№ 2а-3009/2022
24RS0013-01-2022-002594-48
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
09 ноября 2022 года пгт. Емельяново
Емельяновский районный суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Павловой К.П.,
при секретаре Мартиросян А.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО10 к администрации Емельяновского района Красноярского края, МКУ «Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации Емельяновского района» о признании рещения незаконным, возложении обязанности,
У С Т А Н О В И Л:
Солоп П.В. обратился в суд с административным иском к администрации Емельяновского района Красноярского края, в котором просит признать незаконным решение администрации Емельяновского район Красноярского края № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка площадью 1 492 кв.м. Обязать администрацию Емельяновского района, предварительно согласовать предоставления земельного участка общей площадью 1 492 кв. м., согласно поданного заявления, на праве аренды на 49 лет, основание предоставления земельного участка без проведения торгов: подпункт 19 пункта 2 статьи 39.6 ЗК РФ, категория земель земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: ЛПХ на полевых участках.
Заявленные требования мотивированы тем, что ДД.ММ.ГГГГ Солоп П.В. на имя Руководителя администрации Емельяновского района Красноярского края подано заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка, к которому приложена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории. Ответом от ДД.ММ.ГГГГ за подписью и.о. начальника МКУ «УправЗем» А.И. Конопелько заявителю отказано в согласовании предоставления земельного участка со ссылкой на невозможность ведения личного подсобного хозяйства на полевых участках на земельном участке, покрытом лесными насаждениями. С данным ответом административный истец не согласен, поскольку в нарушение п. 17 ст. 39.15 ЗК РФ Решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно быть обоснованным и содержать все основания отказа. В случае, если к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка прилагалась схема расположения земельного участка, решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно содержать указание на отказ в утверждении схемы расположения земельного участка, заявителю направлено не было. Помимо этого, оспариваемое сообщение подписано неуполномоченным на то лицом. Кроме того административным истцом было указано на цели использования участка - для ведения личного подсобного хозяйства на полевых участках. Данные цели использования участка не поименованы в Федеральном законе «Об охране окружающей среды», как деятельность, запрещенная на территориях, входящих в состав лесопарковых зон и лесничеств. Понятие залесенность не тождественно понятию лесопарка, поэтому оснований для отказа в утверждении схемы со ссылкой на положения ч. 7 ст. 11.9 ЗК РФ по мнению административного истца не имеется. Доказательств нахождения участка в составе лесного фонда не имеется.
29.09.2022 г. к участию в деле в качестве соответчика привлечено МКУ «Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации Емельяновского района».
В судебное заседание административный истец Солоп П.В. не явился, о времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом, доверил представлять свои интересы представителю Федорищевой А.А., которая в судебном заседании требования поддержала в полном объеме, настаивала на удовлетворении заявленных требований.
Представитель административных ответчиков администрации Емельяновского района и МКУ «УправЗем» Ковальчук И.В. в судебном заседании требованиея не признала в полном объеме, просила оставить требования административного искового заявления без удовлетворения, указывая на то, испрашиваемый земельный участок расположен в лесу.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 218 КАС РФ гражданин вправе оспорить в суд решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считает, что нарушены его права и свободы.
В силу ст. 226 КАС РФ бремя доказывания по делам об оспаривании действий (бездействий) органов государственной власти, местного самоуправления, их должностных лиц, именно на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) законом возлагается обязанность доказать: соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
В соответствии со ст.62 КАС РФ, лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанности доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
В соответствии с п.2 ст. 11 ЗК РФ органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
В соответствии с п. 5 ст. 39.15 ЗК РФ рассмотрение заявлений о предварительном согласовании предоставления земельных участков осуществляется в порядке их поступления.
Согласно пп. 2 п.8 ст. 39.15 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, если земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 13, 14.1 - 19, 22 и 23 статьи 39.16 ЗК РФ.
В соответствии с п. 6 ст. 39.16 ЗК РФ указано, что основанием для отказа в предоставлении публичного участка в собственность физических и юридических лиц: указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок является изъятым из оборота или ограниченным в обороте и его предоставление не допускается на праве, указанном в заявлении о предоставлении земельного участка.
Согласно пп. 14 ст. 39.16 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, разрешенное использование земельного участка не соответствует целям использования такого земельного участка, указанным в заявлении о предоставлении земельного участка, за исключением случаев размещения линейного объекта в соответствии с утвержденным проектом планировки территории.
Как установлено в судебном заседании 08.02.2021г. Солоп П.В. обратился в администрацию Емельяновского района Красноярского края (МКУ «Управзем» с заявлением вх.№8848 ДД.ММ.ГГГГ.) о предварительном согласовании предоставления земельного участка (л.д.32).
Ответом МКУ «Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации Емельяновского района» от ДД.ММ.ГГГГ № административному истцу было отказано в предварительном согласовании предоставления земельного участка, со ссылкой на то, что испрашиваемые земельный участок зелесен, в связи с чем ведение личного подсобного хозяйства на испрашиваемом участке без проведения сплошных рубок лесных насаждений невозможно. Следовательно, использование данного земельного участка повлечет за собой неизбежную рубку и выкорчевку всех зеленых насаждений и приведет к существенному экологическому ущербу на локальном уровне, а также нарушит права неопределенного круга лиц, проживающих на территории Красноярского края, на благоприятную экологическую обстановку на свободное пребывание в лесах. По результатам заседания межведомственной рабочей группы по декриминализации лесной отрасли Красноярского края составлен протокол от ДД.ММ.ГГГГ №, где принято решение пресекать передачу в аренду земель, покрытых лесом и не входящих в лесной фонд (л.д.21-22).
В силу п.8 ст. 39.15 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка при наличии хотя бы одного из следующих оснований:
1) схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса;
2) земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 13, 14.1 - 19, 22 и 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса;
3) земельный участок, границы которого подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости", не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса.
В силу п.16 ст.11.10 ЗК РФ основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является:
1) несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 настоящей статьи;
2) полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек;
3) разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам;
4) несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории;
5) расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории, за исключением случаев, установленных федеральными законами;
6) разработка схемы расположения земельного участка, образование которого допускается исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории.
Пунктом 7 статьи 11.9 ЗК РФ установлено, что не допускается образование земельного участка, границы которого пересекают границы территориальных зон, лесничеств, лесопарков, за исключением земельного участка, образуемого для проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, размещения линейных объектов, гидротехнических сооружений, а также водохранилищ, иных искусственных водных объектов.
Земельный участок площадью 1492 кв.м не относится к землям лесного фонда, что подтверждается ответом министерства лесного хозяйства Красноярского края № (л.д.23-24).
В соответствии с п.1 ст.6 ЛК РФ леса располагаются на землях сельскохозяйственного назначения и иных землях, установленных в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации.
Таким образом, в силу прямого указания закона, уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, только если разрешенное использование земельного участка не соответствует целям использования такого земельного участка, указанным в заявлении о предоставлении земельного участка.
Как следует из представленных материалов дела, земельный участок с заявлением о предоставлении которого обратился административный истец, относится к землям сельскохозяйственного назначения, цели использования земельного участка соответствуют разрешенному использования земельного участка, кроме того, суд обращает внимание на то, что действующим законодательством таких оснований как «Зелесенность», по которым административному истцу было отказано в предоставлении земельного участка не предусмотрено.
При таких обстоятельствах, принимая во внимание, что в отношении земельного участка, указанного в заявлении и его предоставлении, не принято решение о предварительном согласовании его предоставления, а также что цели использования испрашиваемого земельного участка соответствуют разрешенному использованию, суд находит, что оспариваемое административным истцом решение административного ответчика не отвечает требованиям закона.
Разрешая доводы административного истца о том, что оспариваемый ответ дан неуполномоченным лицом, суд исходит из следующего.
Пунктом 1 ст. 28 Устава Емельяновского района Красноярского края определено, что структуру органов местного самоуправления Емельяновского района составляют Емельяновский районный Совет депутатов, глава Емельяновского района, администрация Емельяновского района, обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
Согласно п.1 ст.41 Устава администрация Емельяновского района - исполнительно-распорядительный орган местного самоуправления Емельяновского района, наделенный полномочиями по решению вопросов местного значения.
В структуру администрации Емельяновского района входят отделы, управления и другие структурные подразделения. Структурные подразделения администрации Емельяновского района осуществляют исполнительную и распорядительную деятельность, направленную на исполнение решений районного Совета депутатов, правовых актов Главы района, администрации района и структурных подразделений государственной власти, принятых в пределах их компетенции (п.п.3 и 5 ст.42 Устава).
В соответствии с п.12 ст.46 Устава Емельяновского района Красноярского края к компетенции администрации района относится планирование использования земель, находящихся в ведении района, организация ведения земельного кадастра, проведение работ по землеустройству, решение в соответствии с законодательством других вопросы в области земельных отношений.
В соответствии с Положением о МКУ «Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации Емельяновского района Красноярского края», утвержденного постановлением администрации Емельяновского района № № от 15.05.2017, Управление является функциональным органом местного самоуправления, уполномоченным на осуществление деятельности администрации Емельяновского района по осуществлению прав владения, пользования и распоряжения имуществом, лесными участкам и земельными участками, находящимися в муниципальной собственности Емельяновского района, а также земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена (п. 1.5 Положения).
Согласно п. 3.1.9 Управление рассматривает обращения граждан по вопросам входящим в его компетенцию, в порядке установленным действующим законодательством.
Руководитель Управления непосредственно подчиняется Главе Емельяновского района и осуществляет общее руководство деятельностью Управления на принципах единоначалия (п. 5.2, 5.4.1 Положения).
В соответствии с п. 3.2.2 Положения управление в соответствии с возложенными на него задачами по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, находящимися в муниципальной собственности Емельяновского района, и земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляет предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в границах территории Емельяновского района.
Между сотрудниками МКУ «Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации Емельяновского района Красноярского края» существует распределение должностных обязанностей, исполнение отдельных полномочий на должностных лиц.
Приказом №к от ДД.ММ.ГГГГ в полномочия руководителя МКУ «Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации Емельяновского района Красноярского края» входит рассмотрение и прием решений по заявлениям, обращениям.
Таким образом, исполняющий обязанности начальника отдела архитектуры МКУ «Управление земельно – имущественных отношений и архитектуры» администрации Емельяновского района Красноярского края Конопелько А.И. является должностным лицом, полномочным на рассмотрение заявления Солоп П.В.
Что касается административных исковых требований о возложении на административного ответчика обязанности согласовать предоставление земельного участка общей площадью 1 492 кв. м., согласно поданного заявления, на праве аренды на 49 лет, категория земель земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: ЛПХ на полевых участках, то данные требования удовлетворению не подлежат, поскольку суд не вправе подменять собой компетентный орган местного самоуправления, возлагая на себя полномочия, входящие в исключительную компетенцию данного органа.
С учетом фактических обстоятельств дела, в порядке восстановления прав и законных интересов административного истца, суд полагает необходимым обязать МКУ «Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации Емельяновского района Красноярского края повторно рассмотреть заявление Солов П.В. ДД.ММ.ГГГГ № и дать ответ, в соответствии с требованиями законодательства РФ.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░11 ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░ «░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ «░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░», ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ № ░░ ░░.░░.░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░12 ░░ ░░.░░.░░░░ №.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░13 ░░ ░░.░░.░░░░ №.
░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░.
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 23.11.2022 ░.