Дело № 3а-855/2022
22OS0000-01-2022-000153-84
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
30 марта 2022 года г. Барнаул
Алтайский краевой суд в составе:
председательствующего судьи Солод Ю.А.,
при секретаре Фонаковой Ю.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Третьякова С. В. об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельных участков,
установил:
Третьяков С.В., с учетом уточнения требований, обратился в Алтайский краевой суд с административным иском к управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю, Правительству Алтайского края с требованиями об установлении кадастровой стоимости земельных участков:
- с кадастровым номером ***, площадью 1620 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>;
- с кадастровым номером ***, площадью 11380 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, в размере равном их рыночной стоимости.
Административные исковые требования мотивированы тем, что кадастровая стоимость принадлежащих административному истцу на праве собственности земельных участков значительно превышает их рыночную стоимость и это подтверждается отчетами об оценке. Данное обстоятельство нарушает права собственника, так как кадастровая стоимость влияет на размер подлежащего уплате земельного налога. Ссылаясь на положения Земельного кодекса Российской Федерации, Третьяков С.В. просил установить кадастровую стоимость земельных участков равной их рыночной стоимости.
В ходе судебного разбирательства привлечены к участию в деле в качестве административных ответчиков управление имущественных отношений Алтайского края, ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Алтайскому краю; в качестве заинтересованных лиц администрация Волчихинского сельсовета Волчихинского района Алтайского края, Межрайонная ИФНС России №16 по Алтайскому краю.
В судебном заседании представитель административного истца Ефременко Е.Н. поддержала административные исковые требования по доводам, изложенным в уточненном административном исковом заявлении.
Иные лица, участвующие в деле, будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте судебного заседания, для участия в рассмотрении дела не явились, об отложении судебного заседания не ходатайствовали.
Представитель ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Алтайскому краю – Макарова Я.В. в письменном отзыве полагала, что учреждение не является надлежащим ответчиком по настоящему делу, просила исключить их из числа административных ответчиков. Дополнительно указала, что оспариваемая кадастровая стоимость по состоянию на 14 апреля 2015 года является архивной, со сроком действия с 14 апреля 2015 года по 31 декабря 2020 года, актуальная кадастровая стоимость по состоянию на 01 января 2020 года подлежит применению с 01 января 2021 года.
Руководствуясь требованиями части 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд счел возможным рассмотреть административное дело при указанной явке.
Выслушав представителя административного истца, допросив оценщика в качестве свидетеля, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в совокупности, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с пунктами 1 и 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Пунктом 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено определение налоговой базы в отношении земельного участка как его кадастровой стоимости по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Согласно пункту 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
На основании абзацев 1 и 2 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии.
В соответствии с абзацем 1статьи 22 Федерального закона от 03 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами и физическими лицами, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права или обязанности этих лиц, а также органами государственной власти и органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев, установленных настоящей статьей), в комиссии в случае ее создания в субъекте Российской Федерации или в суде.
При рассмотрении административного дела на основании выписки из Единого государственного реестра налогоплательщиков в отношении физического лица по состоянию на 11 января 2022 года, выписок из Единого государственного реестра недвижимости о переходе прав на объект недвижимости, судом установлено, что Третьяков С.В. является собственником земельного участка с кадастровым номером ***, расположенного по адресу: <адрес>; земельного участка с кадастровым номером ***, расположенного по адресу: <адрес> (т.2 л.д.190-209, т.3 л.д.68-69, 70-71).
Следовательно, установление в отношении данных объектов недвижимости кадастровой стоимости в размере их рыночной стоимости имеет правовое значение для административного истца.
Согласно акту определения кадастровой стоимости земельного участка от 14 апреля 2015 года и выписке из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 28 октября 2021 года кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером *** составляет 130 539 руб. 60 коп.; датой определения кадастровой стоимости земельного участка является 14 апреля 2015 года, датой внесения кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости –14 апреля 2015 года (т.2 л.д.3, т.3 л.д.45).
Из приказа управления имущественных отношений Алтайского края от 10 сентября 2020 года № 70 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости на территории Алтайского края» следует, что кадастровая стоимость принадлежащего на праве собственности административному истцу земельного участка с кадастровым номером *** установлена по результатам проведенной в Алтайском крае массовой оценки объектов в размере 922 978 руб. 80 коп.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 28 октября 2021 года датой определения кадастровой стоимости принадлежащего административному истцу на праве собственности земельного участка является 01 января 2020 года, датой внесения кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости – 19 октября 2020 года (т.1 л.д.89).
Согласно акту определения кадастровой стоимости земельного участка от 14 апреля 2015 года и выписке из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 28 октября 2021 года кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером *** составляет 917 000 руб. 40 коп.; датой определения кадастровой стоимости земельного участка является 14 апреля 2015 года, датой внесения кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости –14 апреля 2015 года (т.2 л.д.4, т.3 л.д.44).
Из приказа управления имущественных отношений Алтайского края от 10 сентября 2020 года № 70 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости на территории Алтайского края» следует, что кадастровая стоимость принадлежащего на праве собственности административному истцу земельного участка с кадастровым номером *** установлена по результатам проведенной в Алтайском крае массовой оценки объектов в размере 6 483 641 руб. 20 коп.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 28 октября 2021 года датой определения кадастровой стоимости принадлежащего административному истцу на праве собственности земельного участка является 01 января 2020 года, датой внесения кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости – 19 октября 2020 года (т.1 л.д.90).
Таким образом, кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 14 апреля 2015 года является архивной, кадастровая стоимость по состоянию на 01 января 2020 года является актуальной.
В силу пункта 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» требование о пересмотре кадастровой стоимости, ставшей архивной, может быть рассмотрено по существу, если на дату обращения в суд сохраняется право на применение результатов такого пересмотра для целей, установленных законодательством.
Поскольку архивная кадастровая стоимость подлежит применению для исчисления земельного налога, в настоящее время налоговым органом Третьякову С.В. предъявлено требование о взыскании задолженности в том числе по земельному налогу за 2016-2020 годы, то установление в отношении земельных участков архивной кадастровой стоимости в размере их рыночной стоимости имеет правовое значение для административного истца.
В соответствии с пунктами 1 и 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности.
В случаях определения рыночной стоимости земельных участков кадастровая стоимость этих земельных участков устанавливается равной их рыночной стоимости.
Положениями абзаца 11 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» предусмотрено, что основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является, в том числе, установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Пунктом 7 статьи 22 Федерального закона от 03 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» предусмотрено, что результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в комиссии или в суде на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, определенной на дату, по состоянию на которую определена его кадастровая стоимость.
В подтверждение рыночной стоимости названных земельных участков административный истец с соблюдением требований абзаца 16 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» представил отчеты об оценке №87/3, №87/4, составленные 12 января 2022 года <данные изъяты>, по состоянию на 14 апреля 2015 года, согласно которым рыночная стоимость земельных участков:
- с кадастровым номером *** составляет 126 360 руб.;
- с кадастровым номером *** составляет 853 500 руб. (т.2 л.д.5-96, 97-189).
Из отчетов об оценке №87/2, №87/1, составленных 15 декабря 2021 года <данные изъяты>, следует, что рыночная стоимость земельных участков по состоянию на 01 января 2020 года:
- с кадастровым номером *** составляет 204 120 руб.;
- с кадастровым номером *** составляет 1 274 560 руб. (т.1 л.д.91-192, 193-294).
Исследовав отчеты об оценке, суд приходит к выводу о том, что они соответствуют требованиям названного закона об оценочной деятельности, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной деятельности и могут быть приняты в качестве допустимого доказательства, подтверждающего достоверность указанной в них итоговой величины рыночной стоимости земельных участков.
Представленные отчеты подготовлены лицом, обладающим правом на проведение подобного рода исследований и необходимыми специальными познаниями, содержат все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости вышеназванных объектов недвижимости, а указанные в отчетах цели и задачи проведения оценки не допускают их неоднозначного толкования - определение рыночной стоимости объектов оценки. При этом в отчетах присутствуют ссылки на источники используемой информации, что позволяет проверить применяемые оценщиком сведения.
По замечаниям к отчетам об оценке №87/4 и №87/2 допрошенный в судебном заседании оценщик М пояснила, что информация по всем ценообразующим факторам по объектам аналогам уточнялась путем созвона с продавцами. Законодательство об оценочной деятельности не содержит запрета применения корректировок, превышающих 30%. При отсутствии предложений о продаже земельных участков из сегмента рынка, расположенных в районах Алтайского края, оценщиком обоснованно подобраны аналоги из г. Барнаул и применена соответствующая корректировка на местоположение.
По мнению административного ответчика, разница полученных результатов рыночной, изложенной в отчетах №87/3 и №87/1, и кадастровой оценки объясняется различной нормативно-методологической базой, а также наличием индивидуальных особенностей объектов оценки при определении рыночной стоимости.
На стр. 25,30,43 отчета №87/1, в соответствии с требованиями п.11 ФСО №3, приведена ссылка на источник информации, в связи с чем отсутствует необходимость приводить в отчете всю информацию касающуюся исследований компании RID Analitics.
На основании приведенных норм и установленных обстоятельств, представленные административным истцом отчеты об оценке являются допустимым и достоверным доказательством отличия рыночной стоимости объектов недвижимости от их кадастровой стоимости.
В данном случае оценка рыночной стоимости произведена индивидуально для конкретных земельных участков. При этом лицами, участвующими в деле, не представлено доказательств, опровергающих изложенные в отчетах выводы, а также содержащих сведения об иной рыночной стоимости земельных участков, в связи с чем у суда отсутствуют основания для непринятия итоговой величины рыночной стоимости объектов оценки, указанной в отчетах.
На основании изложенного суд приходит к выводу о том, что требование об установлении кадастровой стоимости земельных участков в размере их рыночной стоимости подлежит удовлетворению, а размер такой стоимости следует указать в соответствии с отчетами об оценке.
Учитывая, что заявление о пересмотре кадастровой стоимости подано Третьяковым С.В. 11 января 2022 года, срок, предусмотренный частью 3 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, им пропущен.
Между тем, в соответствии с пунктом 8 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» если по истечении установленного законом периода в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости, срок для обращения в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости, предусмотренный частью 3 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, может быть восстановлен.
На дату рассмотрения административного дела сведения о кадастровой стоимости на 14 апреля 2015 года являются актуальными на основании статьи 18 Федерального закона «О государственной кадастровой оценки», поскольку утвержденная приказом от 10 сентября 2020 года №70 кадастровая стоимость земельного участка на 01 января 2020 года применяется при ее внесении в Единый государственный реестр недвижимости с 01 января 2021 года, кроме того, на момент обращения административного истца в суд срок на зачет (возврат) излишне уплаченного налога, а также его перерасчет не истек. Таким образом, суд считает возможным восстановить административному истцу срок для обращения в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости земельных участков.
Довод ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Алтайскому краю о том, что учреждение не является надлежащим административным ответчиком по требованиям об оспаривании архивной кадастровой стоимости, подлежит отклонению со ссылкой на пункт 7 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости».
Согласно разъяснениям пункта 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» суд указывает в резолютивной части решения дату подачи административным истцом заявления об изменении кадастровой стоимости, которой в данном случае является дата обращения в суд с настоящим иском, - 11 января 2022 года.
Руководствуясь статьями 175 - 180 и 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░. ░. ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ***, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░░ ░░░░░░░░░ ░░ 14 ░░░░░░ 2015 ░░░░, ░ ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ 126 360 ░░░. ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ 14 ░░░░░░ 2015 ░░░░ ░░ 31 ░░░░░░░ 2020 ░░░░ ░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ***, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░░ ░░░░░░░░░ ░░ 14 ░░░░░░ 2015 ░░░░, ░ ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ 853 500 ░░░. ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ 14 ░░░░░░ 2015 ░░░░ ░░ 31 ░░░░░░░ 2020 ░░░░ ░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ***, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░░ ░░░░░░░░░ ░░ 01 ░░░░░░ 2020 ░░░░, ░ ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ 204 120 ░░░.
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ***, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░░ ░░░░░░░░░ ░░ 01 ░░░░░░ 2020 ░░░░, ░ ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ 1 274 560 ░░░.
░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░. ░. ░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ 11 ░░░░░░ 2022 ░░░░.
░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 30 ░░░░░ 2022 ░░░░.
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***