Дело № 3а-33/2024 (3а-223/2023)
УИД 33OS0000-01-2023-000397-63
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Владимир 22 января 2024 г.
Владимирский областной суд в составе:
председательствующего судьи Кутровской Е.В.,
при секретаре Шаховой А.Н.,
с участием представителей административного ответчика Министерства имущественных и земельных отношений Владимирской области Волковой А.В.,
заинтересованного лица государственного бюджетного учреждения Владимирской области «Центр государственной кадастровой оценки Владимирской области» Орехова А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению акционерного общества «Специализированный застройщик «Монострой» об установлении кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами ****, **** равной их рыночной стоимости,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество «Специализированный застройщик «Монострой (далее также – АО «Монострой», Общество) обратилось во Владимирский областной суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами ****, **** равной их рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2022 г. (т.1, л.д. 2-4).
В обоснование требований сослалось на то, что является собственником земельных участков с кадастровыми номерами ****, ****, рыночная стоимость которых, согласно предоставленным отчетам об оценке, существенно ниже утвержденной кадастровой стоимости.
Общество полагает, что более высокая кадастровая стоимость земельных участков по сравнению с их рыночной стоимостью ведёт к неправомерному увеличению земельного налога и нарушает его права, как плательщика налога.
Представитель административного истца АО «Монострой» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом (т.1, л.д. 244-246).
Представитель административного ответчика Министерства имущественных и земельных отношений Владимирской области Волкова А.В. поддержала позицию, изложенную в письменном отзыве (т.1, л.д. 221-222). Не оспаривала право административного истца на установление кадастровой стоимости спорных объектов недвижимого имущества в размере их рыночной стоимости. Замечаний относительно формы и содержания отчетов об оценке **** №****, **** от 12 сентября 2023 г. не предоставлено.
Представитель заинтересованного лица государственного бюджетного учреждения Владимирской области «Центр государственной кадастровой оценки Владимирской области» (далее также - ГБУ ВО «ЦГКО ВО») по доверенности Орехов А.В. в судебном заседании поддержал позицию, изложенную в письменном отзыве, согласно которой замечаний относительно формы и содержания отчетов об оценке не имеется, принятие решения оставлено на усмотрение суда (т.1, л.д. 208).
Представители заинтересованных лиц Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Владимирской области, филиала публично-правовой компании «Роскадастр» по Владимирской области, администрации г. Владимира в судебное заседание не явились, извещены судом о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом (т.1, л.д. 244, 247-249).
В отзыве на административное исковое заявление филиал публично-правовой компании «Роскадастр» по Владимирской области указывает на то, что спорные земельные участки принадлежат на праве собственности АО «Монострой». Принятие решения по данному делу оставляет на усмотрение суда, просит рассмотреть дело в отсутствие представителя (т.1, л.д. 205-207).
Администрацией г. Владимира разрешение заявленных требований оставлено на усмотрение суда. Указано на то, что при изучении представленных административным истцом отчетов об оценке рыночной стоимости спорных объектов не выявлено нарушений законодательства об оценочной деятельности (т.2, л.д.9).
В соответствии с положениями части 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд полагает возможным рассмотреть настоящее административное дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, явка которых не признана судом обязательной.
Заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы административного дела, суд приходит к следующим выводам.
Как установлено судом и следует из материалов административного дела, АО «Монострой» на праве собственности принадлежат следующие земельные участки:
- с кадастровым номером ****, площадью **** 19 м?, местоположение: ****, относящийся к категории земель – земли населенных пунктов, имеющий вид разрешенного использования – ****, с кадастровой стоимостью 28 601 425,62 руб.;
- с кадастровым номером ****, площадью **** м?, местоположение: ****, относящийся к категории земель – земли населенных пунктов, имеющий вид разрешенного использования – ****, с кадастровой стоимостью 35 959 590,52 руб. (т.1, л.д. 13-26).
В соответствии с п.1 ст. 388 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
Таким образом, Общество, как плательщик земельного налога, который исчисляется исходя из кадастровой стоимости земельных участков, вправе обратиться в суд с рассматриваемыми требованиями.
Кадастровая стоимость земельных участков в указанном выше размере утверждена постановлением Департамента имущественных и земельных отношений Владимирской области №67 от 9 ноября 2022 г. (т.1, л.д. 13-14, 231-232).
Государственная кадастровая оценка проведена на основании Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке».
Полагая, что кадастровая стоимость вышеназванных земельных участков не соответствует рыночной стоимости, нарушает право Общества на установление действительной налоговой обязанности и ведёт к уплате земельного налога в завышенном размере, административный истец 20 ноября 2023 г. обратился в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости объектов недвижимости на территории Владимирской области при Министерстве имущественных и земельных отношений, решениями которой от 7 декабря 2023 г. заявления АО «Монострой» оставлены без удовлетворения (т.1, л.д. 169-176).
С настоящим административным исковым заявлением АО «Монострой» обратилось во Владимирский областной суд 14 декабря 2023 г. (т.1, л.д. 2-4).
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Согласно пункту 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
В соответствии с пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка.
Согласно пункту 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной кадастровой оценке.
Частью 1 статьи 22 Федерального закона от 3 июля 2016 г.№ 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» предусмотрено, что результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами и физическими лицами, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права или обязанности этих лиц, а также органами государственной власти и органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев, установленных настоящей статьей), в комиссии в случае ее создания в субъекте Российской Федерации или в суде. Для обращения в суд предварительное обращение в комиссию не является обязательным.
В соответствии с частью 7 статьи 22 Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в комиссии или в суде на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, определенной на дату, по состоянию на которую определена его кадастровая стоимость.
В обоснование своих требований административный истец представил в суд отчеты об оценке **** №****, **** от 12 сентября 2023 г., в которых рыночная стоимость земельных участков с кадастровыми номерами ****, **** по состоянию на 1 января 2022 г. определена в размере 16 319 000 руб. и 22 103 000 руб., соответственно (т.1, л.д. 27-167).
К отчётам приложены документы, подтверждающие, что подготовивший их оценщик **** **** отвечает требованиям, предъявляемым к субъектам оценочной деятельности, установленным статьей 4 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».
Названный оценщик имеет квалификационный аттестат в области оценочной деятельности № **** по направлению «Оценка недвижимости», выданный 20 мая 2022 г. ФБУ «Федеральный ресурсный центр», диплом о профессиональной переподготовке по программе «Оценка стоимости предприятия (бизнеса)», является членом некоммерческого партнерства «Саморегулируемая организация Ассоциации Российских магистров оценки» и включен в реестр членов указанной Ассоциации 4 сентября 2015 г. за № 2039, гражданская ответственность оценщика и ООО «Аналитический Центр «Региональная оценочная компания» застрахована (т.1,л.д. 91-96, 162-167).
Оценивая представленные отчёты, суд приходит к выводу о том, что оснований сомневаться в полноте и достоверности отчётов об оценке не имеется. Напротив, отчёты об оценке основываются на положениях, дающих возможность проверить обоснованность и достоверность сделанных выводов на базе общепринятых научных и практических данных, содержат все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости спорных объектов недвижимости.
Отчёты соответствуют требованиям статьи 11 Федерального закона от 29 июля 1998 г. №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», составлены на бумажном носителе и в форме электронного документа, содержат предусмотренные указанной статьей сведения, соответствуют требованиям федеральных стандартов оценки и другим нормативным актам, регулирующим оценочную деятельность, и, по мнению суда, не допускают неоднозначное толкование и не вводят в заблуждение.
При проведении оценки оценщик руководствовался названным Федеральным законом, Федеральными стандартами оценки, а также стандартами оценочной деятельности саморегулируемой организации оценщиков, в которой он состоит.
В частности, отчёты содержат задание на оценку, сведения о применяемых стандартах оценки, принятых при проведении оценки объектов, в необходимом объеме сведения о заказчике, об оценщике и объектах оценки.
Оценщиком проведён анализ рынка, определён сегмент рынка, к которому относятся объекты оценки. Для более точной и объективной оценки по представленным данным был произведён подбор объектов - аналогов и их исследование в рамках сравнительного подхода.
При исследовании объектов-аналогов оценщиком сделаны корректировки, учитывающие факторы, влияющие на оценку, по которым объекты-аналоги отличаются от объектов оценки.
Произведен расчёт рыночной стоимости объектов оценки с применением сравнительного подхода, с обоснованием полученных результатов.
Отчёты содержат ссылки на источники информации и копии материалов и распечаток, используемых в отчётах, позволяющие делать выводы об источнике получения соответствующей информации и дате ее подготовки.
В данном случае судом не установлено обстоятельств, свидетельствующих о недостоверности или неполноте представленных отчётов.
Каких-либо доказательств недостоверности информации, использованной оценщиком, иного размера рыночных цен на данном сегменте рынка, существенно отличающегося от цен, указанных в названных отчетах об оценке, суду не представлено, ходатайства о назначении судебной оценочной экспертизы лицами, участвующими в деле, не заявлено.
Напротив, Министерство имущественных и земельных отношений Владимирской области, государственное бюджетное учреждение Владимирской области «Центр государственной кадастровой оценки Владимирской области» в представленных письменных отзывах не ставили под сомнение правильность отчётов, их форму и содержание. Указали, что при изучении отчетов не выявлено существенных замечаний в расчётной части, а также нарушений требований Федеральных стандартов оценки и Федерального закона от 29 июля 1998 г. №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», которые позволили бы признать их недопустимыми доказательствами по настоящему административному делу.
Разница между установленной кадастровой стоимостью и содержащейся в отчетах об оценке рыночной стоимостью названных земельных участков не может свидетельствовать о недостоверности отчётов, поскольку при кадастровой оценке используется метод массовой оценки, не учитывающий индивидуальные особенности конкретных объектов оценки.
У суда отсутствуют основания сомневаться в правильности выводов оценщика, содержащихся в названных отчетах, поскольку они мотивированы, предельно ясны, обоснованы исследованными оценщиком обстоятельствами и не содержат противоречий. Указанные отчёты оценщика отвечают требованиям относимости, допустимости и не вызывают сомнений в достоверности.
При таких обстоятельствах суд полагает возможным положить отчёты об оценке **** №****, **** от 12 сентября 2023 г. в основу решения суда и установить кадастровую стоимость земельных участков в размере рыночной стоимости, определенной оценщиком.
В соответствии с ч. 4 ст. 6 Федерального закона № 269-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, которые внесены в ЕГРН в результате оспаривания результатов определения кадастровой стоимости в порядке, установленном ст. 22 Федерального закона N 237-ФЗ, применяются с 1 января года, в котором в суд или в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости подано заявление об оспаривании, но не ранее даты внесения в ЕГРН сведений о кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Исходя из этого в решении суда об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости на основании ст. 22 Федерального закона № 237-ФЗ отражается дата подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости.
Датой подачи заявления Общества об установлении кадастровой стоимости вышеуказанных земельных участков равной их рыночной стоимости следует считать 20 ноября 2023 г., то есть дату обращения в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости объектов недвижимости на территории Владимирской области при Министерстве имущественных и земельных отношений.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░» ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ****, **** ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ****, ░░░░░░░░ **** ░?, ░░░░░░░░░░░░░░: ****, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ – ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ – ****, ░░ ░░░░░░░░░ ░░ 1 ░░░░░░ 2022░., ░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ 16 319 000 (░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░) ░░░.
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ****, ░░░░░░░░ **** ░?, ░░░░░░░░░░░░░░: ****, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ – ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ – ****, ░░ ░░░░░░░░░ ░░ 1 ░░░░░░ 2022 ░., ░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ 22 103 000 (░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░) ░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ «░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░» ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ 20 ░░░░░░ 2023 ░.
░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ 2 ░░░░░░░ 2024 ░.