№
№
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ года <адрес>
Жуковский городской суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Киселевой Н.В.
при секретаре ФИО2
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1 к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> о признании незаконным отказа в постановке объекта недвижимости на кадастровый учет, регистрации права собственности,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец обратился в суд с вышеуказанным административным иском, уточненным в порядке ст. 46 КАС РФ, мотивируя свои требования тем, что ДД.ММ.ГГГГ он обратился в Межмуниципальный отдел по городу Жуковский и <адрес> Управления Росреестра по <адрес> с заявлением о постановке на кадастровый учет и регистрации права собственности на <адрес>, расположенную в 4 корпусе <адрес>, поскольку в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» органом осуществляющим постановку объекта недвижимости на кадастровый учет и регистрацию права собственности на недвижимое имуществ является Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес>.
Согласно расписки от ДД.ММ.ГГГГ, сданы все имеющиеся в распоряжении заявителя ФИО1 документы для осуществления данных регистрационных действий, в том числе решение от ДД.ММ.ГГГГ Жуковского городского суда <адрес>, из которого следует, что ДД.ММ.ГГГГ Жуковский городской суд <адрес>, рассмотрев гражданское дело № по иску ФИО1 к ООО «Инвест Строй» (третье лицо Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес>) принял решение об удовлетворении требований истца- ФИО1 по признанию за ним права собственности на жилое помещение: <адрес>, расположенную в четвертом корпусе <адрес>. В резолютивной части решения отражено, что «решение суда является основанием для постановки объекта недвижимости на кадастровый учет и регистрации права собственности на указанное недвижимое имущества в органах, осуществляющих государственную регистрацию права собственности на недвижимое имущество и сделок с ним. Несмотря на прямое указание суда и полный пакет документов, представленный заявителем, ДД.ММ.ГГГГ за № № отделом Управлением Росреестра вынесено решение (уведомление) об отказе государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав по следующим основаниям:
- допущены нарушения Требований в подготовке технического плана и состава содержащихся в нем требований, а именно не указан кадастровый номер здания, в пределах которого расположено помещение (квартира).
- не представлена проектная документация в соответствии с п. 10 ст.24 Закона о регистрации.
Административный истец считает вынесенное решение незаконным, необоснованным и подлежащим отмене по следующим основаниям.
По смыслу требований п.7 ст. 1 Закона о регистрации государственный кадастровый учет недвижимого имущества, внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях сооружениях, помещениях, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости (далее- государственный кадастровый учет).
Квартира истца располагает всеми необходимыми характеристиками для постановки ее на учет по смыслу требований п.7 ст.1 Закона о регистрации.
Указаний на невозможность регистрации объекта недвижимости (квартира) в связи отсутствием кадастрового номера другого объекта недвижимости многоквартирного дома (здания) Закон о регистрации не содержит.
Пунктом 10 ст.24 Закона о регистрации предусмотрено, что «сведения о помещении или машино-месте, за исключением сведений о площади помещения или машино-места и об их местоположении в пределах этажа здания или сооружения, либо в пределах соответствующей части здания или сооружения указываются в техническом плане на основании представленных заказчиком кадастровых работ разрешения на ввод здания или сооружения, в которых расположено помещение или машино-место, в эксплуатацию, проектной документации здания или сооружения, в которых расположено помещение или машино-место.
Закон в данном случае обязывает заказчика кадастровых работ, а не физическое лицо (ФИО1), купившее у заказчика квартиру по договору купли - продажи, представлять проектную документацию. Заказчиком кадастровых работ является застройщик - ООО «Инвест-Строй»
Точно также заявитель не может отвечать за нарушение Требований к подготовке технического плана и содержащихся в нем сведений (не указан кадастровый номер здания), поскольку не является лицом, подготавливающим такие документы (это обязанность заказчика).
Кроме того, эти требования отдела Управления Росреестра уместны и применимы при регистрации всего многоквартирного дома, и не могут быть применимы к физическому лицу - ФИО1, который просит поставить на учет и зарегистрировать только свою квартиру.
Разрешение на строительство корпуса 4 <адрес> г.ФИО3 имелось, строительство осуществлено, и объект - вышеуказанный дом согласно акту государственной приемочной комиссии введен в эксплуатацию.
До настоящего времени здание не поставлено на кадастровый учет по не зависящим от заявителя причинам, в связи с этим ссылка ответчика на п.5 ч.5 ст. 14 Закона о регистрации, что постановка на кадастровый учет здания, являющегося многоквартирным домом осуществляется одновременно с осуществлением государственного кадастрового учета расположенных в таком доме квартир, является несостоятельной, поскольку заявитель не полномочен решать вопросы постановки всего здания на кадастровый учет.
Решением суда от ДД.ММ.ГГГГ по делу № Жуковский городской суд <адрес> прямо указал, что решение суда является основанием для постановки на кадастровый учет и регистрации права собственности истца на квартиру.
Однако, данное решение суда ответчик не принимает во внимание и не проводит регистрационных действий по постановке на кадастровый учет и регистрации права собственности заявителя, хотя это является прямой рабочей обязанностью ответчика, предусмотрено Законом о регистрации, и для этой цели представленные все имеющиеся в распоряжении заявителя документы.
Незаконный отказ отдела Управления Росрееетра ущемляет законные права заявителя и препятствует ему распорядиться своей собственностью и продать ее другому лицу.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 в Жуковский городской суд <адрес> было направлено административное исковое заявление по обжалованию отказа Росреестра и об обязании исполнить решение суда.
ДД.ММ.ГГГГ данное заявление было возвращено судом из-за допущенной ошибки представителя административного истца (не представлена доверенность).
Таким образом, административный истец считает, что срок на подачу административного искового заявления пропущен им по уважительной причине.
Учитывая изложенное, административный истец просит суд восстановить пропущенный по уважительной причине срок на подачу административного искового заявления по обжалованию отказа Управления Росреестра, оформленного уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ № №
Признать незаконным отказ Межмуниципального отдела по городу Жуковский и <адрес> Управления Росреестра по <адрес>, оформленный уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ № № в постановке на кадастровый учет <адрес>, расположенной в четвертом корпусе <адрес>, и регистрации права собственности на вышеуказанную квартиру за ФИО1
Обязать Межмуниципальный отдел по городу Жуковский и <адрес> Управления Росреестра по <адрес> осуществить постановку на кадастровый учет <адрес>, расположенной в четвертом корпусе <адрес> и зарегистрировать права собственности на вышеуказанную квартиру за ФИО1
Административный истец ФИО1 в судебное заседание не явился, извещен, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.
Представитель административного ответчика - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес>, в судебное заседание не явился, извещался судом надлежащим образом, возражений относительно заявленных требований ФИО1 не представил.
Суд, исследовав материалы дела, приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований в полном объеме по следующим основаниям.
Положения ч.1 ст.218 КАС РФ предоставляют гражданину право обратиться в суд с требованиями об оспаривании действий (бездействия) органа государственной власти, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, если он полагает, что нарушены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов.
В силу п.2 ч.2 ст.1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном данным кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, должностных лиц, порядок производства по которым предусмотрен главой 22 названного кодекса.
На основании ч. 1 ст. 219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Согласно частям 5, 7 ст. 219 КАС РФ, пропуск установленного срока обращения в суд не является основанием для отказа в принятии административного искового заявления к производству суда. Причины пропуска срока обращения в суд выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании.
Пропущенный по указанной в части 6 настоящей статьи или иной уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом, за исключением случаев, если его восстановление не предусмотрено настоящим Кодексом.
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ в адрес Жуковского суда ФИО1 было направлено административное исковое заявление к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> о признании незаконным отказа в постановке объекта недвижимости на кадастровый учет, регистрации права собственности, которое поступило в суд ДД.ММ.ГГГГ Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ административное исковое заявление было возвращено административному истцу на основании п. 4 ч. 1 ст. 129 КАС РФ.
Учитывая изложенное, суд находит приведенные административным истцом причины пропуска на подачу административного искового заявления к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> о признании незаконным отказа в постановке объекта недвижимости на кадастровый учет, регистрации права собственности уважительными, а срок подлежащим восстановлению.
В ходе судебного разбирательства установлено, что решением Жуковского городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ за ФИО1 признано право собственности на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, с указанием на то, что решение является основанием для постановки объекта недвижимости на кадастровый учет и регистрации права собственности на указанную квартиру.
Указанным судебным актом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ между ФИО1 и ООО «Инвест Строй» заключен Договор № участия в долевом строительстве, по условиям которого ООО «Инвест Строй» принял на себя обязательство в срок не позднее ДД.ММ.ГГГГ построить и ввести в эксплуатацию жилой дом, расположенный по <адрес> г. ФИО3, и после ввода объекта в эксплуатацию, передать в собственность истцу двухкомнатную <адрес> указанном жилом доме. В свою очередь ФИО1 принял на себя обязательство оплатить установленную договором цену в размере 5732350 руб. и принять объект по акту приема-передачи.
ФИО1 свои обязательства по договору исполнил в полном объеме, что подтверждается актом зачета взаимных требований от ДД.ММ.ГГГГ, актом приема-передачи жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ.
Строительство объекта завершено, жилой дом введен в эксплуатацию.
ФИО1 обратился в Межмуниципальный отдел по городу Жуковский и <адрес> Управления Росреестра по <адрес> с заявлением о государственном кадастровом учете и государственной регистрации права на квартиру, приложив решение Жуковского городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ.
Как следует из оспариваемого решения, уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ административному истцу отказано в государственном кадастровом учете и государственной регистрация права в отношении заявленного ФИО1 объекта недвижимости на основании ст. 27 Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", в частности: не указан кадастровый номер здания, в пределах которого расположено помещение в нарушение пп. 6 п. 43 Требований к подготовке технического плана и состава содержащихся в нем сведений; в нарушение ч. 10 ст. 24 Закона № 218-ФЗ во взаимосвязи с п. 20 Требований к подготовке технического плана и состава содержащихся в нем сведений, не представлена проектная документация.
Государственная регистрация прав на объекты недвижимого имущества, государственный кадастровый учет недвижимого имущества, а также ведение ЕГРН осуществляются в порядке, установленном Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
В соответствии с ч. 1 ст. 14 указанного Федерального закона государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных названным федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном названным федеральным законом порядке.
К указанному заявлению прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, необходимые для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы, в том числе, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав (п. 2 ч. 4 ст. 18 указанного Федерального закона).
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 26 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
В пункте 7 части 1 статьи 26 Федерального закона № 218-ФЗ одним из оснований для приостановления осуществления государственного кадастрового учета по решению государственного регистратора прав согласно пункту 7 части 1 статьи 26 Федерального закона № 218-ФЗ является несоответствие формы и (или) содержания документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, требованиям законодательства Российской Федерации.
В осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ (часть 1 статьи 27 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ).
В соответствии с п. п. 5, 7 ч. 2 ст. 14 указанного Федерального закона основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются, в том числе, вступивший в законную силу судебный акт, межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке.
Отсутствие в техническом плане помещения кадастрового номера здания, в котором расположена квартира, само по себе не может являться препятствием для осуществления регистрирующим органом постановки на государственный кадастровый учет и государственной регистрации прав в отношении принадлежащего административному истцу объекта недвижимого имущества.
В соответствии с ч. 1 ст. 19 Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", обязанность по представлению заявления и прилагаемых к нему документов для осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав возложена на орган государственной власти, орган местного самоуправления или организацию, уполномоченных на принятие решения о выдаче разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию; указанные уполномоченные органы в срок не позднее пяти рабочих дней с даты принятия такого решения обязаны направить в орган регистрации прав заявление о государственном кадастровом учете и прилагаемые к нему документы (в том числе разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию) в отношении соответствующего объекта недвижимости посредством отправления в электронной форме.
Принимая во внимание, что административный истец не относится к лицам, уполномоченным обращаться в регистрирующий орган с заявлением о государственном кадастровом учете многоквартирного дома с приложением технического плана такого объекта, проектной документации и иных необходимых документов, то информация о кадастровом номере здания, равно как и проектная документация, могли быть получены регистрирующим органом в порядке межведомственного взаимодействия.
Кроме того, решением суда от ДД.ММ.ГГГГ за административным истцом было признано право собственности на заявленную к государственной регистрации квартиру, что предполагает проверку в судебном порядке и вопросов, связанных с качеством строительства многоквартирного дома, его соответствия требованиям действующего законодательства.
Указанные обстоятельства также указывают на отсутствие препятствий в осуществлении регистрационных действий в отношении квартиры административного истца.
Таким образом, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований ФИО1 в полном объеме.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ,
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░1 ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ <░░░░░> ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ <░░░░░>, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ № №, ░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ <░░░░░>, ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ <░░░░░>, ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░1.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ <░░░░░> ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ <░░░░░> ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░1 ░░ <░░░░░>, ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ <░░░░░>.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ <░░░░░> ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░
░░░░░░░░░░░ ░░.░░.░░░░.