Дело № 2а-1146/2024
24RS0013-01-2023-004027-33
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
27 мая 2024 года п. Емельяново
Емельяновский районный суд Красноярского края в составе:
председательствующего - судьи Адиканко Л.Г.
при секретаре Коноваловой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению ФИО1 к администрации поселка Емельяново Емельяновского района Красноярского края о признании решения незаконным, возложении обязанности, взыскании судебных расходов, судебной неустойки,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО1 обратился в суд с административным иском к администрации поселка Емельяново Емельяновского района Красноярского края, в котором просил о признании незаконным решения, изложенного в письменном сообщении № от ДД.ММ.ГГГГ, просил возложить на уполномоченный орган местного самоуправления обязанность принять решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка по заявлению № от ДД.ММ.ГГГГ, в десятидневный срок с момента вступления в законную силу судебного акта; взыскать с административного ответчика расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей, а также судебную неустойку в размере 1000 рублей за каждый день неисполнения судебного акта.
Требования административного иска мотивированы тем, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 в администрацию поселка Емельяново было подано заявление № о предварительном согласовании предоставления земельного участка в аренду, путем его образования схемой расположения земельного участка площадью 15326 кв.м., в границах земельного участка с кадастровым номером 24:11:0000000:17677. Сообщением от ДД.ММ.ГГГГ за номером 1802 заявителю отказано в образовании земельного участка и утверждении схемы его расположения на основании п. 8, пп.1 ст. 39.15, п. 12, п.16, пп. 1 ст. 11.10 ЗК РФ, в связи с не соответствием схемы расположения земельного участка, приложенной к заявлению, Требованиям к подготовке схем расположения земельного участка на кадастровом плане территории. Данное решение административный истец считает необоснованным, поскольку указание на п. 12, п. 16, пп. 1 т. 11.10 ЗК РФ не соответствует действительности, так как к заявлению была приложена схема на электронном носителе. Отказ в образовании земельного участка не основан на нормах действующего законодательство и нарушает право истца на создание и владение земельным участком.
В судебное заседание административный истец ФИО1 не явился, о времени и месте судебного заседания извещался надлежащим образом.
Представитель административного ответчика – администрации поселка Емельяново Емельяновского района Красноярского края в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом, представил письменные возражения на административный иск ФИО1 (л.д. 29), а также дополненения к возражениям (л.д. 44-46), согласно которых, при обращении с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка, ФИО1 приложена схема расположения земельного участка, содержащая координаты расположения земельного участка, при этом графическое изображение расположения земельного участка не представлено, что противоречит пп. 1 п. 16 ст. 11.10 ЗК РФ и Приказу Федеральной службы государственной регистрации, геодезии и картографии от ДД.ММ.ГГГГ № П/0148.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 8 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
В соответствии с ч. 9 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
В соответствии с требованиями ст. 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ЗК РФ), земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Согласно ст. 39.2 ЗК РФ, предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса.
В силу п. 7 ст. 39.15 ЗК РФ в срок не более чем двадцать дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление и проверяет наличие или отсутствие оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка и по результатам этих рассмотрения и проверки принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка или при наличии оснований, указанных в пункте 8 настоящей статьи, решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка и направляет принятое решение заявителю. Решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно содержать все основания отказа.
В соответствии с п.п.1 п.8 ст. 39.15 ЗК РФ, уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, если схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса, согласно которой, основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 настоящей статьи.
Согласно п. 12 ст. 11.10 ЗК РФ, форма схемы расположения земельного участка, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе, требования к формату схемы расположения земельного участка при подготовке схемы расположения земельного участка в форме электронного документа, требования к подготовке схемы расположения земельного участка устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Пунктом 1 ст.11.10 ЗК РФ установлено, что схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера.
Из положений п. 3 ст. 11.10 ЗК РФ следует, что подготовка схемы расположения земельного участка обеспечивается исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 39.2 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Подготовка схемы расположения земельного участка в целях его образования для предоставления без проведения торгов может быть обеспечена гражданином или юридическим лицом (п. 4 ст. 11.10 ЗК РФ).
Как установлено судом, ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратился в администрацию поселка Емельяново с заявлением от ДД.ММ.ГГГГ о предварительном согласовании предоставления земельного участка из категории земель сельскохозяйственного назначения в аренду сроком на 3 года по основаниям пп. 19 п. 2 ст. 39.06 ЗК РФ, для целей сельскохозяйственного использования и производства сельскохозяйственной продукции, путем образования земельного участка, площадью 15326 кв.м. в границах земельного участка с кадастровым номером 24:11:0000000:17677 (л.д. 8). Органом местного самоуправления при регистрации заявления присвоен №.
В тексте заявления содержится указание на координаты характерных точек поворота границ заявленного к предварительному согласованию земельного участка, а также кадастровый квартал расположения испрашиваемого земельного участка; приложением к заявлению являлась схема расположения земельного участка (СРЗУ).
Сообщением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ за исходящим номером 1802 ФИО1 отказано в предварительном согласовании предоставления испрашиваемого земельного участка. Согласно указанного ответа, основания отказа - п.п.1 п.8 ст. 39.15 ЗК РФ, п.12 ст.11.10 ЗК РФ, п.п. 1 п.16 ст. 11.10 ЗК РФ, в связи с несоответствием схемы расположения земельного участка, приложенной к заявлению, Требованиям к подготовке схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, утвержденным Приказом Федеральной службы государственной регистрации, геодезии и картографии от ДД.ММ.ГГГГ № П/0148 (л.д. 11).
Никакой конкретности относительно несоответствий представленной ФИО1 схемы, в ответе от ДД.ММ.ГГГГ № не содержится; указаний на то, что к схеме не приложено графическое расположение земельного участка, в ответе от ДД.ММ.ГГГГ не имеется.
Каких-либо доказательств доводов административного ответчика, приведенных в отзыве на иск, о том, что к заявлению ФИО1 не была приложен схема расположения земельного участка, суду не представлено. Данные доводы ответчика вызывают сомнения, поскольку, как указано выше, в приложении к заявлению от ДД.ММ.ГГГГ поименована схема расположения земельного участка (СРЗУ); отсутствие приложений в момент поступления заявления, должно было фиксироваться соответствующим актом, копия которого должна была быть направлена заявителю. В ходе судебного разбирательства акт об отсутствии вложений к поступившему в администрацию <адрес> ДД.ММ.ГГГГ отправлению, не представлен.
Таким образом, исходя из установленных обстоятельств и представленных материалов, учитывая, что в силу ч. 11 ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие), принимая во внимание, что административным ответчиком не представлены доказательства, подтверждающие доводы, явившиеся основанием для отказа в согласовании испрашиваемого истцом земельного участка, предусмотренные п.п.1 п.8 ст. 39.15 ЗК РФ, п.12 ст.11.10 ЗК РФ, п.п. 1 п.16 ст. 11.10 ЗК РФ, суд приходит к выводу о том, что заявленные ФИО1 требования о признании незаконным решения администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В качестве восстановительной меры прав административного истца, суд полагает необходимым обязать административного ответчика повторно рассмотреть заявление ФИО1 в двадцатидневный срок со дня вступления настоящего решения в законную силу, и направить ему мотивированный ответ.
При этом требования административного истца о возложении на административного обязанности принять решение о предварительном согласовании предоставления испрашиваемого земельного участка, суд находит не подлежащими удовлетворению, поскольку суд не вправе подменять собой компетентный орган местного самоуправления, возлагая на себя полномочия, входящие в исключительную компетенцию данного органа; принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка требует соблюдения особой процедуры, установленной законом для органов местного самоуправления.
При подаче административного иска ФИО1 оплачена госпошлина в сумме 300 рублей (л.д. 7).
Данные издержки административного истца в силу ст. 111 КАС РФ, подлежат взысканию с ответчика в пользу ФИО1
Разрешая требования истца о взыскании с администрации <адрес> судебной неустойки, суд учитывает, что согласно ст. 308.3 ГК РФ, в случае неисполнения должником обязательства кредитор вправе требовать по суду исполнения обязательства в натуре, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, иными законами или договором либо не вытекает из существа обязательства. Суд по требованию кредитора вправе присудить в его пользу денежную сумму (пункт 1 статьи 330) на случай неисполнения указанного судебного акта в размере, определяемом судом на основе принципов справедливости, соразмерности и недопустимости извлечения выгоды из незаконного или недобросовестного поведения (пункт 4 статьи 1).
Из разъяснений Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств», содержащихся в п. 30, следует, что поскольку по смыслу пункта 1 статьи 308.3 ГК РФ судебная неустойка может быть присуждена только на случай неисполнения гражданско-правовых обязанностей, она не может быть установлена по спорам административного характера, рассматриваемым в порядке административного судопроизводства.
Поскольку правоотношения, возникшие между ФИО1 и администрацией <адрес> основаны на действиях органа местного самоуправления, наделенного властными полномочиями в сфере земельных отношений, и правомерность таких действий проверяется судом в порядке административного производства, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных административным истцом требований о взыскании судебной неустойки за неисполнение решения суда.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС, суд
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░1 ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ №, ░░ ░░░░░░░░░ ░░░1 ░░ ░░.░░.░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░.░░.░░░░ №.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░1 ░░ ░░.░░.░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░.░░.░░░░ №, ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░1 ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 300 ░░░░░░.
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░1 ░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░.░░.░░░░ №, ░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░1 ░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ (07.06.2024).
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░: ░░░░░░░.
░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░.░. ░░░░░░░░