Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-186/2021 ~ М-118/2021 от 03.02.2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г.Скопин Рязанская область ДД.ММ.ГГГГ

Скопинский районный суд Рязанской области в составе:

председательствующего судьи – Подъячевой С.В.,

при секретаре – Кураксиной Е.А.,

с участием:

представителя административного истца – помощника Скопинского межрайонного прокурора – Дорогаевой Ю.И.,

представителя административного ответчика – администрации муниципального образования – Павелецкое городское поселение Скопинского муниципального района Рязанской области Шарова А.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Скопинского районного суда Рязанской области административное дело по административному исковому заявлению Скопинского межрайонного прокурора, действующего в защиту неопределенного круга лиц, к администрации муниципального образования – Павелецкое городское поселение Скопинского муниципального района Рязанской области о признании бездействия незаконным, о понуждении к совершению действий,

УСТАНОВИЛ:

Скопинский межрайонный прокурор, в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с вышеназванным административным исковым заявлением, указав, что в результате проведенной прокуратурой проверки исполнения законодательства о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций за период 2020г. – истекший период 2021г. выявлено, что маневренный фонд на территории муниципального образования – Павелецкое городское поселение Скопинского муниципального района Рязанской области не создан, обязанность его формирования действующим законодательством возложена на орган местного самоуправления, а бездействие ответчика создает угрозу нарушения конституционных прав и законных интересов неопределенного круга лиц на предоставление жилых помещений маневренного фонда в случаях, предусмотренных статьей 95 Жилищного кодекса Российской Федерации.

С учетом вышеизложенного и последующих уточнений, просил суд:

- признать незаконным бездействие администрации муниципального образования – Павелецкое городское поселение Скопинского муниципального района Рязанской области, выразившееся в непринятии мер по созданию маневренного жилищного фонда;

- обязать администрацию муниципального образования – Павелецкое городское поселение Скопинского муниципального района Рязанской области создать маневренный жилищный фонд на территории муниципального образования – Павелецкое городское поселение Скопинского муниципального района Рязанской области.

Также просил установить административному ответчику срок для совершения указанных действий – до 01 июня 2022 года.

Определением Скопинского районного суда Рязанской области от 04 февраля 2021 года к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена администрация муниципального образования – Скопинский муниципальный район Рязанской области.

Помощник Скопинского межрайонного прокурора – Дорогаева Ю.И. в судебном заседании заявленные требования поддержала.

Представитель административного ответчика – администрации муниципального образования – Павелецкое городское поселение Скопинского муниципального района Рязанской области Шаров А.Г. в судебном заседании не согласился с административными исковыми требованиями по доводам, изложенным в письменных возражениях от 25.02.2021 года. Просил суд отказать в удовлетворении заявленных административных исковых требований.

Заинтересованное лицо – администрация муниципального образования – Скопинский муниципальный район Рязанской области надлежащим образом извещенное о месте и времени слушания дела, в судебное заседание представитель заинтересованного лица не явился. При таких обстоятельствах дело рассмотрено в отсутствие представителя заинтересованного лица, в соответствии со с ч.6 ст.226 КАС РФ.

Суд, заслушав объяснения сторон по делу, мнение представителя заинтересованного лица, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам.

В соответствии с ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Пунктом 4 статьи 27, пунктом 3 статьи 35 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" от 17.01.1992 года №2202-1 закреплено право прокурора на обращение в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.

В соответствии с ч.1 ст.39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации.

В соответствии с ч.1 ст.1 ЖК РФ жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав, а также на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями, если иное не вытекает из настоящего Кодекса, другого федерального закона или существа соответствующих отношений, на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению.

Как следует из ч.1 ст.2 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 6 октября 2003 года №131-ФЗ), органы местного самоуправления - это избираемые непосредственно населением и (или) образуемые представительным органом муниципального образования органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Муниципальное образование состоит из городского или сельского поселения, муниципального района, городского округа, городского округа с внутригородским делением, внутригородского района либо внутригородской территории города федерального значения.

Полномочия каждого из органов местного самоуправления определены в ст.14 - 16.2 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ.

В соответствии с п.6 ч.1 ст.14 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством относятся к вопросам местного значения городского поселения.

На основании ч.3 ст.14 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ, к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 20 (в части принятия в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации решения о сносе самовольной постройки, решения о сносе самовольной постройки или приведении ее в соответствие с установленными требованиями), 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 настоящей статьи).

В соответствии с ч.4 ст.14 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ, иные вопросы местного значения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи для городских поселений, не отнесенные к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с частью 3 настоящей статьи, на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов. В этих случаях данные вопросы являются вопросами местного значения муниципальных районов.

В ст.2.1 Закона Рязанской области №87-ОЗ от 05.12.2014 года «О закреплении за сельскими поселениями Рязанской области отдельных вопросов местного значения» в редакции от 19.11.2018 года указано, что за сельскими поселениями Рязанской области помимо вопросов, предусмотренных частью 3 статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ, закрепляются вопросы, предусмотренные пунктами 5 - 8, 15, 18, 22, 26, 31, 32, 33.1, 34, 37, 38 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ.

Во исполнение ч.3 ст.14 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ и ст.2.1 Закона Рязанской области №87-ОЗ от 05.12.2014 года «О закреплении за сельскими поселениями Рязанской области отдельных вопросов местного значения» в редакции 19.11.2018 года в уставе Павелецкого городского поселения Скопинского муниципального района Рязанской области предусмотрены обязанность поселения по обеспечению проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иные полномочия органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.

Таким образом, областное законодательство относит решение вопросов жилищного законодательства к компетенции сельских поселений.В соответствии с пп.3 п.2 ст.19 ЖК РФ, муниципальный жилищный фонд представляет собой совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальным образованиям.

Согласно п.п.1, 9 ст.14 ЖК РФ к компетенции органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится учет муниципального жилищного фонда и осуществление контроля над его использованием и сохранностью. Кроме того, к компетенции органов местного самоуправления относится определение порядка предоставления жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда.

Как следует из содержания п.3 ч.1 ст.92 ЖК РФ, к жилым помещениям специализированного жилищного фонда (далее - специализированные жилые помещения) относятся также жилые помещения маневренного фонда.

В качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов. Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.

Из положений ст.95 ЖК РФ следует, что жилые помещения маневренного фонда предназначаются для временного проживания:

1) граждан в связи с капитальным ремонтом или реконструкцией дома, в котором находятся жилые помещения, занимаемые ими по договорам социального найма;

2) граждан, утративших жилые помещения в результате обращения взыскания на эти жилые помещения, которые были приобретены за счет кредита банка или иной кредитной организации либо средств целевого займа, предоставленного юридическим лицом на приобретение жилого помещения, и заложены в обеспечение возврата кредита или целевого займа, если на момент обращения взыскания такие жилые помещения являются для них единственными;

3) граждан, у которых единственные жилые помещения стали непригодными для проживания в результате чрезвычайных обстоятельств;

3.1) граждан, у которых жилые помещения стали непригодными для проживания в результате признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции;

4) иных граждан в случаях, предусмотренных законодательством.

Из системного толкования приведенных выше требований закона следует, что вопросы создания маневренного жилищного фонда, порядок предоставления жилых помещений этого фонда относятся к компетенции исполнительного органа местного самоуправления и применительно к рассматриваемому спору – к компетенции администрации муниципального образования – Павелецкое городское поселение Скопинского муниципального района Рязанской области.

В судебном заседании установлено, что Скопинской межрайонной прокуратурой Рязанской области проведена проверка исполнения законодательства о защите населения и территории от чрезвычайных ситуации техногенного характера на территории муниципального образования – Павелецкое городское поселение Скопинского муниципального района Рязанской области за период 2020г. – истекший период 2021г., в ходе которой установлено, что на территории муниципального образования – Павелецкое городское поселение Скопинского муниципального района Рязанской области маневренный жилищный фонд не создан. Данные обстоятельства подтверждаются сообщением администрации муниципального образования – Успенское сельское поселение Скопинского муниципального района Рязанской области №48 от 27.01.2021 (л.д.24).

Факт отсутствия маневренного фонда на территории муниципального образования – Успенское сельское поселение Скопинского муниципального района Рязанской области подтвердил в судебном заседании представитель административного ответчика Шаров А.Г.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что на территории муниципального образования – Павелецкое городское поселение Скопинского муниципального района Рязанской области отсутствует резерв специализированного жилищного фонда в виде помещений маневренного фонда, что создает угрозу нарушения прав граждан, проживающих на территории муниципального образования – Павелецкое городское поселение Скопинского района и оказавшихся в ситуации, когда в силу определенных обстоятельств они становятся нуждающимися во внеочередном предоставлении жилого помещения.

Отсутствие маневренного фонда создает угрозу нарушения конституционных прав неопределенного круга лиц, установленных ст.40 Конституции РФ.

Отсутствие маневренного жилищного фонда на территории поселения, при возникновении определенных обстоятельств, может повлечь необоснованное расходование бюджетных средств администрации на оплату найма требуемого жилого помещения. Нехватка или отсутствие на территории поселения маневренного жилищного фонда - помещений, представляемых на период завершения капитального ремонта или реконструкции дома, является препятствием для проведения таких ремонтных работ.

Анализируя приведенную выше совокупность доказательств и принимая во внимание содержание вышеуказанных норм, суд приходит к выводу, что на административного ответчика, как орган местного самоуправления, подлежит возложению обязанность по обеспечению условий для осуществления гражданами права на жилище, заключающееся в создании на территории муниципального образования – Павелецкое городское поселение Скопинского муниципального района Рязанской области специализированного маневренного жилого фонда, состоящего из конкретных жилых помещений (помещения).

Доводы представителя административного ответчика о том, что отсутствуют предусмотренные законом основания для понуждения административного ответчика создать маневренный жилищный фонд указанного поселения, предоставление гражданам жилых помещений маневренного фонда является одной из возможных альтернатив соблюдения жилищных прав; не выявлена потребность населения в наличии такого фонда; место владения муниципальной собственности не обязательно может находиться на территории поселения, в связи с чем, требование прокурора о создании маневренного фонда на территории поселения ограничивает администрацию поселения в праве владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью и не является законным, являются несостоятельными, поскольку выполнение администрацией муниципального образования – Павелецкое городское поселение Скопинского муниципального района Рязанской области обязанности по созданию маневренного жилищного фонда, прямо предусмотрено законом, и не ставится в зависимость от каких-либо условий, в том числе нуждаемости, необходимости, целесообразности, количества лиц, состоящих на учете в качестве нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам социального найма.

При этом отсутствие маневренного жилищного фонда на территории вышеуказанного поселения создает угрозу нарушения жилищных прав граждан, когда в силу определенных обстоятельств, перечисленных в ст.95 ЖК РФ, они остаются без жилья.

Доводы административного ответчика о том, что отнесение полномочий по созданию маневренного фонда за счет средств органов местного самоуправления неправомерно, подлежат отклонению, как неправильные, по изложенным выше мотивам.

Также, суд отмечает и то, что действующее законодательство не связывает выполнение органами местного самоуправления требований по созданию маневренного жилищного фонда с их финансовыми возможностями. Отсутствие финансовой возможности на их выполнение не может являться основанием для отказа в удовлетворении требований прокурора об исполнении предусмотренной законом обязанности.

При таких обстоятельствах суд полагает, что административные исковые требования Скопинского межрайонного прокурора, действующего в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, к администрации муниципального образования – Павелецкое городское поселение Скопинского муниципального района Рязанской области о признании бездействия незаконным и возложении обязанности по созданию маневренного жилищного фонда – подлежат удовлетворению.

Согласно ч.3 п.1 ст.227 КАС РФ при принятии решения суда, обязывающего административного ответчика совершить определенные действия либо устранить иным способом допущенные нарушения, суд устанавливает в решении срок, в течение которого подлежат устранению допущенные нарушения.

С учетом требований разумности, обоснованности и достаточности, суд считает необходимым установить административному ответчику срок для исполнения решения суда о возложении обязанности по созданию маневренного жилищного фонда в срок до 01 июня 2022 года.

При этом суд отмечает, что в случае невозможности исполнения решения в установленный срок, административный ответчик не лишен возможности обратиться в суд с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения решения суда.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180, 227 КАС РФ суд,

РЕШИЛ:

░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ – ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ – ░░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░.

░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░ 01 ░░░░ 2022 ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░.

░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░ – ░░░░░░░.

░░░░░ ░░░░░: ░░░░░ - ░░░░░░░░░ ░.░.

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

2а-186/2021 ~ М-118/2021

Категория:
Административные
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Скопинский межрайонный прокурор
Ответчики
Администрация МО-Павелецкое городское поселение
Другие
Администрация МО-Скопинский муниципальный район Рязанской области
Суд
Скопинский районный суд Рязанской области
Судья
Подъячева Светлана Владимировна
Дело на сайте суда
skopinski--riz.sudrf.ru
03.02.2021Регистрация административного искового заявления
03.02.2021Передача материалов судье
04.02.2021Решение вопроса о принятии к производству
04.02.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
04.02.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
26.02.2021Судебное заседание
04.03.2021Судебное заседание
05.03.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
12.03.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
07.04.2021Дело оформлено
07.04.2021Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее