Дело № 2а-410/2023 УИД 65RS0003-01-2023-000399-43
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Анива Сахалинская область 19 июня 2023 года
Анивский районный суд Сахалинской области в составе председательствующего судьи Болдыревой Н.С., при секретаре судебного заседания Молчановой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Анивского района в интересах неопределенного круга лиц, проживающих на территории муниципального образования «Анивский городской округ» к администрации муниципального образования «Анивский городской округ», Правительству Сахалинской области о признании незаконным бездействие, выразившееся в непринятии мер по предоставлению общедоступного и бесплатного общего образования по основным образовательным программам на территории с. Троицкое Анивского района Сахалинской области, возложении обязанности создать муниципальную образовательную организацию по предоставлению общедоступного и бесплатного общего образования, организовать и обеспечить предоставление общедоступного и бесплатного общего образования по основным образовательным программам,
УСТАНОВИЛ:
14 апреля 2023 года прокурор Анивского района обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором указал, что прокуратурой района проведена проверка по вопросу доступности образования, по результатам которой установлено, что на территории с. Троицкое Анивского района имеется дефицит мест на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования, в связи с чем, на территории данного района не предоставляется общедоступное и бесплатное общее образование и не реализуются образовательные программы общего образования в достаточном объеме. Предельная наполняемость общеобразовательных учреждений составляет при условии обучения в две смены 370 человек в МАОУ СОШ № 5 при фактическом обучающемся контингенте обучающихся в 505 человек, в МБОУ НОШ № 6 составляет 240 человек при фактическом обучении 416 человек. Постановлением Правительства Сахалинской области № 331 от 28.06.2013 утверждена Государственная программа Сахалинской области «Развитие образования в Сахалинской области», которая предусматривала строительство новой школы в с. Троицкое на 1200 мест. 27.05.2020 между МБУ «ОКС» Анивского го и АО «Сахалин-Инжиниринг» заключен муниципальный контракт «под ключ» на сумму 1 652 301 729, 65 руб. Однако подрядчиком сроки плана-графика мероприятий по этапу проектно-изыскательских работ нарушены. Распоряжением Правительства Сахалинской области № 140-р от 02.04.2021 секвестированы лимиты бюджетных обязательств на сумму 1 095 688,3 тыс. руб. на выполнение работ по проектированию, строительству и вводу в эксплуатацию объекта «Школа на 1200 мест в с. Троицкое». В настоящее время получено положительное заключение государственной экспертизы, стоимость работ составляет 2 492 125, тыс. руб. Вместе с тем, вопреки положениям Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», определяющего, в том числе полномочия органа местного самоуправления и исполнительной власти в сфере образования, администрацией МО «Анивский ГО» и Правительством Сахалинской области должных и эффективных мер, направленных на предоставление общедоступного и бесплатного общего образования по основным образовательным программам на территории с. Троицкое Анивского района не предпринято. Длительное отсутствие на территории с. Троицкое общеобразовательного учреждения свидетельствует о нарушении порядка организации предоставления общедоступного и общего образования, о бездействии органов власти в данной сфере и нарушении гарантированных Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом № 273-ФЗ прав детей на образование. Изложив указанный обстоятельства, прокурор просит признать незаконным бездействие администрации МО «Анивский ГО» и Правительства Сахалинской области в непринятии мер по предоставлению общедоступного и бесплатного образования по основным программам на территории с. Троицкое Анивского района; возложить на администрацию МО «Анивский ГО» создать на территории с. Троицкое Анивского района муниципальную образовательную организацию по предоставлению общедоступного и бесплатного общего образования в течение года со дня вступления решения суда в законную силу; возложить на администрацию МО «Анивский ГО» и Правительство Сахалинской области организовать и обеспечить предоставление общедоступного и бесплатного общего образования по основным программам на территории с. Троицкое Анивского района в течение года со дня вступления решения суда в законную силу.
Протокольным определением Анивского районного суда от 05 мая 2023 года к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Министерство строительства Сахалинской области.
В судебном заседании представитель административного истца помощник прокурора Анивского района Вовк В.И. настаивал на удовлетворении административных исковых требований.
Представитель административного ответчика администрации МО «Анивский ГО» Ломова А.А., действующая на основании доверенности, с иском не согласилась. Из представленных возражений следует, что предусмотренные Федеральным законом № 273-ФЗ полномочия органов местного самоуправления не указывают на наличие у муниципального образования обязанности по предоставлению организации предоставления общего доступного и бесплатного образования в границах определенного пункта путем строительства объектов капитального строительства. Возможность получения образования на территории конкретного населенного пункта может быть обеспечена муниципалитетом в одной из вариативных форм, в том числе, путем подвоза детей в школы, а не как предлагает прокурор – только путем строительства школы. Поскольку в с. Троицкое отсутствуют факты отказа в принятии детей в школьные организации, перенаполняемость в школах отсутствует, право на образование не нарушается, в связи с чем, бездействия у администрации при осуществлении полномочий в рассматриваемой сфере отсутствуют.
Представители административного ответчика Правительства Сахалинской области Васильев К.А., Ю Н.Д., Шишова Е.Л., Огай Э.П., действующие на основании доверенности, с административным иском прокурора в части требований к Правительству Сахалинской области не согласились. Представили возражения, из которых следует, что организация и обеспечение общего образования не входит в полномочия Правительства Сахалинской области; заявленная прокурором необходимость пересмотра и увеличения объема субвенций при увеличении числа муниципальных образовательных учреждений является предположительной и в настоящее время объективно не возникла; прокурором не доказан дефицит мест в общеобразовательных учреждениях, поскольку лицензии и техническая документация на МАОУ СОШ № 5 и МБОУ НОШ № 6 в с. Троицком говорят о достаточности площадей для образования; требования о возложении обязанности создать муниципальную образовательную организацию посягает на возможность муниципалитета самостоятельно определять порядок организации общего образования; обеспечение общего образования относится к компетенции органов местного самоуправления, а возложение исполнения данной обязанности на иной органа власти вступает в противоречие с федеральным законом; включение в областную государственную программу мероприятия по строительству школы в с. Троицкое на 1200 мест не является основанием для возникновения обязательства у Правительства Сахалинской области.
Представитель заинтересованного лица Министерства Строительства Сахалинской области в судебное заседание не явился, о дне, времени и месте рассмотрения дела извещены. Министр строительства Колеватых А.В. представил отзыв, в котором указано, что мероприятие: строительство объекта «Школа на 1200 мест в с. Троицкое» в адресную инвестиционную программу Сахалинской области на 2023-2025 не включено. Муниципальный контракт «под ключ» на строительство данного объекта с подрядной организацией расторгнут 15.10.2021. В целях эффективного использования средств федеральной субсидии, а также выполнения установленных в 2022 году показателей, средства федеральной субсидии перераспределены на строительство школ в других муниципальных образованиях Сахалинской области. Наличие в положениях Бюджетного кодекса механизмов межбюджетных трансфертов в виде субсидий и субвенций не предполагает возможности произвольного выделения финансовых средств в отсутствие установленных федеральным и региональным законодательством оснований. В связи с чем, требования прокурора к Правительству Сахалинской области не основаны на нормах закона и подлежат оставлению без удовлетворения.
В соответствии со статьей 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Выслушав пояснения представителя административного истца Вовк В.И., представителей административных ответчиков, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно пункту 3 статьи 35 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело, если этого требует защита охраняемых законом интересов общества и государства.
В силу положений частей 1, 2 статьи 39, части 4 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан и иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии со статьей 3 Конвенции о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 года) во всех действиях в отношении детей независимо от того, предпринимаются они государственными или частными учреждениями, занимающимися вопросами социального обеспечения, судами, административными или законодательными органами, первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребенка. Государства-участники обязуются обеспечить ребенку такую защиту и заботу, которые необходимы для его благополучия, принимая во внимание права и обязанности его родителей, опекунов или других лиц, несущих за него ответственность по закону, и с этой целью принимают все соответствующие законодательные и административные меры.
Согласно частям 1, 2 статьи 43 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на образование. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.
На основании пункта 1 статьи 4 Федерального закона от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» целями государственной политики в интересах детей являются: осуществление прав детей, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, недопущение их дискриминации, упрочение основных гарантий прав и законных интересов детей, а также восстановление их прав в случаях нарушений; формирование правовых основ гарантий прав ребенка; содействие физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей; защита детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие.
Общественные отношения, возникающие в сфере образования в связи с реализацией права на образование, обеспечением государственных гарантий прав и свобод человека в сфере образования и созданием условий для реализации права на образование, регулируются Федеральным законом от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ч. 1 ст. 1) (далее – Федеральный закон № 273-ФЗ).
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» к числу основных принципов государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования относится обеспечение права каждого человека на образование, недопустимость дискриминации в сфере образования.
Статьей 5 Федерального закона № 273-ФЗ определено, что в Российской Федерации гарантируется право каждого человека на образование, независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, места жительства, а также других обстоятельств. В Российской Федерации гарантируется общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, в том числе дошкольного образования.
Исходя из положений, предусмотренных частями 1 - 4 статьи 67 указанного Федерального закона, получение начального общего образования в образовательных организациях начинается по достижении детьми возраста шести лет и шести месяцев при отсутствии противопоказаний по состоянию здоровья, но не позже достижения ими возраста восьми лет.
Правила приема на обучение по основным общеобразовательным программам должны обеспечивать прием всех граждан, которые имеют право на получение общего образования соответствующего уровня, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
Правила приема в государственные образовательные организации субъектов Российской Федерации и муниципальные образовательные организации на обучение по основным общеобразовательным программам должны обеспечивать также прием в образовательную организацию граждан, имеющих право на получение общего образования соответствующего уровня и проживающих на территории, за которой закреплена указанная образовательная организация.
В приеме в государственную или муниципальную образовательную организацию может быть отказано только по причине отсутствия в ней свободных мест, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи и статьей 88 настоящего Федерального закона. В случае отсутствия мест в государственной или муниципальной образовательной организации родители (законные представители) ребенка для решения вопроса о его устройстве в другую общеобразовательную организацию обращаются непосредственно в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий государственное управление в сфере образования, или орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования.
Таким образом, закрепляя право на общедоступное, бесплатное дошкольное образование в государственных или муниципальных учреждениях, действующее законодательство определяет обязанность государства и муниципальных образований обеспечивать прием на обучение по основным общеобразовательным программам всех граждан, которые имеют право на получение общего образования соответствующего уровня.
В соответствии с пунктами 1, 4, 6 части 1 статьи 9 Федерального закона № 273-ФЗ, пунктом 13 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 131-ФЗ) к полномочиям органов местного самоуправления городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся: организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами), организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях (за исключением дополнительного образования детей, финансовое обеспечение которого осуществляется органами государственной власти субъекта Российской Федерации); реорганизация, ликвидация муниципальных образовательных организаций; учет детей, подлежащих обучению по образовательным программам дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, закрепление муниципальных образовательных организаций за конкретными территориями муниципального района, муниципального округа, городского округа.
Аналогичные полномочия органа местного самоуправления «Анивский городской округ» закреплены в пункте 16 части 1 статьи 7 Устава муниципального образования «Анивский городской округ».
В состав территории муниципального образования «Анивский городской округ» входят, в том числе территории населенных пунктов, не являющихся муниципальными образованиями: город Анива, село Троицкое, село Новотроицкое, село Мицулевка, село Успенское, село Воскресенское, село Петропавловское, село Песчанское, село Рыбацкое, село Огоньки, село Высокое, село Таранай, село Благовещенское, село Зеленодольск (часть 1 статья 3 Устава).
Судом установлено, что в с. Троицкое Анивского района Сахалинской области расположено два образовательных учреждения – МАОУ СОШ № 5 им. Г.Г. Светецкого и МБОУ НОШ № 6 с. Троицкое.
Согласно лицензии на право ведения образовательной деятельности от 28 июля 2010 года, регистрационный № 111-III Серия РО № 000663, предельная численность контингента МАОУ СОШ № 5 составляет – 350 человек.
Из технического паспорта образовательной организации усматривается, что совокупная площадь классов (учебных кабинетов), согласно поэтажной экспликации, составляет 1013 кв.м., что в соответствии с требованиями СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи) (2,5 кв.м. на обучающегося) позволяет увеличить контингент обучающихся в две смены – 700 человек.
В настоящее время в школе обучается 505 человек, из них 27 учеников из с. Успенское, 108 учеников из с. Новотроицкое. Учебный процесс осуществляется в две смены.
Согласно лицензии на право ведения образовательной деятельности от 21 апреля 2008 года № 277286, регистрационный номер 823 Серия А МБОУ НОШ № 6 с. Троицкое составляет 270 мест.
В соответствии с техническим паспортом МБОУ НОШ № 6 с. Троицкое общая площадь учебных кабинетов составляет 671,6 кв.м., что в соответствии с требованиями СП 2.4.3648-20 позволяет увеличить количество учащихся в две смены до 540 человек.
В МБОУ НОШ № 6 с. Троицкое в настоящее время обучаются в две смены – 416 человек, из них 155 учеников из с. Новотроицкое.
Согласно информации Министерства образования Сахалинской области от 19 мая 2023 года, при выдаче лицензий МАОУ СОШ № 5 им. Г.Г. Светецкого и МБОУ НОШ № 6 с. Троицкое в 2008 году и 2010 году соответственно, обучение воспитанников осуществлялось в одну смену, в связи с чем, в лицензиях отражены сведения о предельной численности обучающихся в одну смену, для МАОУ СОШ № 5 им. Г.Г. Светецкого – 350 человек, а для МБОУ НОШ № 6 с. Троицкое – 270 детей.
Таким образом, сведения о технических мощностях образовательных учреждений и количестве обучающихся в них, позволяет сделать вывод об отсутствии перенаполняемости в МАОУ СОШ № 5 им. Г.Г. Светецкого и МБОУ НОШ № 6 с. Троицкое.
Вместе с тем, 22 февраля и 27 февраля 2023 года Управлением Роспотребнадзора по Сахалинской области в Анивском и Долинском районах по результатам проведенных проверок в МБОУ НОШ № 6 с. Троицкое и в МАОУ СОШ № 5 им. Г.Г. Светецкого вывялены нарушения обязательных санитарно-эпидемиологических требований, которые отражены в предписании об устранении вывяленных нарушений со сроком устранения до 01 августа 2023 года.
В частности, МАОУ СОШ № 5 им. Г.Г. Светецкого в нарушение пункта 3.4.14 СП 2.4.3648-20 площадь одного обучающегося в учебных кабинетах 5 «А», 5 «В», 6 «Б», 7 «А», 7 «Б», 7 «В», 8 «А», 8 «Б», 8 «В», 9 «А», 9 «Б», 10 «А» классов не менее 2,5 м2 и составляет от 1,9 м2 до 2,4 м2, с учетом площади, необходимой для расстановки дополнительной мебели и оборудования рабочего места преподавателя.
В МБОУ НОШ № 6 с. Троицкое в нарушение пункта 3.4.14 СП 2.4.3648-20, площадь одного обучающегося во всех учебных кабинетах не менее 2,5 м2 и составляет от 1,5 м2 до 2,4 м2, с учетом площади, необходимой для расстановки дополнительной мебели и оборудования рабочего места преподавателя.
Допрошенная в качестве специалиста Пиварчук О.М., осуществлявшая проверочные мероприятия в образовательных организациях с. Троицкое пояснила, что на момент постройки МАОУ СОШ № 5 им. Г.Г. Светецкого и МБОУ НОШ № 6 с. Троицкое действовали строительные нормы и правила, согласно которым площадь на одного обучающегося составляла в размере 1,25 м2, поэтому нарушения законодательства на тот период времени отсутствовали. Выявленные в 2023 году нарушения санитарно-эпидемиологических правил в образовательных организациях, в рассматриваемой части, возможно устранить организационным путем.
Из информации министерства образования Сахалинской области от 19 мая 2023 года следует, что анализ численности детей, обучающихся в МБОУ НОШ № 6 с. Троицкое в первую и во вторую смену показал значительный дисбаланс, который допустила администрация школы, в распределении классов комплектов по сменности обучения.
Из представленной информации администрации Анивского городского округа следует, что по состоянию на 22 мая 2023 года в МАОУ СОШ № 5 им. Г.Г. Светецкого 18 учебных кабинетов. Их предельная наполняемость, с учетом требований СанПин, соответствует количеству площади на одного обучающегося в случае перераспределения и обучения детей следующим образом:
- на 1 этаже: 5 «А» класс (в 1 смену) и 6 «А» класс (во 2 смену) в кабинете № 1; 5 «Б» класс (в 1 смену) и 6 «Г» класс (во 2 смену) в кабинете № 2; 5 «В» класс (в 1 смену) и 6 «Д» класс (во 2 смену) в кабинете № 3; 5 «Г» класс (в 1 смену) и 7 «А» класс (во 2 смену) в кабинете № 4; 9 «А» класс (в 1 смену) и 7 «Б» класс (во 2 смену) в кабинете № 5; 9 «Б» класс (в 1 смену) и 7 «В» класс (во 2 смену) в кабинете № 6; 10 «Б» класс (в 1 смену) и 8 «Г» класс (во 2 смену) в кабинете № 7;
- на 2 этаже: 9 «В» класс (в 1 смену) и 6 «Б» класс (во 2 смену) в кабинете № 8; 9 «Г» класс (в 1 смену) и 8 «А» класс (во 2 смену) в кабинете № 9; 9 «Д» класс (в 1 смену) и 8 «Б» класс (во 2 смену) в кабинете № 10; 11 «А» класс (в 1 смену) и 9 «В» класс (во 2 смену) в кабинете № 11; 5 «Д» класс (в 1 смену) и 7 «Г» класс (во 2 смену) в кабинете № 12; 10 «А» класс (в 1 смену) и 6 «В» класс (во 2 смену) в кабинете № 13; 11 «Б» класс (в 1 смену) в кабинете № 14.
В МБОУ НОШ № 6 с. Троицкое 14 учебных кабинетов. Предельная наполняемость, с учетом требований правил, соответствует количеству площади на одного обучающегося в случае перераспределения и обучения детей следующим образом:
- на 1 этаже: 1 «А» класс (в 1 смену) и 2 «А» класс (во 2 смену) в кабинете № 1; 1 «Б» класс (в 1 смену) и 2 «Б» класс (в 2 смену) в кабинете № 2; 1 «В» класс (в 1 смену) и 2 «В» класс (во 2 смену) в кабинете № 3; 1 «Г» класс (в 1 смену) и 2 «Г» класс (во 2 смену) в кабинете № 4; 1 «Д» класс (в 1 смену) и 2 «Д» класс (во 2 смену) в кабинете № 5; 1 «Е» класс (в 1 смену) и 2 «Е» класс (во 2 смену) в кабинете № 6;
- на втором этаже: 1 «Ж» класс (в 1 смену) и 4 «А» класс (во 2 смену) в кабинете № 7; 3 «А» класс (в 1 смену) и 4 «Б» класс (во 2 смену) в кабинете № 8; 3 «Б» класс (в 1 смену) и 4 «В» класс (во 2 смену) в кабинете № 9; 3 «В» класса (в 1 смену) и 4 «Г» класс (во 2 смену) в кабинете № 10; 3 «Г» класса (в 1 смену) и 4 «Д» класс (во 2 смену) в кабинете № 11, 3 «Д» класс (в 1 смену) в кабинете № 12; кабинет № 13 свободен.
Таким образом, при условии рационального распределения численности детей в классах и распределения их по сменности обучения в МАОУ СОШ № 5 им. Г.Г. Светецкого и МБОУ НОШ № 6 с. Троицкое, позволяет создать надлежащие условия для обеспечения реализации прав детей на общедоступное и бесплатное образование.
В силу части 1 статьи 40 Федерального закона № 273-ФЗ транспортное обеспечение обучающихся определено как организация их бесплатной перевозки до образовательных организаций и обратно в случаях, установленных частью 2 настоящей статьи, а также предоставление в соответствии с законодательством Российской Федерации мер социальной поддержки при проезде на общественном транспорте.
Организация бесплатной перевозки обучающихся в муниципальных образовательных организациях, реализующих основные общеобразовательные программы, между населенными пунктами в составе муниципального или городского округа осуществляется учредителями соответствующих образовательных организаций.
В развитие данного законоположения Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации постановлением от 28 сентября 2020 года № 28 утверждены СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
Пунктом 2.1.2 указанных правил установлено, что при расстояниях, свыше 1 км до образовательной организации, для обучающихся организуется транспортное обслуживание (до организации и обратно). Расстояние транспортного обслуживания не должно превышать 30 км в одну сторону.
Органами местного самоуправления Анивского района такое транспортное обслуживание организовано.
Так, в МАОУ СОШ № 5 им. Г.Г. Светецкого организован подвоз 27 учеников из с. Успенское и 108 учеников из с. Новотроицкое. В МБОУ НОШ № 6 с. Троицкое – 155 учеников из с. Новотроицкое.
Согласно сведениям отдела образования департамента социального развития администрации Анивского городского округа, в г. Анива два образовательных учреждения: МАОУ СОШ № 1 на 1266 мест, фактическое количество обучающихся составляет 609 человек; МАОУ СОШ № 2 с проектной мощностью на 920 мест, при фактическом наполнении в 580 человек.
Из информации ОМВД России по Анивскому городскому округу следует, что расстояние от г. Анива до с. Успенское составляет 16 км +512 м.
Таким образом, возможность получения образования на территории Анивского городского округа может быть обеспечена органом местного самоуправления в одной из вариативных форм, в том числе, путем организации бесплатного подвоза детей из с. Успенское в образовательные учреждения г. Анива, что существенно уменьшит количество обучающихся в МАОУ СОШ № 5 им. Г.Г. Светецкого.
Поскольку, исходя из предоставленных полномочий органам местного самоуправления в сфере образования в рамках Федерального закона № 273-ФЗ и Федерального закона № 131-ФЗ отсутствует обязанность по обеспечению организации предоставления общедоступного и бесплатного образования в границах определенного населенного пункта путем строительства объекта капитального строительства, административные исковые требования административного истца о понуждении администрации муниципального образования «Анивский городской округ» создать муниципальную образовательную организацию удовлетворению не подлежат.
Доводы административного истца о том, что включение в областную государственную программу мероприятия по строительству объекта «Школа на 1200 мест в с. Троицком» является основанием для ее реализации, не свидетельствует об обоснованности административных исковых требований в данной части в силу следующего.
Согласно статье 6 Бюджетного кодекса РФ установлено, что расходными обязательствами являются обусловленные законом, иными нормативными правовыми актами, договором или соглашением обязанности публично-правового образования или действующего от его имени казенного учреждения предоставить физическому или юридическому, иному публично-правовому основанию, субъекту международного права из соответствующего бюджета.
В силу пункта 32 статьи 3 Федерального закона от 21 июня 2014 № 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации» государственной программой субъекта Российской Федерации является документ стратегического планирования, содержащий комплекс планируемых мероприятий, взаимоувязанных по задачам, срокам осуществления, исполнителям и ресурсам и обеспечивающих наиболее эффективное достижение целей и решение задач социально-экономического развития субъекта Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 9 Закона Сахалинской области от 17 ноября 2015 года № 103-ЗО «О стратегическом планировании в Сахалинской области» государственные программы Сахалинской области разрабатываются органами исполнительной власти в пределах их полномочий в соответствии с приоритетами социально-экономического развития, определенными стратегией социально-экономического развития области с учетом отраслевых документов стратегического планирования Российской Федерации и стратегий социально-экономического развития макрорегионов, определяемый Правительством Сахалинской области.
Таким образом, государственные программы по своему содержанию являются формой планирования и организации деятельности органов государственной власти, в рамках которой консолидируются мероприятия по достижению целей и решению задач соответствующих направлений социально-экономического развития.
Включение в государственные программы планируемых мероприятий не порождает обязанности публично-правового образования предоставить средства соответствующего бюджета физическим или юридическим лицам, публично-правовым образованиям, а отражает намерение органов исполнительной власти по осуществлению указанных мероприятий и соответствующую финансовую оценку их реализации.
При таких обстоятельствах, наличие в областной государственной программе мероприятия в виде строительства объекта «Школа на 1200 мест в с. Троицкое», не является основанием несения обязательств органом исполнительной власти.
Кроме того, данное мероприятие было включено в государственную программу в рамках ликвидации двусменности образовательных организаций.
В соответствии с распоряжением Правительства РФ от 23 октября 2015 года № 2145-р в целях обеспечения односменного режима обучения в 1-11 (12) классах общеобразовательных организаций, перевода обучающихся в новые здания общеобразовательных организаций из зданий износом 50 % и выше, постановлением Правительства Сахалинской области от 28 июня 2013 года № 331 утверждена утверждена государственная программа Сахалинской области «Развитие образования в Сахалинской области» пунктом 5.49 подпрограммы 6 предусмотрено мероприятие в виде строительства объекта «Школа на 1200 мест в с. Троицком».
Реализация данного мероприятия осуществлялась в период 2018-2021 годы.
Далее распоряжением Правительства РФ от 15 марта 2021 года № 621-р «О признании утратившим силу распоряжение Правительства РФ от 23 октября 2015 года № 2145-р» данная федеральная программа утратила силу.
В соответствии с подпунктом «а» пункта 3 Перечня поручений Президента РФ 05 августа 2021 года Правительству РФ совместно с органами исполнительной власти субъектов РФ поручено осуществить реализацию мер, направленных на предупреждение формирования третьих смен в образовательных организациях общего образования, предусмотрев полный отказ от них в 2023-2024 учебном году.
В связи с тем, что в настоящее время данные мероприятия утратили свою приоритетность и не носят первоочередного характера, объект строительства «Школа на 1200 мест в с. Троицкое» в адресную инвестиционную программу Сахалинской области на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов не включен.
Рассматривая доводы прокурора о признании незаконным бездействия Правительства Сахалинской области, выразившееся в непринятии мер в соответствии с требованиями Федерального закона № 273-ФЗ и возложении обязанности организовать и обеспечить предоставление общедоступного и бесплатного общего образования по основным образовательным программам на территории с. Троицкое Анивского района, суд приходит к следующему.
В соответствии с пунктами 1 и 2 части 1 статьи 8 Федерального закона № 273-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ в сфере образования относится: разработка и реализация региональных программ развития образования с учетом региональных социально-экономических, экологических, демографических, этнокультурных и других особенностей субъектов Российской Федерации; создание, реорганизация, ликвидация образовательных организаций субъектов Российской Федерации, осуществление полномочий учредителей образовательных организаций субъектов Российской Федерации.
Таким образом, полномочия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации носят стратегический характер, в том числе определения основных направлений в сфере образования, либо точечно касаются вопросов образовательных учреждений регионального уровня принадлежности.
Также в силу пункта 27 части 1 статьи 44 Федерального закона от 21 декабря 2021 года № 414-ФЗ «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации», пункта 3 части 1 статьи 8 Федерального закона № 273-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ в сфере образования относится обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг) посредством предоставления субсидий местным бюджетам.
Названное полномочие реализуется посредством предоставления субвенций местным бюджетам в соответствии с нормативами, определяемыми органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Размер субвенций устанавливается на основании нормативов, определенных органами государственной власти субъектов РФ.
В рамках указанных полномочий в Сахалинской области принято соответствующее постановление Правительства Сахалинской области от 29 октября 2014 года № 525 «О финансовом обеспечении государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных образовательных организациях, обеспечении дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях Сахалинской области», которым определен Порядок определения таких нормативов, в частности к ним относятся: расходы на оплату труда работников, обеспечивающих реализацию соответствующей программы; расходы на приобретение учебников, учебных пособий, средств обучения и воспитания, игр, игрушек; расходы, связанные с дополнительным профессиональным образованием педагогических работников по профилю их педагогической деятельности.
Таким образом, в случае создания органом местного самоуправления новой муниципальной образовательной организации, необходимые расчетные потребности должны учитываться в соответствии с региональным законодательством посредством предоставления субвенций местным бюджетам.
Поскольку необходимость в создании на территории с. Троицкое Анивского района Сахалинской области муниципальной образовательной организации по предоставлению общедоступного и бесплатного образования административным истцом не доказана, оснований для признания незаконным бездействия Правительства Сахалинской области, выразившееся в непринятии мер в соответствии с требованиями Федерального закона № 273-ФЗ и возложения обязанности организовать и обеспечить предоставление общедоступного и бесплатного общего образования по основным образовательным программам, суд не усматривает.
Вместе с тем, учитывая, что до настоящего времени предельная наполняемость обучающихся в МАОУ СОШ № 5 им. Г.Г. Светецкого и МБОУ НОШ № 6 с. Троицкое превышена, что свидетельствует о нарушении порядка организации предоставления общедоступного и бесплатного общего образования и о бездействии органа местного самоуправления Анивского городского округа в данной сфере, требования прокурора в части признания незаконным бездействия администрации муниципального образования «Анивский городской округ» подлежат удовлетворению.
Из взаимосвязи положений пункта 2 части 6 статьи180, статьи 187, пункта 1 части 3 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства РФ следует, что в резолютивной части решения в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения допущенных нарушений суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений и на предельные сроки устранения таких нарушений с учетом характера соответствующих требований.
При этом суд самостоятельно определяет способ устранения допущенных нарушений и не связан требованием административного истца об устранении допущенного нарушения определенным способом.
Учитывая изложенное, в целях устранения допущенного нарушения суд полагает необходимым возложить на администрацию МО «Анивский городской округ» принять меры по предоставлению общедоступного и бесплатного общего образования по основным образовательным программам на территории с. Троицкое Анивского района Сахалинской области в соответствии с предельной наполняемостью образовательных учреждений.
В силу статьи 187 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд вправе указать предельные сроки исполнения решения суда в соответствии с характером соответствующих требований.
Принимая во внимание характер и объем мероприятий, которые необходимо осуществить во исполнение решения суда, суд полагает разумным установить административному ответчику срок для исполнения указанной обязанности до 1 сентября 2023 года.
Руководствуясь статьями 175, 177 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░» ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░», ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░. ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░», ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░. ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░» ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░ 1 ░░░░░░░░ 2023 ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░. ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░.
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 26 ░░░░ 2023 ░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░: ░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░