Дело №а-1604/2023
УИД 25RS0№-77
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
12 апреля 2023 года <адрес>
Фрунзенский районный суд <адрес> в составе председательствующего судьи Михайловой Т.А., при секретаре ФИО2, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Управлению муниципальной собственности <адрес> о признании решений незаконными, возложении обязанности,
установил:
ФИО1 обратилась в суд с административным исковым заявлением к Управлению муниципальной собственности <адрес> (далее – УМС <адрес>) о признании незаконным решения, указав в обоснование заявленных требований, что дата обратилась в УМС <адрес> с заявлением (вх. №у от дата)о предварительном согласовании предоставления земельного участка площадью 1306 кв.м. на основании ст. 39.5 Земельного кодекса РФ, местоположение: <адрес>, остров Попова, <адрес>, в районе <адрес> (кадастровый №), собственником которого является административный истец. дата администрацией <адрес> издано распоряжение № «О предварительном согласовании предоставления ФИО1 земельного участка, расположенного по адресу (описание местоположения): край Приморский, <адрес>, о. Попова, <адрес>». Административным истцом подготовлен меженой план, направлено дата заявление о государственной кадастровом учете земельного участка в Управление Росреестра по <адрес>, получена выписка из ЕГРН, полученные документы направлены в УМС <адрес> для подготовки распоряжения о предоставлении ФИО1 бесплатно в собственность земельного участка. Решением УМС <адрес> от дата №у/28 административному истцу отказано в предоставлении в собственность земельного участка по основаниям, предусмотренным п. 14.1 ст. 39.16, пп. 3 п. 5 ст. 39.17 Земельного кодекса РФ. Административный истец повторно обратилась к начальнику УМС <адрес> с просьбой о предоставлении в собственность указанного земельного участка бесплатно. Решением начальника УМС <адрес> от дата №у/28 указано на отсутствие оснований для пересмотра ранее принятого решения. Административный истец с принятыми решениями не согласен, указывает, что жилой дом по адресу <адрес>, остров Попова, <адрес>, построен в 1937 году, домовладение включает в себя как указанный жилой дом, так и испрашиваемый земельный участок, которым административный истец владеет с момента вступления в наследство – дата. С учетом этого, административный истец вправе претендовать на предоставление в собственность бесплатно испрашиваемого земельного участка, которым пользуется, не уплачивая ни земельного налога, ни арендной платы. С учетом этого, просит решения УМС <адрес> от дата №у/28 и от дата №у/28 признать незаконными, обязать УМС <адрес> устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод ФИО1 путем предоставления ей в собственность бесплатно земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу <адрес>, остров Попова, <адрес>.
В судебное заседание ФИО1 не явилась, извещена посредством телефонограммы, о причинах неявки не сообщила, об отложении судебного заседания не ходатайствовала.
Представитель административного истца ФИО3 в судебном заседании уточнил, что предметом оспаривания являются решения от дата №у/28 и от дата №у/28. Поддержал требования по основаниям, приведенным в административном иске и в дополнительных письменных пояснениях, в которых указал, что испрашиваемый земельный участок не находится в границах заповедника, сформирован до того, как был создан «Дальневосточный морской заповедник». Представители заповедника на место не выезжали, съемка земельных участков и жилых домов для внесения их в границы 550-метровой охранной зоны на суше вдоль сухопутных границ указанного заповедника не осуществлялась, изменения в Правила землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа с учетом издания приказа Минобрнауки России от дата №н не вносились.
Представитель УМС <адрес> ФИО4 в судебном заседании против удовлетворения заявленных требований возражала по доводам, изложенным в письменном отзыве, в котором указано, что земельный участок с кадастровым номером № находится в границах 500-метровой охранной зоны на суше вдоль сухопутных границ «Дальневосточного морского биосферного государственного природного заповедника». Согласно сведениям ЕГРН указанный земельный участок полностью расположен в границах зоны с особыми условиями использования территории, что препятствует его предоставлению в собственность.
Поскольку оснований для отложения судебного разбирательства административного дела, предусмотренных ч. 2 и ч. 3 ст. 152 КАС РФ, не имеется, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав пояснения участвующих в деле лиц, изучив материалы дела в совокупности с представленными доказательствами, суд приходит к следующим выводам.
В судебном заседании установлено, что ФИО1 является правообладателем объекта недвижимости - жилого дома, площадью 34,2 кв.м., с кадастровым номером №, расположенного по адресу <адрес>, остров Попова, <адрес>.
Право собственности зарегистрировано дата на основании решения Первомайского районного суда <адрес> от дата по делу №, которым установлен факт принятия ФИО1 наследства по завещанию, открывшегося после смерти ФИО5
дата администрацией <адрес> издано распоряжение № «О предварительном согласовании предоставления ФИО1 земельного участка, расположенного по адресу (описание местоположения): край Приморский, <адрес>, о. Попова, <адрес>».
дата земельный участок поставлен на кадастровый учет с присвоением кадастрового номера 25:28:070101:1096.
дата ФИО1 подано заявление в УМС <адрес> о предварительном согласовании предоставления указанного земельного участка в собственность бесплатно в порядке, предусмотренном пп. 3 п. 1 1 ст. 39.14, ст. 39.15 Земельного кодекса РФ.
Решением УМС <адрес> от дата №у/28 отказано в принятии решения о предоставлении в собственность бесплатно в соответствии с п. 14.1 ст. 39.16 Земельного кодекса РФ в связи с нахождением земельного участка в границах 500-метровой охранной зоны на суше вдоль сухопутных границ «Дальневосточного морского биосферного государственного природного заповедника». Также указано, что земельный участок с кадастровым номером № имеет вид разрешенного использования «для индивидуального жилищного строительства». Вместе с тем, Правилами землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа, утвержденными решением Думы <адрес> от дата №, вид разрешенного использования планируемого к образованию земельного участка «для индивидуального жилищного строительства» предусматривает размещение на земельном участке жилого дома, индивидуальных гаражей и хозяйственных построек, что не допускается на указанной территории в соответствии с Положением о Дальневосточном морском биосферном государственном природном заповеднике, утвержденном приказом Минобрнауки России от дата №н.
Решением и.о. начальника УМС <адрес> от дата №у/28 ФИО1 по результатам повторного заявления о предоставлении в собственность бесплатно земельного участка с кадастровым номером № сообщено, что сведения о 500-метровой охранной зоне на суше вдоль сухопутных границ «Дальневосточного морского биосферного государственного природного заповедника», установленной приказом Минобрнауки России от дата №н, содержатся в Едином государственном реестре недвижимости с реестровым номером 25:20-6.136. Согласно сведениям ЕГРН земельный участок с кадастровым номером № полностью распложен в границах указанной зоны с особыми условиями использования территорий.
Оценив обстоятельства дела, представленные доказательства, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для признания оспариваемых решений не соответствующими требованиям действующего законодательства в силу следующего.
В силу пункта 5 части 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации одним из принципов земельного законодательства является принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Пунктом 1 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что если иное не установлено настоящей статьей или другим Федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
В соответствии с подпунктом 14.1 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов в случае, если испрашиваемый земельный участок полностью расположен в границах зоны с особыми условиями использования территории, установленные ограничения использования земельных участков в которой не допускают использования земельного участка в соответствии с целями использования такого земельного участка, указанными в заявлении о предоставлении земельного участка.
Согласно подпункту 11 статьи 105 Земельного кодекса Российской Федерации охранная зона особо охраняемой природной территории (государственного природного заповедника, национального парка, природного парка, памятника природы) является одним видов зон с особыми условиями использования территорий; в соответствии с пунктом 10 статьи 2 Федерального закона от дата N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" устанавливается для предотвращения неблагоприятных антропогенных воздействий на государственные природные заповедники, национальные парки, природные парки и памятники природы на прилегающих к ним земельных участках и водных объектах. Положение об охранных зонах указанных особо охраняемых природных территорий утверждается Правительством Российской Федерации. Ограничения использования земельных участков и водных объектов в границах охранной зоны устанавливаются решением об установлении охранной зоны особо охраняемой природной территории.
По правилам пункта 2 статьи 22 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, за исключением указанных в пункте 4 статьи 27 названного Кодекса, могут быть предоставлены в аренду в соответствии с гражданским законодательством и данным Кодексом.
Названная статья определяет закрытый перечень земельных участков, изъятых из оборота и (или) ограниченных в обороте. Земельные участки, находящиеся в границах зон с особыми условиями использования территории, в указанный перечень не включены.
Согласно абзацу второму пункта 2 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в пределах особо охраняемых природных территорий, не указанные в пункте 4 настоящей статьи (подпункт 1 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации).
Таким образом, действующим законодательством установлен прямой запрет на предоставление в частную собственность земельных участков, отнесенных к землям, ограниченным в обороте.
В соответствии с пунктом 1 статьи 25 Федерального закона от дата N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" памятники природы - уникальные, невосполнимые, ценные в экологическом, научном, культурном и эстетическом отношениях природные комплексы, а также объекты естественного и искусственного происхождения.
Пунктом 2 статьи 59 Федерального закона от дата N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", определяющей правовой режим охраны природных объектов, установлен запрет хозяйственной и иной деятельности, оказывающей негативное воздействие на окружающую среду и ведущей к деградации и (или) уничтожению природных объектов, имеющих особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение и находящихся под особой охраной.
При этом в статье 1 названного Федерального закона, называющей основные используемые в нем понятия, определено, что негативное воздействие на окружающую среду это воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.
Аналогичные предписания содержатся и в статье 27 Федерального закона от дата N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях", на территориях, на которых находятся памятники природы, и в границах их охранных зон запрещается всякая деятельность, влекущая за собой нарушение сохранности памятников природы; собственники, владельцы и пользователи земельных участков, на которых находятся памятники природы, принимают на себя обязательства по обеспечению режима особой охраны памятников природы.
Приказом Минобрнауки России от дата N 45н утверждено Положение о Дальневосточном морском биосферном государственном природном заповеднике.
Согласно пункту 17 Положения о Дальневосточном морском биосферном государственном природном заповеднике в 500-метровой охранной зоне на суше вдоль сухопутных границ Заповедника запрещается:
1) строительство промышленных и сельскохозяйственных предприятий, жилых и подсобных помещений, санаториев, туристических баз, дач, баз отдыха, любых других зданий и сооружений, за исключением случаев, предусмотренных подпунктом 1 пункта 18 настоящего Положения;
2) строительство дорог и путепроводов, водопроводов, газопроводов, нефтепроводов, линий электропередачи и прочих линейных объектов, за исключением случаев, предусмотренных подпунктом 2 пункта 18 настоящего Положения;
3) разведение костров;
4) движение и стоянка транспортных средств вне дорог и вне специально предусмотренных для этого мест;
5) размещение автозаправочных станций, складов горюче-смазочных материалов, станций технического обслуживания, используемых для технического осмотра и ремонта транспортных средств, осуществление мойки транспортных средств;
6) строительство очистных сооружений, вывод в море стоков коллекторов очистных сооружений, сброс сточных, в том числе дренажных вод, использование сточных вод в целях регулирования плодородия почв;
7) размещение кладбищ, скотомогильников, мест захоронения отходов производства и потребления, химических, взрывчатых, токсичных, отравляющих и ядовитых веществ, пунктов захоронения радиоактивных отходов;
8) применение ядохимикатов, минеральных удобрений, химических средств, в том числе средств защиты растений и стимуляторов роста, использование токсичных химических препаратов, в том числе в научных целях;
9) разведка и добыча общераспространенных полезных ископаемых.
В соответствии с пунктом 18 указанного Положения в 500-метровой охранной зоне на суше вдоль сухопутных границ Заповедника, при условии принятия и соблюдения мер для предотвращения неблагоприятных антропогенных воздействий на Заповедник, разрешается:
1) организация Заповедником передвижных и стационарных информационных центров, экологических троп (маршрутов), смотровых площадок и экскурсий в рамках осуществления Заповедником эколого-просветительской деятельности и развития познавательного туризма;
2) строительство дорог, водопроводов для обеспечения противопожарных мероприятий Заповедника.
То обстоятельство, что испрашиваемый административным истцом земельный участок полностью расположен в границах зоны с особыми условиями использования территории, подтверждается сведениями Единого государственного реестра недвижимости по состоянию на дата.
Поскольку административным истцом при обращении в УМС <адрес> земельный участок испрашивался для предоставления в собственность, административный ответчик правомерно указал на наличие предусмотренных подпунктом 14.1 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации оснований для отказа в предоставлении земельного участка в собственность.
Вместе с тем, поскольку действующее законодательство не содержит прямого запрета на предоставление гражданам в аренду земельных участков, расположенных в границах зон с особыми условиями использования территории, административный истец, являющийся собственником жилого дома, расположенного на испрашиваемом земельным участке, не лишен права на обращение в уполномоченный орган с заявлением о предоставлении земельного участка в пользование на ином виде права.
В силу пункта 2 статьи 227 КАС РФ суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Из анализа указанного положения следует, что суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями и права либо свободы гражданина не были нарушены.
В ходе судебного разбирательства не установлено не соответствие оспариваемых решений административного ответчика требованиям закона, а также не выявлено обстоятельств, свидетельствующих о наличии нарушений прав и законных интересов заявителя.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
решил:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░1 ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ <░░░░░> ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ <░░░░░>░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ <░░░░░> ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ – ░░░░.
░░░░░ ░.░.░░░░░░░░░