Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-2963/2023 ~ М-2357/2023 от 15.08.2023

Адм. дело **а-2963/2023

54RS0**-02

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ Р. Ф.

11 декабря 2023г.                        ***

Железнодорожный районный суд ***

в с о с т а в е:

Судьи                                        Т.А.

при помощнике судьи                            В.Е.

рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело по административному иску * М. Е. к Межрайонной ИФНС России ** по ***, Межрайонной ИФНС России ** по *** о признании бездействия, действий незаконными, возложении обязанности,

УСТАНОВИЛ:

Махаёв М.В. обратился с указанным административным иском в суд, просит признать незаконными действия и бездействия должностных лиц МИФНС ** по ***, повлекшие формирование на 10.07.2023г. отрицательного сальдо на едином налоговом счете Махаёва М.Е. в недействительном значении минус 6 401 руб. 62 коп., обязать должностных лиц МИФНС ** по ***, МИФНС ** по *** устранить нарушение прав * путем совершения необходимых действий для отражения на едином налоговом счете Махаёва М.Е. действительного сальдо.

В обоснование требований ссылался на то, что М.Е. в период с 19.04.2017г. по 09.07.2020г. был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя, применяющим упрощенную систему налогообложения, предусматривающую уменьшение доходов на величину расходов.

26.06.2023г. Махаёв М.В. обратился в МИФНС ** по *** с заявлением о выдаче справок в отношении сальдо по своему единому налоговому счету.

11.07.2023г. получен ответ, согласно которого на 10.07.2023г. ЕНС налогоплательщика имеет отрицательное сальдо 6 401, 62 руб., в том числе: задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в сумме 2 627, 86 руб.; задолженность по пене в сумме 3 773, 76 руб., из которых 3 070,29 руб. пеня по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на 01.01.2023г. и 577,81 руб. пеня по страховым взносам на обязательное медицинское страхование на 01.01.2023г., а также пеня начисленная с 01.01.2023г. по 10.07.2023г. в сумме 125, 66 руб.

Должностными лицами совершены незаконные действия по неисполнению вступившего в законную силу решения Арбитражного суда *** от 25.03.2019г. по делу №**, путем восстановления 16.03.2022г. на лицевом счете Махаёва М.В. записи о начислении по страховым взносам на ОПС по сроку уплаты 2 675, 91 руб., которым признанно незаконным требование ИФНС по *** ** от 09.07.2018г. на сумму 2 675,91 руб.

Также отражено, что имеется задолженность о начислении по страховым взносам на ОПС по сроку уплату 24.07.2020г. в сумме 17 009,03 руб. Однако, в требовании ** от 12.08.2020г. указано на задолженность в сумме 14 300,75 руб. и пени 36,71 руб. Указанная задолженность в сумме 14 300,75 руб. и пени 36,71 руб. не оспаривалась налогоплательщиком и была взыскана с него на основании решения Железнодорожного районного суда *** по делу **а-1842/2021.

Также отражено на задолженность по страховым взносам на ОМС по сроку уплаты в сумме 4 416, 85 руб. и пени 11,34 руб., которая также не оспаривается налогоплательщиком и была взыскана с него на основании решения Железнодорожного районного суда *** по делу **а-1842/2021.

Таким образом, на 29.06.2022г. налогоплательщик оплатил полностью задолженность по начислениям на ОПС и ОМС за 2020г., связанных с его предпринимательской деятельностью, оконченной 09.07.2020г., а также пени на недоимку по указанным страховым взносам за период с 25.07.2020г. по 11.08.2020г.

Махаёв М.В. соглашается со сведениями МИФНС ** по *** о наличии на лицевом счете переплаты по страховым взносам на ОПС в сумме 2 708,28 руб.

Сумма, полученная МИФНС ** по ***, взысканная с * на основании решения Железнодорожного районного суда *** по делу **а-1842/2021 в сумме 18 765, 65 руб. зачислена на КБК, предусмотренном для учета страховых взносов по ОМС, в результате чего на данном КБК лицевого счета налогоплательщика возникла переплата 14 348,80 руб., а на других КБК продолжает оставаться задолженность.

В резолютивной части решения по делу **а-1842/2021 и в исполнительном листе назначение и размер взысканных сумм страховых взносов и пени указаны в соответствии с их назначением и размером, указанным административным истцом в исковом заявлении, сведения о КБК отсутствуют.

Именно на должностных лицах МИФНС ** по *** лежали обязанности организовать взыскание с налогоплательщика присужденной задолженности и зачисление ее на его лицевой счет на соответствующие КБК, путем правильного и полного оформления просительной части административного иска, правильного оформления заявления о возбуждении исполнительного производства путем взаимодействия с приставом и путем контроля правильности перечисления приставам с депозитного счета ОСП на соответствующие КБК взысканных денежных средств.

В результате этого незаконного бездействия должностных лиц МИФНС ** по ***, судебный акт не был исполнен, с налогоплательщика взыскали денежные средства в сумме 18 765, 65 руб. и перечислили их на произвольно выбранный КБК.

На имеющуюся задолженность продолжала начисляться пеня, что нарушает его права и формирует отрицательное сальдо на его ЕНС в недействительных значениях.

При формировании сальдо ЕНС на 01.01.2023г. должны были быть учтены неисполненные обязательства налогоплательщика: - пени по страховым взносам на ОПС 2 431, 59 руб.; пени по страховым взносам на ОМС 751,02руб.

Также должна быть учтена переплата по страховым взносам ОПС в сумме 2 708,28 руб.

Таким образом, сальдо ЕНС Махаёва М.В. на 01.01.2023г. должно составлять-474,33 руб. (2 708,28 (переплата по страховым взносам ОПС) – 2 431,59 руб. (пени по страховым взносам ОПС)-751,02 руб. (пени по страховым взносам ОМС), а не 6 401,62 руб., как это указано в ответе МИФНС ** по ***.

Административный истец в судебное заседание не явился, направил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие с участием представителя, его представитель В.К в судебном заседании требования поддержал доводы иска в полном объеме, дал пояснения, аналогичные доводам иска. Представил пояснения, согласно которым исходя из прекратившейся 09.07.2020г. деятельности Махаёвым М.В. в качестве индивидуального предпринимателя административный ответчик обязан был до 24.07.2020г. оплатить: начисления по страховым вносам на ОПС по сроку уплаты **** в сумме 17 009,03 руб., а с учётом перерасчёта в связи с имевшейся переплатой в сумме 2.708, 28 руб. прошлых периодов всего к оплате 14.300,75 руб.; начисления по страховым взносам на ОМС по сроку уплаты **** в сумме 4.416,85 руб. Своевременно и добровольно указанные начисления административный истец не оплатил. Указанная задолженность налогоплательщиком не оспаривалась и решением Железнодорожного районного суда *** от 14.10.2021г. по делу **а-1842/2021 в соответствии с административным иском МИФНС ** по ***, а также пени за период с ****. по ****. была с него взыскана. Взыскание присужденной суммы 18.765,65 руб. произведено судебным приставом-исполнителем ОСП по *** УФССП по *** К.И., а распределение 29.06.2022г. судебным приставом-исполнителем Д.С. в рамках исполнительного производства 35833/22/54002-ИП от ****.

В силу того, что недоимки по взносам на ОПС и ОМС 29.06.2022г. полностью оплачены, начисление пени прекратилось, общая сумма не взысканной пени с учётом оплаты части цени за период с ****. по ****. составила 1.834,06 +566,47 = 2.400,53 руб.

Так как с **** и по настоящее время по лицевому счёту административного истца каких-либо начислений не должно было производиться и никаких оплат не производилось, а так же отсутствовала какая либо переплата по иным КБК, указанная сумма неисполненных его обязанностей по пени должна была сформировать отрицательное начальное сальдо (на ****.) ЕНС налогоплательщика.

Так как после 01.01.2023г. каких-либо начислений и оплат на ЕНС налогоплательщика не должно было производиться, как на ****, так и на день составления настоящего расчёта отрицательного сальдо на едином налоговом счёте * должно составлять минус 2.400,53 руб.

Представитель административного ответчика МИФНС ** по *** в судебном заседании административные исковые требования не признала, представила отзыв (л.д.158-163,214-215), ссылается на то, что инспекция при составлении и предъявлении административного иска о взыскании задолженности действует в рамках КАС РФ. Начальное сальдо ЕНС налогоплательщика формируется 1.01.2023г. автоматически, на основании сведений, имеющихся у налоговых органов по состоянию на 31.12.2022г., при подаче административного искового заявления о взыскании задолженности, инспекция приложила к административному иску расшифровку долга, в которой указаны КБК. Железнодорожный районный суд *** направил приставам на исполнение только исполнительный лист, решение суда, однако расшифровка задолженности с указанием КБК не была направлена. Пояснила, что судебный пристав исполнитель также располагал данными КБК, однако зачислена приставом на единый КБК, в связи с чем, по одному из видов задолженности начислялась пеня, в настоящий момент введен ЕНС, поэтому задолженность распределить по разным КБК невозможно.

Но исполнительному листу ФС ** от **** по делу **а-1842/2021 к взысканию подлежала задолженность в общей сумме 18765,65 руб., из них 14 300,75 руб. по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации, и по пени 36,71 руб., а также 4 416,85 руб. по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования, и по пени 11,34 руб.

Уплата произведена на страховые взносы ОМС в общей сумме 18765,65 руб. по следующим платежным документам: от **** в сумме 5,00 руб.; от **** в сумме 108,72 руб.;    от **** в сумме 16 710,73 руб.;     от **** в сумме

1 914,20 руб.; от **** в сумме 27,00 руб.

В случае, если бы ОСП по *** по исполнительному листу ФС ** от **** по делу **а-1842/2021 были верно перечислены денежные средства на КБК страховых взносов ОМС и ОПС по видам платежа налог и пеня, следовательно в соответствии со ст. 75 НК РФ была бы начислена пеня:    по страховые взносы ОМС за период с **** по **** (день погашения основного долга) с учетом действия Моратория была начислена правомерная пеня в сумме 577,81 руб. Кроме того из данной суммы вычесть 11,34 руб., которую ССП должны были перечислить в качестве пени по ОМС. Таким образом, задолженность по пене по страховым взносам должна составлять 566,47 руб. (577,81 руб. начислено пени с **** по **** - 11,34 руб. перечислено ССП); по страховым взносам ОПС за период с **** по **** (день погашения основного долга) с учетом действия Моратория была начислена правомерная пеня в сумме 1870,77 руб. Кроме того из данной суммы вычесть 36,71 руб., которую ССП должны были перечислить в качестве пени по ОПС. Таким образом, задолженность по пене по страховым взносам ОПС должна составлять 1834,06 руб. (1870,77 руб. начислено пени с 25.07.2020    по **** - 36,71 руб. перечислено ССП). По решению вышестоящего органа сумма начисленного 1% по страховым взносам ОПС за 2017 год по сроку уплаты **** в сумме 2675,91 руб. уменьшен, следовательно пеня по указанной сумме не должна начисляться. М.Е. уплату после 30.06.2022г. не производил. Таким образом, задолженность по пене на **** и на **** составляет в общей сумме 2400,53 руб. (566,47 руб. пеня ОМС + 1834,06 руб. пеня ОПС).

Представитель административного ответчика МИФНС ** по *** в судебное заседание не явился, извещен, представил отзыв, пояснения (л.д.138-139, 156), полагал требования несостоятельными и не подлежащими удовлетворению, указано, что на дату 31.08.2023г. отрицательное сальдо по ЕНС налогоплательщика составляет 2 543,38 руб., все начисления страховых взносов произведены правомерно, соответствуют действительной налоговой обязанности * за исключением 2 675,91 руб. по сроку 02.07.2018г., которое решением Арбитражного суда *** признано неправомерным, указанное решение исполненно, а именно 28.08.2019г. сумма страховых взносов на ОПС уменьшена на 2 675,91 руб., а также уменьшены соответствующие суммы пеней в размере 22,63 руб. Вместе с тем, 16.03.2022г. в автоматическом режиме указанная задолженность ошибочно восстановлена в личном кабинете * 7.08.2023г., до подачи искового заявления по рассматриваемому делу, в рамках рассмотрения жалобы * начисления по страховым взносам на ОПС за расчетные периоды, истекшие до 1.01.2023г. (в фиксированном размере, зачисляемые на выплату страховой пенсии, за расчетные периоды с 1.01.2017г. по 31.12.2022г.) уменьшены по расчету в сумме 2 675,91 руб. за 2018г. по сроку уплаты 02.07.2018г., пени пересчитаны и уменьшены на 1 201,86 руб. Указанные обстоятельства следуют также из решения УФНС России по *** от 21.08.2023г. ** и были известны *

Заинтересованные лица судебные приставы-исполнители ОСП по *** ГУ ФССП России по *** К.И., Д.С., представители ОСП по *** ГУ ФССП по ***, Управления ФНС России по *** в судебное заседание не явились, извещены, возражений не представили.

Суд, выслушав явившихся в судебное заседание лиц, исследовав материалы дела, обозрев административное дело **а-1842/2021, приходит к выводу о том, что административные исковые требования Махаёва М.Е. являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

При рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление.

При рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения (часть 8 и часть 9 статьи 226 КАС РФ).

Исходя из вышеизложенного, для признания ненормативного правового акта, решения (действия) недействительным (незаконным) необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие ненормативного правового акта, решения (действия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение ими прав и законных интересов заявителя.

В соответствии со ст. 62 КАС РФ обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений. По таким административным делам административный истец, прокурор, органы, организации и граждане, обратившиеся в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц, не обязаны доказывать незаконность оспариваемых ими нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия).

Судом установлено следующее:

административный истец в период с 19.04.2017г. по 09.07.2020г. был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя, применяющим упрощённую систему налогообложения.

09.07.2020г. прекратил свою деятельность в качестве индивидуального предпринимателя.

В соответствии со ст. 419 Налогового кодекса РФ, индивидуальные предприниматели являются плательщиками страховых взносов.

В силу п. 2. ст. 432 НК РФ, суммы страховых взносов исчисляются плательщиками отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование.

Суммы страховых взносов за расчетный период уплачиваются плательщиками не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Страховые взносы, исчисленные с суммы дохода плательщика, превышающей 300 000 рублей за расчетный период, уплачиваются плательщиком не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим расчетным периодом.

В силу п. 5. ст. 430 НК РФ, если плательщики прекращают осуществлять предпринимательскую либо иную профессиональную деятельность в течение расчетного периода, соответствующий фиксированный размер страховых взносов, подлежащих уплате ими за этот расчетный период, определяется пропорционально количеству календарных месяцев по месяц, в котором утратила силу государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.

В силу п. 5 ст. 432 НК РФ, в случае прекращения физическим лицом деятельности индивидуального предпринимателя, уплата страховых взносов такими плательщиками осуществляется не позднее 15 календарных дней с даты снятия с учета в налоговом органе индивидуального предпринимателя.

В связи с прекращением деятельности * в качестве индивидуального предпринимателя, налоговым органом, в соответствии с указанным правовым регулированием, начислены страховые взносы на ОМС, ОПС.

В соответствии со ст. 69 НК РФ, и в связи с неисполнением обязанности по уплате задолженности по страховым взносам на ОМС, ОПС, Инспекцией по *** в адрес плательщика направлено требование об уплате налога, пени от 12.08.2020г. ** со сроком исполнения 09.09.2020г. на общую сумму 18 765, 65 руб. (задолженность по ОМС, ОПС за 2020г.) (л.д. 16).

В связи с невыполнением требований, ИФНС по *** обратилось в суд с заявлением о вынесении судебного приказа, и далее, в связи с его отменой по заявлению должника, с административным исковым заявлением о взыскании задолженности.

Решением Железнодорожного районного суда *** от 14.10.2021г. по административному делу **а-1842/2021 взысканы с * страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчётные периоды, начиная с ****, за 2020 год в размере 4 416 рублей 85 копеек, пени за период с **** по **** в размере 11 рублей 34 копеек; страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчёты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды, начиная с ****) за 2020 год в размере 14 300 рублей 75 копеек, пени за период с **** по **** в размере 36 рублей 71 копеек.(л.д.17-19).

На основании исполнительного листа, выданного Железнодорожным районным судом *** во исполнение решения суда от 14.10.2021г., вступившего в законную силу 30.11.2021г., по административному делу **а-1842/2021, 09.06.2022г. судебным приставом-исполнителем ОСП по *** УФССП России по *** К.И. возбуждено исполнительное производство **-ИП, предмет исполнения: иные взыскания имущественного характера в пользу бюджетов Российской Федерации в сумме 18 765, 65 руб., в отношении должника Махаёва М.Е., в пользу взыскателя ИФНС России по *** (л.д.49)

24.06.2022г. вынесены постановления об обращении взыскания на заработную плату и иные доходы должника, об обращении взыскания на денежные средства должника (л.д.51-58).

24.06.2022г. и 26.06.2022г. на депозитный счет ОСП по *** со счета плательщика М.Е. поступили денежные средства в общей сумме 18 765, 65 руб., в связи с чем, 27.06.2022г., 28.06.2022г. судебным приставом-исполнителем ОСП по *** УФССП России по *** Д.С. вынесены постановления о распределении денежных средств по исполнительному производству, перечислены средства в счет погашения долга взыскателю УФК по *** (ИФНС России по ***), указаны реквизиты, в том числе КБК 18** (л.д.59-63). Постановлением СПИ ОСП по *** УФССП России по *** Д.С. исполнительное производство окончено (л.д.72).

Таким образом, задолженность М.Е. по страховым взносам на обязательное медицинское страхование (ОМС), а также по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование (ОПС), и начисленные пени по страховым взносам, взысканная решением суда по делу **а-1842/2021, и принудительно исполненная М.Е., распределена судебным приставом-исполнителем в счет задолженности на страховые взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования, в связи с чем, у М.Е. образовалась переплата по страховым взносам на ОМС, и не погасилась задолженность по ОПС, на которую продолжились начисляться пени до 31.12.2022г.

Учитывая изложенное, у М.Е. по состоянию на 31.12.2022г. числилась задолженность по страховым взносам на ОПС в сумме 16 976 руб. 66 коп., по пени в сумме 3 070 руб. 29 коп., а также пени по задолженности по страховым взносам на ОМС в сумме 577,81руб.; переплата по страховым взносам на ОМС в сумме 14 348, 80 руб.

Федеральным законом от **** N 263-ФЗ (ред. от ****) "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации" внесены изменения, согласно которым с 01.01.2023г. предусмотрено обязательное применение организациями и индивидуальными предпринимателями порядка уплаты налогов, сборов и взносов в виде ЕНС с внедрением сальдированного учета их обязательств перед бюджетной системой.

Указанная переплата в сумме 14 348, 80 руб., в соответствии с п.8 ст. 45 НК РФ, передана налоговым органом на ЕНС, зачтена в счет погашения задолженности.

Указанные обстоятельства сторонами не оспаривались, сторонами представлены расчёты, которые проверены судом, признаны верными, из которых следует, что как по состоянию на 31.12.2022г., так на 10.07.2023г. как просит административный истец, так по состоянию на дату вынесения решения суда, на едином налоговом счете М.Е. должно быть отражено отрицательное сальдо в сумме 2 400 руб. 53 коп. (пеня).

Оценивая доказательства по делу в их совокупности, с учетом фактических обстоятельств данного дела, суд приходит к выводу о незаконном бездействии и действиях Межрайонной ИФНС России ** по ***, Межрайонной ИФНС России ** по ***, в том числе. как правопреемников в соответствующей части ИФНС России по ***, повлекшие формирование на 10.07.2023г. отрицательного сальдо на Едином налоговом счете Махаёва М.Е. в недостоверном значении минус 6 401 руб. 62 коп.

В соответствии с приказом УФНС России по *** от 28.05.2021г. **@ «О реорганизации налоговых органов ***» 30.08.2021г. создана Межрайонная ИНФС России ** по *** для выполнения на территории *** функций по управлению долгом, а именно: взыскание (урегулирование) задолженности по обязательным платежам в бюджетную систему РФ с налогоплательщиков путем применения процессных и проектных мер взыскания, предусмотренных нормами действующего законодательства, за исключением принятия решений о зачете, возврате (отказе в зачете, возврате) денежных средств в порядке статей 78,79,176,176.1 НК РФ.

В соответствии с Типовым положением о Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по управлению долгом, утвержденной Приказом Минфина России от **** N 61н, межрегиональная инспекция осуществляет функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов на основе автоматизированной обработки сведений о налогоплательщиках в целях обеспечения полноты и своевременности внесения в соответствующий бюджет налогов, сборов и страховых взносов посредством предупреждения образования задолженности по их уплате, ее принудительного взыскания и урегулирования задолженности по налогам, сборам, страховым взносам, пеням, налоговым санкциям, процентам путем осуществления зачета, предоставления отсрочки, рассрочки, инвестиционного налогового кредита, реструктуризации в соответствии с нормативными правовыми актами в сфере законодательства Российской Федерации о налогах и сборах (п.3).

Именно на Межрайонную ИФНС России ** по *** возложена обязанность по контролю за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты в бюджетную систему Российской Федерации обязательных платежей, полномочия налогового органа не ограничиваются только формированием и взысканием долга, а также включают в себя контроль исполнения и непосредственное поступление денежных средств в бюджетную систему Российской Федерации.

В то время как, административный ответчик Межрайонной ИФНС России ** по ***, являясь взыскателем по исполнительно производству, чьи действия исходя из целей и задач деятельности указанного налогового органа, должны были быть направлены не только на обращение с административным иском в суд, но и на фактическое поступление задолженности в бюджет, не интересовался ходом исполнительного производства и процессом взыскания долга, самостоятельно не принимал мер к предоставлению сведений в адрес службы судебных приставов, к предоставлению расшифровки задолженности, сведения о КБК, на каждый из которых надлежит зачислять те или иные взысканные суммы. Доказательств обратного не представлено.

Административному ответчику предлагалось представить доказательства, определяющие порядок взаимодействия в данной части между службой судебных приставов и налоговым органом, таких доказательств не представлено.

При изложенных обстоятельствах, учитывая возложенные на Межрайонную ИФНС России N 17 по *** функции долгового центра на территории *** и полномочия по принудительному взысканию налоговой задолженности и предъявлению в суды общей юрисдикции исков о взыскании недоимки, суд приходит к выводу о наличии совокупности обстоятельств, позволяющих признать действия (бездействие) Межрайонной ИФНС России N 17 по *** незаконными.

Доводы административного ответчика о том, что суд, оформляя исполнительный лист, не указал соответствующие КБК по видам задолженностей, не могут быть приняты по следующим основаниям.

В силу п. 2. ст. 290 КАС РФ, при удовлетворении требования о взыскании обязательных платежей и санкций в резолютивной части решения суда также должны быть указаны: фамилия, имя и отчество (при наличии) лица, обязанного уплатить денежную сумму, составляющую задолженность, его место жительства; общий размер подлежащей взысканию денежной суммы с определением отдельно основной задолженности и санкций.

Согласно п. 6 ст. 13 ФЗ РФ "Об исполнительном производстве", в исполнительном документе должна быть указана резолютивная часть судебного акта, акта другого органа или должностного лица, содержащая требование о возложении на должника обязанности по передаче взыскателю денежных средств и иного имущества либо совершению в пользу взыскателя определенных действий или воздержанию от совершения определенных действий.

Таким образом, КАС РФ не содержит указания на необходимость отражения в резолютивной части решения суда КБК, согласно которым подлежит перечислению задолженность, а в исполнительном листе, в силу п. 6 ст. 13 Федеральный закон от **** N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", должна быть указана резолютивная часть судебного акта в его неизменном виде.

Именно в полномочия Межрайонной ИФНС России ** по *** входит взыскание установленном порядке недоимки, а также пени и штрафов по налогам, сборам и страховым взносам, предъявление в суды общей юрисдикции или арбитражные суды исков (заявлений) о взыскании недоимки, пеней, штрафов. Именно на указанном налоговом органе лежала обязанность организовать взыскание с налогоплательщика присужденной задолженности, проконтролировать ее зачисление на лицевой счет на соответствующие КБК, что могло быть реализовано как путем правильного и полного оформления просительной части административного иска, так и путем подачи заявления о возбуждении исполнительного производства на основании исполнительного листа, направленного в службу судебных приставов судом, с указанием расшифровки задолженности, а также путем последующего контроля за ходом исполнительного производства.

Также Межрайонная ИФНС России ** по *** не была лишена права обратиться в суд о разъяснении решения, в случае, если полагала, что имеется такая необходимость в целях исполнения надлежащим образом требований исполнительного листа.

Тот факт, что к административному иску была приложена расшифровка КБК, не может являться основанием для отказа в удовлетворении административных исковых требований.

ИФНС по ***, обращаясь с административным исковым заявлением о взыскании с М.Е. задолженности, просьбу к суду указать в резолютивной части решения суда сведения по КБК не заявлял, в просительной части административного искового заявления сведений на указание КБК также не содержится.

В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, отраженной в Определении от **** N 869-О-О, положения статьи 433 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации устанавливают порядок разъяснения исполнительного документа в тех случаях, когда он содержит неясности, затрудняющие исполнение вступившего в законную силу судебного решения, и направлены на защиту прав лиц, участвующих в деле, в том числе права на своевременное и правильное исполнение судебного решения. Устранение неясностей, содержащихся в исполнительном документе, путем его разъяснения судом в целях обеспечения защиты прав лиц, участвующих в деле, не может быть направлено на изменение правоотношений, установленных соответствующим решением, поскольку это требует изменения содержания самого судебного решения. По смыслу приведенных норм права разъяснение исполнительного документа, способа и порядка его исполнения - один из способов устранения его недостатков. Исполнительный документ разъясняется при условии его неясности, противоречивости или нечеткости, затрудняющих исполнение судебного постановления, при этом разъяснение заключается в более полном и ясном изложении тех частей судебного акта, исполнение которых вызывает трудности.

Административный ответчик МИФНС ** по ***, не соглашаясь с требованиями административного иска, указывает на то, что именно действия судебного пристава-исполнителя по ошибочному указанию КБК в платежных документах, постановлениях о распределении денежных средств, привели к тому, что списанные по исполнительному производству денежные средства не были зачтены в счет погашения иной задолженности по исполнительному документу.

Однако, в рамках настоящего административного искового заявления подлежит исследованию законность либо незаконность бездействия, действий заявленных налоговых органов МИФНС ** по *** и МИФНС ** по ***, а вопрос законности либо незаконности бездействия, действий судебных приставов-исполнителей исследуется по иному административному делу **

Законность либо незаконность бездействия, действий судебных приставов-исполнителей не влияет на выводы суда, с учетом иных установленных судом обстоятельств, не исключает установление незаконности действий, бездействия налоговых органов.

По указанному основанию административным истцом заявлены административные исковые требования к судебным приставам-исполнителям в рамках иного административного дела.

Причиной формирования отрицательного сальдо в недостоверном значении на ЕНС налогоплательщика М.Е. по состоянию на 10.07.2023г. также явилось отражение суммы задолженности на страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии с 01.01.2017г. по состоянию на 09.07.2018г.

В связи с образовавшейся у * задолженностью страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере 2 675,91 руб., ИФНС России по *** направлено требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов (для организаций, индивидуальных предпринимателей) ** по состоянию на 09.07.2018г. (л.д.20).

Решением Арбитражного суда *** от 25.03.2019г. по делу А45-22497/2018 признано недействительным требование ** от 09.07.2018г. и решения ** от 03.08.2018г., вынесенные ИФНС по ***, как несоответствующие требованиям НК РФ (л.д.21-26).

Как следует из пояснений административного ответчика МИФНС ** по ***, 28.08.2019г. сумма страховых взносов на ОПС уменьшена на 2 675,91 руб., а также уменьшены соответствующие суммы пеней в размере 22,63 руб.

Вместе с тем, 16.03.2022г. в автоматическом режиме указанная задолженность ошибочно восстановлена в личном кабинете *

07.08.2023г., в рамках рассмотрения Управлением ФНС России по *** жалобы *, начисления по страховым взносам на ОПС за расчетные периоды, истекшие до 01.01.2023г. (в фиксированном размере, зачисляемые на выплату страховой пенсии, за расчетные периоды с 01.01.2017г. по 31.12.2022г.) уменьшены по расчету в сумме 2 675,91 руб. за 2018г. по сроку уплаты 02.07.2018г., пени пересчитаны и уменьшены на 1 201,86 руб.

Указанные обстоятельства сторонами не оспаривались, следуют из решения УФНС России по *** от 21.08.2023г. ** (л.д.96-98)

Не соглашаясь с требованиями административного иска, представитель административного ответчика МИФНС ** по *** указывает на то, что указанные начисления по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в сумме 2 675, 91 руб. уменьшены до подачи искового заявления по рассматриваемому делу, а именно 07.08.2023г. проведена корректировка обязательств М.Е.

Административное исковое заявление подано в суд 15.08.2023г. (л.д.2).

Жалоба о признании незаконным бездействия и действий должностных лиц МИФНС ** по *** и МИФНС ** по *** в Управление ФНС по *** подана представителем М.Е. 12.07.2023г. (л.д.13-15).

О факте проведения корректировки обязательств М.Е., последнему стало известно после подачи административного искового заявления - в период рассмотрения настоящего административного дела.

Учитывая, что корректировка произведена только после обращения административного истца с жалобой в вышестоящий налоговый орган, о чем административному истцу стало известно после обращения с административным иском в суд, не имеется оснований для признания бездействия, действий Межрайонной ИФНС России ** по ***.

МИФНС ** по ***, фактически, заявляет о техническом сбое, технической ошибке в программе налогового органа АИС Налог-3.

Техническая ошибка в программном обеспечении находится в ведении, компетенции налогового органа, выразилась в искажении сведений об исполнении М.Е. налоговых обязательств, не является основанием для признания бездействия, действий административного ответчика законными.

Наличие в отношении налогоплательщика сведений о задолженности, не соответствующих действительности, нарушило права и законные интересы административного истца, право на достоверную информацию, необходимую для реализации прав и законных интересов. Техническая ошибка в программном обеспечении налогового органа могла повлечь для М.Е. негативные последствия, в виде инициирования процедуры взыскания ошибочно отраженных на ЕНС сумм.

Совокупность незаконных действий МИФНС ** по ***, МИФНС ** по *** привело к отражению недостоверного сальдо на едином налоговом счете М.Е., нарушило права и законные интересы налогоплательщика. На имеющуюся задолженность продолжили начисляться пени, что нарушает права административного истца, формирует отрицательное сальдо на ЕНС налогоплательщица в недостоверных значениях. Административными ответчиками констатирован факт иного отрицательного сальдо М.Е. по уплате пени.

Настоящее решение суда является основанием для отражения реального состояния расчетов налогоплательщика по налогам, пеням, штрафам, принятие мер инспекциями по актуализации налоговых обязательств М.Е.

На основании изложенного, на административных ответчиков подлежит возложению обязанность по устранению нарушения прав административного истца, совершив необходимые действия для отражения на ЕНС административного истца действительного сальдо

Иные доводы лиц, участвующих в деле, не влияют на установленные судом обстоятельства.

Таким образом, административные исковые требования *. подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 174-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

      ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ** ░░ ***, ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ** ░░ ***, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ 10.07.2023░. ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ * ░. ░. (░░░ 543801571000) ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ 6 401 ░░░. 62 ░░░.

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ** ░░ ***, ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ** ░░ *** ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ * ░. ░. (░░░ 543801571000), ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░. ░. (░░░ 543801571000) ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ *** ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ (***) ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ *** ░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░, ░░░ ░░░░░░░, ░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░, ░ ░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░ ░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░.

░░░░░                 ░░░░░░░                ░.░. ░░░░░░░

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ 25.12.2023░.

░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ** ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ***.

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

2а-2963/2023 ~ М-2357/2023

Категория:
Административные
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Махаёв Матвей Евгеньевич
Ответчики
МИФНС № 22 по Новосибирской области
МИФНС № 17 по Новосибирской области
Другие
Судебный пристав-исполнитель ОСП по Железнодорожному району УФССП по Новосибирской области Кивенко Ксения Игоревна
Судебный пристав-исполнитель ОСП по Железнодорожному району УФССП по Новосибирской области Горожанкина Дина Сергеевна
Шунков Виктор Константинович
Управление ФНС по Новосибирской области
ОСП по Железнодорожному району УФССП по Новосибирской области
Суд
Железнодорожный районный суд г. Новосибирска
Судья
Пащенко Татьяна Александровна
Дело на сайте суда
zheleznodorozhny--nsk.sudrf.ru
15.08.2023Регистрация административного искового заявления
16.08.2023Передача материалов судье
18.08.2023Решение вопроса о принятии к производству
18.08.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
18.08.2023Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
04.09.2023Предварительное судебное заседание
25.09.2023Судебное заседание
18.10.2023Судебное заседание
05.12.2023Судебное заседание
11.12.2023Судебное заседание
25.12.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
10.01.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
05.07.2024Дело оформлено
10.07.2024Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее