона РФ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» административный надзор устанавливается судом в отношении указанного в части 1 настоящей статьи лица, если лицо в период отбывания наказания в местах лишения свободы признавалось злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания.
В судебном заседании установлены следующие обстоятельства.
Куренев ФИО12 судим:
- ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> по п. «в» ч.2 ст.158 УК РФ к 1 году 6 месяцам лишения свободы в соответствии со ст.73 УК РФ условно с испытательным сроком 1 год 06 месяцев. Как следует из текста приговора преступление средней тяжести совершено в ночное время суток в состоянии алкогольного опьянения;
- ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> (с учетом апелляционного определения <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ) по п. «в» ч.3 ст.158 УК РФ к 3 годам лишения свободы. На основании ч.5 ст.74 УК РФ отменено условное осуждение по приговору от ДД.ММ.ГГГГ. В соответствии со ст.70 УК РФ путем частичного присоединения необытой части наказания по приговору от ДД.ММ.ГГГГ к назначенному наказания по данному приговору окончательно определено наказание в виде лишения свободы сроком на 3 года 6 месяцев с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима. Как следует из текста приговора тяжкое преступление совершено в ночное время суток при простом виде рецидиве;
- ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> по ч.1 ст.318 УК РФ к 2 года лишения свободы. На основании ч.5 ст.69 УК РФ назначено Куреневу ФИО13 по совокупности преступлений путем частичного сложения назначенных наказаний по данному приговору и приговору от ДД.ММ.ГГГГ окончательно назначено наказание в виде лишения свободы на срок 4 года с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима. Как следует из текста приговора преступление средней тяжести совершено в ночное время суток в состоянии алкогольного опьянения при простом виде рецидиве. Освобожден по отбытии наказания ДД.ММ.ГГГГ;
- ДД.ММ.ГГГГ Охинским городским судом по п. «в» ч.2 ст.158 УК РФ (с учетом апелляционного постановления <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ) к 3 годам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима. Как следует из текста приговора, преступление совершено в ночное время суток при простом рецидиве преступлений.
Решением Смирныховского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ в отношение Куренева ФИО14 установлен административный надзор сроком на 3 года со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения, с установлением административных ограничений в виде обязательной явки три раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации, запрета пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания с 22.00 часов до 06.00 часов, запрета пребывания в местах общественного питания, где осуществляется продажа спиртных напитков на розлив. Основанием для установления административного надзора явился факт признания Куренева ФИО15 злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания в период нахождения в исправительном учреждении на основании приговора от ДД.ММ.ГГГГ, которым судим за совершение тяжкого преступления, предусмотренного п. «в» ч.3 ст.158 УК РФ при простом рецидиве преступлений в ночное время суток в состоянии алкогольного опьянения.
Решением Охинского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ срок административного надзора Куреневу ФИО16 продлен на 6 месяцев, и ранее установленное административное ограничение в виде обязательной явки в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации увеличено до 4-х раз в месяц, а также установлено дополнительное ограничение в виде запрета на выезд за пределы муниципального образования городского округа <адрес>. Основаниями для продления срока административного надзора и вменения дополнительных обязанностей явилось в том числе совершение административного правонарушения предусмотренного ч.3 ст.19.24 КоАП РФ в виде отсутствия по месту жительства в период с 22.00 до 06.00 часов, а также возбуждение уголовного дела по факту совершения квалифицированной кражи в период с 17.00 до 07.00 часов.
Таким образом, в судебном заседании установлено, что Куренев ФИО17 совершил преступление средней тяжести в период ранее уже установленного административного надзора, за которое он осужден <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ к реальному лишению свободы и направлен к месту отбывания наказания.
Кроме того в судебном заседании установлено, что постановлением врио начальника ФКУ ИК-2 от ДД.ММ.ГГГГ Куренев ФИО18 признан злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания за повторное нарушение в течение года, за которые водворялся в штрафной изолятор в порядке взыскания: ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ. Вышеуказанные постановления в установленном порядке не отменялись и незаконными не признавались.
При таких обстоятельствах в отношении Куренева ФИО19 следует установить административный надзор.
При определении срока административного надзора, суд учитывает следующее.
Статьей 5 Федерального закона РФ от 6 апреля 2011 года № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» регламентированы сроки установления административного надзора.
В силу п.2 ч.1 ст.5 Федерального закона РФ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» административный надзор устанавливается в отношении лиц, указанных в части 1 (пункты 1, 2 и 4) статьи 3 настоящего Федерального закона, на срок от одного года до трех лет, но не свыше срока, установленного законодательством Российской Федерации для погашения судимости.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 5 Федерального закона РФ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» административный надзор устанавливается в отношении лиц, указанных в части 1 (пункт 3) и части 2 статьи 3 настоящего федерального закона на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.
В соответствии с п. 1 ч. 3 ст. 5 Федерального закона РФ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» срок административного надзора исчисляется в отношении лица, указанного в части 1 статьи 3 настоящего Федерального закона, при наличии основания, предусмотренного пунктом 1 части 3 статьи 3 настоящего Федерального закона, и лица, указанного в частях 2 и 2.1 статьи 3 настоящего Федерального закона, со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения.
В соответствии с ч. 1 ст. 86 УК РФ лицо, осужденное за совершение преступления, считается судимым со дня вступления обвинительного приговора суда в законную силу до момента погашения или снятия судимости.
В соответствии с п. «в» ч. 3 ст. 86 УК РФ, судимость погашается в отношении лиц, осужденных к лишению свободы за преступления небольшой или средней тяжести по истечении трех лет после отбытия наказания, а в соответствии с п. «г» ч.3 ст.86 УК РФ в отношении лиц, осужденных к лишению свободы за тяжкие преступления, - по истечении восьми лет после отбытия наказания.
В силу положений п.38 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16 мая 2017 г. N 15 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» при одновременном наличии нескольких оснований для установления административного надзора, он устанавливается исходя из основания, по которому законом предусмотрен более длительный срок административного надзора (статья 3, часть 1 статьи 5 Закона).
Из п. 37 указанного выше Постановления Пленума Верховного Суда РФ следует, что осуждение поднадзорного лица к лишению свободы и направление его к месту отбывания наказания является основанием для прекращения административного надзора, за исключением лица, указанного в части 2.1 статьи 3 Закона (пункт 3 части 1 статьи 9 Закона). Вместе с тем, как следует из положений части 2 статьи 3 Закона, назначение административного надзора за лицами, за которыми установление административного надзора является обязательным, связано с наличием непогашенной либо неснятой судимости за совершение преступления определенной категории независимо от того, что ранее такой надзор был прекращен. С учетом этого административный надзор устанавливается вновь, если после отбытия наказания, в связи с которым такой надзор был прекращен, у лица по первоначальному приговору суда сохраняется неснятая или непогашенная судимость за совершение преступления, указанного в части 2 статьи 3 Закона. Установление административного надзора при названных обстоятельствах в рамках срока непогашенной судимости по первоначальному приговору не является повторным.
При определении срока административного надзора, суд приходит к выводу о том, что основаниями для установления административного надзора в отношении Куренева ФИО20 явились факты совершения преступления в период ранее установленного административного надзора и признания злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания по приговору от ДД.ММ.ГГГГ.
Как следует из решения <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ, основанием для установления первого административного надзора послужило совершение им тяжкого преступления при простом рецидиве (п. 1 и п.2 ч. 1 ст. 3 Закона об установлении административного надзора) и признание его в период отбывания наказания злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания (п. 1 ч. 3 ст. 3 Закона об установлении административного надзора). Таким образом, Куренев ФИО21 не относится к числу лиц, в отношении которых прекращенный административный надзор в пределах срока погашения судимости может быть восстановлен, так как к таковым относятся только лица, в отношении которых установлен административный надзор по основаниям указанным в ч.2 и ч.2.1 ст.3 Закона об установлении административного надзора.
Как следует из текста приговора от ДД.ММ.ГГГГ тяжкое преступление совершено при простом виде рецидива, что самостоятельным основанием для установления административного надзора не является, и при наличии данных обстоятельств административный надзор может быть установлен при условии признания осужденного злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания, т.е. по ч.1 и. ч.3 ст. 3 Закона об установлении административного надзора.
На основании изложенного суд считает необходимым установить в отношении Куренева ФИО22 административный надзор сроком на 3 года со дня его постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания по приговору <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ, поскольку сама по суду судимость по приговору от ДД.ММ.ГГГГ основанием для установления как первого, так и настоящего надзора не является.
В отношении требований об установлении административных ограничений, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 3 статьи 273 КАС РФ суд, принимая решение по административному делу об установлении или о продлении административного надзора устанавливает срок административного надзора, конкретные административные ограничения, установленные судом.
В соответствии со ст. 4 Федерального Закона РФ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» в отношении поднадзорного лица могут устанавливаться следующие административные ограничения: 1) запрещение пребывания в определенных местах; 2) запрещение посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях; 3) запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток; 4) запрещение выезда за установленные судом пределы территории; 5) обязательная явка от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации. Обязательным является установление судом административных ограничений в виде обязательной явки от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации; запрещение поднадзорному лицу, имеющему непогашенную либо неснятую судимость за совершение преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего выезд за установленные судом пределы территории; запрещение поднадзорному лицу, не имеющему места жительства или пребывания, выезд за установленные судом пределы территории.
При решении вопроса о видах административных ограничений суд учитывает образ жизни ответчика, обстоятельства совершения им преступлений, поведение в период отбывания наказания.
Так, с учетом личности ответчика отбывающего в настоящее время наказание за совершение преступления в период ранее установленного административного надзора, его поведение в течение всего срока отбывания наказания, отсутствие поощрений и наличие взысканий, отрицательной характеристики администрации исправительного учреждения, признание злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания, суд считает необходимым установить административное ограничение в виде обязательной явки в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации четыре раза в месяц. При этом суд принимает во внимание, что установление данного административного ограничения является обязательным.
Принимая во внимание, что преступление, за которое ответчик осужден ДД.ММ.ГГГГ совершено в ночное время суток, суд считает необходимым установить административное ограничение в виде запрета пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания с 22-00 до 06-00 часов. Также суд принимает во внимание, что Куреневу ФИО23 ранее было установлено данное административное ограничение, но послежний его нарушал.
Учитывая, что Куренев ФИО24 склонен к совершению преступлений в состоянии алкогольного опьянения, суд считает необходимым установить административные ограничения в виде запрета посещения мест общественного питания, в которых осуществляется продажа алкогольной продукции, с учетом положений п.30 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ №.
Оснований для установления административного ограничения в виде запрета на выезд за пределы территории муниципального образования городского округа <данные изъяты> не находит в силу следующего.
В судебном заседании установлено, что Куренев ФИО25 зарегистрирован по настоящее время по месту жительства по адресу: <адрес>, что подтверждается копией паспорта административного ответчика, адресной справкой.
Сведения о нарушение ограничения в виде запрета на выезд за пределы муниципального образования <данные изъяты>, дополнительного установленного решением <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ отсутствуют.
Кроме того, отказывая в установленного данного ограничения суд учитывает, что ответчик обладает регистрацией по месту жительства в <адрес>, как следует из текста приговора от ДД.ММ.ГГГГ административный ответчик после отбывания наказания по приговору от ДД.ММ.ГГГГ остался проживать в <адрес>, сведения о его попытках изменить место жительства без уведомления правоохранительных органов отсутствуют.
Также суд принимает во внимание положение ч.3 ст.4 Федерального Закона РФ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» о возможности дополнения административных ограничений с учетом сведений об образе жизни и о поведении поднадзорного лица, а также о соблюдении им уже установленных административных ограничений.
Таким образом, требования ФКУ ИК-2 подлежат удовлетворению частично.
Поскольку судом принято решение об установлении в отношении ответчика административного надзора, суд считает необходимым разъяснить последнему, что в случае несоблюдения установленных судом административных ограничений или невыполнения обязанностей, предусмотренных Федеральным законом РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», поднадзорное лицо несет ответственность, предусмотренную ст. 19.24 КоАП РФ; в случае уклонения от административного надзора, или неоднократное несоблюдение установленных судом в соответствии с федеральным законом ограничения или ограничений - ответственность, предусмотренную ст. 314.1 УК РФ.
Руководствуясь статьями 175-180, 273 КАС РФ, суд
р е ш и л:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ № 2 ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░» ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░26 – ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░27, ░░░░░░░░░░░ ░░.░░.░░░░ ░ <░░░░░> ░░░░░░ ░░ 3 ░░░░, ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░ ░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░░ ░░.░░.░░░░.
░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░28 ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░:
- ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░;
- ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
- ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ 22.00 ░░░░░ ░░ 06.00 ░░░░░.
░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░
░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ 25 ░░░░░ 2024 ░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░