Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-471/2024 ~ М-281/2024 от 27.03.2024

     Дело № 2а-471/2024

Мотивированное решение изготовлено 05.06.2024

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

р.п. Любинский                                                                                     29 мая 2024 года

Любинский районный суд Омской области

в составе председательствующего судьи Казанцевой Л.А.,

с участием прокурора Любинского района Рашоян Е.К.,

    при секретаре судебного заседания Плаксиной М.Ю.,

рассмотрев в судебном заседании административное дело по административному иску и.о. прокурора Любинского района к администрации Камышловского сельского поселения Любинского муниципального района Омской области, Совету Камышловского сельского Любинского муниципального района Омской области о признании бездействия незаконным, возложении обязанности устранить нарушения бюджетного законодательства по осуществлению внешнего муниципального финансового контроля,

УСТАНОВИЛ:

И.о. прокурора Любинского района Омской области обратился в суд с административным иском к администрации Камышловского сельского поселения Любинского муниципального района Омской области о признании бездействия незаконным, возложении обязанности устранить нарушения бюджетного законодательства по осуществлению внешнего муниципального финансового контроля.

В обоснование требований указал, что в ходе проверки соблюдения бюджетного законодательства в деятельности органов местного самоуправления выявлены нарушения, а именно, деятельность органов внешнего муниципального финансового контроля поселения в соответствии с требованиями закона не осуществляется, соответствующие планы работы контрольно-счетного органа на 2024 год в установленном порядке не разработаны и не утверждены. Вопрос заключения соглашения с представительным органом муниципального района о передаче контрольно-счетному органу полномочий не решен.

Просит признать незаконным бездействие администрации Камышловского сельского поселения Любинского муниципального района Омской области, заключающееся в несоблюдении требований ст.ст. 157, 264.4, 265 Бюджетного кодекса РФ в части не осуществления полномочий по внешнему муниципальному финансовому контролю, обязать устранить нарушения бюджетного законодательства и выполнение требований ст.ст. 157, 264.4, 265 БК РФ по осуществлению внешнего муниципального финансового контроля путем образования контрольно-счетного органа поселения, либо путем заключения соглашения о передаче контрольно-счетному органу Любинского муниципального района полномочий контрольно-счетного органа поселения по осуществлению внешнего муниципального финансового контроля.

В ходе рассмотрения дела административный истец заявил об уточнении административных исковых требований. С учетом уточненных исковых требований и.о. прокурора Любинского района просил суд признать незаконным бездействие Совета Камышловского сельского поселения Любинского муниципального района, заключающееся в несоблюдении требований ст.ст. 157, 264.4, 265 Бюджетного кодекса Российской Федерации в части не осуществления полномочий по внешнему муниципальному финансовому контролю, возложить обязанность на Совет Камышловского сельского поселения Любинского муниципального района Омской области устранить нарушения бюджетного законодательства и выполнение требований ст.ст. 157, 264.4, 265 Бюджетного кодекса Российской Федерации по осуществлению внешнего муниципального финансового контроля путем образования контрольно-счетного органа поселения в соответствии с ч.ч. 2,4 ст. 3 Федерального закона от 07.02.2011 № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований», либо путем заключения соглашения о передаче контрольно-счетному органу Любинского муниципального района полномочий контрольно-счетного органа поселения по осуществлению внешнего муниципального финансового контроля на основании п. 11 ст. 3 Федерального закона от 07.02.2011 № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» не позднее ДД.ММ.ГГГГ.

В судебном заседании представитель административного истца помощник прокурора Любинского района Рашоян Е.К. поддержала уточненные исковые требования, просила суд их удовлетворить.

Представитель административного ответчика администрации Камышловского сельского поселения Любинского муниципального района Омской области в судебном заседании участия не принимал, извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в отсутствие представителя, не возражал против удовлетворения уточненных административных исковых заявлений.

Представитель административного ответчика председатель Совета Камышловского сельского поселения Любинского муниципального района Омской области в судебном заседании участия не принимал, извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в отсутствие представителя, не возражал против удовлетворения уточненных административных исковых заявлений.

Представитель заинтересованного лица администрации Любинского муниципального района Омской области Представитель№1 в судебном заседании участия не принимала, извещена надлежащим образом, просила рассмотреть дело в отсутствие представителя, не возражала против удовлетворения уточненных административных исковых заявлений.

Представитель заинтересованного лица Совета Любинского муниципального района Омской области в судебном заседании участия не принимал, о времени и месте судебного заседания был извещен надлежащим образом, ходатайств и возражений не представил.

Выслушав представителя административного истца, изучив материалы административного дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 17.1 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления организуют и осуществляют муниципальный контроль за соблюдением требований, установленных муниципальными правовыми актами, принятыми по вопросам местного значения, а в случаях, если соответствующие виды контроля отнесены федеральными законами к полномочиям органов местного самоуправления, также муниципальный контроль за соблюдением требований, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации. Организация и осуществление видов муниципального контроля регулируются Законом № 248-ФЗ (часть 2 статьи 17.1 Закона № 131-ФЗ).

В силу положений статьи 38 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях осуществления внешнего муниципального финансового контроля представительный орган муниципального образования вправе образовать контрольно-счетный орган муниципального образования (часть 1).

Порядок организации и деятельности контрольно-счетного органа муниципального образования определяется Федеральным законом от 07 февраля 2011 года № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований», настоящим Федеральным законом, Бюджетным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами. В случаях и порядке, установленных федеральными законами, правовое регулирование организации и деятельности контрольно-счетных органов муниципальных образований осуществляется также законами субъекта Российской Федерации (часть 2).

В соответствии с п. 2 ст. 264.4 Бюджетного кодекса РФ внешняя проверка годового отчета об исполнении местного бюджета осуществляется органом муниципального финансового контроля, сформированным на муниципальных выборах, или представительным органом муниципального образования в порядке, установленном муниципальным правовым актом представительного органа муниципального образования с соблюдением требований настоящего Кодекса. По обращению представительного органа поселения внешняя проверка годового отчета об исполнении бюджета поселения может осуществляться контрольным органом муниципального района или органом государственного финансового контроля субъекта Российской Федерации, созданным соответственно представительным органом муниципального района или законодательным (представительным) органом власти субъекта Российской Федерации.

Согласно ч. 1 ст. 34 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» контрольно-счетный орган муниципального образования составляет структуру органов местного самоуправления наряду с представительным органом муниципального образования, главой муниципального образования, местной администрацией (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) и иными органами и выборными должностными лицами местного самоуправления, предусмотренными уставом муниципального образования и обладающими собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

В соответствии со ст. 38 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ контрольно-счетный орган муниципального образования образуется представительным органом муниципального образования, порядок организации и деятельности контрольного органа муниципального образования определяется Федеральным законом от 7 февраля 2011 года № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов РФ и муниципальных образований», Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ, Бюджетным кодексом РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, муниципальными нормативными актами. В случаях и порядке, установленных федеральными законами, правовое регулирование организации и деятельности контрольно-счетных органов муниципальных образований осуществляется также законами субъекта Российской Федерации.

В силу п. п. 2, 4, 6, 8, 11 ст. 3 Федерального закона от 7 февраля 2011 года № 6-ФЗ контрольно-счетный орган муниципального образования является постоянно действующим органом внешнего муниципального финансового контроля и образуется представительным органом муниципального образования. Контрольно-счетные органы обладают организационной и функциональной независимостью и осуществляют свою деятельность самостоятельно. Наименования, полномочия, состав и порядок деятельности контрольно-счетного органа субъекта Российской Федерации, контрольно-счетного органа муниципального образования устанавливаются соответственно конституцией (уставом) и (или) законом субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования и (или) нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования в соответствии с настоящим Федеральным законом. Контрольно-счетный орган муниципального образования в соответствии с уставом муниципального образования и (или) нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования может обладать правами юридического лица. Представительные органы поселений, входящих в состав муниципального района, вправе заключать соглашения с представительным органом муниципального района о передаче контрольно-счетному органу муниципального района полномочий контрольно-счетного органа поселения по осуществлению внешнего муниципального финансового контроля.

Системное толкование приведенных нормативных положений в их взаимосвязи со ст. ст. 3, 5 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», обязывающими органы местного самоуправления осуществлять противодействие коррупции в пределах своих полномочий с учетом принципа приоритета применения мер по предотвращению коррупции, позволяет судебной коллегии признать правомерными доводы прокурора о том, что надлежащее исполнение органами местного самоуправления бюджетного законодательства РФ предполагает обязательность создания контрольно-счетных органов в каждом муниципальном образовании в формах, установленных Федеральным законом от 7 февраля 2011 года № 6-ФЗ.

Согласно ч. 2 ст. 265 Бюджетного кодекса Российской Федерации государственный (муниципальный) финансовый контроль осуществляется в целях обеспечения соблюдения бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения.

Государственный (муниципальный) финансовый контроль подразделяется на внешний и внутренний, предварительный и последующий.

Внешний государственный (муниципальный) финансовый контроль в сфере бюджетных правоотношений является контрольной деятельностью соответственно Счетной палаты Российской Федерации, контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований (далее - органы внешнего государственного (муниципального) финансового контроля).

Частью 2 статьи 3 Федерального закона № 6-ФЗ установлено, что контрольно-счетный орган муниципального образования является постоянно действующим органом внешнего муниципального финансового контроля и образуется представительным органом муниципального образования.

В соответствии с частью 4 статьи 3 Федерального закона № 6-ФЗ контрольно-счетные органы обладают организационной и функциональной независимостью и осуществляют свою деятельность самостоятельно.

Частью 2 статьи 9 Федерального закона № 6-ФЗ предусмотрено, что контрольно-счетный орган муниципального образования осуществляет следующие основные полномочия: организация и осуществление контроля за законностью и эффективностью использования средств местного бюджета, а также иных средств в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации; экспертиза проектов местного бюджета, проверка и анализ обоснованности его показателей; внешняя проверка годового отчета об исполнении местного бюджета; проведение аудита в сфере закупок товаров, работ и услуг в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»; оценка эффективности формирования муниципальной собственности, управления и распоряжения такой собственностью и контроль за соблюдением установленного порядка формирования такой собственности, управления и распоряжения такой собственностью (включая исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности); оценка эффективности предоставления налоговых и иных льгот и преимуществ, бюджетных кредитов за счет средств местного бюджета, а также оценка законности предоставления муниципальных гарантий и поручительств или обеспечения исполнения обязательств другими способами по сделкам, совершаемым юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями за счет средств местного бюджета и имущества, находящегося в муниципальной собственности; экспертиза проектов муниципальных правовых актов в части, касающейся расходных обязательств муниципального образования, экспертиза проектов муниципальных правовых приводящих к изменению доходов местного бюджета, а также муниципальных программ проектов муниципальных программ); анализ и мониторинг бюджетного процесса в муниципальном образовании, в том числе подготовка предложений по устранению выявленных отклонений в бюджетном процессе и совершенствованию бюджетного законодательства Российской Федерации; проведение оперативного анализа исполнения и контроля за организацией исполнения эго бюджета в текущем финансовом году, ежеквартальное представление информации о исполнения местного бюджета, о результатах проведенных контрольных и экспертно-аналитических мероприятий в представительный орган муниципального образования и главе муниципального образования; осуществление контроля за состоянием муниципального внутреннего и внешнего долга; оценка реализуемости, рисков и результатов достижения целей социально-экономического развития муниципального образования, предусмотренных документами стратегического планирования муниципального образования, в пределах компетенции контрольно-счетного органа муниципального образования; участие в пределах полномочий в мероприятиях, направленных на противодействие коррупции; иные полномочия в сфере внешнего муниципального финансового контроля, установленные федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации, уставом и нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования.

В связи с неисполнением требований ст.ст. 157, 264.4, 265 Бюджетного кодекса Российской Федерации в части не осуществления полномочий по внешнему муниципальному финансовому контролю, прокуратурой Любинского района Омской области в адрес главы администрации Камышловского сельского поселения направлено представление.

Согласно справке о результатах проверки соблюдения бюджетного законодательства 19 поселениями не соблюдаются требования ст.ст. 157, 264.4, 265 Бюджетного кодекса Российской Федерации в части неосуществления полномочий по внешнему муниципальному финансовому контролю. Муниципальный финансовый контроль в отношении годового отчета об исполнении бюджета до направления его в представительный орган не осуществляется, контроль за получателями бюджетных субсидий не осуществляется. Соглашения о передаче полномочий контрольно-счетного органа поселений муниципальному району не заключены.

Административным ответчиком в судебное заседание не представлено доказательств того, что соглашение с администрацией Любинского муниципального района по передаче полномочий по осуществлению внешнего муниципального финансового контроля контрольно-счетному органу Администрации Любинского муниципального района заключалось, положение о контрольно-счетном органе сельского поселения принималось.

Таким образом, судом установлено, что до настоящего времени, деятельность органов внешнего муниципального финансового контроля Камышловского сельского поселения в соответствии с требованиями закона не осуществляется, соответствующие планы работы контрольно-счетного органа на 2024 год в установленном порядке не разработаны и не утверждены. Вопрос заключения соглашения с представительным органом муниципального района соглашения о передаче контрольно-счетному органу муниципального района полномочий контрольно-счетного органа поселения по осуществлению внешнего финансового муниципального финансового контроля не решен.

Указанное свидетельствует о допущенном бездействии со стороны Совета Камышловского сельского поселения бюджетного законодательства в части организации деятельности контрольно-счетного органа муниципального образования о противодействии коррупции, в связи с чем на Совет Камышловского сельского поселения Любинского муниципального района Омской области следует возложить обязанность устранить нарушения бюджетного законодательства и выполнение требований ст.ст. 157, 264.4, 265 Бюджетного кодекса Российской Федерации по осуществлению внешнего муниципального финансового контроля путем образования контрольно-счетного органа поселения в соответствии с ч.ч. 2,4 ст. 3 Федерального закона от 07.02.2011 № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований», либо путем заключения соглашения о передаче контрольно-счетному органу Любинского муниципального района полномочий контрольно-счетного органа поселения по осуществлению внешнего муниципального финансового контроля на основании п. 11 ст. 3 Федерального закона от 07.02.2011 № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» не позднее ДД.ММ.ГГГГ.

Часть 11 ст.226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусматривает, что обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 – возлагается на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

На момент рассмотрения дела в суде какие-либо доказательства, опровергающие указанные выше обстоятельства, административным ответчиком в нарушение положений ст.62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суду не представлены.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

РЕШИЛ:

░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░.░░. 157, 264.4, 265 ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░.░░. 157, 264.4, 265 ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░-░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░.░. 2,4 ░░. 3 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ 07.02.2011 № 6-░░ «░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░-░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░», ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░-░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░-░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░. 11 ░░. 3 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ 07.02.2011 № 6-░░ «░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░-░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░» ░░ ░░░░░░░ ░░.░░.░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

                      ░░░░░                                                                           ░.░. ░░░░░░░░░

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

2а-471/2024 ~ М-281/2024

Категория:
Административные
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокуратура Любинского района
Ответчики
Совет Камышловского сельского поселения
Администрация Камышловского сельского поселения
Другие
администрация Любинского муниципального района Омской области
Совет Любинского муниципального района Омской области
Суд
Любинский районный суд Омской области
Судья
Казанцева Лариса Александровна
Дело на сайте суда
lubinskcourt--oms.sudrf.ru
27.03.2024Регистрация административного искового заявления
27.03.2024Передача материалов судье
29.03.2024Решение вопроса о принятии к производству
29.03.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
29.03.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
17.04.2024Судебное заседание
17.04.2024Рассмотрение дела начато с начала
06.05.2024Судебное заседание
29.05.2024Судебное заседание
05.06.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
10.06.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее