УИД 59OS0000-01-2020-000808-72
Дело № 3а-1213/2020
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
17 сентября 2020 года Пермский краевой суд в составе:
председательствующего судьи Хузяхралова Д.О.,
при секретаре Гатиной О.Ф.,
с участием представителя административных ответчиков департамента градостроительства и архитектуры администрации города Перми, администрации города Перми Тарасюк А.А., действующей на основании доверенностей, представителя административного ответчика департамента финансов администрации города Перми Котяшевой В.Д., действующей на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Перми административное дело по административному иску Абдулова Раиса Рафхатовича о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок,
У С Т А Н О В И Л:
Абдулов Р.Р. обратился в Пермский краевой суд с административным исковым заявлением к департаменту градостроительства и архитектуры администрации города Перми, департаменту финансов администрации города Перми о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере 100000 рублей.
В обоснование заявленных требований указал, что решением Индустриального районного суда города Перми от 18 февраля 2019 года, вступившим в законную силу 22 мая 2019 года, признано незаконным бездействие департамента градостроительства и архитектуры администрации города Перми, выразившееся в неисполнении обязанности по формированию земельного участка под многоквартирным домом, расположенным по адресу: г. Пермь, Индустриальный район, ул. 7-я Ипподромная, 5. По состоянию на 22 июня 2020 года решение суда не исполнено, общий срок неисполнения составляет 1 год 1 месяц. В период с момента вступления в законную силу решения суда до указанного момента он неоднократно обращался в департамент с запросом относительно исполнения судебного акта, на что ему сообщали, что осуществляется оформление документов для обращения в Комиссию по землепользованию и застройке города Перми с целью изменения территориального зонирования земельного участка под данным многоквартирным домом. Между тем, административный ответчик в комиссию не обращался; иные действия, направленные на исполнение судебного акта, не совершал.
Административное исковое заявление поступило в суд 20 июля 2020 года; определением судьи от 23 июля 2020 года административное исковое заявление принято к производству Пермского краевого суда.
Определением заместителя председателя Пермского краевого суда от 28 августа 2020 года произведена замена судьи Судневой В.Н., дело передано в производство судьи Хузяхралова Д.О.
Предметом рассмотрения является ходатайство департамента градостроительства и архитектуры администрации города Перми об оставлении административного искового заявления без рассмотрения, по причине подачи административным истцом административного искового заявления с нарушением порядка и сроков, предусмотренных Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации.
Административный истец Абдулов Р.Р. в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Представитель административных ответчиков департамента градостроительства и архитектуры администрации города Перми, администрации города Перми Тарасюк А.А. в судебном заседании на удовлетворении ходатайства об оставлении административного искового заявления без рассмотрения настаивала по доводам ходатайства, изложенного в письменных возражениях.
Представитель административного ответчика департамента финансов администрации города Перми Котяшева В.Д. в судебном заседании поддержала заявленное ходатайство, пояснила, что в настоящее время исполнительный лист к исполнению не предъявлен, в связи с чем административным истцом нарушены порядок и сроки, предусмотренные Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, для подачи административного искового заявления о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок.
Административный ответчик Федеральная служба судебных приставов России в судебное заседание своих представителей не направило, о месте и времени рассмотрения дела извещено надлежащим образом.
Заинтересованные лица Управление Федеральной службы судебных приставов по Пермскому краю, Управление судебного департамента по Пермскому краю в судебное заседание своих представителей не направили, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, пришел к следующим выводам.
Из материалов дела следует, что решением Индустриального районного суда города Перми от 18 февраля 2019 года, оставленным без изменения определением судебной коллегией по административным делам Пермского краевого суда от 22 мая 2019 года, постановлено: «Признать незаконным бездействие департамента градостроительства и архитектуры администрации г. Перми, выразившиеся в неисполнении обязанности по формированию земельного участка под многоквартирным жилым домом по адресу: г. Пермь, ул. 7-я Ипподромная, 5, на основании заявления Абдулова Раиса Рафхатовича, для дальнейшей постановки на государственный кадастровый учет. Возложить на департамент градостроительства и архитектуры администрации г. Перми обязанность устранить допущенное нарушение путем совершения необходимых действий по формированию земельного участка под многоквартирным домом по адресу: г. Пермь, ул. 7-я Ипподромная, 5 с возможностью постановки его на государственный кадастровый учет».
По вступлению в законную силу указанного решения, судом административному истцу Абдулову Р.В. выдан исполнительный лист (л.д. 113-114, 116).
Однако, как установлено судом и не оспаривается сторонами по делу, исполнительный лист в установленном законом порядке к исполнению не предъявлялся. По мнению административных ответчиков, указанное обстоятельство свидетельствует о том, что административный иск Абдулова Р.В. подан с нарушением порядка и сроков, установленных статьями 250 и 251 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, что влечет за собой оставление административного искового заявления без движения.
Порядок и срок подачи заявления о компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок закреплены в Федеральном законе от 30 апреля 2010 года № 68-ФЗ «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» и главе 26 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Часть 8 статьи 3 Федерального закона от 30 апреля 2010 года № 68-ФЗ «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» и часть 4 статьи 250 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусматривают, что заявление о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок может быть подано в суд в период исполнения судебного акта, но не ранее чем через шесть месяцев со дня истечения срока, установленного федеральным законом для исполнения судебного акта, и не позднее чем через шесть месяцев со дня окончания производства по исполнению судебного акта.
В соответствии с разъяснениями Верховного Суда Российской Федерации, изложенными в пункте 19 Постановления Пленума от 29 марта 2016 года № 11 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок», заявление о компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок подается в течение шести месяцев со дня окончания производства по исполнению судебного акта. В случае, если производство по исполнению судебного акта не окончено, заявление о компенсации может быть подано не ранее чем через шесть месяцев со дня истечения срока, установленного федеральным законом для исполнения судебного акта.
Принудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы. Непосредственное осуществление функций по принудительному исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на судебных приставов-исполнителей структурных подразделений Федеральной службы судебных приставов и судебных приставов-исполнителей структурных подразделений территориальных органов Федеральной службы судебных приставов (части 1 и 2 статьи 5 Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее по тексту – Закон об исполнительном производстве)).
Частью 1 статьи 30 Закона об исполнительной производстве предусмотрено, что судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
Согласно части 1 статьи 36 Закона об исполнительной производстве, содержащиеся в исполнительном документе требования должны быть исполнены судебным приставом-исполнителем в двухмесячный срок со дня возбуждения исполнительного производства.
Таким образом, с учетом указанных положений Закона и части 4 статьи 250 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административный истец вправе был обратиться в суд не ранее, чем через 8 месяцев с момента возбуждения исполнительного производства.
Исполнительный лист находится у административного истца, на принудительное исполнение административным истцом не предъявлялся, таким образом, порядок и срок предъявления административного иска о компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок Абдуловым Р.Р. не соблюден.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 254 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судья возвращает административное исковое заявление о присуждении компенсации, если при рассмотрении вопроса о его принятии к производству установит, что административное исковое заявление подано с нарушением порядка и сроков, установленных статьями 250 и 251 настоящего Кодекса.
В пункте 27 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 марта 2016 года № 11 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» указано, что заявление о компенсации считается поданным с нарушением порядка и сроков и подлежит возвращению, если оно подано ранее чем через шесть месяцев со дня истечения срока, установленного федеральным законом для исполнения судебного акта (статья 3 Закона о компенсации, статья 250 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Согласно части 2 статьи 196 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд оставляет административное исковое заявление без рассмотрения и в иных предусмотренных настоящим Кодексом случаях.
Таким образом, установив, что административное исковое заявление Абдулова Р.Р. подано с нарушением порядка и сроков, суд приходит к выводу о необходимости оставления его без рассмотрения.
При этом суд отмечает, что административный истец впоследствии не лишен возможности защиты нарушенного права на исполнение судебного акта в разумный срок, при соблюдении порядка и сроков обращения с административным исковым заявлением о компенсации, установленных статьями 250 и 251 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 196-197, 198-199 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
О П Р Е Д Е Л И Л:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░.
░░░░░