Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-1473/2024 (2а-7348/2023;) ~ М-6439/2023 от 18.12.2023

Дело № 2а-1473/2024

УИД 47RS0006-01-2023-007936-33

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Гатчина 01 апреля 2024 года

Гатчинский городской суд Ленинградской области в составе:

председательствующего судьи Арикайнен Т.Ю.,

при секретаре Моргун В.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Гатчинского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО «Сяськелевское сельское поселение», заинтересованное лицо администрация Гатчинского муниципального района Ленинградской области, заинтересованное лицо: администрация Гатчинского муниципального района Ленинградской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области, о признании незаконным бездействия в принятии мер по постановке на кадастровый учет и регистрации прав собственности на земельные участки под автомобильными дорогами местного значения, обязании осуществить действия,

установил:

Гатчинский городской прокурор с учетом уточненных требований обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО «Сяськелевское сельское поселение» о признании незаконным бездействия по выполнению обязанности по постановке на кадастровый учет и регистрации права собственности на земельные участки, расположенные под автомобильными дорогами общего пользования местного значения - общественный проезд по д. Войсковицы Сяськелевского сельского поселения Гатчинского муниципального района Ленинградской области, обязании поставить на кадастровый учет и зарегистрировать право собственности на указанные земельные участки в течение 12 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда. В обоснование исковых требований указал, что при проведении Гатчинской городской прокуратурой проверки законодательства в сфере распоряжения муниципальным имуществом на территории Гатчинского муниципального района установлено, что в нарушение Федеральных законов № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», положений ст.130 Гражданского кодекса РФ, администрацией Сяськелевского сельского поселения не поставлены на кадастровый учет и не оформлены в муниципальную собственность муниципального образования земельные участки, расположенные под автомобильными дорогами общего пользования местного значения, расположенные - общественный проезд по д. Войсковицы Сяськелевского сельского поселения Гатчинского муниципального района Ленинградской области.

Стороны, надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились.

На основании ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) дело рассмотрено в отсутствие не явившихся участников процесса.

Суд, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

Согласно ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества.

В соответствии с пп. 3, 5, 39 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее Закон № ФЗ-131), ст.1 областного закона Ленинградской области от 10.07.2014 № 48-оз «Об отдельных вопросах местного значения сельских поселений Ленинградской области» к вопросам местного значения сельского поселения относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения, участие в соответствии с федеральным законом в выполнении комплексных кадастровых работ, а также вопросы дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве в границах населенных пунктов поселения, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Под дорожной деятельностью, согласно ст.3 Федерального закона от 08.11.2007 № 257 «Об автомобилях дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» понимается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.

Согласно п.8 ст.6 вышеуказанного закона к собственности поселения, если для сельского поселения иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.

Согласно ст. 50 Закона № 131-ФЗ в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения.

В силу положений ст.51 вышеуказанного закона Органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, ведут реестры муниципального имущества в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

В соответствии с положениями ст.1 Земельного кодекса РФ одним из принципов земельного законодательства является учет значения земли как основы жизни и деятельности человека, согласно которому регулирование отношений по использованию и охране земли осуществляется исходя из представлений о земле как о природном объекте, охраняемом в качестве важнейшей составной части природы, природном ресурсе, используемом в качестве средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве и основы осуществления хозяйственной и иной деятельности на территории Российской Федерации, и одновременно как о недвижимом имуществе, об объекте права собственности и иных прав на землю.

В соответствии со ст. 11 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относится в том числе, управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.

Отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, регулируются Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Закон № 218-ФЗ).

В соответствии с ч. 3 ст. 1 Закона № 218-ФЗ установлено, что государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества.

Согласно положениям пп. 3-4, 7 ст. 1 Закона № 218-ФЗ под государственным кадастровым учетом недвижимого имущества следует понимать внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случае, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также - объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости (далее - государственный кадастровый учет).

Согласно ст.8 Закона № 218-ФЗ к основным сведениям об объекте недвижимости относятся вид земельного участка, его кадастровый номер, площадь, описание местоположения.

В силу ч. 1, п. 1 ч. 2 ст. 14 Закона № 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке. Основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав является, в том числе, акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, и устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости.

Таким образом, в силу вышеуказанных норм закона земельный участок является образованным с момента его государственного кадастрового учета, сведения которого подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально определенной вещи.

В соответствии с п. 1 ст. 3 Закона № 257-ФЗ автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности, а также соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения, программно-целевой подход к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения.

Таким образом, к собственности поселения относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов поселения, а также земельные участки под ними, позволяющие реализовывать вопросы местного значения поселения в сфере дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения, что предполагает наличие имущества, предназначенного для этих целей и обеспечение его надлежащего содержания.

Судом установлено, что постановлением администрации Сяськелевского сельского поселения Гатчинского муниципального района Ленинградской области № 263 от 16.01.2024 утвержден перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения в границах населенных пунктов Сяськелевского сельского поселения, в соответствии с которым в границах поселения расположена автомобильная дорога общего пользования – проезд Общественный в д. Войсковицы протяженностью 0,272 км. с щебеночным/грунтовым покрытием, однако в нарушение требований вышеназванного законодательства, на кадастровый учет земельные участки под данными автодорогами, расположенные в пределах границ поселения, не поставлены, право собственности на них не зарегистрировано.

В нарушение требований вышеназванного законодательства на кадастровый учет земельные участки под данными автодорогами, расположенные в пределах границ Сяськелевского сельского поселения, не поставлены, право муниципальной собственности на них не зарегистрировано, что не позволяет реализовывать вопросы местного значения поселения в сфере надлежащего содержания недвижимого имущества местного значения.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о наличии обстоятельств, свидетельствующих о бездействии администрации муниципального образования «Сяськелевское сельское поселение» Гатчинского муниципального района Ленинградской области в принятии мер по государственной регистрации и постановке на кадастровый учет земельных участков, на которых расположены дороги общего пользования местного значения, что создает препятствия в осуществлении надлежащего содержания данных объектов, влечет нарушение требований законодательства по исполнению возложенных полномочий в сфере дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог и как следствие нарушение прав неопределенного круга лиц (пользователей автомобильных дорог) на безопасность дорожного движения, а потому исковые требования Гатчинского городского прокурора, заявленные в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконными бездействия административного ответчика, являются законными и подлежащими удовлетворению.

Согласно ст. 187 КАС РФ суд вправе указать предельные сроки исполнения решения суда в соответствии с характером соответствующих требований.

Учитывая конкретные действия, которые обязан совершить ответчик, объем мероприятий по постановке на кадастровый учет и оформлению права собственности на земельные участки, баланс интересов сторон, суд признает разумным предоставить для проведения необходимых мероприятий по постановке на кадастровый учет и регистрации прав муниципальной собственности срок исполнения решения суда - 24 месяца.

Учитывая вышеизложенное, руководствуясь ст.ст. 175, 179-180 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

решил:

░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ «░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░», ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ «░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ - ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░. ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ «░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ – ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ - ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░. ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.

░░░░░: ░░░░░░░

░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 05.04.2024.

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

2а-1473/2024 (2а-7348/2023;) ~ М-6439/2023

Категория:
Административные
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Гатчинский городской прокурор
Ответчики
Администрация МО Сяськелевское сельское поселение
Другие
Администрация Гатчинского муниципального района ЛО
ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице Филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по ЛО
Суд
Гатчинский городской суд Ленинградской области
Судья
Арикайнен Татьяна Юрьевна
Дело на сайте суда
gatchinsky--lo.sudrf.ru
18.12.2023Регистрация административного искового заявления
18.12.2023Передача материалов судье
21.12.2023Решение вопроса о принятии к производству
21.12.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
21.12.2023Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
29.01.2024Предварительное судебное заседание
08.02.2024Судебное заседание
07.03.2024Судебное заседание
01.04.2024Судебное заседание
05.04.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
22.04.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее