УИД 61RS0001-01-2023-001387-98
Дело № 2а-1909/2023
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
13 июля 2023 года г. Ростов-на-Дону
Ворошиловский районный суд гор. Ростова-на-Дону в составе
председательствующего судьи Усачевой Л.П.,
при секретаре Акопян А.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №23 по Ростовской области к Брайловской С. О. взыскании задолженности по налогам,
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная ИФНС России № 23 по Ростовской области обратилась в суд с административным иском к Брайловской С.О.о взыскании задолженности по налогам.
В обоснование административного искового заявления указано, что Брайловская С.О. состоит на учете в Межрайонная ИФНС России № 23 по Ростовской области в качестве налогоплательщика.
Согласно сведениям, полученным налоговым органом в порядке п.4 ст.85 НК РФ, за Брайловской С.О. зарегистрированы объекты налогообложения. Налогоплательщиком обязанность по уплате налогов в установленный срок не исполнена.
Налоговым органом в порядке положений ст. 69,70 НК РФ в отношении Брайловской С.О. выставлены и направлены требования ... №, от ... №, от ... №, от ... № об уплате сумм налога, пени и штрафа, в котором сообщалось о наличии у него задолженности и о сумме, начисленной на сумму недоимки пени.
До настоящего времени недоимка по требованиям в размере 17173,80 руб. не уплачена.
Административный истец также указал, что обращался в мировой суд с заявлением о выдаче судебного приказа, определением от ... судебный приказ №а-4-964/2022 от ... в отношении Брайловской С.О. отменен.
Административный истец указал, что им пропущен срок на предъявление указанных требований в отношении Брайловской С.О., в связи с наличием обстоятельств, препятствующих своевременному обращению в суд с указанными требованиями.
На основании изложенного, административный истец МИФНС России № 23 по РО просил суд восстановить срок для подачи административного искового заявления по требованиям от ... №, от ... №, признав причины пропуска срока уважительными, взыскать с административного ответчика Брайловской С.О. налог на имущество физических лиц, взимаемый по ставкам, применяемым к объекта налогообложения, расположенным в границах сельских поселений: налог в размере 50 руб., пеня в размере 2,6 руб., земельный налог с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах сельских поселений: налог в размере 580 руб., пеня в размере 22,14 руб., а именно: 290 руб., начисленный за 2019 год по сроку уплаты ..., пеня за период с ... по ... в размере 8,46 руб. по требованию № от ..., 290 руб., начисленный за 2020 год по сроку уплаты ..., пеня за период с ... по ... в размере 0,87 руб. по требованию № от ..., транспортный налог с физических лиц: налог в размере 16290 руб., пеня в размере 104,06 руб.; 8145 руб., начисленный за 2019 год по сроку уплаты ...; 8145 руб., начисленный за 2020 год по сроку уплаты ..., пеня за период с ... по ... в размере 24,44 руб. по требованию № от ..., налог на имущество физических лиц, взимаемый по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов: налог в размере 125 руб., на общую сумму 17173,80 рублей.
Представитель административного истца МИФНС России № по РО в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела. Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствии административного истца в порядке ч. 2 ст. 289 КАС РФ.
Административный ответчик Брайловская С.О. в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела. Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствии административного ответчика в порядке ч. 2 ст. 289 КАС РФ.
Суд, исследовав материалы дела, оценив относимость, допустимость и достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, приходит к следующим выводам.
Согласно ст. 286 КАС РФ, органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатойобязательныхплатежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлениемовзысканиис физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных закономобязательныхплатежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность пообязательнымплатежам, требование контрольного органаобуплатевзыскиваемойденежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядоквзысканияобязательныхплатежей и санкций.
В силу ст. 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Согласно п. 1 ст. 30 НК РФ налоговые органы составляют единую централизованную систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации налогов и сборов, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации иных обязательных платежей.
В соответствии с п. 1 ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) требования об уплате налога.
Из статьи 69 НК РФ следует, что требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога (пункт 1). Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки (пункт 2). Требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. Требование об уплате налога, направляемое физическому лицу, должно содержать также сведения о сроке уплаты налога, установленном законодательством о налогах и сборах. Во всех случаях требование должно содержать подробные данные об основаниях взимания налога, а также ссылку на положения законодательства о налогах и сборах, которые устанавливают обязанность налогоплательщика уплатить налог. Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании (пункт 4).
Согласно п.1 ст. 357 НК РФ налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Согласно п.1 ст.357 НК РФналогоплательщикаминалогапризнаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признанные объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
В силу п. 1 ст. 358 НК РФ объектомналогообложенияпризнаются автомобили, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушныетранспортныесредства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 ст.365 НК РФ транспортный налог устанавливается этим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о транспортном налоге, вводится в действие в соответствии с этим Кодексом законами субъектов Российской Федерации о транспортномналоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Согласно ст. 6 Областного закона Ростовской области «О региональных налогах и некоторых вопросах налогообложения в Ростовской области» от 10.05.2012 года № 843-ЗС налогоплательщики – физические лица, производят уплату транспортногоналога в соответствии с порядком и сроком, установленными статьей 363 Налогового кодекса Российской Федерации.
На основании п. 3 ст. 363 НК РФ, налогоплательщики - физические лица уплачивают транспортный налог на основании уведомления, направляемого налоговым органом.
В соответствии со ст. 388 НК РФ налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
Согласно ст. 389 НК РФ объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), на территории которого введен налог.
Согласно п. 1 ч.2 ст. 399 НК РФ налог на имущество физических лиц устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образовании.
В силу ст. 400 НК РФ налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.
Порядок налогообложения земельных участков на территории Российской Федерации регулируется главой 31 Налогового кодекса Российской Федерации.
Судом установлено, что Брайловская С.О., ИНН 616107477495, состоит на учете в Межрайонная ИФНС России № 23 по Ростовской области в качестве налогоплательщика.
Согласно сведениям, полученным налоговым органом в порядке п.4 ст.85 НК РФ, за Брайловской С.О. зарегистрированы объекты налогообложения. Налогоплательщиком обязанность по уплате налогов в установленный срок не исполнена, в связи с чем, в адрес плательщика в соответствии со ст. 69,70 НК РФ выставлены и направлены требования от ... №, от ... №, от ... №, от ... № об уплате сумм налога, пени и штрафа, в котором сообщалось о наличии у него задолженности и о сумме, начисленной на сумму недоимки пени.
В силу ч.2 ст.48 НК РФ заявление о взыскании с налогоплательщика задолженности подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
В соответствии с абз. 2 п. 2 ст. 48 НК РФ если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом. Рассмотрение дел о взыскании недоимки за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве.
Ввиду того, что общая сумма налогов превысила 3 000 рублей в требовании № от ... срок на обращение в суд с требованием № от ..., № от ... о взыскании налога, пени, начинает течь в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей, то есть с ....
При таких обстоятельствах, срок на обращение в суд с требованием о взыскании налога по указанным требования истекает ....
Определением мирового судьи судебного участка №4 Ворошиловского судебного района г. Ростова-на-Дону от 27.04.2022 вынесен судебный приказ № 2а-4-964/2022 о взыскании с Брайловской С.О. задолженности по налогам, который отмене ....
Таким образом, с заявлением о вынесении судебного приказа по требованиям № от ..., № от ... административный истец обратился к мировому судье за пределами срока, установленного законом.
Согласно п.60 Постановления Пленума ВАС от ... № не могут рассматриваться в качестве уважительных причин пропуска указанных сроков необходимость согласования с вышестоящим органом (иным лицом) вопроса о подаче налоговым органом в суд соответствующего заявления, нахождение представителя налогового органа в командировке (отпуске), кадровые перестановки, смена руководителя налогового органа (его нахождение в длительной командировке, отпуске), а также иные внутренние организационные причины, повлекшие несвоевременную подачу заявления.
Каких-либо доказательств, подтверждающих объективную невозможность направления административного искового заявления в установленный законом срок административным истцом не представлено.
Суд отмечает, что принудительное взыскание налога, пеней, штрафов за счет имущества физического лица, предусмотренное статьей 48 Налогового кодекса Российской Федерации, по общему правилу возможно лишь в судебном порядке, в течение ограниченных сроков, установленных законодательством. При этом при принудительном взыскании суммы налога с налогоплательщика налоговым органом должны быть соблюдены все последовательные сроки, установленные ст. 48 НК РФ как для обращения с заявлением о выдаче судебного приказа, так и для последующего обращения в суд в случае его отмены.
Административный истец является профессиональным участником налоговых правоотношений, специально уполномоченным государственным органом на администрирование налоговых платежей, в том числе, на их взыскание в принудительном порядке, что предполагает осведомленность инспекции о процедуре, порядке и сроках обращения в суд с исками о взыскании обязательных платежей и санкций.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации (определение от ... №-О-П), установление в качестве одного из элементов налогообложения срока уплаты налога предполагает обязательность для обеих сторон налогового правоотношения (публично-правового образования и налогоплательщика), направлено на обеспечение справедливого баланса публичных и частных интересов. Поэтому допущение не ограниченного временными рамками принудительного погашения задолженности по налогам и сборам вступает в противоречие с конституционными принципами и лежащим в основе правого регулирования отношений в области государственного принуждения и исполнения имущественных обязанностей.
Согласно ч.8 ст.219 КАС РФ пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу об отсутствии уважительности причин пропуска срока административным истцом МИФНС № по РО на обращение в суд с настоящим административным иском о взыскании задолженности по требованиям № от ..., № от ..., что является основанием к отказу в удовлетворении административного искового заявления.
Между тем, срок по взысканию задолженности по требованиям № от ..., № от ... не истек.
Брайловская С.О., являясь собственником объектов налогообложения, при проявлении им достаточной степени заботливости и осмотрительности, не предпринял необходимые и достаточные меры к исполнению возложенной на него Конституцией Российской Федерации обязанности об уплате обязательных платежей (налогов).
Судом установлено, что в настоящее время недоимка по земельному налогу, транспортному налогу административным ответчиком не уплачена. Доказательства оплаты недоимки административным ответчиком в суд представлено не было.
В связи с тем, что обязанность по уплате налога в установленный срок административный ответчиком в полном объеме не исполнена, в связи с чем, налоговым органом в соответствии с требованиями п. 3 ст. 75 НК РФ начислена сумма пени.
МИФНС России № 23 по Ростовской области предоставлен расчет задолженности по налогу. Проверив расчет, суд считает возможным положить его в основу решения по делу, поскольку он отвечает требованиям законодательства и является арифметически верным.
С учетом изложенного, принимая во внимание, что налогоплательщиком в установленный законом срок не исполнена обязанность по уплате налогов, суд считает требования административного истца о взыскании с административного ответчика задолженности по налогам и пени законными, обоснованными, а потому подлежащими удовлетворению.
Согласно п.1 ст.114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета. По общему правилу, предусмотренному в подп. 19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ, государственные органы освобождены от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, в качестве истцов или ответчиков. В связи с тем, что административный истец освобожден от государственной пошлины, государственная пошлина подлежит взысканию с административного ответчика в доход местного бюджета в размере 400 рублей.
Руководствуясь ст. ст.175-180, 290 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ №23 ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░. ░. ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░. ░., ░░░ № ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ № 23 ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░: ░░░░░ ░ ░░░░░░░ 580 ░░░., ░░░░ ░ ░░░░░░░ 22,14 ░░░., ░ ░░░░░░: 290 ░░░., ░░░░░░░░░░░ ░░ 2019 ░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░ ..., ░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ... ░░ ... ░ ░░░░░░░ 8,46 ░░░. ░░ ░░░░░░░░░░ № ░░ ..., 290 ░░░., ░░░░░░░░░░░ ░░ 2020 ░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░ ..., ░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ... ░░ ... ░ ░░░░░░░ 0,87 ░░░. ░░ ░░░░░░░░░░ № ░░ ..., ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░: ░░░░░ 8145 ░░░., ░░░░░░░░░░░ ░░ 2020 ░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░ ..., ░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ... ░░ ... ░ ░░░░░░░ 24,44 ░░░. ░░ ░░░░░░░░░░ № ░░ ..., ░░ ░░░░░ ░░░░░ 8771 ░░░░░ 58 ░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░. ░., ░░░ №, ░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 400 ░░░░░░.
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░.
░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░-░░-░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░:
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 27.07.2023.