Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-174/2022 ~ М-107/2022 от 09.02.2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

город Балтийск                          27 апреля 2022 г.

Балтийский городской суд Калининградской области в лице судьи Чолий Л.Л.,

при секретаре Берестовой Ю.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №<...> по административному исковому заявлению Киркиченко Сергея Валерьевича к Министерству социальной политики Калининградской области о признании незаконным решения об отказе в предоставлении мер социальной поддержки и возложении обязанности по совершению определенных действий,

УСТАНОВИЛ:

Административный истец обратился в суд с вышеуказанным административным иском.

Киркиченко С.В. мотивирует свой административный иск тем, что он является участником ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1987 году, в связи с чем, в соответствии с Законом РФ от 15.05.1991 № 1244-1 на основании его заявления от 19 декабря 2009 года ОГКУ КО «Центр социальной поддержки населения» ему была назначена и выплачивалась с 01 января 2009 года по 31 декабря 2019 года ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров; а по заявлению от 14 ноября 2018 года назначена и выплачена ежегодная компенсация на оздоровление.

Вместе с тем, в последующем Министерство социальной политики Калининградской области прекратило ему вышеуказанные выплаты и, более того, в лице Областного государственного казенного учреждения «Центр социальной поддержки населения» обратилось 30.12.2019 с иском в Балтийский городской суд Калининградской области о взыскании незаконно полученных Киркиченко С.В. денежных средств, основывая свои требования на ст. 1102 ГК РФ, так как административный истец, как работник учреждения Министерства Обороны, утратил право на получение соответствующих компенсаций через административного ответчика и должен получать такие выплаты по месту своего трудоустройства.

Решением Балтийского городского суда от 14.07.2021 по делу №<...> Областному государственному казенному учреждению «Центр социальной поддержки населения» было отказано в удовлетворении исковых требований, что дало административному истцу основания полагать о законности получения причитающихся ему выплат по вышеуказанному закону через указанное учреждение, после чего Киркиченко С.В. обратился в Министерство социальной политики Калининградской области о выплате ему причитающихся компенсаций с 01.01.2020, однако ему было отказано в получении вышеуказанных компенсационных выплат со ссылкой на то, что такие выплаты обязан производить его работодатель, однако работодатель также отказывает ему в их выплате со ссылкой, что такая обязанность возложена на Министерство социальной политики Калининградской области.

Административный истец считает незаконным отказ административного ответчика от выплаты назначенных ему в соответствии с Законом РФ от 15.05.1991 № 1244-1 ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров и ежегодной компенсация на оздоровление, полагая, что в силу Закона РФ от 15.05.1991 N 1244-1 (ред. от 28.12.2016) "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" Постановлениями Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 года № 907 и от 03 марта 2007 года № 136, Постановлением Правительства РФ от 30 августа 2005 года № 542 «Об утверждении Правил финансового обеспечения расходных обязательств Российской Федерации по возмещению вреда и предоставлению гражданам мер социальной поддержки, предусмотренных Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», такая обязанность возложена на административного ответчика, а не на его работодателя.

В судебном заседании административный истец и его представитель настаивают на удовлетворении административного иска, дав пояснения, аналогичные указанному в нем, при этом считают, что Министерство социальной политики Калининградской области, действующее в сфере социальных правоотношений, даже в случае, если такая обязанность по выплате вышеуказанных выплат на него не возложена, обязано было оказать ему содействие по получению соответствующих выплат по месту его работы. Киркиченко С.В. и его представитель также настаивают на том, что решение Балтийского городского суда от 14.07.2021 об отказе в удовлетворении требований истца по гражданскому делу №<...> по иску Областного государственного казенного учреждения Калининградской области «Центр социальной поддержки населения» о взыскании с Киркиченко С.В. незаконно полученных денежных средств подтвердило правомерность требований административного истца на получение вышеуказанных выплат через Министерство социальной политики Калининградской области.

Административный ответчик в суд не явился, в письменном отзыве просит административный иск Киркиченко С.В. оставить без удовлетворения, поскольку оснований для выплаты ему ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров и компенсации на оздоровление у Министерства социальной политики нет, и Киркиченко С.В. имеет право на получение указанных компенсаций со своего работодателя, так как выплата таких компенсаций действующим законодательством возложена на работодателя Киркиченко С.В. - Министерство обороны Российской Федерации.

Заинтересованное лицо Федеральное государственное казенное военное образовательное учреждение высшего образования «Военный учебно-научный центр Военно-Морского Флота «Военно-морская академия имени Адмирала Флота Советского Союза Н.Г. Кузнецова», в лице филиала в г. Калининграде просит рассмотреть дело в отсутствие его представителя.

Заслушав участников административного процесса, изучив представленные доказательства, суд приходит к следующему выводу:

Как установлено судом, Киркиченко Сергей Валерьевич, <...> года рождения, является участником ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1987 году и, в соответствии с Законом РФ от 15.05.1991 № 1244-1 ему была назначена и выплачивалась с 01 января 2009 года по 31 декабря 2019 года ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров; а по заявлению от 14 ноября 2018 года назначена и выплачена ежегодная компенсация на оздоровление за 2018 год в размере <...>.

Обстоятельство того, что Киркиченко С.В. имеет право на получение вышеуказанных выплат участниками судебного процесса не оспаривается.

Также судом установлено, что Киркиченко С.В. обратился в Министерство социальной политики Калининградской области с заявлением о выплате ему с 01.01.2020 причитающихся в силу Закона РФ от 15.05.1991 № 1244-1 ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров и ежегодной компенсации на оздоровление, однако административный ответчик отказал в такой выплате, сославшись не то, что предусмотрен иной порядок получения таких компенсаций для лиц, относящихся к гражданскому персоналу Министерства обороны Российской Федерации, а именно о получении через своего работодателя.

Также судом установлено, что Киркиченко С.В. работает с 14.03.2017 на основании трудового договора №<...> от 03.07.2017 в Федеральном государственном казенном военном образовательном учреждение высшего образования «Военный учебно-научный центр Военно–Морского Флота «Военно-морская академия имени Адмирала Флота Советского Союза Н.Г. Кузнецова» Министерства обороны Российской Федерации.

Таким образом, Киркиченко С.В. с 14.03.2017 по настоящее время, как работник вышеуказанного учреждения относится к гражданскому персоналу Министерства обороны Российской Федерации.

Разрешая вопрос об обоснованности позиции административного ответчика об отказе Киркиченко С.В. в назначенных ему ранее ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров и ежегодной компенсации на оздоровление за счет денежных средств, поступающих Министерству социально политики Калининградской области, суд исходит из следующего:

В соответствии с ч.1 ст. 56 Трудового кодекса РФ на работодателя возлагается обязанность по своевременной и полной выплате работнику заработной платы, которая согласно ч. 1 ст. 129 Трудового кодекса РФ представляет собой вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

Из ст. 5 Закона № 1244-1 видно, что предусмотренные меры социальной поддержки граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, являются расходными обязательствами Российской Федерации. Порядок финансирования расходных обязательств Российской Федерации устанавливается Правительством Российской Федерации.

Порядок финансирования расходных обязательств Российской Федерации по предоставлению мер социальной поддержки гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, установлен Постановлением Правительства РФ от 30 августа 2005 года № 542 «Об утверждении Правил финансового обеспечения расходных обязательств Российской Федерации по возмещению вреда и предоставлению гражданам мер социальной поддержки, предусмотренных Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», Федеральным законом «О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча» и Федеральным законом «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне».

Согласно п. 6 указанного Постановления финансовое обеспечение расходных обязательств Российской Федерации по возмещению вреда и предоставлению мер социальной поддержки военнослужащим, сотрудникам органов внутренних дел, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органов и федеральных органов налоговой полиции, а также пенсионерам из их числа, в том числе ныне работающим (независимо от места работы), подвергшимся радиационному воздействию, осуществляется в пределах средств, предусмотренных на эти цели в федеральном бюджете на соответствующий год федеральным органам исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба.

В указанном порядке осуществляется финансовое обеспечение расходных обязательств Российской Федерации, связанных с возмещением вреда и предоставлением мер социальной поддержки гражданскому персоналу указанных федеральных органов исполнительной власти.

Таким образом, вышеназванные Правила, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 августа 2005 года № 542, определяют порядок финансового обеспечения расходных обязательств Российской Федерации по предоставлению гражданам мер социальной поддержки, сотрудники указанных органов реализуют свое право на получение мер социальной поддержки по месту прохождения службы или через пенсионные органы указанных ведомств.

Таким образом, оплата ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров и ежегодной компенсации на оздоровление гражданскому персоналу тех же федеральных органов исполнительной власти, указанных в Постановлении Правительства РФ № 542 от 30 августа 2005 года производится работодателем, расходы на оплату ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров и ежегодной компенсации на оздоровление, понесенные работодателем, возмещаются из федерального бюджета.

Согласно ст. 5.1. Закона РФ от 15.05.1991 N 1244-1 (ред. от 28.12.2016) "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление полномочия по предоставлению, в том числе по доставке, гражданам компенсаций и других выплат (за исключением компенсаций и других выплат, предоставляемых военнослужащим, сотрудникам органов внутренних дел, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, таможенных органов Российской Федерации, пенсионерам из числа этих лиц, в том числе работающим (независимо от места работы), гражданскому персоналу указанных федеральных органов исполнительной власти, а также пенсионерам из числа лиц, уволенных из федеральных органов налоговой полиции, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, в том числе работающим (независимо от места работы), предусмотренных пунктом 13 части первой, статьи 14 (ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров) и 13 статьи 17 (ежегодная компенсация на оздоровление).

Также и в ныне действующей редакции указанной статьи из полномочий Пенсионного фонда Российской Федерации вышеуказанные денежные компенсации исключены.

Постановлениями Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 года № 907 и от 03 марта 2007 года № 136 (действующие на момент обращения административного истца за выплатами) были утверждены Правила предоставления ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и Правила оплаты дополнительного оплачиваемого отпуска и предоставления единовременной компенсации на оздоровление, выплачиваемой одновременно с дополнительным оплачиваемым отпуском гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, согласно которым для получения компенсации гражданин обращается с заявлением по месту жительства в орган в сфере социальной защиты населения, уполномоченный органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Между тем указанными постановлениями регулируется порядок получения мер социальной поддержки, предоставляемых в центрах социальной поддержки, однако они не распространяют свое действие на выплаты, предоставляемые федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная и приравненная к ней службы, в пределах средств, предусмотренных на эти цели в федеральном бюджете на соответствующий год, в связи с чем, вышеназванные Постановления Правительства РФ к возникшим правоотношениям применению не подлежат.

Учитывая изложенное, поскольку административный истец относится к числу лиц, пострадавших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, и имеет право на меры социальной поддержки, установленные для данной категории граждан Законом РФ от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», в том числе и получение ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров и ежегодной компенсации на оздоровление, а также относится к работникам - гражданскому персоналу Министерства обороны Российской Федерации, так как работает в Федеральном государственном казенном военном образовательном учреждение высшего образования «Военный учебно-научный центр Военно-Морского Флота «Военно-морская академия имени Адмирала Флота Советского Союза Н.Г. Кузнецова», то суд приходит к выводу о правомерности отказа Министерством социальной политики Калининградской области Киркиченко С.В. в отказе в выплате с 01.01.2020 вышеуказанных мер социальной поддержки.

Не может суд согласиться и с доводом стороны административного истца о том, что решением Балтийского городского суда от 14.07.2021 по делу №<...> Областному государственному казенному учреждению «Центр социальной поддержки населения» было отказано в удовлетворении исковых требований о взыскании с Киркиченко С.В. ранее полученных им денежных средств в виде ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров и ежегодной компенсации на оздоровление, что дало административному истцу основания полагать о законности получения причитающихся ему выплат по вышеуказанному закону через указанное учреждение, поскольку из решения следует, что отказ в возврате денежных средств имел место не в силу того, что на административного ответчика возложена обязанность по выплате вышеуказанных мер социальной поддержки за период с 01.08.2017 по 31.12.2019, а в силу подпункта 3 статьи 1109 ГК РФ ввиду отсутствия недобросовестности со стороны Киркиченко С.В.

При таких обстоятельствах, суд считает возможным отказать Киркиченко С.В. в удовлетворении его административного иска.

Исходя из изложенного и руководствуясь статьями 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░

░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░.░. ░░░░░

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 16.05.2022.

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

2а-174/2022 ~ М-107/2022

Категория:
Административные
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Киркиченко Сергей Валерьевич
Ответчики
Министерство социальной политики Калининградской области
Другие
ВУНЦ ВМФ "Воеено-морская академия", в лице Филиала Федерального казенного военного образовательного учреждения высшего образования "военный учебно-научный центр военнно-морского флота" "Военно-морская академия имени адмирала флота советчикого союза Н
Суд
Балтийский городской суд Калининградской области
Судья
Чолий Л. Л.
Дело на сайте суда
baltiysky--kln.sudrf.ru
09.02.2022Регистрация административного искового заявления
09.02.2022Передача материалов судье
14.02.2022Решение вопроса о принятии к производству
14.02.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
14.02.2022Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
03.03.2022Предварительное судебное заседание
28.03.2022Предварительное судебное заседание
27.04.2022Судебное заседание
16.05.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
02.06.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
20.06.2022Дело оформлено
30.06.2022Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее