УИД: 54RS0023-01-2022-001564-15
дело № 2а-990/2022
поступило в суд 11.08.2022
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
01 ноября 2022 года р.п. Коченево
Коченевский районный суд Новосибирской области в составе
председательствующего судьи Мирончик Е.Ю.
при секретаре Нестеренко Н.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению, с учетом уточненных исковых требований, прокурора Коченевского района в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Коченевского района Новосибирской области о признании бездействий Администрации Коченевского района Новосибирской области, выразившееся в непринятии мер по ликвидации несанкционированного места размещения отходов на земельном участке, расположенном по адресу: НСО, <адрес>, р.<адрес>, на расстоянии 100 метров, незаконным, с требованиями обязать ликвидировать свалки твердых коммунальных отходов, с требованиями обязать разработать, согласовать и утвердить проект рекультивации, провести рекультивацию, провести государственную экологическую экспертизу федерального уровня, указанных проектов рекультивации,
установил:
административный истец – прокурор Коченевского района Новосибирской области - обратился в суд в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц с вышепоименованными уточненными исковыми требованиями.
В обоснование требований истец указывает, что Прокуратурой района проведена проверка исполнения органами местного самоуправления Коченевского района требований законов в области отходов производства и потребления в части организации сбора и вывоза отходов, очистки территории от отходов, по результатам которой, выявлены нарушения названного законодательства.
Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в статье 42 Конституции Российской Федерации, статье 11 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», статье 8 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения».
В соответствии с частью 1 статьи 13 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.
В силу требований пункта 14 части 1 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района отнесены организация сбора, транспортирования, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.
Закрепление за органами местного самоуправления муниципального района полномочий по охране окружающей среды предусмотрено пунктом 1 статьи 7 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
В соответствии с пунктом 1 статьи 22 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Как следует из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 26 апреля 2016 года № 13-П «По делу о проверке конституционности пункта 18 части 1 статьи 14 и пункта 14 части 1 статьи 15 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в связи с жалобой администрации муниципального образования «<адрес>», следует, что в реализации экологической функции государства участвуют и органы местного самоуправления, поскольку обеспечение благоприятных экологических условий жизнедеятельности населения по месту жительства согласуется с основной целью местного самоуправления, заключающейся в удовлетворении основных жизненных потребностей населения муниципальных образований. Это предполагает, что на органы местного самоуправления могут быть возложены законом как создание условий для надлежащего исполнения субъектами природопользования своих обязанностей по устранению причиненного природным объектам вреда, так и обеспечение проведения за счет собственных сил и средств мероприятий по ликвидации загрязнения территории муниципального образования отходами, образовавшимися в результате жизнедеятельности населения.
В силу <адрес>, к полномочиям местной администрации относится участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территории <адрес>.
По результатам прокурорской проверки на территории <адрес> выявлены места размещения несанкционированных свалок.
Так, на территории земельного участка с кадастровым номером: № локально размещены твердые коммунальные отходы, выявлено общее захламление территории неразлагающимися отходами всей площади северной половины указанного земельного участка (пластиковые пакеты, обломки мебели, картонные коробки, стеклянные бутылки, хозяйственные мешки, наполненные бытовыми отходами, автомобильные шины, пластиковые бутылки).
Проверкой установлено, что вид разрешенного использования данного земельного участка: «для размещения отходов потребления», однако, в Государственный реестр объектов размещения отходов он не внесен, требованиям, установленным законодательством РФ для полигонов размещения ТБО и ТКО, не соответствует.
Таким образом, земельный участок с кадастровым номером: № является местом размещения несанкционированной свалки.
Также в ходе проверки установлено, что на территории кадастрового квартала №, по направлению на юг от жилого дома по адресу: <адрес>, на расстоянии 100 метров локально размещены твердые коммунальные отходы (координаты точки размещения: №°), выявлено общее захламление территории неразлагающимися отходами на протяжении 300 метров по направлению на юг от указанной точки размещения (пластиковые пакеты, обломки мебели, картонные коробки, стеклянные бутылки, хозяйственные мешки, наполненные бытовыми отходами, автомобильные шины, пластиковые бутылки).
В связи с выявленными нарушениям, прокурором <адрес> в адрес главы <адрес> ДД.ММ.ГГГГ внесено представление об устранении нарушений закона.
Согласно поступившему от администрации <адрес> ответу от <адрес> № № на указанное представление ориентировочный срок ликвидации вышеуказанных свалок - 2028 год.
До настоящего времени указанные несанкционированные места размещения отходов не ликвидированы, продолжается складирование бытовых отходов неустановленными лицами.
В статье 12 Земельного кодекса РФ указано, что целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель.
В соответствии с пунктом 5 статьи 13 Земельного кодекса РФ рекультивация земель представляет собой мероприятия по предотвращению деградации земель и (или) восстановлению их плодородия посредством приведения земель в состояние, пригодное для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, в том числе путем устранения последствий загрязнения почв, восстановления плодородного слоя почвы, создания защитных лесных насаждений.
В пункте 1 постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании природного слоя почвы» установлено, что рекультивация земель, нарушенных юридическими лицами и гражданами при разработке месторождений полезных ископаемых и торфа, проведении всех видов строительных, геологоразведочных, мелиоративных, проектно-¬изыскательских и иных работ, связанных с нарушением поверхности почвы, а также при складировании, захоронении промышленных, бытовых и других отходов, загрязнении участков поверхности земли, если по условиям восстановления этих земель требуется снятие плодородного слоя почвы, осуществляется r соответствии с утвержденными проектами рекультивации земель.
Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № утверждены Правила проведения рекультивации и консервации земель, согласно пункту 3 которых разработка проекта рекультивации земель и рекультивация земель, разработка проекта консервации земель и консервация земель обеспечиваются лицами, деятельность которых привела к деградации земель, в том числе правообладателями земельных участков, лицами, использующими земельные участки на условиях сервитута, публичного сервитута, а также лицами, использующими земли или земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов.
При этом в силу подпункта «б» пункта 4 Постановления № в случае, если лица, деятельность которых привела к деградации земель, не являются правообладателями земельных участков и у правообладателей земельных участков, исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, уполномоченных на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, отсутствует информация о таких лицах, разработка проекта рекультивации земель и рекультивация земель, разработка проекта консервации земель и консервация земель обеспечиваются арендаторами земельных участков, землепользователями, землевладельцами - в отношении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев ухудшения качества земель в результате воздействия природных явлений при условии, что арендаторами, землепользователями, землевладельцами принимались меры по охране земель в соответствии с земельным законодательством).
Согласно пункту 8 этого постановления рекультивация земель осуществляется в соответствии с утвержденным проектом рекультивации земель путем проведения технических и (или) биологических мероприятий.
Бездействие администрации <адрес>,, выразившееся в непринятии мер по организации деятельности по сбору, транспортированию твердых бытовых отходов на указанных земельных участках, очистки данных земельных участков от мусора и отходов, повлекло образование несанкционированных свалок мусора, что создает угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения и причиняет ущерб окружающей среде, тем самым нарушает права и законные интересы граждан, проживающих на территории <адрес>
Административный истец с учетом уточненных исковых требований просит:
- признать бездействие <адрес>, выразившееся в непринятии мер по ликвидации несанкционированных мест размещения отходов на земельном участке с кадастровым номером № и на территории кадастрового квартала № направлению на юг от жилого дома по адресу: <адрес>, на расстоянии 100 метров с координатами: №°, - незаконным;
- обязать <адрес> в срок до ДД.ММ.ГГГГ ликвидировать свалки твердых коммунальных отходов, расположенных на земельном участке с кадастровым номером № и на территории кадастрового квартала №, по направлению на юг от жилого дома по адресу: <адрес>, на расстоянии 100 метров с координатами: №°;
-обязать <адрес> в срок до ДД.ММ.ГГГГ разработать, согласовать и утвердить проект рекультивации, провести рекультивацию земельного участка с кадастровым номером № и территории кадастрового квартала № по направлению на юг от жилого дома по адресу: <адрес>, на расстоянии 100 метров с координатами: №°, провести государственную экологическую экспертизу федерального уровня, указанных проектов рекультивации.
В судебном заседании представитель истца помощник прокурора Тупяков А.Н. поддержал уточненные исковые требования и доводы, изложенные в иске, в полном объеме.
Представитель административного ответчика администрации Коченевского района Новосибирской области Соловьева Е.А., действующая на основании доверенности, не предоставила возражений относительно заявленных требований, вместе с тем пояснила, что указанный в иске срок не является достаточным для исполнения всех мероприятий, указанных в иске.
Представитель заинтересованного лица администрации р.п. Коченево Коченевского района Новосибирской области Михайлова Т.А., действующая на основании доверенности, предоставила отзыв, согласно которого Администрация рабочего поселка Коченево в соответствии п. 14 ст.<адрес> от № № «О статусе и границах муниципальных образований <адрес>» наделена статусом городского поселения. В силу пункта 18 части 1 ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» городское поселение самостоятельно в решении вопросов, связанных с участием в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов. Пунктом 14 части 1 статьи 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района ( администрации <адрес>) относится: участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов. Под сбором отходов согласно Федеральному закону от ДД.ММ.ГГГГ N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" понимается прием или поступление отходов от физических лиц и юридических лиц в целях дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, транспортирования, размещения таких отходов. Транспортирование отходов в свою очередь представляет собой перемещение отходов с помощью транспортных средств вне границ земельного участка, находящегося в собственности юридического лица или индивидуального предпринимателя либо предоставленного им на иных правах. К твердым коммунальным отходам, относятся отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам, также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами. В силу п. 1 ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления"- (далее по тексту ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ №89-ФЗ) к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений в области обращения с отходами относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих поселений. Согласно п. 2 ст. 8 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ №89-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с отходами относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих районов. Органы местного самоуправления муниципального района осуществляют полномочия в области обращения с отходами, предусмотренные п. 1 указанной статьи, на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта РФ, а также на межселенной территории. Таким образом, у администрации рабочего поселка Коченево отсутствуют полномочия по ликвидации несанкционированных мест размещения отходов. Относительно требований к <адрес> по разработке согласованию и утверждения проекта рекультивации, проведения рекультивации на земельном участке с кадастровым номером №, и на территории кадастрового квартала №, по направлению на юг от жилого дома по адресу: <адрес> на расстоянии 100 метров с координатами: №, а так же проведения государственной экологической экспертизы федерального уровня указанного проекта рекультивации, представитель считает следующее. Согласно, Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 800 "О проведении рекультивации и консервации земель" (вместе с "Правилами проведения рекультивации и консервации земель»)- далее по тексту Правила: "консервация земель" представляет собой мероприятия по уменьшению степени деградации земель, предотвращению их дальнейшей деградации и (или) негативного воздействия нарушенных земель на окружающую среду, осуществляемые при прекращении использования нарушенных земель; "рекультивация земель" представляет собой мероприятия по предотвращению деградации земель и (или) восстановлению их плодородия посредством приведения земель в состояние, пригодное для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, в том числе путем устранения последствий загрязнения почвы, восстановления плодородного слоя почвы и создания защитных лесных насаждений. Несанкционированное место размещения отходов на земельном участке с кадастровым номером: №.Вид разрешенного использования земельного участка: «для размещения полигона твердых бытовых отходов, для размещения промышленных объектов». Пробы грунта с вышеуказанного земельного участка не отбирались, доказательств деградации данных земель, <адрес> не представлено. Соответственно судить о нарушении плодородного слоя земли не представляется возможным, так как земли сельскохозяйственного назначения на данном участке отсутствуют, а имеются земли для размещения промышленных объектов. А так же невозможно определить, что требуется именно рекультивация земель, а не консервация. К тому же рекультивационные мероприятия являются более финансово затратными в отличии от консервации. Разработка проекта рекультивации земель и рекультивация земель, разработка проекта консервации земель и консервация земель обеспечиваются лицами, деятельность которых привела к деградации земель, в том числе правообладателями земельных участков, лицами, использующими земельные участки на условиях сервитута, публичного сервитута, а также лицами, использующими земли или земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов (пункт 3 Правил). Рекультивация земель должна обеспечивать восстановление земель до состояния, пригодного для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, путем обеспечения соответствия качества земель нормативам качества окружающей среды и требованиям законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно- эпидемиологического благополучия населения, в отношении земель сельскохозяйственного назначения также нормам и правилам в области обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения, но не ниже показателей состояния плодородия земель сельскохозяйственного назначения, порядок государственного учета которых устанавливается Министерством сельского хозяйства Российской Федерации применительно к земельным участкам, однородным по типу почв и занятым однородной растительностью в разрезе сельскохозяйственных угодий, а в отношении земель, указанных в части 2 статьи 60.12 Лесного кодекса Российской Федерации, также в соответствии с целевым назначением лесов и выполняемыми ими полезными функциями (пункт 5 Правил). Таким образом, необходимость рекультивации земельного участка с кадастровым номером: №- отсутствует. Земли сельскохозяйственного назначения либо лесного фонда на данном земельном участке отсутствуют. А по указанным координатам: № по направлению на юг от жилого дома по адресу: <адрес> на расстоянии 100 метров- не возможно определить назначение земель. Консервация земель проводится в отношении нарушенных земель, негативное воздействие на которые привело к их деградации, ухудшению экологической обстановки и (или) нарушению почвенного слоя, в результате которых не допускается осуществление хозяйственной деятельности, если устранение таких последствий путем рекультивации земель в целях обеспечения соблюдения требований, предусмотренных пунктом 5 Правил, невозможно в течение 15 лет (пункт 7 Правил). Доказательства нарушения земель, а так же деградация в результате негативного воздействия на земельном участке с кадастровым номером: № и на территории кадастрового квартала №, по направлению на юг от жилого дома по адресу: <адрес> на расстоянии 100 метров с координатами: №-отсуствуют. Таким образом, представитель считает, что требования по разработке, согласования и утверждения проект рекультивации, и проведения рекультивации земельного участка с кадастровым номером № и на территории кадастрового квартала №, по направлению на юг от жилого дома по адресу: <адрес> на расстоянии 100 метров с координатами: №, а так же проведения государственной экологической экспертизы федерального уровня указанного проекта рекультивации - заявлены преждевременно и данные требования необходимо исключить. Так же согласно, пункта 28 Правил: срок проведения работ по рекультивации земель, консервации земель определяется проектом консервации земель, проектом рекультивации земель и не должен составлять более 15 лет для рекультивации земель, более 25 лет для консервации земель. Прокуратурой района заявлен срок по рекультивации и разработки и согласования проекта рекультивации до 01.12.2023г., что делает невозможным исполнение решение суда. Так как данные сроки по выполнению вышеуказанных мероприятий, возможно, установить только проектом консервации либо рекультивации земель, подготовленным специализированной организацией с указанием необходимых мероприятий для консервации либо рекультивации земель.
Суд, выслушав стороны, исследовав представленные доказательства в их совокупности, пришел к следующему.
Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в статье 42 Конституции Российской Федерации, статье 11 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», статье 8 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения».
В соответствии с частью 1 статьи 13 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.
В силу требований пункта 14 части 1 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района отнесены организация сбора, транспортирования, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.
Закрепление за органами местного самоуправления муниципального района полномочий по охране окружающей среды предусмотрено пунктом 1 статьи 7 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
В соответствии с пунктом 1 статьи 22 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В силу <адрес>, к полномочиям местной администрации относится участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территории <адрес>.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ помощником прокурора Коченевского района Новосибирской области Тупяковым А.Н. произведен осмотр территории земельного участка с кадастровым номером: 54:11:040327:134, на котором локально размещены твердые коммунальные отходы, выявлено общее захламление территории неразлагающимися отходами всей площади северной половины указанного земельного участка (пластиковые пакеты, обломки мебели, картонные коробки, стеклянные бутылки, хозяйственные мешки, наполненные бытовыми отходами, автомобильные шины, пластиковые бутылки), о чем был составлен акт (л.д.9) и приложены соответствующие фотографии ( л.д.10-28).
ДД.ММ.ГГГГ в адрес Главы Коченевского района Новосибирской области Антипова Е.П. прокурором Коченевского района Новосибирской области вынесено представление об устранении нарушений законов об охране окружающей среды и природопользования, согласно которого прокурор потребовал в течении месяца с момента получения представления принять конкретные меры по устранению выявленных нарушений закона, причин и условий им способствующих и недопустимости их впредь. В случае привлечения виновных лиц к дисциплинарной ответственности копию распоряжения направить в прокуратуру района (л.д. 29-31).
ДД.ММ.ГГГГ заместитель главы администрации Коченевского района Новосибирской области Игошин В.Н., направил прокурору Коченевского района следующую информацию. Правовая позиция Конституционного суда Российской Федерации, изложенная в Постановлении от ДД.ММ.ГГГГ. N13-П «По делу о проверке конституционного пункта 18 части 1 статьи 14 и пункта 14 части 1 статьи 15 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в связи с жалобой администрации муниципального образования «<адрес>» была вынесена на основании законодательства действующего до ДД.ММ.ГГГГ, при котором организация деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов была отнесена к полномочиям органов местного самоуправления. В настоящее время в соответствии со ст. 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (организация деятельность по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов отнесена к полномочиям субъектов Российской Федерации. Пунктом 14 статьи 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №- ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», а также <адрес> к полномочиям <адрес> отнесено участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территории <адрес>. В свою очередь мероприятия по участию раскрыты статьей 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».
На территории <адрес> деятельность по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов осуществляется региональным оператором ООО «Экология-Новосибирск» в соответствии с постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №- п «Об утверждении территориальной схемы обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами <адрес>» в том числе и на территории р.<адрес>.
Исходя из вышесказанного, <адрес> не является уполномоченным органом по организации деятельности по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов.
Пунктом 2 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № 136-ФЗ предусмотрено, что в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от негативного воздействия.
С целью обеспечения благоприятных экологических условий жизнедеятельности населения <адрес> направила письмо № от ДД.ММ.ГГГГ в Администрацию р.<адрес> о предоставлении информации по проведению муниципального земельного контроля в отношении земельного участка №, поскольку проведение муниципального земельного контроля на территории р.<адрес> относится к полномочиям Администрации р.<адрес>.
На основании информации, полученной от Администрации р.<адрес> письмом № от ДД.ММ.ГГГГ земельный участок с кадастровым номером № не предоставлен в пользование, проведение муниципального земельного контроля не предоставляется возможным в связи с Постановлением Правительства от ДД.ММ.ГГГГ X» 336 «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля», государственный и муниципальный надзор осуществляется в соответствии с положениями Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N» 248- ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации». Предметом контроля является соблюдение юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами, контролируемыми лицами выполнение обязательных требований. В отношении неустановленного круга лиц, провести контрольные мероприятия не предоставляется возможным. Обеспечить охрану данного земельного участка с целью недопущения, не санкционирования складирования отходов - не возможно, ввиду отсутствия бюджетных средств на круглосуточные охранные мероприятия. На основании вышеизложенного принято решение о включении указанных в представлении свалок (кадастровый №, территория кадастрового квартала №) в реестр несанкционированных свалок <адрес> подлежащих ликвидации. При ежегодном выделении средств, в рамках государственной программы "Развитие системы обращения с отходами производства и потребления <адрес>" ориентировочный срок ликвидации вышеуказанных свалок - 2028 год.
До настоящего времени указанные несанкционированные места размещения отходов не ликвидированы, продолжается складирование бытовых отходов неустановленными лицами.
Таким образом, судом установлено, что бездействие администрации Коченевского района Новосибирской области, выразившееся в непринятии мер по организации деятельности по сбору и транспортированию твердых бытовых отходов на указанных земельных участках, влечет нарушение прав граждан на благоприятную окружающую среду, а потому исковые требования прокурора подлежат удовлетворению.
Кроме того, судом установлено, что вид разрешенного использования данного земельного участка: «для размещения отходов потребления», однако в Государственный реестр объектов размещения отходов он не внесен, требованиям, установленным законодательством РФ для полигонов размещения ТБО и ТКО, не соответствует.
В статье 12 Земельного кодекса РФ указано, что целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель.
В соответствии с пунктом 5 статьи 13 Земельного кодекса РФ рекультивация земель представляет собой мероприятия по предотвращению деградации земель и (или) восстановлению их плодородия посредством приведения земель в состояние, пригодное для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, в том числе путем устранения последствий загрязнения почв, восстановления плодородного слоя почвы, создания защитных лесных насаждений.
В пункте 1 постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании природного слоя почвы» установлено, что рекультивация земель, нарушенных юридическими лицами и гражданами при разработке месторождений полезных ископаемых и торфа, проведении всех видов строительных, геологоразведочных, мелиоративных, проектно ¬изыскательских и иных работ, связанных с нарушением поверхности почвы, а также при складировании, захоронении промышленных, бытовых и других отходов, загрязнении участков поверхности земли, если по условиям восстановления этих земель требуется снятие плодородного слоя почвы, осуществляется в соответствии с утвержденными проектами рекультивации земель.
Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № утверждены Правила проведения рекультивации и консервации земель, согласно пункту 3 которых разработка проекта рекультивации земель и рекультивация земель, разработка проекта консервации земель и консервация земель обеспечиваются лицами, деятельность которых привела к деградации земель, в том числе правообладателями земельных участков, лицами, использующими земельные участки на условиях сервитута, публичного сервитута, а также лицами, использующими земли или земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов.
При этом в силу подпункта «б» пункта 4 Постановления № в случае если лица, деятельность которых привела к деградации земель, не являются правообладателями земельных участков и у правообладателей земельных участков, исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, уполномоченных на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, отсутствует информация о таких лицах, разработка проекта рекультивации земель и рекультивация земель, разработка проекта консервации земель и консервация земель обеспечиваются арендаторами земельных участков, землепользователями, землевладельцами - в отношении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев ухудшения качества земель в результате воздействия природных явлений при условии, что арендаторами, землепользователями, землевладельцами принимались меры по охране земель в соответствии с земельным законодательством).
Согласно пункту 8 этого постановления рекультивация земель осуществляется в соответствии с утвержденным проектом рекультивации земель путем проведения технических и (или) биологических мероприятий.
Бездействие администрации <адрес>, выразившееся в непринятии мер по организации деятельности по сбору, транспортированию твердых бытовых отходов на указанных земельных участках, очистки данных земельных участков от мусора и отходов, повлекло образование несанкционированных свалок мусора, что создает угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения и причиняет ущерб окружающей среде, тем самым нарушает права и законные интересы граждан, проживающих на территории <адрес>.
Руководствуясь ст.ст. 174 – 177, 46,157,175 КАС РФ, суд
решил:
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ <░░░░░> – ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ <░░░░░>, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ № ░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ №, ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░░ ░░░░░░░░░░ 100 ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░: №°, - ░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ <░░░░░> ░ ░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ № ░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ №, ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░░ ░░░░░░░░░░ 100 ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░№
░░░░░░░ <░░░░░> ░ ░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ № ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ №, ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░░ ░░░░░░░░░░ 100 ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░: №°, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░. ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ 01 ░░░░░░ 2022 ░░░░.
░░░░░: ░.░. ░░░░░░░░