Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-746/2023 ~ М-582/2023 от 17.07.2023

УИД 91RS0023-01-2023-000781-97

Дело № 2а-746\2023

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

        Резолютивная часть решения объявлена 21 августа 2023 года.

            Решение суда принято в окончательной форме 21 августа 2023 года.

21 августа 2023 года Черноморский районный суд Республики Крым в составе председательствующего судьи -                Ильичевой Н.П.,

при секретаре -                                Кирильчук Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Администрации Черноморского района Республики Крым к Отделению судебных приставов по Черноморскому району УФССП России по Республике Крым, заинтересованные лица – Полищук Ярослав Михайлович, Прокурор Черноморского района Республики Крым, о восстановлении срока на обжалование постановления судебного пристава-исполнителя, об освобождении от исполнительского сбора,

УСТАНОВИЛ:

Глава Администрации Черноморского района Республики Крым Писарева Н.С. обратилась в суд с административным исковым заявлением к Отделению судебных приставов по Черноморскому району УФССП России по Республике Крым, заинтересованное лицо – Прокурор Черноморского района Республики Крым, в интересах Полищука Ярослава Михайловича, о восстановлении срока на обжалование постановления судебного пристава-исполнителя, об освобождении от исполнительского сбора.

Исковые требования мотивируя тем, что 11.07.2023 административным истцом получено постановление о взыскании исполнительского сбора по ИП неимущественного характера и установлении нового срока исполнения. Согласно данного постановления должнику администрации Черноморского района Республики Крым установлен новый срок для исполнения требований исполнительного документа до 10.04.2023, однако в связи с тем, что истцом по делу постановление было получено 11.07.2023, соответственно десятидневный срок обжалования постановления администрацией Черноморского района Республики Крым был пропущен по вине ОСП по Черноморскому району ГУФССП России по Республике Крым и г. Севастополю. Истец считает, что предпринимались и предпринимаются на сегодняшний день все возможные и необходимые меры по исполнению решения вынесенного Черноморским районным судом Республики Крым от 01.08.2022 по делу № 2-564/2022. Согласно данному постановлению с администрации Черноморского района Республики Крым взыскивается исполнительский сбор в размере 50000 руб. за неисполнение исполнительного документа в срок. Истец принимает все меры по исполнению Решения суда, а именно: Администрация Черноморского района Республики Крым старается обеспечить детей – сирот, детей оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа жилыми помещениями. В связи с чем, ведется работа по закупке жилых помещений. В 2023 году опубликовано 13 извещений о проведении закупок на приобретение объектов недвижимого имущества в муниципальную собственность. Постановлением Совета министров Республики Крым от 28.02.2022 № 92 «О внесении изменений в постановление Совета министров Республики Крым от 27 июля 2016 №359» внесены изменения в постановление Совета министров Республики Крым от 27 июля 2016 № 359. В связи с чем, администрация Черноморского района Республики Крым до внесения изменений не позволяло произвести расчет НМЦК. Таким образом, администрация Черноморского района Республики Крым не уклонялась от исполнения решения суда. Кроме того, в конце 2021 года ФИО1 было предложено жилое помещение в <адрес>. В связи с неудобным для гражданина расположением ФИО1 отказался от заключения соответствующего договора. В силу обстоятельств, не зависящих от истца, приобрести жилое помещение и предоставить его в дальнейшем ФИО1 по договору найма специализированных жилых помещений в установленный судебным приставом-исполнителем срок администрация не имела возможности. Истец полагает, что нецелесообразна уплата органом местного самоуправления исполнительского сбора, в связи с тем, что денежные средства при уплате исполнительского сбора в указанном случае переходят из одного бюджета в другой внутри одной бюджетной системы, что является нерациональным и не способствует решению вопросов местного значения. Просит восстановить срок на обжалование постановления от 10.03.2023, вынесенного начальником отделения – старшим судебным приставом ОСП по Черноморскому району Кохановым Б.А. по исполнительному производству № от 10.03.2023; освободить администрацию Черноморского района Республики Крым от взыскания исполнительского сбора, установленного постановлением от 10.03.2023, вынесенного начальником отделения – старшим судебным приставом ОСП по Черноморскому району Кохановым Б.А. по исполнительному производству № от 10.03.2023.

В судебное заседание представитель административного истца не явился. Предоставил заявление, в котором просит иск удовлетворить по изложенным в нем обстоятельствам и основаниям; также просит освободить должника - администрацию Черноморского района Республики Крым, от взыскания исполнительского сбора по постановлению начальника отделения – старшего судебного пристава ОСП по Черноморскому району ГУФССП России по Республике Крым от 10.03.2023 по исполнительному производству №-ИП в сумме 50000 рублей; просит считать опиской указание в просительной части иска на исполнительное производство № от ДД.ММ.ГГГГ, так как № от 10.03.2023, является номером регистрации Постановления.

Представитель административного ответчика ОСП по Черноморскому району ГУФССП России по Республике Крым и г. Севастополю Засименко И.В. в судебное заседание не явилась, извещена надлежаще, подала в суд возражения, в которых указала, что обжалуемое постановление не противоречит действующему законодательству; каких-либо документов, подтверждающих уважительность причин неисполнения требований исполнительного документа в установленный срок, должником представлено не было; доказательств того, что исполнение решения суда было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, должником представлено не было.

Прокурор Лотошников Н.Х., ознакомившись с заявлением представителя истца, письменными возражениями представителя ОСП по Черноморскому району, подал в суд ходатайство, в котором указал, что поддерживает возражения ОСП по Черноморскому району, просит в удовлетворении административного иска отказать.

Судом в соответствии со ст. 150 КАС РФ принято решение о рассмотрении административного дела в отсутствие не явившихся сторон.

Исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о том, что административный иск подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 1 ст. 441 ГПК РФ, ст. ст. 360, 218 КАС РФ постановления главного судебного пристава Российской Федерации, главного судебного пристава субъекта Российской Федерации, старшего судебного пристава, их заместителей, судебного пристава-исполнителя, их действия (бездействие) могут быть оспорены в суде сторонами, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Как следует из разъяснений п. 8 Постановления Пленума ВС РФ от 17.11.2015 №50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходеисполнительного производства» постановления, действия (бездействие) судебного пристава-исполнителя и иных должностных лиц ФССП России могут быть оспорены в суде как сторонами исполнительного производства (взыскателем и должником), так и иными лицами, которые считают, что нарушены их права и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению ими прав и законных интересов либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность (часть 1 статьи 218, статьи 360 КАС РФ, часть 1 статьи 198 АПК РФ, часть 1 статьи 121 Закона об исполнительном производстве).

Согласно ч. 3 ст. 219 КАС РФ административное исковое заявление о признании незаконными решений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя может быть подано в суд в течение десяти дней со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов. Аналогичные положения содержатся в п. 11 вышеуказанного Постановления Пленума ВС РФ.

В пункте 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015 года № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» разъяснено, что административное исковое заявление, заявление (далее - заявление) об оспаривании постановления, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя подается в суд, арбитражный суд в течение десяти дней со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов (часть 3 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, часть 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статья 122 Закона об исполнительном производстве).

Административный иск предъявлен в установленный срок (Постановление о взыскании исполнительского сбора от 10.03.2023 получено истцом 11.07.2023, иск подан 17.07.2023), нет оснований для его восстановления).

В соответствии с ч. ч. 2 и 3 ст. 5 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» непосредственное осуществление функций по принудительному исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на судебных приставов – исполнителей структурных подразделений Федеральной службы судебных приставов и судебных приставов-исполнителей структурных подразделений территориальных органов Федеральной службы судебных приставов. Полномочия судебных приставов-исполнителей определяются настоящим Федеральным законом, Федеральным законом «О судебных приставах» и иными федеральными законами.

В силу п. 8 ст. 30 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» судебный пристав-исполнитель в трехдневный срок со дня поступления к нему исполнительного документа выносит постановление о возбуждении исполнительного производства либо об отказе в возбуждении исполнительного производства.

В соответствии с ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя, если иное не установлено законом.

В соответствии с ч. 11 ст. 30 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав – исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона.

В соответствии с ч. ч. 1, 2 ст. 112 указанного выше Федерального закона исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства.

Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет. Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении установленного срока, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.

Согласно ч. 2 ст. 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» и правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 30 июля 2001 года № 13-П, в качестве уважительных причин не исполнения требований исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, рассматриваются различные фактические обстоятельства, сделавшие невозможным своевременное исполнение требований исполнительного документа. К таким обстоятельствам относятся непреодолимая сила (если добровольному исполнению препятствовало чрезвычайное и непредотвратимое обстоятельство), предоставление должнику отсрочки, рассрочки исполнения требований исполнительного документа. При этом должнику должна быть обеспечена возможность надлежащим образом подтвердить, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа может быть вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне контроля должника, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанности.

Согласно пункту 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (пункт 2 статьи 401 ГК РФ). По смыслу приведенных норм, освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с отсутствием его вины в нарушении установленных сроков для добровольного исполнения требований исполнительного документа.

Таким образом, вопросы о степени вины должника в неисполнении исполнительного документа в течение срока, предоставленного судебным приставом-исполнителем для добровольного исполнения, наличия или отсутствия оснований для ответственности за нарушение обязательства подлежат выяснению при рассмотрении судом требований должника об освобождении его от взыскания исполнительского сбора.

Судом установлено, что на основании исполнительного листа № ФС № от ДД.ММ.ГГГГ, выданного Черноморским районным судом Республики Крым по делу №, возбуждено исполнительное производство №-ИП, на предмет обязания Администрации Черноморского района Республики Крым предоставить ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, жилое помещение специализированного жилого фонда на территории муниципального образования Черноморский район, что подтверждается копией исполнительного листа и Постановлением начальника отделения старшего судебного пристава ОСП по Черноморскому района Коханова Богдана Александровича (л.д. 66-69).

Судом установлено, что начальником отделения старшим судебным приставом ОСП по Черноморскому района Кохановым Богданом Александровичем 10.03.2023 вынесено постановление о взыскании исполнительного сбора по исполнительному производству неимущественного характера с Администрации Черноморского района Республики Крым в размере 50000 рублей и установлении нового срока исполнения до 10.04.2023, номер регистрации Постановления: № от 10.03.2023 (л.д. 70-71).

Судом установлено, что постановление о взыскании исполнительного сбора по исполнительному производству неимущественного характера и установлении нового срока исполнения от 10.03.2023 получено Администрацией Черноморского района Республики Крым 11.07.2023, что подтверждается штампом на сопроводительном письме с входящим номером 02-28/11067 (л.д. 6).

Материалы исполнительного производства, предоставленные ОСП по Черноморскому району 31.07.2023 по запросу суда, не содержат сведений о получении Администрацией Черноморского района Республики Крым вышеуказанного постановления до даты, указанной на штампе.

Административным истцом представлены доказательства в подтверждение принимаемых мер в целях исполнения решения суда и подтверждение доводов о невозможности исполнения судебного решения в части, а именно: документы подтверждающие проведение мероприятий по проведению аукциона в электронной форме на заключение контракта, документы о создании рабочей группы по осмотру приобретенного жилого помещения приобретаемого для детей - сирот, детей, ставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, в собственность муниципального образования Черноморский район Республики Крым (л.д.9-47).

Таким образом, судом установлено, что административным истцом предпринимаются все возможные меры для исполнения решения Черноморского районного суда Республики Крым 01.08.2022, однако несвоевременность его исполнения полностью связана с объективными причинами.

Разрешая заявленные требования, суд исходит из того, что должником представлены доказательства уважительности причин неисполнения требований исполнительного документа, в части, в установленный срок для добровольного исполнения.

Такие выводы соответствуют положениям ч. ч. 6, 7 ст. 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве», правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного суда РФ от 30 июля 2001 года № 13-П, поскольку сбор представляет собой санкцию штрафного характера, применяемую к должнику в связи с несоблюдением законных требований государства в ходе исполнительного производства, единственным основанием для освобождения от взыскания которой с должника является наличие объективно непреодолимых чрезвычайных и непредвиденных обстоятельств, находящихся вне контроля должника, свидетельствующих об отсутствии вины должника в неисполнении исполнительного документа в установленный срок для добровольного исполнения.

Согласно п. 75 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17 ноября 2015 года № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» лица могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора исходя из положений п. 1 ст. 401 Гражданского кодекса РФ, если они приняли все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования. Если такие меры не принимались, то отсутствие у должника, в том числе органа государственной (муниципальной) власти или бюджетного (муниципального) учреждения, необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора.

Должник не может быть освобожден от уплаты исполнительского сбора, даже если требования исполнительного документа были в полном объеме исполнены им сразу после истечения срока для добровольного исполнения, однако такие действия должника с учетом объективных причин задержки исполнения могут учитываться судом при разрешении требований должника об уменьшении размера исполнительского сбора, но не более чем на одну четверть.

Согласно позиции, изложенной в Постановлении Конституционного суда РФ от 30 июля 2001 года № 13-П, основанием для взыскания исполнительского сбора является наличие одновременно двух условий: невыполнение должником требований исполнительного документа в срок, установленный судебным приставом-исполнителем для его добровольного исполнения, и отсутствие у должника уважительных причин.

Поскольку суд не связан основаниями и доводами требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя, он вправе установить обстоятельства, свидетельствующие о необходимости уменьшить размер исполнительского сбора, освободить должника от его взыскания на основании исследованных в судебном заседании доказательств, даже если стороны на данные обстоятельства не ссылались (части 6, 7, 9 статьи 112 Закона об исполнительном производстве, часть 3 статьи 62 КАС РФ).

Анализ совокупности доказательств, имеющихся в материалах дела, позволяет суду сделать вывод о том, что должником, начиная с момента вступления решения суда в законную силу, принимались и принимаются меры по исполнению судебного решения.

В соответствии с ч. 7 ст. 112 ФЗ «Об исполнительном производстве» суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.

С учетом установленных обстоятельств, принимая во внимание степень вины должника, его имущественное положение и поведение, выразившееся в принятии мер по исполнению исполнительного документа, суд считает возможным в соответствии с ч. 7 ст. 112 ФЗ «Об исполнительном производстве» освободить должника от взыскания исполнительского сбора по постановлению судебного пристава-исполнителя ОСП по Черноморскому району УФСПП Республики Крым от 10.03.2023 №, по исполнительному производству №-ИП, в сумме 50000 рублей.

Восстановление срока на обжалование постановления от 10.03.2023, вынесенного начальником отделения – старшим судебным приставом ОСП по Черноморскому району Кохановым Б.А. по исполнительному производству № от 10.03.2023, не требуется, так как срок не пропущен.

На основании вышеизложенного, требования об освобождении должника - администрации Черноморского района Республики Крым от взыскания исполнительского сбора подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 175, 180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ – ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░, ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░, ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ - ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ 10.03.2023 (░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░: № ░░ ░░.░░.░░░░) ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ №-░░ ░ ░░░░░ 50000 (░░░░░░░░░ ░░░░░) ░░░░░░.

        ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░                                     ░.░. ░░░░░░░░

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

2а-746/2023 ~ М-582/2023

Категория:
Административные
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Администрация Черноморского района Республики Крым
Ответчики
Главное управление Федеральной службы судебных приставов по Республике Крым и г. Севастополю
Отдел судебных приставов по Черноморскому району Управления Федеральной службы судебных приставов по РК
Начальник отделения – старший судебный пристав ОСП по Черноморскому району ГУФССП России по Республике Крым и г. Севастополю Коханов Богдан Александрович
Другие
Прокуратура Черноморского района
Суд
Черноморский районный суд Республики Крым
Судья
Ильичева Наталья Павловна
Дело на сайте суда
chernomorskiy--krm.sudrf.ru
17.07.2023Регистрация административного искового заявления
17.07.2023Передача материалов судье
18.07.2023Решение вопроса о принятии к производству
18.07.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
02.08.2023Подготовка дела (собеседование)
02.08.2023Рассмотрение дела начато с начала
21.08.2023Судебное заседание
21.08.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
30.08.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее