Мотивированное решение составлено 31.05.2021.
№ 2а-1290/21
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
31 мая 2021 года г. Верхняя Пышма
Верхнепышминский городской суд Свердловской области в составе:
председательствующего судьи Шелеповой Е.А.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Польне А.С.,
с участием административного истца Шайхисламовой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании материалы административного дела по административному исковому заявлению Шайхисламовой Алены Викторовны к судебному приставу-исполнителю Верхнепышминского РОСП ГУ ФССП России по Свердловской области Набиуллиной Лилии Сибагатовне, Верхнепышминскому РОСП ГУ ФССП России по Свердловской области, ГУ ФССП России по Свердловской области о признании незаконным постановления о взыскании исполнительского сбора,
установил:
Шайхисламова А.В. обратилась в суд с административным иском к судебному приставу-исполнителю Верхнепышминского РОСП ГУ ФССП России по Свердловской области Набиуллиной Лилии Сибагатовне, Верхнепышминскому РОСП ГУ ФССП России по Свердловской области, ГУ ФССП России по Свердловской области о признании незаконным постановления о взыскании исполнительского сбора.
В обоснование административного иска указано, что 18.09.2020 судебным приставом-исполнителем Верхнепышминского РОСП ГУ ФССП России по Свердловской области Набиуллиной Л.С. на основании исполнительного листа ФС №, выданного Верхнепышминским городским судом Свердловской области по делу №, возбуждено исполнительное производство № в отношении должника Шайхисламовой А.В., в пользу взыскателя Черных Ю.В., предмет исполнения – взыскание задолженности в размере 1 263 111 рублей 49 копеек. Указанным постановлением установлен срок добровольного исполнения – 5 дней. В связи с неисполнением исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, судебным приставом-исполнителем Верхнепышминского РОСП ГУ ФССП России по Свердловской области Набиуллиной Л.С. постановлением от 20.10.2020 должнику установлен исполнительский сбор в размере 88 417 рублей 80 копеек. Административный истец считает постановление от 20.10.2020 незаконным, поскольку Черных Ю.Б. отказалась от своих требований и забрала исполнительный лист у судебного пристава-исполнителя Набиуллиной Л.С. В связи с чем, административный истец просит признать незаконным постановление судебного пристава-исполнителя Верхнепышминского РОСП ГУ ФССП России по Свердловской области Набиуллиной Л.С. от 20.10.2020 о взыскании с Шайхисламовой А.В. исполнительского сбора в сумме 88 417 рублей 80 копеек, и вернуть уплаченный исполнительский сбор частично или полностью.
Административный истец Шайхисламова А.В. в судебном заседании на заявленных требованиях настаивала.
Административный ответчик судебный пристав-исполнитель Верхнепышминского РОСП ГУ ФССП России по Свердловской области Набиуллина Л.С. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом и в срок, просила рассмотреть дело в ее отсутствие.
Представитель административного ответчика Верхнепышминского РОСП ГУ ФССП России по Свердловской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом и в срок, о причинах неявки суду не сообщил.
Представитель административного ответчика ГУ ФССП России по Свердловской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом и в срок, о причинах неявки суду не сообщил.
Заинтересованное лицо Черных Ю.Б. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом и в срок, о причинах неявки суду не сообщила.
Заслушав административного истца Шайхисламову А.В., исследовав письменные материалы дела, сопоставив в совокупности все представленные по делу доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 121 Федерального закона РФ от 02.10.2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», постановления судебного пристава-исполнителя и других должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие) по исполнению исполнительного документа могут быть обжалованы сторонами исполнительного производства, иными лицами, чьи права и интересы нарушены такими действиями (бездействием), в порядке подчиненности и оспорены в суде.
Согласно ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии со ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд удовлетворяет требования о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если признает оспариваемые решения, действия (бездействия) не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.
Таким образом, для признания действий (бездействия), решений должностного лица службы судебных приставов незаконными необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие действий (бездействия), решения закону или иному нормативному правовому акту и нарушение оспариваемым действием (бездействием), решением прав и законных интересов заявителя.
Такой необходимой совокупности по указанному делу судом не установлено.
Как следует из материалов административного дела, 18.09.2020 судебным приставом-исполнителем Верхнепышминского РОСП ГУ ФССП России по Свердловской области Набиуллиной Л.С. на основании исполнительного листа ФС №, выданного Верхнепышминским городским судом Свердловской области по делу №, возбуждено исполнительное производство № в отношении должника Шайхисламовой А.В., в пользу взыскателя Черных Ю.В., предмет исполнения – взыскание задолженности в размере 1 263 111 рублей 49 копеек.
Копию указанного постановления Шайхисламова А.В. получила 07.10.2020, что подтверждается отчетом об отслеживании почтовой корреспонденции, а также информацией из АИС ФССП России.
Пунктом 2 указанного постановления должнику был предоставлен срок 5 дней для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, с момента получения должником копии настоящего постановления.
Должнику разъяснено, что в случае неисполнения требований исполнительного документа в добровольном порядке без уважительных причин в срок, представленный для добровольного исполнения, с него будет взыскан исполнительский сбор в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника-индивидуального предпринимателя устанавливается в размере 5 000 рублей, с должника-организации – 50 000 рублей.
В связи с неисполнением в установленный срок требований исполнительного документа, судебным приставом-исполнителем Верхнепышминского РОСП ГУ ФССП России по Свердловской области Набиуллиной Л.С. 20.10.2020 вынесено постановление о взыскании с должника – Шайхисламовой А.В. исполнительского сбора в размере 88 417 рублей 80 копеек.
Шайхисламова А.В. обратилась в суд с административным иском о признании незаконным постановления о взыскании исполнительского сбора.
Условия и порядок принудительного исполнения судебных актов в Российской Федерации определяются Федеральным законом от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве".
Статьей 30 названного Федерального закона установлено, что судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя, если иное не установлено настоящим Федеральным законом (часть 1).
Согласно ч. 11 ст. 30 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона.
На основании ч. 12 ст. 30 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" срок для добровольного исполнения не может превышать пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
В соответствии с ч. 17 ст. 30 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" копия постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства не позднее дня, следующего за днем вынесения указанного постановления, направляется взыскателю, должнику, а также в суд, другой орган или должностному лицу, выдавшим исполнительный документ.
На основании ч. 1 ст. 105 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.
Исполнительским сбором согласно ч. 1 ст. 112 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" является денежное взыскание, налагаемое на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет.
В соответствии с ч. 2 ст. 112 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора утверждается старшим судебным приставом.
В силу ч. 3 ст. 112 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей.
Как следует из материалов дела, и пояснений административного истца Шайхисламовой А.В., копия постановления о возбуждении исполнительного производства № от 18.09.2020 была получена 07.10.2020, что подтверждается отчетом об отслеживании почтовой корреспонденции, а также информацией из АИС ФССП России.
Таким образом, материалами дела подтверждается наличие законных оснований у судебного пристава-исполнителя для вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора.
Размер исполнительского сбора определен в сумме, предусмотренной ст. ч. 3 ст. 112 Федерального закона от 02 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" в сумме 88 417 рублей 80 копеек.
При таких обстоятельствах судебным приставом-исполнителем правомерно вынесено постановление от 20.10.2020 г. о взыскании исполнительского сбора в размере 88 417 рублей 80 копеек.
В пункте 74 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.11.2015 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства" разъяснено, что суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, иных существенных обстоятельств уменьшить размер исполнительского сбора не более чем на одну четверть от размера, установленного частью 3 статьи 112 Закона об исполнительном производстве, либо освободить должника от его взыскания не только при разрешении требований об уменьшении размера исполнительского сбора или освобождении от его взыскания, но и при разрешении требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора.
Верховным Судом Российской Федерации пунктом 75 указанного постановления обращено внимание, что при применении положений пункта 7 статьи 112 Закона об исполнительном производстве об освобождении должника от взыскания исполнительского сбора судам следует исходить из того, что основанием освобождения субъекта предпринимательской деятельности от взыскания могут являться только обстоятельства непреодолимой силы (пункт 3 статьи 401 ГК РФ).
Оснований для снижения суммы исполнительского сбора, освобождения должника от уплаты исполнительского сбора, суд не усматривает, поскольку административным истцом, доказательств невозможности исполнения требований исполнительного документа в установленный судебным приставом-исполнителем срок, а также вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, ни судебному приставу, ни в суд не представлено. Должник Шайхисламова А.В. не предприняла все необходимые действия для погашения имеющейся задолженности в добровольном порядке в установленный срок. Доказательств, подтверждающих тяжелое материальное положение должника и отсутствия денежных средств административным истцом Шайхисламовой А.В. суду не представлено. Административный истец является учредителем ООО «Берег», ООО «Авто Комфорт», ООО «Рекламно-производственная компания «Апельсин», осуществляет деятельность рекламных агентств, деятельность легкового такси и арендованных легковых автомобилей с водителем, деятельность по аренде и управлению собственным или арендованным недвижимым имуществом. Кроме того, тяжелое финансовое положение и отсутствие денежных средств сами по себе не являются основанием для уменьшения размера сбора, освобождения от его уплаты, поскольку не могут быть признаны объективными причинами нарушения срока исполнения решения. Административный истец Шайхисламова А.В. обращалась в суд с заявлением об отсрочке исполнения судебного решения, но как следует из пояснений административного истца, в удовлетворении ее заявления было отказано, судом не усмотрено оснований для установления иного срока исполнения решения суда. В настоящее время сумма исполнительского сбора в размере 88 417 рублей 80 копеек должником Шайхисламовой А.В. оплачена.
Суд не принимает доводы административного истца о том, что постановление о взыскании исполнительского сбора от 20.10.2020 является незаконным, поскольку Черных Ю.Б. отказалась от своих требований и забрала исполнительный лист у судебного пристава-исполнителя Набиуллиной Л.С., поскольку факт отзыва взыскателем исполнительного документа не освобождает должника от уплаты исполнительского сбора.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 30 июля 2001 года N 13-П, исполнительский сбор относится, по сути, к мерам принуждения в связи с несоблюдением законных требований государства. Причем данная мера является не правовосстановительной санкцией, т.е. санкцией, обеспечивающей исполнение должником его обязанности возместить расходы по совершению исполнительных действий, осуществленных в порядке принудительного исполнения судебных и иных актов (как это имеет место при взыскании с должника расходов по совершению исполнительных действий), а представляет собой санкцию штрафного характера, т.е. возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.
Отзыв взыскателем исполнительного листа не является основанием для освобождения должника от уплаты исполнительского сбора. Таким образом, поскольку в рамках исполнительного производства № в отношении должника Шайхисламовой А.В. было вынесено постановление о взыскании с нее исполнительского сбора за неисполнение в срок, установленный для добровольного исполнения, требований имущественного характера, основное исполнительное производство в отношении Шайхисламовой А.В. окончено, то у судебного пристава-исполнителя в соответствии с требованиями ч. 16 ст. 30 Федерального закона «Об исполнительном производстве» имелись основания для возбуждения исполнительного производства на основании ранее вынесенного постановления о взыскании исполнительского сбора.
При таких обстоятельствах, в удовлетворении требований Шайхисламовой Алены Викторовны к судебному приставу-исполнителю Верхнепышминского РОСП ГУ ФССП России по Свердловской области Набиуллиной Лилии Сибагатовне, Верхнепышминскому РОСП ГУ ФССП России по Свердловской области, ГУ ФССП России по Свердловской области о признании незаконным постановления о взыскании исполнительского сбора, должно быть отказано.
Руководствуясь ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░.