Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-6727/2022 ~ М-5661/2022 от 10.11.2022

Дело № 2а-6727/2022                  23 декабря 2022 года

УИД 29RS0023-01-2022-007105-22

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Северодвинский городской суд Архангельской области в составе:

председательствующего судьи Поповой Д. В.,

при секретаре Некрасовой В. С.,

рассмотрев в отрытом судебном заседании в помещении Северодвинского городского суда Архангельской области административное дело по административному исковому заявлению Корепанова .. к Федеральному казенному учреждению «СИЗО-1» Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Кировской области, Федеральной службе исполнения наказаний Российской Федерации, Управлению Федеральной службы исполнения наказаний России по Кировской области, Министерству финансов Российской Федерации о признании незаконными действий (бездействия), выразившихся в неисполнении обязанности обеспечить надлежащие условия содержания в исправительном учреждении, взыскании денежной компенсации за нарушение условий его содержания,

установил:

Корепанов В. В. обратился в суд с административным исковым заявлением к Федеральному казенному учреждению «СИЗО-1» Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Кировской области (далее - ФКУ СИЗО-1, ИВС, изолятор) о признании незаконными действий (бездействия), выразившихся в неисполнении обязанности обеспечить надлежащие условия содержания в изоляторе временного содержания, взыскании денежной компенсации за нарушение условий содержания в размере 200 000 рублей.

Требование мотивировал тем, что с ..... содержался в ФКУ СИЗО-1, при этом в камерах изолятора ..... в которых он размещался, отсутствовали надлежащие условия содержания. Так, в камерах отсутствовали шкафы под вещи, тумбочка под телевизор, кронштейн для крепления телевизора, а также отсутствовал доступ к прибавлению и убавлению громкости радио. По его мнению, унитаз следует размещать в кабине, толщина перегородки, которой, выполненной кирпичами, должна составлять 120 мм. на всю высоту. В дверном проёме кабины устанавливается полноразмерный дверной блок с деревянным покрытием. Вопреки перечисленным требованиям, перегородки туалета были сделаны из металла, толщиной не более 1 см, а также дверной блок и двери сделаны из металла толщиной не более 1 см. В каждой камере, в которой он содержался, в туалетах установлен «глазок», выходящий в коридор к сотруднику администрации, что лишало его какой-либо приватности. Отсутствовала вытяжка. В камерах недостаточно искусственного и естественного освещения, в связи с чем после чтения у него сильно уставали глаза. Во всех камерах, в которых он содержался, установлены решётки на окнах с внутренней стороны камеры, что доставляло ему дискомфорт и психологическое давление, а также свободный доступ к окнам.

После умывания холодной водой у него сохла кожа, во время умывания на коже оставалось ощущение, будто в составе холодной воды присутствует какое-либо масло, данной холодной водой плохо смывались гигиенические средства для умывания и мыло.

Указал, что в камере ..... размер коек, по его мнению, не соответствовал установленным требованиям законодательства, который составлял менее 2,05 метра и не более 1,80, что доставляло ему дискомфорт и бессонные ночи, поскольку его рост составляет 181 см. В данной камере он содержался вместе с ещё одним лицом ..... рождения, камера рассчитана на двоих человек, однако длина скамейки была слишком, по его мнению, коротка, менее 0,4 погонных метра на одного осуждённого, что также доставляло ему сильный дискомфорт.

.....

..... в которой он находился, отсутствовала подводка горячей воды к умывальникам, в связи с чем он был вынужден умываться нестерпимо холодной водой либо воздержаться от умывания. Администрация по требованию и по личной инициативе не предоставляет кипяток для питьевых и хозяйственных нужд.

В камерах ..... отсутствуют датчики пожарной безопасности.

В камерах ..... в которых он содержался, имелись грубые нарушения, связанные с несоответствием метража количеству содержащихся в них человек, из расчёта не менее 4 кв. м на одного человека без учёта площади под туалет и умывальник.

С учётом изложенного, просил признать нарушение его прав и свобод, связанных с незаконными действиями (бездействием) его содержания в изоляторе временного содержания в ненадлежащих условиях. За нарушение его прав и свобод при содержании в СИЗО-1 просит суд взыскать с административного ответчика денежную компенсацию за нарушение условий содержания в ИВС в размере 200 000 руб. за моральный, физический вред и пыточные условия.

Корепанов В. В. извещён надлежащим образом (л. д. 64,90), ходатайствовал о рассмотрении настоящего дела в своё отсутствие, участвуя ранее в судебном заседании 08.12.2022 посредством видеоконференцсвязи, просил заявленные им требования удовлетворить в полном объёме (л. д. 65, оборот).

По инициативе суда в ходе рассмотрения дела к участию в деле в качестве административных соответчиков привлечены: УФСИН России по Кировской области, Министерство финансов Российской Федерации.

ФКУ СИЗО-1, УФСИН России по Кировской области, УФСИН России, Министерство финансов Российской Федерации, извещены надлежащим образом (л. д. 86, 87, 88, 89).

В ранее представленном отзыве представитель Министерства финансов Российской Федерации ..... действующая на основании доверенности, имеющая высшее юридическое образование (л. д. 79-80, 81), просила в удовлетворении административного иска отказать по изложенным в нём основаниям (л. д. 76-78). Указывает, что в силу статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, на орган, организацию, лицо, наделённые государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие). По её мнению, в суд не представлено доказательств противоправности действий (бездействия) должностных лиц государственных органов, их вина, не представлено доказательств причинно-следственной связи между действиями должностных лиц и вредом, причинённым административному истцу. Кроме того, Министерству финансов РФ не представлены доказательства каких-либо нарушений действующего законодательства со стороны должностных лиц. Доводы, которые приводит административный истец в административном исковом заявлении, ничем не подтверждаются. Считает, что административным истцом не доказано наличие совокупности условий, необходимых для удовлетворения заявленных требований. Указанная административным истцом сумма компенсации в размере 200 000 руб. явно завышена, не обоснована, не соответствует требованиям разумности и справедливости. Административным истцом не представлены доказательства, которые бы подтверждали причинение ему вреда здоровью, либо иного вреда в результате указанных в иске обстоятельств.

Участвующий в судебном заседании посредством видоеконференцсвязи представитель административных ответчиков: ФКУ СИЗО-1, УФСИН России по Кировской области, УФСИН России ..... действующая на основании доверенностей (л. д. 61, 62, 63), имеющая высшее юридическое образование (л. д. 58), в судебном заседании с заявленными административными исковыми требованиями не согласилась по основаниям, изложенным в письменном отзыве, считая, что законные основания к этому отсутствуют (л. д. 38-41). Настаивала на том, что условия содержания в СИЗО соответствовали и соответствуют требованиям, установленным действующим законодательством

Лица, участвующие в деле, о времени и месте его рассмотрения судами извещались в том числе, в соответствии с положениями части 8 статьи 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) путём размещения информации на сайте суда.

В соответствии со статьёй 150 КАС РФ по определению суда дело рассмотрено при данной явке, в отсутствие не явившихся в судебное заседание лиц.

Заслушав объяснения участников процесса, исследовав письменные материалы настоящего административного дела, поступившие ответы на запросы суда, фотографии, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

Как указано в части 1 статьи 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделённых отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном главой 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении (часть 1 статьи 227.1 КАС РФ).

По смыслу положений пункта 1 части 2 статьи 227, частей 5, 7 статьи 227.1 КАС РФ основанием для удовлетворения судом указанных требований является установление факта нарушения предусмотренных законодательством Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации условий содержания лица в исправительном учреждении, признание оспариваемых решений, действий (бездействия) исправительного учреждения незаконными и нарушающими права, свободы административного истца.

Статьей 21 Конституции Российской Федерации гарантируется охрана личности государством, а также запрет на пытки, насилие, другое жестокое или унижающее человеческое достоинство обращение или наказание.

Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора (часть 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации).

В соответствии со статьей 3 Конвенции о защите прав человека и основных свобод никто не должен подвергаться ни пыткам, ни бесчеловечному или унижающему достоинство обращению или наказанию.

В силу требований, содержащихся в постановлениях Европейского Суда по правам человека, условия содержания должны быть совместимы с уважением к человеческому достоинству. Унижающим достоинство обращением признается, в частности, такое обращение, которое вызывает у лица чувство страха, тревоги и собственной неполноценности. При этом лицу не должны причиняться лишения и страдания в более высокой степени, чем тот уровень страданий, который неизбежен при лишении свободы, а здоровье и благополучие лица должны гарантироваться с учетом практических требований режима содержания. Оценка указанного уровня осуществляется в зависимости от конкретных обстоятельств, в частности от продолжительности неправомерного обращения с человеком, характера физических и психических последствий такого обращения.

Как разъяснено в пункте 13 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 № 47 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания», в силу частей 2 и 3 статьи 62 КАС РФ обязанность доказывания соблюдения надлежащих условий содержания лишённых свободы лиц возлагается на административного ответчика - соответствующие орган или учреждение, должностное лицо, которым следует подтверждать факты, обосновывающие их возражения.

В пункте 14 указанного Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 № 47 разъяснено, что условия содержания лишённых свободы лиц должны соответствовать требованиям, установленным законом, с учётом режима места принудительного содержания, поэтому существенные отклонения от таких требований могут рассматриваться в качестве нарушений указанных условий. Так, судам необходимо учитывать, что о наличии нарушений условий содержания лишённых свободы лиц могут свидетельствовать, например, переполненность камер (помещений), невозможность свободного перемещения между предметами мебели, отсутствие индивидуального спального места, естественного освещения либо искусственного освещения, достаточного для чтения, отсутствие либо недостаточность вентиляции, отопления, отсутствие либо непредоставление возможности пребывания на открытом воздухе, затруднённый доступ к местам общего пользования, соответствующим режиму мест принудительного содержания, в том числе к санитарным помещениям, отсутствие достаточной приватности таких мест, не обусловленное целями безопасности, невозможность поддержания удовлетворительной степени личной гигиены, нарушение требований к микроклимату помещений, качеству воздуха, еды, питьевой воды, защиты лишённых свободы лиц от шума и вибрации (например, статья 7 Федерального закона от 26.04.2013 №67-ФЗ «О порядке отбывания административного ареста», статьи 16, 17, 19, 23 Федерального закона от 15.07.1995 № 103-ФЗ, статья 99 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (далее - УИК РФ).

Из положений статьи 12.1 УИК РФ следует, что лицо, осуждённое к лишению свободы и отбывающее наказание в исправительном учреждении, в случае нарушения условий его содержания в исправительном учреждении, предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации, имеет право обратиться в суд в порядке, установленном КАС РФ, с административным исковым заявлением к Российской Федерации о присуждении за счёт казны Российской Федерации компенсации за такое нарушение (часть 1).

Компенсация за нарушение условий содержания осуждённого в исправительном учреждении присуждается исходя из требований заявителя с учётом фактических обстоятельств допущенных нарушений, их продолжительности и последствий и не зависит от наличия либо отсутствия вины органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих (часть 2).

Согласно статье 23 Федерального закона № 103-ФЗ подозреваемым и обвиняемым создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, санитарии и пожарной безопасности. Подозреваемым и обвиняемым предоставляется индивидуальное спальное место.

Пунктом 45 Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, утверждённых Приказом МВД России РФ от 22.11.2005 № 950, предусмотрено, что камеры ИВС оборудуются, в том числе санитарным узлом с соблюдением необходимых требований приватности.

Протоколом МВД России от 12.02.1995 № 1-95 введена в действие Инструкция по проектированию объектов органов внутренних дел МВД России (Свод правил - СП 12-95). Согласно разделу 1 нормы инструкции должны соблюдаться, в том числе при разработке проектов на строительство, реконструкцию, расширение, техническое перевооружение зданий, помещений, сооружений специализированных учреждений милиции.

В силу пункта 17.16 СП 12-95 унитазы и умывальники в камерах, карцерах, изоляторах необходимо размещать в отдельных кабинах с дверьми, открывающимися наружу. Кабина должна иметь перегородки высотой 1 м от пола санитарного узла.

По настоящему делу судом установлено и следует из материалов дела, что согласно данных картотечного учёта Корепанов В. В., ..... Северодвинским городским судом Архангельской области по части 3 статьи 158 УК РФ к .....

..... он прибыл в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Кировской области из ..... России по Архангельской области. .....

За период содержания в учреждении от Корепанова В. В. к администрации учреждения поступили следующие заявления: о прибытии, о выдаче финансовой справки, об убытии. Иных обращений от Корепанова В. В. в отдел специального учёта не поступало.

Осуждённый Корепанов В.В. содержался в камерах ФКУ СИЗО-1 на общих основаниях, в соответствии с требованиями статей 80, 99 УИК РФ предусмотрена норма жилой площади в расчёте на одного осуждённого к лишению свободы в исправительных колониях, норма жилой площади не может быть менее двух квадратных метров.

.....

Корепанов В. В. полагает, что в указанных камерах он содержался в ненадлежащих условиях.

Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 03.11.2005 № 204-дсп утверждена Инструкция об организации службы по обеспечению надзора за подозреваемыми, обвиняемыми и осужденными, содержащимися в следственных изоляторах и тюрьмах уголовно-исполнительной системы (далее - Инструкция).

Условия содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, в том числе требования к помещениям, где они содержатся, регламентированы Федеральным законом от 15.07.1995 № 10З-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» (далее - Закон).

Статьёй 23 Закона подозреваемым и обвиняемым создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, санитарии и пожарной безопасности. Подозреваемым и обвиняемым предоставляется индивидуальное спальное место. Подозреваемым и обвиняемым бесплатно выдаются постельные принадлежности, посуда и столовые приборы, туалетная бумага, а также по их просьбе в случае отсутствия на их лицевых счетах необходимых средств индивидуальные средства гигиены (как минимум мыло, зубная щетка, зубная паста (зубной порошок), одноразовая бритва (для мужчин), средства личной гигиены (для женщин). Все камеры обеспечиваются средствами радиовещания, а по возможности телевизорами, холодильниками и вентиляционным оборудованием. По заявлению подозреваемых и обвиняемых радиовещание в камере может быть приостановлено либо установлен график прослушивания радиопередач. В камеры выдаются литература и издания периодической печати из библиотеки места содержания под стражей либо приобретенные через администрацию места содержания под стражей в торговой сети, а также настольные игры. Норма санитарной площади в камере на одного человека устанавливается в размере 4 кв. м.

В соответствии со статьёй 99 УИК РФ минимальные нормы питания и материально-бытового обеспечения осуждённых устанавливаются Правительством Российской Федерации. Осуждённым предоставляются индивидуальные спальные места и постельные принадлежности. Они обеспечиваются одеждой по сезону с учётом пола и климатических условий, индивидуальными средствами гигиены (как минимум мылом, зубной щеткой зубной пастой (зубным порошком), туалетной бумагой, одноразовыми бритвами (для мужчин), средствами личной гигиены (для женщин).

Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 28.05.2001 № 161-дсп утверждены Нормы проектирования следственных изоляторов и тюрем Министерства юстиции Российской Федерации (далее Приказ № 161-дсп).

Коммунально-бытовое обеспечение учреждений уголовно-исполнительной системы осуществляется на основании приказа Министерства юстиции РФ от 27.06.2006 № 512 «Об утверждении номенклатуры, норм обеспечения и сроков эксплуатации мебели, инвентаря, оборудования и предметов хозяйственного обихода (имущества) для учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, и следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы», в котором предусмотрено, что его действие распространяется на оборудование исправительных учреждений, независимо от даты постройки помещения и принятия данного нормативного акта; приказа Минюста России № 130-дсп от 02.06.2003, в соответствии с которым расчёт умывальников, ножных ванн производится с учётом 1 единица на 15 осуждённых, расчёт унитазов с учётом 1 единица на 10 человек. Санитарный узел должен быть оборудован с соблюдением необходимых требований приватности.

.....

.....

.....

Согласно информации прокуратуры Кировской области от ..... прокуратурой области проверки в указанном следственном изоляторе не проводились, меры прокурорского реагирования не вносились. В прокуратуру Кировской области 29.11.2022 поступило одно обращение от Корепанова В. В. о ненадлежащих условиях содержания в ФКУ СИЗО-1, которое в соответствии с частью 3 статьи 8 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» направлено для рассмотрения по существу в УФСИН России по Кировской области (л. д. 31).

Вопреки доводам административного иска, оборудование камер следственного изолятора шкафом для вещей не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

Для поддержания режима температуры и влажности во всех камерных помещениях учреждения осуществляется постоянная естественная вентиляция в соответствии с СП 247.1325800.2016 «Следственные изоляторы уголовно-исполнительной системы. Правила проектирования», в камерном помещении также имеется круглосуточная принудительная вентиляция, которая осуществляется через вентиляционную решётку системы общей вентиляции. В спорный период, как пояснил представитель административных ответчиков, камеры проветривались, имелась постоянная естественная вентиляция, которая обеспечивала доступ свежего воздуха через оконные проёмы камер, принудительная вентиляция оборудована и осуществлялась в соответствии с требованиями СП 247.1325800.2016 «Свод правил. Следственные изоляторы уголовно-исполнительной системы. Правила проектирования», утверждённых Приказом Минстроя России от 15.04.2016 № 245/пр, через отверстие вентиляционной шахты; принудительная вытяжная вентиляция обеспечена круглосуточно; система вентиляции находилась в технически исправном состоянии.

Камерные помещения ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Кировской области оборудованы в соответствии с пунктом 28 приказа от 04.07.2022 № 110 «Об утверждении правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений и Правил внутреннего распорядка исправительных центров уголовноисполнительной системы» и приказа Министерства юстиции Российской Федерации от 28.05.2001 № 161-дсп «Об утверждении норм проектирования следственных изоляторов и тюрем Министерства юстиции Российской Федерации».

Санузлы в камерах режимных корпусов учреждения оборудованы санитарным экраном высотой не менее 2 метров, в некоторых камерных помещениях - до потолка. Ограждения выполнены из фанеры с толщиной стенки не менее 10 мм. Санузлы в камерах находятся в исправном состоянии. В соответствие с СП 247.1325800.2016 «Следственные изоляторы уголовно-исполнительной системы. Правила проектирования» от 04.07.2016 площадь санитарного узла (уборной) с умывальником должна составлять не менее 2 м2.

Пунктом 45 Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, утверждённых Приказом МВД РФ № 950, предусмотрено, что камеры ИВС оборудуются, в том числе санитарным узлом с соблюдением необходимых требований приватности.

Протоколом МВД России от 12.02.1995 № 1-95 введена в действие Инструкция по проектированию объектов органов внутренних дел МВД России (Свод правил - СП 12-95). Согласно разделу 1 нормы инструкции должны соблюдаться, в том числе при разработке проектов на строительство, реконструкцию, расширение, техническое перевооружение зданий, помещений, сооружений специализированных учреждений милиции.

Согласно пункту 17.16 СП 12-95 унитазы и умывальники в камерах, карцерах, изоляторах необходимо размещать в отдельных кабинах с дверьми, открывающимися наружу. Кабина должна иметь перегородки высотой 1 м от пола санитарного узла.

Положениями пункта 45 Приказа №950 предусмотрено, что камеры ИВС оборудуются санитарным узлом с соблюдением необходимых требований приватности.

Принимая во внимание вышеизложенное, являются несостоятельными доводы Корепанова В. В. о том, что в камерах изолятора, в которых он содержался, не была обеспечена приватность в санузле (туалете), поскольку унитаз не был размещён в кабине, с толщиной перегородки 120 мм. на всю высоту, выполненной кирпичами, а в дверном проёме кабины не установлен полноразмерный дверной блок с деревянным покрытием, поскольку Свод правил - СП 12-95 устанавливает лишь наличие перегородки высотой 1 м от пола санитарного узла, не оговаривая её характер и толщину.

Относительно доводов административного истца о наблюдении через смотровой «глазок», суд принимает во внимание, что для недопущения побегов, нанесения телесных повреждений, смерти подозреваемых, обвиняемых, осужденных в соответствии с пунктом 17.3. приказа Минюста России от 03.11.2005 № 204 дсп, надзор за поведением лиц, содержащихся в камерах, младший инспектор осуществляет бесшумно, наблюдая через «глазки», заметив нарушение ими правил внутреннего распорядка, младший инспектор через дверную форточку делает предупреждение. Согласно пункту 1 статьи 83 УИК РФ администрация исправительных учреждений вправе использовать аудиовизуальные, электронные и иные технические средства надзора и контроля для предупреждения побегов и других преступлений, нарушений установленного порядка отбывания наказания и в целях получения необходимой информации о поведении осуждённых.

Как установлено в суде, следует из представленного отзыва, за период содержания в ФКУ СИЗО-1 от Корепанова В. В. жалоб, заявлений по вышеуказанному вопросу к администрации учреждения не поступало.

На основании представленных представителем административных ответчиков доказательств, руководствуясь вышеприведёнными положениями нормативно-правовых актов, суд приходит к выводу о том, что в камерах Изолятора обеспечена надлежащая степень приватности и само по себе наличие смотровых (дверных) «глазков» в дверях камер права административного истца на надлежащие условия содержания в Изоляторе не нарушает.

Как следует из предоставленных суду материалов, данных книги количественной сверки, размещение производилось:

.....

.....

.....

.....

Таким образом, размещение Корепанова В. В. производилось по количеству спальных мест и с соблюдением нормы санитарной площади в камере на одного человека в соответствии с требованиями статьи 23 Закона, статей 80, 99 УИК РФ.

Корепанов В. В., полагая, что в период его содержания условия в камере ..... ФКУ СИЗО-1 являлись ненадлежащими, нарушающими его права на надлежащие условия содержания ввиду отсутствия в данной камере подводки горячей воды к умывальнику не учитывает, что данная камера находится в режимном корпусе. Система горячего водоснабжения для режимных корпусов учреждения не предусмотрена конструктивной особенностью.

В судебном заседании установлено, что камеры, в которых содержался административный истец, находятся в режимном корпусе. Система горячего водоснабжения для режимных корпусов учреждения не предусмотрена конструктивной особенностью.

Отсутствие водоснабжения для режимных корпусов учреждения по причине отсутствия технической возможности обеспечить централизованное горячее водоснабжение не исключает возможности обеспечения подозреваемых, обвиняемых и осуждённых горячим водоснабжением иным альтернативным способом. Так, в соответствии с пунктом 31 раздела V приказа Минюста России от 04.07.2022 № 110 «Об утверждении Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений и Правил внутреннего распорядка исправительных центров уголовно-исполнительной системы» (ранее - пунктом 43 раздела V приказа Министерства юстиции Российской Федерации от 14.10.2005 № 189), при отсутствии в камере водонагревательных приборов либо горячей водопроводной воды горячая вода для стирки и гигиенических целей и кипяченая вода для питья выдаются ежедневно в установленное распорядком дня подозреваемых и обвиняемых с учётом их потребности.

.....

.....

.....

Стирка личных вещей производится осуждёнными в камерах учреждения, все камеры СИЗО оборудованы тазами для гигиенических целей и стирки одежды в соответствии с пунктом 28.11 раздела V приказа Министерства юстиции Российской Федерации от 04.07.2022 № 110 «Об утверждении правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, правил внутреннего распорядка исправительных учреждений и правил внутреннего распорядка исправительных центров уголовно-исполнительной системы», для санитарной обработки камер, оборудования, посуды и стирки одежды в камеры выдаются чистящие средства, хозяйственное мыло, сода.

При этом суд руководствуется Стандартными минимальными правилами обращения с заключенными, принятыми Первым конгрессом ООН по предупреждению преступности и обращению с преступниками, состоявшимся в Женеве в 1955 году, и утверждёнными Экономическим и социальным советом в резолюциях 663 С (XXIV) от 13.07.1957 и 2076 (LXII) от 13.05.1977, в которых исходили из того, что обязательного наличия горячего водоснабжения в каждой камере, где содержатся осуждённые, не предусмотрено.

Как указал Верховный Суд Российской Федерации в Определении от 14.11.2017 № 84-КГ17-6, содержание на законных основаниях лица под стражей или отбывание им наказания в местах, соответствующих установленным государством нормативам, заведомо не может причинить физические и нравственные страдания, поскольку такие нормативы создавались именно с целью обеспечить не только содержание в местах лишения свободы или под стражей, но и обеспечить при этом соблюдение прав лиц, оказавшихся в них вследствие реализации механизма государственного принуждения.

Кроме того, в учреждении имеется банно-прачечный комбинат, в котором производится стирка, сушка, глажка постельного белья, выдаваемого во временное пользование подозреваемым, обвиняемым и осуждённым, а также стирка, сушка, глажка одежды и белья подозреваемых, обвиняемых и осужденных, по их заявлению.

Как следует из представленного отзыва, пояснений представителя административных ответчиков в суде, административный истец за период содержания в учреждении, как с письменными, так и с устными заявлениями, по данному вопросу к сотрудникам учреждения, в контролирующие и надзорные органы не обращался.

Ссылки административного истца на Свод Правил 308.1325800.2017 «Исправительные учреждения и центры уголовно-исполнительной системы. Правила проектирования», утвержденного приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 20.10.2017 № 1454/пр, Инструкцию по проектированию исправительных специализированных учреждений уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции РФ, утверждённой Приказом Минюста РФ от 02.06.2003 № 130-дсп, согласно которым здания исправительных учреждений должны быть оборудованы горячим водоснабжением, суд во внимание не принимает, поскольку здание ФКУ СИЗО-1 г. Кирова спроектировано и введено в эксплуатацию в соответствии с действующими на тот момент правовыми актами, не предусматривающих вышеуказанных требований к обеспеченности горячим водоснабжением.

Данные требования должны соблюдаться при введении в эксплуатацию зданий исправительных учреждений после 2003 г., между тем здание ФКУ СИЗО-1 г. Кирова построено и введено в эксплуатацию до указанной даты.

При этом капитальный ремонт здания учреждения до настоящего времени не проводился.

Суд также учитывает пояснения представителя административного ответчика ..... в судебном заседании о том, что Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений являются нормативно-правовым актом и находятся в открытом доступе, они размещены на информационном стенде в камерных помещениях учреждения. Кроме того, по радио ежедневно в течение дня происходит трансляция прав и обязанностей содержащихся в учреждении лиц.

Заявлений, обращений, а также жалоб со стороны Корепанова В. В. к администрации учреждения в периоды нахождения в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Кировской области относительно отсутствия подводки горячей воды к умывальнику в камере ..... о том, что Администрация Изолятора по требованию и по личной инициативе не предоставляла административному ответчику кипяток для питьевых и бытовых нужд не поступало, на личный приём к руководству учреждения он не обращался.

Таким образом, вопреки доводам административного истца, отсутствие в камере ..... ФКУ СИЗО-1 подводки горячей воды к умывальнику не свидетельствует о нарушении его прав, поскольку горячая вода выдавалась по просьбе осуждённых ежедневно.

Ссылка истца на иную судебную практику о признании нарушающими права условий содержания в ФКУ СИЗО-З УФСИН России по Республике Коми, в том числе в связи с отсутствием в камерах горячего водоснабжения, не имеет правового значения при разрешении настоящего спора.

Согласно пункту 20.1 Инструкции по проектированию исправительных и специализированных учреждений уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации, утвержденной Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 02.06.2003 № 130-ДСП (далее - Инструкция), здания исправительных учреждений должны быть оборудованы хозяйственно-питьевым и противопожарным водопроводом, горячим водоснабжением, канализацией и водостоками согласно требованиям, в том числе СНиП 2.04.01-85 «Внутренний водопровод и канализация зданий». Подводку холодной и горячей воды в жилой (режимной, лечебной) зоне следует предусматривать, в том числе к умывальникам и душевым установкам во всех зданиях (пункт 20.5 Инструкции).

Вместе с тем, указанная Инструкция не имеет обратной силы и её положения не могут быть применены к зданиям и сооружениям, построенным и реконструированным до её принятия. Годами постройки и реконструкции здания СИЗО-1 являются 1836, 1936, 1970, 1985 годы, следовательно, требование об оборудовании камер горячим водоснабжением в данном случае не может быть применено по объективным причинам.

В статье 1 Свода Правил Нормы проектирования следственных изоляторов и тюрем Минюста России, утверждённых приказом Минюста РФ от 28.05.2001 №161-ДСП, предусмотрено, что настоящие нормы проектирования должны соблюдаться при разработке проектов на строительство, реконструкцию, расширение и техническое перевооружение зданий, помещений и сооружений, предназначенных для размещения и функционирования следственных изоляторов и тюрем.

Санитарно-эпидемиологическая обстановка в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Кировской области в 2022 году оставалась благополучной, контролируемой.

Таким образом, учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу о том, что все камеры для содержания подозреваемых, обвиняемых, осужденных ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Кировской области оборудованы централизованным водоснабжением и канализацией, центральным отоплением от городских сетей, естественным и искусственным освещением, вентиляцией, имелась возможность проветривания через форточку.

Принимая во внимание, что водоснабжение в камеры Изолятора осуществляется от городских водопроводных сетей, то есть централизованно, основаны на субъективном восприятии доводы административного истца о том, что после умывания холодной водой у него сохла кожа, во время умывания на коже оставалось ощущение, будто в составе холодной воды присутствует какое-либо масло, данной холодной водой плохо смывались гигиенические средства для умывания и мыло.

Кроме того, как указал представитель административных ответчиков, качество питьевой воды из разводящей сети ежемесячно контролировалось с проведением лабораторных методов исследования. Питьевая вода благоприятна по органолептическим свойствам, безопасна в эпидемическом отношении, соответствует гигиеническим нормативам, что подтверждается протоколами лабораторных исследований бактериологической лаборатории филиал «Центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора» ФКУЗ МСЧ-43 ФСИН России от .....

Сотрудниками ЦГСЭН инструментальные измерения параметров микроклимата, уровня искусственной освещенности осуществляются в ходе выездных проверок выборочно в нескольких камерах. Параметры микроклимата (температура и относительная влажность воздуха), уровень искусственной освещенности в камерах соответствовали гигиеническим нормативам, что подтверждается протоколами измерений филиала .....

С учётом изложенного, вопреки доводам Корепанова В. В., условия содержания под стражей в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Кировской области в обжалуемый период с ..... соответствовали требованиям санитарного - эпидемиологического законодательства.

Рассматривая доводы Корепанова В. В. о том, что во всех камерах, в которых он содержался, установлены решётки на окнах с внутренней стороны камеры, суд приходит к следующим выводам.

.....

.....

.....

.....

.....

.....

При таких обстоятельствах, учитывая вышеприведённые положения закона, не могут служить основанием для удовлетворения административного иска доводы Корепанова В. В. об установке во всех камерах, в которых он содержался, решёток на окнах с внутренней стороны камеры, что доставляло ему дискомфорт и психологическое давление, а также препятствовало свободному доступу к окнам.

Относительно доводов Корепанова В. В. о конструктивных особенностях кроватей камерного помещения ..... для спецконтингента, которые по его мнению, не соответствовали установленным требованиям законодательства, суд приходит к следующему.

.....

.....

.....

.....

.....

.....

.....

.....

В соответствии с пунктом 28.9 приказа № 110 от 04.07.2022 «Об утверждении правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы» камеры следственного изолятора оборудуются: радиодинамиком для вещания общегосударственной программы.

Согласно пункту 8.102 приказа Министерства юстиции Российской Федерации от 28.05.2001 № 161-дсп «Об утверждении норм проектирования следственных изоляторов и тюрем Министерства юстиции Российской Федерации» радиоприемники в камерах следует располагать в нишах над дверью и ограждать их металлическими решетками, в связи с чем регулировка громкости радио осуществляется из дежурной части сотрудниками учреждения, что свидетельствует о том, что ссылки на отсутствие доступа к прибавлению и убавлению громкости радио не могут служить основанием для удовлетворения заявленных требований.

Вещание общегосударственной программы осуществляется в дневное время с 06:00 до 22:00 с оптимальной для спецконтингента громкостью.

Все оборудование и инвентарь камер находится в исправном состоянии, в том числе радиоточки. Наличие и исправность камерного инвентаря и радио контролируется сотрудниками администрации, в случае выявления данных недостатков принимаются меры к их своевременному устранению.

.....

Таким образом, при рассмотрении настоящего дела не нашли своего подтверждения доводы Корепанова В. В. о том, что в указанный в административном иске период времени он находился в ФКУ СИЗО-1 в бесчеловечных условиях, нарушающих его права, испытывал чувство страха, тревоги и собственной неполноценности.

Вопреки доводам административного иска, с учётом режима места принудительного содержания в Изоляторе, существенного отклонения от таких требований, судом не установлено.

.....

Исходя из положений пункта 1 части 2 статьи 227 КАС РФ, суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права, свободы и законные интересы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.

Указанная совокупность оснований, влекущая удовлетворение административного иска, по делу не установлена.

На основании изложенного, принимая во внимание, что большая часть изложенных в исковом заявлении фактов, на которые административный истец ссылался в обоснование заявленного размера компенсации, подтверждения в ходе рассмотрения дела не нашли, на наличие негативных последствий, наступивших в результате действий административных ответчиков, административный истец не указал, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований.

Руководствуясь статьями 175-180, 219, 227, 227.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ .. ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░-1» ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░), ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ 200 000 (░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░) ░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░                          ░. ░. ░░░░░░

░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ 13.01.2023.

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

2а-6727/2022 ~ М-5661/2022

Категория:
Административные
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Корепанов Виталий Вячеславович
Ответчики
Федеральная служба исполнения наказаний Российской Федерации
ФКУ СИЗО-1 УФСИН РФ по Кировской области
Министерство финансов России
Управление Федеральной службы исполнения наказаний по Кировской области
Суд
Северодвинский городской суд Архангельской области
Судья
Попова Д.В.
Дело на сайте суда
seversud--arh.sudrf.ru
10.11.2022Регистрация административного искового заявления
10.11.2022Передача материалов судье
14.11.2022Решение вопроса о принятии к производству
14.11.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
14.11.2022Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
08.12.2022Предварительное судебное заседание
09.12.2022Срок рассмотрения дела продлен председателем суда
09.12.2022Рассмотрение дела начато с начала
23.12.2022Судебное заседание
13.01.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
23.01.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
14.02.2023Дело оформлено
15.02.2023Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее