Дело № 2а-41/2021
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
15 ноября 2021 года г. Вологда
Вологодский гарнизонный военный суд в составе председательствующего судьи Ладного В.В., с участием Овчарук Н.Н. - представителя административного истца, а также заместителя военного прокурора Вологодского гарнизона майора юстиции Черткова Н.А., при секретаре Ушаковой К.С., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении военного суда административное дело №2а-41/2020 по административному иску военнослужащего войсковой части №, проходящего военную службу по контракту, <данные изъяты> Карпова Владимира Петровича об оспаривании приказа командующего 45 Армией военно-воздушных сил и противовоздушной обороны Северного флота (далее – командующий 45 армией ВВС и ПВО СФ) об увольнении его с военной службы,
у с т а н о в и л:
Карпов обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконным действия командующего 45 Армией ВВС и ПВО СФ по изданию приказа от 20 августа 2021 года №90 об его увольнении с военной службы, и обязать командующего 45 Армией ВВС и ПВО СФ отменить вышеуказанный приказ.
В судебном заседании представитель Карпова поддержала заявленные ее доверителем требования и настаивала на их удовлетворении. При этом она объяснила, что Карпов проходит военную службу по контракту в войсковой части №. Приказом командующего 45 армией ВВС и ПВО СФ от 20 августа 2021 года №90 Карпов был досрочно уволен с военной службы в запас по пп.«а» п.2 ст.51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» в связи с организационно-штатными мероприятиями. Вместе с тем, на момент издания оспариваемого приказа Карпов состоял на учете нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма. При этом согласие на увольнение с военной службы без обеспечения жильем он не давал. Карпов считает, что его увольнение с военной службы является незаконным, поскольку он был уволен с военной службы без обеспечения его жилым помещением.
Административный истец, командующий 45 армией ВВС и ПВО СФ и руководитель Федерального казенного учреждения «Объединенное стратегическое командование Северного флота» (далее - ФКУ «ОСК СФ»), заблаговременно и надлежащим образом извещённые о месте и времени проведения судебного заседания, в суд не прибыли, в связи с чем на основании ч.6 ст. 226 КАС РФ дело рассмотрено без их участия.
От представителя административного ответчика в суд поступили возражения, в которых он просил отказать в удовлетворении требований, указав, что в результате проведенной беседы 07 июля 2021 года Карпов с увольнением не согласился, просьб назначить на должности не связанных с летной работой в связи с состоянием здоровья не заявлял, а по месту службы истец обеспечен жилым помещением по договору коммерческого найма.
Выслушав объяснения представителя административного истца и заключение военного прокурора, полагавшего необходимым удовлетворить исковые требования, а также исследовав материалы дела, суд установил следующее.
Факт прохождения военной службы по контракту Карповым подтверждается копиями послужного списка и контракта о прохождении им военной службы, заключенного административным истцом 16 февраля 2019 года с Министерством обороны Российской Федерации (далее – МО РФ) в лице командира войсковой части № на срок 3 года.
Как установлено из справок, копий ордеров, договора найма жилого помещения 01 июня 1982 года 1975 ОМИС МО РФ Карпову его жене и <данные изъяты> детям было предоставлено служебное жилое помещение по адресу: <адрес>., 29 апреля 1999 года - квартира по адресу: <адрес>, а 14 ноября 2006 года администрацией Вологодского района супруге Карпова на ее мужа (Карпова) и <данные изъяты> их детей было предоставлено жилое помещение по адресу: <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв.м., которое в последствии было приватизировано матерью супруги административного истца.
Согласно копии решения Вологодского районного суда от 20 января 2014 года Карпов, его супруга и их дети были признаны утратившими право пользования жилым помещением по адресу: <адрес>.
Как видно из копий лицевого счета, справки ООО «Резной палисад» договора найма жилого помещения муниципального жилищного фонда коммерческого использования №962 от 05 апреля 2019 года, заключенного сроком на три года, Карпов совместно с женой и детьми проживает в жилом помещении по адресу: <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв.м., где они зарегистрированы с марта 2014 года.
В соответствии с копией решения начальника отделения (территориального, г. Вологда) Федерального государственного казенного учреждения «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ (далее по тексту – отделение ЗРУЖО) от 28 мая 2019 года № 35-24/22/2019 административный истец принят на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, с составом семьи <данные изъяты> человека с 11 апреля 2019 года.
Как установлено из выписок из ЕГРП от 07, 08 и 09 мая 2019 года административный истец и члены его семьи прав на объекты недвижимого имущества не имеют.
Из письменного сообщения начальника отделения ЗРУЖО № 35-19/1444/2019 от 11 июня 2019 года следует, что на основании заявления Карпова о перечислении жилищной субсидии от 11 июня 2019 года форма обеспечения постоянным жилым помещением с «квартира по договору социального найма» изменена на «жилищная субсидия на строительство или приобретение жилого помещения», административный истец в настоящее время состоит на учете нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма (жилищной субсидии).
По сообщениям командира войсковой части № от 10 ноября 2021 года №3735 и от 11 ноября 2021 года №3766 Карпов на учете на предоставление служебного жилого помещения не состоит и денежную компенсацию за наем (поднаем) жилых помещений, по линии МО РФ, не получает.
Из копии свидетельства о болезни от 26 декабря 2020 года № 44 установлено, что врачебной – летной комиссией Карпов был признан годным к военной службе с незначительными ограничениями, не годным к летной работе бортоператором.
Как видно из копии рапорта от 10 марта 2021 года Карпов, отказавшись от назначения на должности, не связанные с летной работой, просил командование уволить его с военной, но только после обеспечения жильем.
В ходе беседы 07 июля 2021 года административный истец высказал командованию свое несогласие на увольнение с военной службы до обеспечения его жилым помещением или выплаты жилищной субсидии и просил оставить его на занимаемой воинской должности.
Согласно выписке из протокола заседания аттестационной комиссии войсковой части № от 26 июня 2021 года №22 и копии представления от 23 июля 2021 года командир войсковой части № ходатайствовал об увольнении Карпова с военной службы в отставку в связи с организационно-штатными мероприятиями (подп.«а» п.2 ст.51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе»).
Согласно п.12 параграфа 5 приказа командующего 45 армией ВВС и ПВО СФ от 20 августа 2021 года № 90 Карпов, имеющий выслугу более 30 лет, был досрочно уволен с военной службы в запас в связи с организационно-штатными мероприятиями (подп.«а» п.2 ст.51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе») с оставлением на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении.
С данным приказом, согласно отметке, административный истец был ознакомлен 30 сентября 2021 года, и выразил свое несогласие.
Давая оценку изложенным обстоятельствам, военный суд основывается на следующем.
Порядок увольнения военнослужащих с военной службы и исключения их из списков личного состава воинской части установлен в ст. 34 Положения о порядке прохождения военной службе, утвержденного Указом Президента РФ от 16 сентября 1999 года №1237, в котором Президентом Российской Федерации, кроме того, воспроизведены указанные в ст.51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» основания, при которых военнослужащий подлежит увольнению, может быть уволен и имеет право на увольнение с военной службы.
Согласно подп.«а» п.2 ст.51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, может быть досрочно уволен с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями.
По данному основанию в силу абз. 5 п. 4 ст. 34 Положения о порядке прохождения военной службы могут быть досрочно уволены военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, при признании их военно-врачебной комиссией не годным к военной службе по имеющейся военно-учетной специальности (не отвечающим специальным требованиям), но годным к военной службе или годным к военной службе с незначительными ограничениями при отсутствии согласия военнослужащего с назначением на другую воинскую должность (должность).
В силу положений п.14 ст.34 Положения о порядке прохождения военной службы увольнению военнослужащего должен предшествовать комплекс мероприятий, направленных на соблюдение прав военнослужащих.
При этом порядок деятельности воинских должностных лиц при увольнении военнослужащих установлен приказом Министра обороны РФ от 30 октября 2015 года № 660 "О мерах по реализации правовых актов по вопросам организации прохождения военной службы по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации".
Как установлено в ходе судебного заседания процедура досрочного увольнения Карпова с военной службы командованием была проведена в соответствии с требованиями, установленными приказом Министра обороны РФ от 30 октября 2015 г. № 660.
Вместе с тем, в силу абз. 3 п. 1 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» военнослужащим - гражданам, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года (за исключением курсантов военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования), и совместно проживающим с ними членам их семей, признанным нуждающимися в жилых помещениях, федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются жилищная субсидия либо жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом по месту военной службы, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более - по избранному месту жительства в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными ст. 15.1 указанного Федерального закона.
В силу абз. 2 п. 1 ст. 23 Федерального закона «О статусе военнослужащих» военнослужащие - граждане, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в федеральном органе исполнительной власти или федеральном государственном органе, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, без их согласия не могут быть уволены с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений или жилищной субсидии.
Аналогичные предписания содержатся в п.17 ст.34 Положения о порядке прохождения военной службы. При этом в силу названной нормы Положения военнослужащий, изъявивший желание получить жилое помещение не по месту увольнения с военной службы, увольняется с военной службы и обеспечивается жилым помещением в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Таким образом, указанными выше нормами предусмотрено, что военнослужащие, признанные нуждающимися в жилых помещениях, не могут быть уволены с военной службы без их согласия по достижению предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, в случае необеспеченности жильем по месту военной службы в период ее прохождения.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 48 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 мая 2014 года N 8 «О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих», военнослужащие, имеющие право на обеспечение жилищными субсидиями или жилыми помещениями по договору социального найма или в собственность, не могут быть уволены с военной службы с оставлением их на учете нуждающихся в жилых помещениях по последнему месту военной службы при отсутствии их согласия на такое увольнение. Если такие военнослужащие не соглашаются с увольнением их с военной службы без предоставления жилищной субсидии или жилого помещения, суд отказывает в удовлетворении их требований об увольнении с военной службы, поскольку указанные лица в соответствии с законом не могут быть уволены с военной службы.
Принимая решение по заявленным требованиям, суд учитывает, что жилое помещение по адресу: <адрес>, была предоставлена административному истцу органами местного самоуправления для временного, а не постоянного проживания в ней, это жилое помещение отнесено к муниципальному жилищному фонду коммерческого использования и предоставлялась Карпову по договорам коммерческого найма, к которым, исходя из разъяснений абз.2 п.4 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 года № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», подлежат применению нормы гражданского, а не жилищного законодательства.
При таких обстоятельствах суд приходит к убеждению, что факт проживания административного истца и членов его семьи в занимаемой ими квартире в <адрес> не свидетельствует об их праве постоянного пользования ей, поскольку в указанную квартиру они вселились не по основаниям, предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации, а на основании заключенных в соответствии с пунктом 1 статьи 671, пунктом 1 статьи 674 и пунктом 1 статьи 683 Гражданского кодекса Российской Федерации договоров.
Таким образом, занимаемая Карповым с членами семьи по договору коммерческого найма квартира по месту прохождения им военной службы, не свидетельствует о его обеспеченности жилым помещением, а является временным местом жительства до получения от военного ведомства жилого помещения по нормам, установленным законодательством.
В судебном заседании установлено, что Карпов в период прохождения военной службы жилым помещением обеспечен не был, установленным порядком был поставлен на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях и возражал против увольнения с военной службы без предоставления жилья, но несмотря на отсутствие его согласия на увольнение с военной службы без обеспечения жилым помещением, он был уволен с военной службы.
При этом, исходя из требований ст. 53 Жилищного кодекса Российской Федерации, факт предоставления в ноябре 2006 года администрацией Вологодского района супруге Карпова жилого помещения по адресу: <адрес>, не свидетельствует об обеспеченности жилым помещением административного истца на день издания приказа об его увольнении с военной службы, поскольку 20 января 2014 года Карпов, его супруга и их дети судебным решением были признаны утратившими право пользования указанным жилым помещением, а 28 мая 2019 года приняты на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.
Следовательно, увольнение Карпова с военной службы без обеспечения жильем для постоянного проживания по избранному им месту жительства противоречит требованиям Федерального закона «О статусе военнослужащих», а поэтому его требования подлежат удовлетворению, поскольку оспариваемый им приказ командующего 45 армией ВВС и ПВО СФ от 20 августа 2021 года № 90, в части касающейся увольнения Карпова с военной службы, не соответствует нормативным правовым актам и нарушает права истца.
В силу ст. 111 КАС РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
Принимая во внимание предмет судебного разбирательства, суд приходит к выводу о необходимости взыскания в пользу истца понесенных им судебных расходов в виде уплаченной государственной пошлины с ФКУ «ОСК СФ» - органа, осуществляющего финансовое обеспечение административного ответчика.
Руководствуясь ст. 175-176, 178-180, 227 КАС РФ, военный суд
р е ш и л:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ 45 ░░░░░░ ░░░░░░-░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ - ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ 45 ░░░░░░ ░░░░░░-░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ 20 ░░░░░░░ 2021 ░░░░ № 90 ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ - ░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ 45 ░░░░░░ ░░░░░░-░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░ 20 ░░░░░░░ 2021 ░░░░ № 90 ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░, ░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░, ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░» ░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ 300 (░░░░░░) ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ 1-░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░