Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-724/2023 ~ М-677/2023 от 14.09.2023

Дело № 2а-724/2023         Копия

УИД 74RS0016-01-2023-000846-19

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

09 ноября 2023 года              с. Еткуль Челябинской области

Еткульский районный суд Челябинской области в составе председательствующего судьи Кочеткова К.В.,

при секретаре Киселевой А.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Мнацаканян К.А. к администрации Еткульского муниципального района о признании незаконным отказа в предоставлении в аренду земельного участка, возложении обязанности,

У С Т А Н О В И Л :

Мнацаканян К.А. обратилась в суд с административным иском к администрации Еткульского муниципального района о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка в аренду для завершения строительства, возложении обязанности предоставить земельный участок в аренду без проведения торгов. В обоснование административного иска указано, что в период действующих договора аренды земельного участка и разрешения на строительство ею был возведен и оформлен в собственность объект незавершенного строительства - нежилое здание торгово-развлекательного комплекса (кадастровый №) степенью готовности 37 %, расположенное по адресу: <адрес> <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ Мнацаканян К.А. обратилась в администрацию Еткульского муниципального района с заявлением о предоставлении ей в аренду земельного участка с кадастровым номером № без проведения торгов для завершения строительства, в удовлетворении которого письмом от ДД.ММ.ГГГГ № было отказано. Полагая данный отказ незаконным, Мнацаканян К.А. обратилась в суд с настоящим административным исковым заявлением.

Административный истец Мнацаканян К.А., ее представитель Осипова К.А. в судебном заседании требования административного искового заявления поддержали по доводам, изложенным в иске.

Представители административного ответчика администрации Еткульского муниципального района, заинтересованного лица Управления строительства и архитектуры администрации Еткульского муниципального района при надлежащем извещении в судебное заседание не явились, просили рассмотреть дело в их отсутствие.

Заслушав пояснения административного истца Мнацаканян К.А., ее представителя Осиповой К.А., исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно пункту 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. При этом как указано в пункте 2 той же статьи решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 статьи 226 КАС РФ, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) (ч. 11 ст. 226).

Для признания незаконными действий (бездействия), решений должностного лица, органа необходима совокупность двух условий, а именно, несоответствие действий закону, а также нарушение прав заявителя.

Судом установлено и материалами дела подтверждается, что ДД.ММ.ГГГГ между Мнацаканян К.А. и Комитетом по управлению имуществом и земельным отношениям администрации Еткульского муниципального района был заключен договор аренды № земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, площадью 2196 кв.м, сроком до ДД.ММ.ГГГГ.

Срок действия указанного договора аренды на основании заключенного ДД.ММ.ГГГГ дополнительного соглашения был продлен до ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ на основании постановления администрации Еткульского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ № «О предоставлении земельного участка в аренду без проведения торгов для завершения строительства торгово-развлекательного комплекса» между Мнацаканян К.А. и Комитетом по управлению имуществом и земельным отношениям администрации Еткульского муниципального района был заключен договор аренды № земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, площадью 2196 кв.м, сроком до ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ Мнацаканян К.А. администрацией Еткульского муниципального района выдано разрешение на строительство № RU№ объекта капитального строительства торгово-развлекательного комплекса расположенного по адресу: <адрес>, сроком действия с учетом продления до ДД.ММ.ГГГГ.

В период действующего договора аренды земельного участка и разрешения на строительство Мнацаканян К.А. осуществлялось строительство вышеупомянутого объекта. ДД.ММ.ГГГГ административным истцом зарегистрировано право собственности на объект незавершенного строительства (торгово-развлекательный комплекс), степень готовности 37%.

ДД.ММ.ГГГГ Мнацаканян К.А. обратилась с заявлением о предоставлении для строительства земельного участка с кадастровым номером 74:07:3700022:100 в аренду без проведения торгов.

Письмом администрацией Еткульского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ № Мнацаканян К.А. было отказано в предоставлении для строительства земельного участка с кадастровым номером № в аренду без проведения торгов поскольку данный участок ранее уже предоставлялся заявителю в аренду для завершения строительства с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на основании договора от ДД.ММ.ГГГГ №.

Основания и порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в аренду, в том числе для строительства, с ДД.ММ.ГГГГ регулируются главой V.I Земельного кодекса РФ.

В соответствии с пп. 10 п. 2 ст. 39.6 Земельного кодекса РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка, на котором расположены объекты незавершенного строительства, однократно для завершения их строительства собственникам объектов незавершенного строительства в случаях, предусмотренных п. 5 данной статьи.

Согласно п. 5 ст. 39.6 Земельного кодекса РФ предоставление в аренду без проведения торгов земельного участка, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположен объект незавершенного строительства, осуществляется однократно для завершения строительства этого объекта:

1) собственнику объекта незавершенного строительства, право собственности на который приобретено по результатам публичных торгов по продаже этого объекта, изъятого у предыдущего собственника в связи с прекращением действия договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности;

2) собственнику объекта незавершенного строительства, за исключением указанного в пп. 1 данного пункта, в случае, если уполномоченным органом в течение шести месяцев со дня истечения срока действия ранее заключенного договора аренды земельного участка, на котором расположен этот объект, в суд не заявлено требование об изъятии этого объекта путем продажи с публичных торгов либо судом отказано в удовлетворении данного требования или этот объект не был продан с публичных торгов по причине отсутствия лиц, участвовавших в торгах. Предоставление земельного участка в аренду без аукциона в соответствии с данным подпунктом допускается при условии, что такой земельный участок не предоставлялся для завершения строительства этого объекта ни одному из предыдущих собственников этого объекта.

Пунктом 21 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» в случае, если объект незавершенного строительства расположен на земельном участке, находящемся в государственной или муниципальной собственности, и право собственности на указанный объект зарегистрировано до ДД.ММ.ГГГГ или такой земельный участок предоставлен до ДД.ММ.ГГГГ в аренду, собственник указанного объекта имеет право приобрести такой земельный участок в аренду сроком на три года однократно для завершения его строительства без проведения торгов в порядке, установленном ст.ст. 39.14 - 39.17 Земельного кодекса РФ. Положения данного пункта применяются в случае, если ранее такой земельный участок не предоставлялся любому из предыдущих собственников указанного объекта незавершенного строительства в соответствии с данным пунктом.

Федеральным законом от 23.06.2014 № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» в целях определения правовой судьбы объекта незавершенного строительства после истечения срока договора аренды земельного участка, предоставленного из публичной собственности для строительства, внесены изменения как в Земельный кодекс РФ, так и в Гражданский кодекс РФ, который дополнен статьей 239.1, в соответствии с пунктом 1 которой в случае прекращения действия договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и предоставленного по результатам аукциона, объекты незавершенного строительства, расположенные на таком земельном участке, могут быть изъяты у собственника по решению суда путем продажи с публичных торгов.

В силу п. 6 ст. 239.1 Гражданского кодекса РФ правила данной статьи применяются также в случае прекращения действия договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, который заключен без проведения торгов в целях завершения строительства объекта незавершенного строительства, при условии, что строительство этого объекта не было завершено.

Таким образом, с учетом п. 33 ст. 34 Закона № 171-ФЗ, положения ст. 239.1 Гражданского кодекса РФ распространяются также на договор аренды, заключенный после ДД.ММ.ГГГГ без проведения аукциона, в целях завершения строительства, в порядке пп. 10 п. 5 и п. 5 ст. 39.6 Земельного кодекса РФ, п. 21 ст. 3 Закона № 137-ФЗ.

Положениями Земельного кодекса РФ установлено, что не может быть предметом аукциона находящийся в государственной или муниципальной собственности земельный участок, на котором расположены здание, сооружение, объект незавершенного строительства, принадлежащие гражданам или юридическим лицам (пп. 8 п. 8 ст. 39.11).

Согласно п. 4 ст. 39.16 Земельного кодекса РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, если на указанном в заявлении о предоставлении земельного участка земельном участке расположены здание, сооружение, объект незавершенного строительства, принадлежащие гражданам или юридическим лицам.

В силу п. 1 ст. 271 Гражданского кодекса РФ собственник здания, сооружения или иной недвижимости, находящейся на земельном участке, принадлежащем другому лицу, имеет право пользования предоставленным таким лицом под эту недвижимость земельным участком.

Приведенные положения направлены на реализацию основополагающего принципа единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами (пп. 5 п. 1 ст. 1 Земельного кодекса РФ).

Из содержания пп. 2 п. 5 ст. 39.6 Земельного кодекса РФ следует, что при прекращении договора аренды публичный собственник земли не может распорядиться объектом незавершенного строительства, созданным в период действия договора аренды, без судебного решения.

Требование уполномоченного на распоряжение земельным участком публичной собственности о продаже объекта незавершенного строительства не подлежит удовлетворению, если собственник этого объекта докажет, что нарушение срока строительства объекта связано с действиями (бездействием) органов государственной власти, органов местного самоуправления или лиц, осуществляющих эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, к которым должен быть подключен (технологически присоединен) объект (п.п. 1 - 3 статьи 239.1 Гражданского кодекса РФ).

Таким образом, возможность изъятия такого объекта закон допускает лишь при определенных обстоятельствах, которые подлежат установлению судом в рамках рассмотрения требований публичного собственника участка, заявленных в порядке статьи 239.1 Гражданского кодекса.

Согласно правовой позиции, изложенной одной из высших судебных инстанций Российской Федерации в обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 1 (2023), утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 26.04.2023, анализ указанных положений земельного и гражданского законодательства позволяет прийти к выводу о том, что права собственника публичного земельного участка на обращение с иском об изъятии объекта незавершенного строительства и собственника такого объекта на заключение договора аренды участка для завершения строительства связаны между собой. В отсутствие судебного акта об изъятии объекта незавершенного строительства в целях устранения юридической неопределенности судьбы объекта и земельного участка, на котором он расположен, собственник объекта вправе требовать заключения с ним договора аренды для завершения строительства.

Применительно к рассматриваемому делу, поскольку публичный собственник спорного земельного участка не воспользовался правом на обращение в суд с иском об изъятии объекта незавершенного строительства путем продажи с публичных торгов в течение шести месяцев со дня истечения срока действия ранее заключенного договора аренды указанного земельного участка, на котором расположен этот объект, как предусмотрено пп. 2 п. 5 ст. 39.6 Земельного кодекса РФ, у Мнацаканян К.А. имеется право на предоставление ей в аренду без проведения торгов земельного участка для завершения строительства этого объекта.

В условиях юридической неопределенности судьбы объекта незавершенного строительства и земельного участка, на котором он расположен, с момента истечения в декабре 2020 года срока действия заключенного в отношении него договора аренды возникают риски нарушения имущественных прав застройщика, что не согласуется с требованиями поддержания доверия к закону и стабильности гражданских правоотношений.

Следует отметить, что Мнацаканян К.А. при рассмотрении настоящего дела также указывала на наличие объективных причин, по которым она была лишена возможности завершить строительство недвижимого объекта, и ссылалась на истечение в различные периоды времени срока действия разрешения на строительство и договора аренды земельного участка, а также отказы администрации Еткульского муниципального района в их продлении, которые она была вынуждена оспаривать в судебном порядке.

С учетом установленных по делу обстоятельств, отказ администрации Еткульского муниципального района в предоставлении в аренду земельного участка для завершения строительства препятствует Мнацаканян К.А. завершить строительство и ввести объект в эксплуатацию, нарушает право собственности, баланс публичных и частных интересов.

При этом следует отметить, что суд не вправе подменять деятельность органов законодательной и исполнительной власти, т.к. иное бы означало нарушение закрепленных Конституцией Российской Федерации принципов разделения властей, самостоятельности органов различных ветвей власти. Принимая решение о возложении обязанности принять решение по конкретному вопросу, суд не вправе предрешать, какое решение должно быть принято компетентным органом при реализации его полномочий.

С учетом изложенного, принимая во внимание положения ч. 9 ст. 227 КАС РФ при признании решения незаконным, права административного истца подлежат восстановлению путем возложения на административный орган обязанности повторно рассмотреть заявление Мнацаканян К.А. о предоставлении для завершения строительства нежилого здания торгово-развлекательного комплекса, в аренду без проведения торгов земельного участка с кадастровым номером №.

Мнацаканян К.А. при обращении в суд в соответствии пп. 7 ч. 1 ст. 333.19 Налогового кодекса РФ была уплачена государственная пошлина в сумме 300 руб., которая в связи с удовлетворением ее административного иска в соответствии с ч. 1 ст. 111 КАС РФ подлежит возмещению ей за счет административного ответчика.

Руководствуясь ст.ст.175-179 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л :

░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ №, ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ №.

░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░ №), ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░ ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ №.

░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ № - ░░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ (░░░░ 1027401635216) ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░. (░░░░░░░ №) ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ 300 ░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░: ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░.

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 09 ░░░░░░ 2023 ░░░░ ░░░░░░░░░░ 10 ░░░░░░ 2023 ░░░░.

░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░.

░░░░░ ░░░░░.

░░░░░:        ░░░░░░░░ ░.░.

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

2а-724/2023 ~ М-677/2023

Категория:
Административные
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Мнацаканян Кристинэ Арами
Ответчики
Администрация Еткульского муниципального района
Другие
Управление строительства и архитектуры Администрации Еткульского муниципального района
Осипова Карина Александровна
Суд
Еткульский районный суд Челябинской области
Судья
Кочетков К. В.
Дело на сайте суда
etkul--chel.sudrf.ru
14.09.2023Регистрация административного искового заявления
14.09.2023Передача материалов судье
15.09.2023Решение вопроса о принятии к производству
15.09.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
15.09.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
12.10.2023Судебное заседание
09.11.2023Судебное заседание
10.11.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
14.11.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
14.12.2023Дело оформлено
29.12.2023Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее