Дело №2а-303/2024
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
16 января 2024 года город Орел
Советский районный суд г. Орла в составе:
председательствующего судьи Щербиной И.С.,
при секретаре Морозовой Д.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в здании суда административное дело по административному исковому заявлению Валеева Руслана Альбертовича к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации, Министерству финансов Российской Федерации в лице УФК по Республике Башкортостан, Российской Федерации в лице ФСИН России, ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Орловской области, о взыскании компенсации морального вреда,
установил:
Валеев Руслан Альбертович обратился в суд с иском к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации, Министерству финансов Российской Федерации в лице УФК по Республике Башкортостан о взыскании компенсации морального вреда. В обоснование заявленных требований указал, что находился в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Орловской области, при этом условия содержания были ненадлежащими, в связи с чем, ему причинены нравственные страдания, ответчик обязан возместить ущерб. По указанным основаниям, просит суд взыскать с Министерства финансов Российской Федерации, Министерства финансов Российской Федерации в лице УФК по Республике Башкортостан в его пользу компенсацию морального вреда в размере 300000 руб.
Определением суда указанный иск принят к производству суда по правилам административного судопроизводства.
Определением суда к участию в деле в качестве административных соответчиков привлечены Российская Федерация в лице ФСИН России, ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Орловской области, в качестве заинтересованных лиц ФКУЗ МСЧ-57 ФСИН России, УФК по Орловской области, УФСИН России по Орловской области, для дачи заключения прокуратура Советского района г.Орла.
В судебном заседании административный истец Валеев Р.А. требования поддержал по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении, указал, что испытывал нравственные и физические страдания.
Представитель административного ответчика Российской Федерации в лице ФСИН России, заинтересованного лица УФСИН России по Орловской области по доверенности Тимонин В.Л., административного ответчика ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Орловской области по доверенности Щербина Ю.А., заинтересованного лица ФКУЗ МСЧ-57 ФСИН России Губанов И.А., полагали исковые требования не подлежащими удовлетворению, просили отказать в требованиях в полном объеме, поддержали доводы, указанные в возражениях на административный иск.
Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии со статьей 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если не установлено иное, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину стало известно о нарушении его прав, свобод и законных интересов.
Согласно пункту 12 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 г. №47 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания» проверяя соблюдение предусмотренного частью 1 статьи 219 КАС РФ трехмесячного срока для обращения в суд, судам необходимо исходить из того, что нарушение условий содержания лишенных свободы лиц может носить длящийся характер, следовательно, административное исковое заявление о признании незаконными бездействия органа или учреждения, должностного лица, связанного с нарушением условий содержания лишенных свободы лиц, может быть подано в течение всего срока, в рамках которого у органа или учреждения, должностного лица сохраняется обязанность совершить определенное действие, а также в течение трех месяцев после прекращения такой обязанности.
Как следует из материалов дела, административным истцом обжалуется нарушение условий его содержания в период с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ, административный иск предъявлен в суд ДД.ММ.ГГ, то есть с нарушением срока, предусмотренного частью 1 статьи 219 КАС РФ.
Частью 1 статьи 17 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией.
Статьей 21 Конституции Российской Федерации установлено, что достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления. Никто не должен подвергаться жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию.
В силу статьи 52 Конституции Российской Федерации, государство обеспечивает потерпевшим доступ к правосудию и компенсацию причиненного ущерба.
В соответствии со статьей 53 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, действия (или бездействие) органов государственной власти, причинившие вред любому лицу, влекут возникновение у государства обязанности этот вред возместить, а каждый пострадавший от незаконных действий (бездействия) органов государственной власти наделяется правом требовать от государства справедливого возмещения вреда (Определение от 4 июня 2009 года № 1005-О-О).
В силу статьи 227.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условием содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном главой 22 КАС РФ, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством РФ и международными договорами РФ условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении (часть 1).
Требование о присуждении компенсации за нарушение условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении рассматривается судом одновременно с требованием об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих по правилам, установленным настоящей главой, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей (часть 3).
При рассмотрении административного искового заявления, поданного в соответствии с частью 1 настоящей статьи, суд устанавливает, имело ли место нарушение предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, а также характер и продолжительность нарушения, обстоятельства, при которых нарушение допущено, его последствия (часть 5).
Согласно статье 12.1 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (далее – УИК РФ) лицо, осужденное к лишению свободы и отбывающее наказание в исправительном учреждении, в случае нарушения условий его содержания в исправительном учреждении, предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации, имеет право обратиться в суд в порядке, установленном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, с административным исковым заявлением к Российской Федерации о присуждении за счет казны Российской Федерации компенсации за такое нарушение.
Компенсация за нарушение условий содержания осужденного в исправительном учреждении присуждается исходя из требований заявителя с учетом фактических обстоятельств допущенных нарушений, их продолжительности и последствий и не зависит от наличия либо отсутствия вины органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих.
В соответствии с п.3 пп. 3 и 6 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 № 1314, основные задачи ФСИН России включают, в том числе обеспечение охраны прав, свобод и законных интересов осужденных и лиц, содержащихся под стражей, и создание им условий содержания, соответствующих нормам международного права, положениям международных договоров Российской Федерации и федеральных законов.
Согласно ст. 16 Федерального закона РФ от 15.07.1995 № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» в целях обеспечения режима в местах содержания под стражей Министерством юстиции Российской Федерации утверждаются Правила внутреннего распорядка в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений.
Правила внутреннего распорядка следственных изоляторов утверждены приказом Министерства юстиции РФ от ДД.ММ.ГГ №***, действующие во время - содержания Валеева Р.А. в СИЗО-1 Орла.
В судебном заседании установлено, что согласно данным картотечного учета, Валеев Руслан Альбертович, ДД.ММ.ГГ года рождения, содержался в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Орловской области с ДД.ММ.ГГ на основании приговора Подольского городского суда Московской области осужден по <данные изъяты>. Убыл в распоряжение УФСИН России по Республике Башкортостан ДД.ММ.ГГ.
Согласно данным картотечного учета, Валеев Р.А. содержался в следующих камерах: №*** с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ, №*** с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ, №*** с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ, №*** с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ, №*** с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ.
Все камеры, в которых содержался административный истец расположены на <данные изъяты>.
Обращаясь в суд с иском, Валеев Р.А. указал, что условия его содержания в указанные периоды не соответствовали действующим нормам.
Между тем, указанные доводы, при рассмотрении административного дела, не подтверждены, административным ответчиком опровергнуты.
Медицинская помощь обвиняемым оказывается в соответствии с приказом Министерства юстиции Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ №*** «Об утверждении Порядка организации оказания медицинской помощи лицам, заключенным под стражу или отбывающим наказания в виде лишения свободы».
В соответствии с п. 2 вышеуказанного приказа оказание медицинской помощи лицам, заключенным под стражу, или осужденным осуществляется структурными подразделениями (филиалами) медицинских организаций, подведомственных ФСИН России, и СИЗО УИС, подчиненных непосредственно ФСИН России (далее – медицинские организации).
К структурным подразделениям (филиалам) медицинских организаций УИС, оказывающим медицинскую помощь лицам, заключенным под стражу, или осужденным, в СИЗО, в учреждениях УИС, лечебно-профилактических учреждениях, лечебных исправительных учреждениях УИС, относятся медицинские части (здравпункты), больницы, в том числе специализированные (психиатрические, туберкулезные), дома ребенка.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 15 июля 1995 г. №103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» следственные изоляторы уголовно-исполнительной системы предназначены для содержания подозреваемых и обвиняемых, в отношении которых в качестве меры пресечения избрано заключение под стражу. Следственные изоляторы обладают правами юридического лица.
Согласно п. 2.1. Устава ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Орловской области, утвержденного приказом ФСИН России от ДД.ММ.ГГ №*** предметом и целями деятельности учреждения являются:
содержание под стражей лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, исполнение в соответствии с законодательством Российской Федерации уголовных наказаний;
обеспечение охраны прав, свобод и законных интересов подозреваемых, обвиняемых и осужденных;
обеспечение правопорядка и законности в Учреждении, безопасности подозреваемых, обвиняемых и осужденных, а также уголовно-исполнительной системы РФ, должностных лиц и граждан, находящихся на территории Учреждения;
осуществление охраны и конвоирования подозреваемых, обвиняемых и осужденных;
создание подозреваемым, обвиняемым и осужденным условий содержания, соответствующих нормам международного права, положениям международных договоров Российской Федерации, федеральных законов и иных нормативных правовых актов РФ.
Таким образом, в Уставе Учреждения вид деятельности, как медицинское обеспечение, не указан.
В соответствии с п. 45 Приказа Минюста РФ от 14 октября 2005 года № 189 «Об утверждении Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы», не реже одного раза в неделю подозреваемые и обвиняемые проходят санитарную обработку, им предоставляется возможность помывки в душе продолжительностью не менее 15 минут. Для женщин и несовершеннолетних возможность помывки в душе предоставляется не менее двух раз в неделю продолжительностью не менее 15 минут. Смена постельного белья осуществляется еженедельно после помывки в душе.
В соответствии с Приложением 1 Правил поведения подозреваемых и обвиняемых вышеуказанного приказа, подозреваемые и обвиняемые, содержащиеся под стражей в следственных изоляторах, обязаны:
соблюдать порядок содержания под стражей, установленный Федеральным законом от 15.07.1995 №103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» и Правилами внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы;
выполнять законные требования администрации СИЗО;
соблюдать требования гигиены и санитарии, содержать одежду и постельные принадлежности в чистоте и порядке, содержать в чистоте камеру, в том числе санузел;
проводить уборку камер и других помещений в порядке очередности, установленной администрацией учреждения.
подметать и мыть пол в камере, производить уборку камерного санузла, прогулочного двора по окончании прогулки;
мыть бачок для питьевой воды.
Валеев Р.А. в своем административном исковом заявлении указывает на то, что камера была в антисанитарном состоянии, однако, в соответствии с требованиями ст. 36 ФЗ от 15.07.1995 № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», поддержание чистоты в камерном помещении возлагается на лиц, содержащихся в камерном помещении, так предусмотрена очередность дежурства по камере, в обязанность дежурного входит мытье полов, уборка камерного санузла, прогулочного двора по окончании прогулки.
В соответствии с требованиями раздела V Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов УИС, утвержденных приказом Минюста России от ДД.ММ.ГГ №***, Валеев Р.А. в период содержания в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Орловской области был обеспечен для индивидуального пользования:
спальным местом;
постельными принадлежностями: матрацем, подушкой, одеялом;
постельным бельем: двумя простынями, наволочкой;
полотенцем;
столовой посудой и столовыми приборами: миской (на время приема пищи), кружкой, ложкой;
книгами и журналами из библиотеки СИЗО.
Указанное имущество выдается бесплатно во временное пользование на период содержания под стражей.
По заявлению подозреваемого или обвиняемого, при отсутствии необходимых денежных средств на его лицевом счете, по нормам, установленным Правительством Российской Федерации, выдаются индивидуальные средства гигиены:
мыло;
зубная щетка;
зубная паста (зубной порошок);
одноразовая бритва (для мужчин);
средства личной гигиены (для женщин).
Согласно раздаточной ведомости, утвержденной начальником учреждения Валеев Р.А. получил 1 мужской набор гигиенический, туалетную бумагу, зубную щетку, о чем имеется его роспись.
В соответствии с требованиями п. 42 раздела V Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов УИС, утвержденных приказом Минюста России от 14.10.2005 № 189 камеры СИЗО оборудуются:
одноярусными или двухъярусными кроватями (камеры для содержания беременных женщин и женщин, имеющих при себе детей, - только одноярусными кроватями);
столом и скамейками с числом посадочных мест по количеству лиц, содержащихся в камере;
шкафом для продуктов;
вешалкой для верхней одежды;
полкой для туалетных принадлежностей;
зеркалом, вмонтированным в стену;
бачком с питьевой водой;
подставкой под бачок для питьевой воды;
радиодинамиком для вещания общегосударственной программы;
урной для мусора;
тазами для гигиенических целей и стирки одежды;
светильниками дневного и ночного освещения;
телевизором, холодильником (при наличии возможности (камеры для содержания женщин и несовершеннолетних - в обязательном порядке);
вентиляционным оборудованием (при наличии возможности);
тумбочкой под телевизор или кронштейном для крепления телевизора;
напольной чашей (унитазом), умывальником;
нагревательными приборами (радиаторами) системы водяного отопления;
штепсельными розетками для подключения бытовых приборов;
вызывной сигнализацией.
Требования вышеуказанного приказа соблюдались в полном объеме, что подтверждается описью имущества (инвентаря) в камерном помещении.
Пунктом 43 вышеуказанного приказа регламентировано, что при отсутствии в камере водонагревательных приборов либо горячей водопроводной воды горячая вода для стирки и гигиенических целей и кипяченая вода для питья выдаются ежедневно в установленное время с учетом потребности. Данный пункт закреплен в распорядке дня подозреваемых, обвиняемых и осужденных, утвержденном приказом ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Орловской области от ДД.ММ.ГГ №***, действующем на момент содержания Валеева Р.А. в учреждении. Согласно распорядку дня в период <данные изъяты> при отсутствии в камере водонагревательных приборов с учетом потребности осуществляется выдача горячей воды и кипяченой воды для питья.
В соответствии с Приказом Минюста России от 3 декабря 2013 г. № 216 «Об утверждении норм вещевого довольствия осужденных к лишению свободы и лиц, содержащихся в следственных изоляторах» согласно норме № 6 снабжения постельными принадлежностями и мягким инвентарем осужденных к лишению свободы, отбывающих наказания в исправительных колониях общего, строгого, особого режимов и колониях-поселениях, воспитательных колониях, тюрьмах, и лиц, содержащихся в следственных изоляторах, спецконтингент обеспечивается в том числе:
Одеялом (полушерстяное или с синтетическим наполнителем) - 1 штука,
Матрацем (ватный или с синтетическим наполнителем) - 1 штука,
Подушкой (ватная или с синтетическим наполнителем) - 1 штука.
Заявлений и жалоб от Валеева Р.А. в период его содержания в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Орловской области по вопросу материально-бытового обеспечения не поступало.
Руководствуясь ст. 23 Федерального закона от 15 июля 1995 г. №103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», и согласно техническому паспорту здания (строения), Жилой корпус №*** камеры №***, №*** находятся на <данные изъяты>, камеры №***, №*** - на <данные изъяты>. <...> камеры №*** - <данные изъяты> кам. №*** - <данные изъяты> кам. №*** - <данные изъяты>, кам. №***-<данные изъяты> кам.№*** - <данные изъяты>
Все камерные помещения в учреждении оборудованы напольным покрытием, выполненным из шпунтованной половой доски. Данная половая доска уложена на деревянные лаги, закрепленные к перекрытию при помощи анкерных болтов, что не противоречит требованиям Свода правил СП №*** «Следственные изоляторы уголовно-исполнительной системы. Правила проектирования».
В соответствии с Приказом ФСИН России от 27.07.2007 № 407 «Об утверждении Каталога «Специальные (режимные) изделия для оборудования следственных изоляторов, тюрем, исправительных и специализированных учреждений ФСИН России» все камеры первого режимного корпуса следственного изолятора оборудованы окнами ПВХ с двойным стеклопакетом и одной открывающейся створкой. С уличной стороны окна установлена отсекающаяся решетка, состоящая из стальной полосы сечением <данные изъяты> с решетчатым заполнением.
В массовом жилищном строительстве камер принята следующая схема вентилирования жилых помещений: отработанный воздух удаляется непосредственно из зоны его наибольшего загрязнения, т. е посредством естественной приточно-вытяжной вентиляции. В период содержания заявителя в СИЗО-1 и по настоящее время вентиляция в жилых помещениях (камерах) является приточно-вытяжной с естественным побуждением, т. е. не принудительная, не механическая. И все нормы воздухообмена рассчитаны именно для естественной вентиляции. Естественная вентиляция жилых помещений (камер) осуществляться путем притока воздуха через форточки и вентиляционные каналы. Вытяжные отверстия каналов вентиляционных шахт предусмотрены в каждой камере пятого режимного корпуса. Вентиляционная система учреждения исключает поступление воздуха из одного жилого помещения (камеры) в другое. Не допущено объединение вентиляционных каналов жилых помещений (камер) с соседними жилыми помещениями (камерами).
Камеры 1 режимного корпуса оборудованы чугунными радиаторами типа ЧМ. Чугунные секционные радиаторы этого типа предназначены для систем центрального отопления жилых, общественных и производственных зданий. Они отличаются значительной тепловой мощностью на единицу длины прибора и, соответственно, компактностью. Чугунные радиаторы также маловосприимчивы к плохому качеству теплоносителя и стойки к коррозии. Их большая масса, с одной стороны, обеспечивает им высокую теплоёмкость и, соответственно, тепловую инерционность, позволяя сглаживать резкие изменения температуры в помещении.
Исходя из вышесказанного в камерных помещениях, расположенных в учреждении ФКУ СИЗО-1 тепло и температурный режим не нарушается.
Данная центральная система отопления находится на городском содержании.
ДД.ММ.ГГ между ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Орловской области и <данные изъяты> заключен государственный контракт №*** в соответствии с которым, теплоснабжающая организация обязуется подавать Потребителю тепловую энергию в количестве, предусмотренном контрактом.
Заявлений и жалоб от Валеева Р.А. в период его содержания в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Орловской области по вопросу вентиляции и температурного режима не поступало. Акты прокурорского реагирования в указанный период содержания административного истца по нарушениям условий содержания спецконтингента не выносились.
Установив фактические обстоятельства дела на основе исследования и оценки доказательств с точки зрения их относимости, допустимости, достаточности и взаимосвязи, руководствуясь статьями 17, 21, 52, 53 Конституции Российской Федерации, Федеральным законом от 15 июля 1995 г. № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», Правилами внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений и Правилами внутреннего распорядка исправительных центров уголовно-исполнительной системы, утвержденными Приказом Минюста России от 04 июля 2022 года №110, Порядком организации оказания медицинской помощи лицам, заключенным под стражу или отбывающим наказание в виде лишения свободы, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении требований о возмещении компенсации за нарушение условий содержания, исходя из отсутствия доказательств ненадлежащего содержания административного истца под стражей, а также его лечения.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-181 КАС РФ, суд
решил:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░ ░░░░░░, ░░░ ░░░░-1 ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ – ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░.░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░, ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ 17 ░░░░░░ 2024 ░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░: ░.░. ░░░░░░░