№ 3а-111/2022
10OS0000-01-2022-000231-53
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
01 декабря 2022 г. г. Петрозаводск
Верховный Суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Ивановой Н.Е.,
с участием представителей административного истца Гусева В.В., Рубец М.С.
при ведении протокола помощником судьи Макаршиной А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №3а-111/2022 по административному иску Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Карелия о приостановлении деятельности регионального отделения в Республике Карелия политической партии «Партия народной свободы» (ПАРНАС),
УСТАНОВИЛ:
Иск предъявлен по тем основаниям, что региональное отделение в Республике Карелия политической партии «Партия народной свободы» (ПАРНАС) (далее - Партия) зарегистрировано Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Карелия (далее – Управление) ХХ.ХХ.ХХ. Сведения о Партии внесены в Единый государственный реестр юридических лиц ХХ.ХХ.ХХ под основным государственным регистрационным номером № (ведомственный регистрационный номер № от ХХ.ХХ.ХХ). Административный истец, указывая на нарушение административным ответчиком пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 11 июля 2001 г. №95-ФЗ «О политических партиях» (далее – Закон о политических партиях), выразившиеся в несоблюдении региональным отделением политической партии в своей деятельности Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных правовых актов Российской Федерации и устава политической партии, на основании пункта 1 статьи 39 Закона о политических партиях, 28.02.2022 вынес Партии предупреждение №, обязав административного ответчика устранить нарушения не позднее ХХ.ХХ.ХХ. Впоследствии срок устранения нарушения был продлен до ХХ.ХХ.ХХ. Нарушение законодательства, указанное в пункте 5 предупреждения от ХХ.ХХ.ХХ №, до настоящего времени не устранено, в связи с чем Управление просит приостановить деятельность Регионального отделения в Республике Карелия Политической партии «Партия народной свободы» сроком на один месяц.
Председатель регионального отделения политической партии «Партия народной свободы» (ПАРНАС) Хрулев В.В. ходатайствовал о рассмотрении дела в свое отсутствие, разрешение спора по существу оставил на усмотрение суда.
Заинтересованные лица УФНС России по Республике Карелия, Олейник И.А., Шоттуев В.В., Виноградов Е.В. ходатайствовали о рассмотрении дела в свое отсутствие, разрешение спора по существу оставили на усмотрение суда.
В судебном заседании представители административного истца Гусев В.В. и Рубец М.С, действующие на основании доверенностей, исковые требования поддержали по изложенным в иске доводам.
Иные участвующие в деле лица в судебное заседание не явились, представителей не направили, о дате, времени, месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. На сайте Управления размещена информация о времени и месте рассмотрения дела.
Заслушав явившихся лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 262 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление о приостановлении деятельности или ликвидации политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения, другого общественного объединения, религиозной и иной некоммерческой организации, либо о запрете деятельности общественного объединения или религиозной организации, не являющихся юридическими лицами, либо о прекращении деятельности средств массовой информации, либо об ограничении доступа к аудиовизуальному сервису может быть подано органами и должностными лицами, уполномоченными федеральным законом на осуществление контроля за деятельностью указанных организации, объединения, средства массовой информации или аудиовизуального сервиса, а также иными лицами, наделенными федеральным законом правом на обращение в суд с таким заявлением.
Статьей 30 Конституции Российской Федерации гарантировано право каждому на объединение, свободу деятельности общественных объединений.
Создание и деятельность политических партий являются формами реализации данного права.
В соответствии с частью 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
Общественные отношения, возникающие в связи с реализацией гражданами права на создание, деятельность, реорганизацию и (или) ликвидацию политической партии, урегулированы Федеральным законом от 11 июля 2001 г. №95-ФЗ «О политических партиях».
В силу абзаца второго пункта 1 статьи 3 Закона о политических партиях политическая партия является видом общественной организации как организационно-правовой формы юридических лиц (пункт 3 статьи 50 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Обязанность политической партии, ее региональных отделений и иных структурных подразделений соблюдать в своей деятельности Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также устав политической партии установлена подпунктом «а»пункта 1 статьи 27 Закона о политических партиях.
Судом установлено, что региональное отделение в Республике Карелия политической партии «Партия народной свободы» (ПАРНАС) зарегистрировано Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Карелия ХХ.ХХ.ХХ. Сведения о Партии внесены в Единый государственный реестр юридических лиц ХХ.ХХ.ХХ под основным государственным регистрационным номером № (ведомственный регистрационный номер № от ХХ.ХХ.ХХ).
В целях осуществления контроля соблюдения политическими партиями, их региональными отделениями и иными структурными подразделениями действующего законодательства Управлением на основании распоряжения от ХХ.ХХ.ХХ № проведена плановая документарная проверка Партии (проверяемый период деятельности – ХХ.ХХ.ХХ).
По результатам проверки Управлением составлен акт проверки от ХХ.ХХ.ХХ №. Проверкой установлены нарушения в деятельности Партии действующего законодательства Российской Федерации, а также Устава Партии (общее собрание (конференция) не созывались и не проводились ХХ.ХХ.ХХ, заседания совета регионального отделения также не проводились, контрольно-ревизионная комиссия в период ХХ.ХХ.ХХ не избиралась, ежегодный отчет о финансово-хозяйственной деятельности регионального отделения в период ХХ.ХХ.ХХ не составлялся); в ЕГРЮЛ внесены сведения о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени Партии - председателе регионального отделения Хрулеве В.В., в соответствии со ст.35 Устава Партии председатель регионального отделения не наделен полномочиями без доверенности действовать от имени регионального отделения, согласно п.2 ст.38 Устава лицом, имеющим право без доверенности действовать от имени регионального отделения является его Исполнительный директор, при этом соответствующие документы об изменении сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ, касающихся назначения Исполнительного директора регионального отделения - лица, имеющего право без доверенности действовать от имени регионального отделения, в Управление не представлены; региональным отделением не предоставлена годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность за ХХ.ХХ.ХХ в ТО Федеральной службы государственной статистики по Республике Карелия; в региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации не предоставлена отчетность в ХХ.ХХ.ХХ; иное).
ХХ.ХХ.ХХ Управлением в адрес Партии на основании пункта 1 статьи 39 Закона о политических партиях вынесено предупреждение №, обязывающее устранить нарушение, указанное в пункте 5 (представить в Управление документы об изменении сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ, касающихся назначения Исполнительного директора регионального отделения - лица, имеющего право без доверенности действовать от имени регионального отделения) в срок до ХХ.ХХ.ХХ.
Предупреждение посредством почтовой связи ХХ.ХХ.ХХ направлено в адрес Партии, указанный в Едином государственном реестре юридических лиц: (.....). Почтовая корреспонденция не получена, возвращена в Управление с отметкой «истек срок хранения».
В соответствии с пунктом 63 постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» юридически значимое сообщение, адресованное юридическому лицу, направляется по адресу, указанному в едином государственном реестре юридических лиц либо по адресу, указанному самим юридическим лицом. Юридическое лицо несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, доставленных по адресам. Сообщения, доставленные по названным адресам, считаются полученными, даже если соответствующее лицо фактически не проживает (не находится) по указанному адресу. В соответствии с абзацем вторым пункта 67 указанного постановления Пленума юридически значимое сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено, но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним (пункт 1 статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации). Например, сообщение считается доставленным, если адресат уклонился от получения корреспонденции в отделении связи, в связи с чем она была возвращена по истечении срока хранения.
С учетом указанных положений, предупреждение Управления от ХХ.ХХ.ХХ признается полученным Партией.
Согласно пункту 8 Постановления Правительства Российской Федерации от 10.03.2022 № 336 «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля» срок исполнения предупреждения был продлен автоматически на 90 календарных дней со дня истечения срока его исполнения без ходатайства (заявления) контролируемого лица - до ХХ.ХХ.ХХ.
Повторно предупреждение направлено в адрес административного ответчика ХХ.ХХ.ХХ, также в связи с неполучением возвращено почтовым отделением за истечением срока хранения.
Указанное предупреждение не оспорено в установленном законом порядке.
На момент рассмотрения настоящего административного дела Партией не устранено указанное в п.5 предупреждения нарушение.
В силу пункта 2 статьи 39 Закона о политических партиях, в случае нарушения региональным отделением или иным структурным подразделением политической партии Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, настоящего Федерального закона и иных федеральных законов соответствующий территориальный орган выносит региональному отделению или иному структурному подразделению политической партии письменное предупреждение с указанием допущенных нарушений и устанавливает срок их устранения, составляющий не менее одного месяца. В случае, если региональным отделением или иным структурным подразделением политической партии в установленный срок эти нарушения не были устранены и предупреждение территориального органа не было обжаловано в суд, деятельность регионального отделения или иного структурного подразделения политической партии может быть приостановлена на срок до шести месяцев решением верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области и автономного округа на основании заявления соответствующего территориального органа.
В пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.12.2016 №64 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел, связанных с приостановлением деятельности или ликвидацией некоммерческих организаций, а также запретом деятельности общественных или религиозных объединений, не являющихся юридическими лицами» разъяснено, что административным исковым заявлением о приостановлении деятельности или ликвидации регионального отделения или иного структурного подразделения политической партии вправе обратиться соответствующие территориальные органы Минюста России.
Требование о приостановлении деятельности Партии предъявлено в суд соответствующим территориальным органом - Управлением.
Неустранение Партией указанных в предупреждении от ХХ.ХХ.ХХ нарушений в установленный срок, является основанием для приостановления ее деятельности на испрашиваемый Управлением срок. С учетом обстоятельств дела и допущенных административным ответчиком нарушений, суд считает необходимым установить новый срок для их устранения.
Руководствуясь статьями 175 - 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ «░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░» (░░░░░░) (░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ №) ░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ «░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░» (░░░░░░) ░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ - ░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 02.12.2022